Формирование певческого дыхания у детей
статья

Никитин Павел Валерьевич

Важную роль в формировании певческих навыков у детей играет развитие певческого дыхания. Певческое дыхание считается основой пения, так как от него зависит качество. Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма и, прежде всего, голосового аппарата. Правильный вдох и выдох - лучшее средство для укрепления легких.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pevcheskogo_dyhaniya_u_detey.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование певческого дыхания у детей

Никитин П.В.

Никитин П.В. – педагог дополнительного образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Важную роль в формировании певческих навыков у детей играет развитие певческого дыхания. Певческое дыхание считается основой пения, так как от него зависит качество. Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма и, прежде всего, голосового аппарата. Правильный вдох и выдох - лучшее средство для укрепления легких.

Ключевые слова: певческое дыхание, диафрагма, диафрагматичное дыхание, лёгкие, воздух.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.

Значение и роль дыхания в пении аналогичны роли смычка при игре на скрипке. Для того, чтобы скрипичный звук был чист, устойчив и ровен, необходимы два условия: во-первых, волосяная тетива смычка должна быть в достаточной степени натянута, а во-вторых, правая рука скрипача должна двигаться с величайшей плавностью и равномерностью давления смычком на струны.

Весь дыхательный аппарат певца должен быть использован таким образом, чтобы сперва обеспечить достаточный запас рабочего воздуха, а затем под определённым и равномерным (без толчков) давлением пропустить его через сближенные и напряжённые в той или иной мере голосовые связки.

Что получилось, если бы, например, натяжение смычка во время игры на скрипке время от времени ослабевало? Всякому понятно, что в моменты ослабления натяжения волосяной тетивы звук терял бы чистоту и ясность и даже совсем прекращался.

Из всех существующих типов дыхания, то есть ключичного, грудного, костоабдоминального (грудобрюшного), и абдоминального (диафрагматического) только последний пригодный для достижения требуемой умеренности и равномерности воздушного давления под голосовыми связками. При диафрагматическом типе дыхания грудная клетка остаётся неподвижной, тогда как вдыхание производится посредством опускающейся (при сокращении) диафрагмы, а выдыхание – мышцами брюшного пресса.

В целях наглядности при объяснении ученикам этого типа дыхания можно прибегнуть к сравнению туловища человека (в его дыхательной функции) с трубкой насоса или шприца, назначение которого – через одно и то же отверстие набирать и изгонять обратно жидкость или воздух. Данное устройство набирает воздух движением поршня вниз, а изгоняет его обратным движением поршня вверх.

 В организме человека функцию разделения грудной и брюшной полости выполняет грудобрюшная преграда – диафрагма. При диафрагмальном дыхании воздух лёгкими вдыхается за счёт углубления грудной клетки из-за опускания диафрагмы. Опускаясь при своём сокращении, диафрагма оттесняет вниз лежащие под ней брюшные органы, причём ёмкость грудной полости увеличивается в глубину, чем и втягивается в грудную полость (в лёгкие) нужный объём воздуха. Таким образом, момент опускания (сокращения) диафрагмы вполне и в точности соответствует опускания поршня насоса.

После этого комбинированными сокращениями мышцы брюшного пресса поднимают обратно вверх всю опустившуюся при дыхании массу брюшных органов. Они своим давлением приводят постепенно уступающую диафрагму в её исходное высокое положение и, давя через неё на лёгкие, вытесняют из них ту часть воздуха, которую они набрали за счёт опускания диафрагмы. Этот момент выдыхания в точности соответствует движению поршня шприца вверх.

Овладеть навыком певческого дыхания помогает одно простое упражнение, которое научит детей, обучающихся пению, правильно дышать.

Существует непреложный физический закон – природа не терпит пустоты. Для того чтобы наполнить резервуар лёгких воздухом для пения, вовсе не надо его втягивать носом или ртом. Достаточно расширить резервуар лёгких быстрым и лёгким движением диафрагмы (грудобрюшной преграды), и воздух сам бесшумно устремится в лёгкие, через полость носоглотки и расширенные голосовые связки заполнит образовавшимся пространством.

На первый взгляд это кажется очень сложным и непонятным, однако это вовсе не так. Для того, чтобы научиться этому типу дыхания, ребёнку достаточно лишь выполнять одно простое упражнение каждый день по 10 раз утром и вечером.

Упражнение выполняется стоя. Ребёнок смотрит вперёд, спина прямая, дыхание равномерное, кладёт ладошки на живот. Быстрым, но не резким движением выпячивает живот вперёд, а затем медленно и с некоторым усилием втягивает его в себя.

Затем, когда это упражнение будет освоено и такое движение животом не будет вызывать никаких сложностей у ребёнка, нужно будет добавить в упражнение ещё один элемент. Во время выпячивания живота ребёнок приоткрывает рот, как будто хочет зевнуть, при этом специального вдоха он не делает (вдоха не должно быть слышно), а вот выдох через чуть приоткрытые губы, когда ребёнок втягивает живот, должен быть сильным и продолжительным.

Любые дыхательные упражнения, направленные на привитие навыка правильного певческого дыхания, способствует оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляет массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...

Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Использование системы специальных упражнений и различных  игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

Формирование певческих навыков: Певческое дыхание

Формирование певческих навыков: Певческое дыхание...

План-конспект учебного занятия «Певческое дыхание. Упражнения на развитие певческого дыхания»

Занятие для обучающегося первого года обучения.Учебная дисциплина: вокалТип занятия: изучение нового материала.Форма работы: индивидуальнаяТема занятия: Певческое дыхание. Упражнения на развитие певче...

«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»

Наглядный показ  приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, кото...