Программно - методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования
методическая разработка на тему
Методические рекомендации содержат теоритические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представоенной документации соответствуют современным требованиям системы образования РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rek-cii_programmno-metodicheskoe_obespechenie.doc | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Программно-методическое обеспечение
образовательного процесса
педагога дополнительного образования
Аннотация
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требованиям системы образования РФ.
Методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.
Представленные материалы имеют практическое значение, как для начинающих, так и для более опытных педагогов дополнительного образования.
Составитель: методист МОБУ ДОД ЦВР Е.Ю. Пономарева
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………… 5
1. Виды учебной документации в УДО детей………………………………………………... 6
1.1. Основная документация…………………………………………………………………… 8
1.2. Дополнительная документация. Критерии оценки уровня усвоения образовательной программы………………………………………………………………………………………. 8
1.3. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся…………………………………... 9
1.4. Индивидуальный образовательный маршрут……………………………………………10
2. Примерная модель занятий в УДО детей…………………………………………………. 10
2.1. Основные требования к современному занятию………………………………………...11
2.2. Структура различных типов занятий……………………………………………………. 12
2.3. Методы организации занятия в детском объединении………………………………… 12
2.4. План занятия………………………………………………………………………………..13
2.5. Общие требования к написанию плана-конспекта занятия……………………………..15
2.6. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе …………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Литература………………………………………………………………………………………18
Приложение 1. Анализ деятельности педагогов дополнительного образования за учебный год………………………………………………………………………………………………..19
Приложение 2. Критерии оценки результативности обучения по дополнительной образовательной программе «Акварель»…………………………………………………….. 21
Приложение 3. Тесты промежуточной аттестации детей 2 года обучения театра-студии моды «Гармония»……………………………………………………………………………….23
Приложение 4. Примерный план занятия……………………………………………………. 25
Приложение 5. Конспект учебного занятия для детей 3 года обучения объединения «Многоликая кожа»……………………………………………………………………………..25
Приложение 6. План открытого занятия студии народного творчества «Отрада»…………28
Приложение 7. План открытого занятия по хореографии……………………………………29
Введение
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых.
Образовательный процесс – процесс управляемый, следовательно, включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов (Приложение 1). Все эти элементы присущи и деятельности педагога.
Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.
Какие же требования предъявляются к оформлению и содержанию данных материалов? Главным правилом является то, что при разработке учебной документации всех уровней педагог должен руководствоваться Государственными образовательными стандартами, нормативными документами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, а так же Уставом образовательного учреждения.
Схема 1. Нормативная база образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей
1. Виды учебной документации
в учреждении дополнительного образования детей
Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса.
К основной учебной документации относятся образовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий. В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса. Образовательная программа – база, на основе которой ведется перспективное и тематическое планирование. Планы разрабатываются и к каждому учебному занятию, при этом наличие подробных планов-конспектов занятий необходимо в случае, если педагогом проводится открытое или итоговое занятие.
Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные контрольно–оценочные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся. По дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями.
Одним из критериев вида учебной документации является ее целесообразность, необходимость для совершенствования образовательного процесса. В широком смысле под «документом» понимается любой материальный носитель данных и информации, следовательно, он может быть представлен не только в форме печатной продукции, но и в форме аудио- и видеоматериалов, которые способствуют решению задачи сохранения и распространения педагогического опыта.
Схема 2. Перечень учебной документации педагога.
- Основная документация
Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими, которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности творчески подходить к отбору содержания и направления своей деятельности.
Дополнительная образовательная программа – это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Образовательная программа – важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время – оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия.
Теоретическое обоснование структуры образовательной программы в системе дополнительного образования детей впервые было проведено в 1993 году Фоминой А.Б. и опубликовано в учебно-методическом пособии «Управление социально-педагогической деятельностью УДОД». Согласно нормативным документам последних лет в структуру образовательной программы, как правило, входят следующие элементы:
- Титульный лист.
- Введение.
- Пояснительную записку.
- Учебный и учебно-тематический планы.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение.
- Список литературы.
На Титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указать полное наименование образовательного учреждения, где, когда и кем утверждена программа, её полное название, возраст детей и срок реализации, Ф.И.О. и должность автора, название города или поселка, в котором реализуется программа и год её разработки.
Во Введении дается краткая характеристика направления деятельности, по которому написана образовательная программа, говорится о его социальной значимости и анализируется ситуация, сложившаяся в данной местности на данный момент времени.
Более подробно направленность образовательной программы раскрывается в Пояснительной записке. Далее отдельными абзацами расписывается новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы, выделяются отличительные особенности данной программы от уже существующих.
Здесь же должны быть четко сформулированы цели педагогической деятельности и обозначены основные тенденции в развитии детского коллектива.
Результат — это то, что удовлетворяет определенную потребность определенного человека. Можно сказать, что цель – это описание желаемой ситуации в измеряемых переменных. А процесс достижения этой цели, порядок действий, шагов, этапов, ведущих к цели, в свою очередь являются задачами. Таким образом, цели и задачи образовательной программы должны представлять собой систему достижения ожидаемого результата .
В пояснительной записке так же должны быть указаны следующие исходные данные: нормативный срок реализации программы; возраст детей, на которых рассчитан процесс обучения по программе, их психологические и физиологические особенности; количественный состав учебных групп, режим занятий.
Особым пунктом пояснительной записки является описание предполагаемых результатов по каждому году обучения и формы их отслеживания. Собственная система диагностики поможет педагогу скорректировать свою деятельность таким образом, чтобы на выходе выпускник приобрел те качества, которые считаются показателями освоения образовательной программы. Используемые формы контроля должны давать возможность в полной мере определить качество усвоения программного материала, показать творческий рост воспитанника в соответствии с разработанными критериями оценки знаний, умений и навыков воспитанников.
Эффективным отражением качества образовательной деятельности является проведение мониторинговых исследований. В результате тестирования получают количественные показатели, которые служат объективной стандартизированной мерой уровня усвоения образовательной программы.
Учебный и учебно-тематический планы содержат перечни разделов и тем дополнительной образовательной программы и определяют количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Комплексные образовательные программы должны содержать сводные учебные планы, отражающие все изучаемые предметы (курсы) и распределение учебной нагрузки воспитанника, занимающегося по данной программе по годам обучения, за весь период обучения. Если же образовательный процесс предполагает индивидуальную работу с детьми (например, с солистами ансамбля, танцевальными парами и т.д.), то программа должна содержать и учебно-тематический план индивидуальных занятий.
Основное содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание теоретического и практического материала каждой темы (раздела) программы. Здесь же возможно описание формы проведения занятия, используемые приемы и методы работы с детьми, необходимый дидактический материал и оборудование, формы подведения итогов.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, возможно выделить и отдельным пунктом раздела Условия реализации программы. В него будет включено более подробное описание всех условий, необходимых для реализации программы. Это кадровое обеспечение, характеристика функционального помещения, перечень учебных и вспомогательных материалов, методическое и технологическое сопровождение и т.д.
Список литературы, помещенный в конце программы, должен состоять из двух разделов – литературу для педагога и литературу для воспитанников.
Составленная таким образом программа будет являться целостной системой, обеспечивающей эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками, способствующей достижению поставленных целей и реальных результатов учебной и творческой деятельности детей. При этом важно помнить, что реализуемые в образовательной практике программы должны быть гибкими и открытыми, т.е. допускать внесение изменений.
Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее:
- Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности.
- Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам.
- Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.
Сюда же прилагаются индивидуальные образовательные маршруты, если существует необходимость в индивидуальной работе.
Текущий педагогический контроль осуществляется в течение всего периода обучения – на каждом этапе учебного занятия, по ходу изучения отдельной темы. Итоговый контроль осуществляется по окончанию изучения нескольких тем или разделов образовательной программы, обычно – в конце полугодия в ходе промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. Этапы педагогического контроля могут быть описаны в программе деятельности, для чего рекомендуется следующая таблица:
Таблица 2. Этапы педагогического контроля
Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма проведения занятия |
Описываемые здесь знания, умения и навыки должны строго соответствовать требованиям образовательной программы ( «… должен знать и уметь»).
Далее необходимо указать, какие инновационные формы работы с детьми и методы обучения будут использоваться в ходе реализации программы.
Работа объединения в летний период планируется отдельно.
Участие в конкурсных программах – хорошая возможность для реализации творческого потенциала воспитанников, эффективное средство повышения их познавательной активности. Педагог должен запланировать участие воспитанников в выставках, смотрах и конкурсах детского творчества, а так же в концертных программах, если это соответствует специфике деятельности объединения.
Раздел «Организационно-методическое обеспечение» включает три подраздела:
- организация и создание внутри коллектива творческих и/или инициативных групп,
- работа с родителями (консультации, собрании, совместные мероприятия для детей и родителей, другие формы привлечения родителей к учебно-воспитательной деятельности),
- методическая работа (работа по самообразованию, разработка конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий, диагностических материалов, методических пособий, бесед и консультаций с указанием конкретных тем и сроков исполнения и т.д.).
1.2 Дополнительная документация.
Критерии оценки уровня усвоения образовательной программы
Говоря о качестве образовательной деятельности, мы подразумеваем соответствие специфических характеристик объекта, на которого направлена эта деятельность (личность воспитанника) и требований, установленных образовательной программой. Рассмотрим общие критерии оценки уровня усвоения образовательной программы (Приложение 2).
Предлагаемая технология основывается на трех показателях - теоретической и практической подготовке, общеучебных умениях и навыках.
Главными параметрами оценки качества теоретической подготовки являются теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы и владение специальной терминологией.
Параметрами практической подготовки являются практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой, владение специальным оборудованием и оснащением и творческие навыки воспитанников.
К общеучебным умениям и навыкам относятся такие параметры, как учебно-интеллектуальные умения (умения подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться электронными источниками информации, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность), учебно-коммуникативные умения (умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссиях и т.д.), учебно-организационные умения и навыки (умение организовать свое рабочее место, умение аккуратно выполнять работу).
Степень выраженности каждого показателя выявляется по четырем уровням:
1 уровень - оптимальный (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России);
2 уровень - достаточный (полное освоение программы);
3 уровень - средний, т.е. базовый (полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);
4 уровень - недостаточный (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).
На основе вышеизложенного педагог может составить индивидуальную карту достижений воспитанника или общую на группу таблицу результативности обучения воспитанников.
- Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
Оценка успехов воспитанников - основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической подготовки воспитанников, очень важно продумать форму проведения аттестации. Педагоги дополнительного образования широко используют самые разнообразные формы.
Например: тестирование, цель которого выявление уровня знаний, умений и навыков.
Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) – это набор стандартизированных вопросов и заданий, результат выполнения которых позволяет измерить личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. В ходе педагогического тестирования получают количественные показатели, которые являются объективной мерой уровня освоения теоретической части образовательной программы. В этой связи качество теста зависит от того, насколько точно его задания выявляют знания, подлежащие измерению, и насколько точно тест отражает контролируемую область знаний.
Любой тест прежде всего должен содержать инструкцию - словесные указания испытуемому, связанные с выполнением заданий (выбором правильного ответа из нескольких вариантов; решением какой-то задачи и т.п.).
Тестовые задания могут быть закрытого типа, когда содержание сопровождается несколькими номерованными вариантами ответа и испытуемому предлагается выбрать номер правильного, и открытого типа - без указания возможных вариантов ответа, когда испытуемому предлагается самостоятельно указать правильный ответ.
Один и тот же тест может иметь несколько вариантов, различающихся по трудности заданий, при этом каждый вариант может содержать, так называемые, узловые (общие) задания, которые используются для выравнивания результатов тестирования.
Для проведения тестирования могут применяться бланки определенного образца, которые и являются носителем содержания теста. Бланки теста обычно дополняются соответствующим бланков ответов (ключом), с помощью которого производят проверку.
В зависимости от вида аттестации (стартовая, промежуточная или итоговая) выделяют и несколько видов теста (вводные, тематические, промежуточные, итоговые), что дает педагогу возможность создать стабильную систему контроля (Приложение 3).
- Индивидуальный образовательный маршрут
Решением актуальной задачи дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении конкретных образовательных стандартов является создание индивидуальных образовательных маршрутов.
Анализ педагогической литературы показывает, что нет единого мнения о понятии «индивидуальный образовательный маршрут», некоторые авторы отождествляют его с понятием «индивидуальная образовательная траектория». В любом случае здесь понимается структурированная программа действий обучаемого на некотором фиксированном этапе обучения.
Временная структура индивидуального образовательного маршрута определяет отрезок учебного времени, покрываемый индивидуальным обучением, и фиксирует общий срок выполнения (предполагает, например, ускоренный или замедленный темп развития ребенка, учитывает внешние обстоятельства его жизни и т.д
Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.
В контролирующую структуру индивидуального образовательного маршрута входят текущий контроль, отчет о выполнении учебных модулей и итоговая аттестация достижений.
Создать индивидуальный маршрут для ребенка можно только при условии ведения мониторинга, отслеживании результатов, выявлении специфики одаренности или причин неуспешности (в этом случае образовательный маршрут станет условием осуществления психолого-педагогической коррекции каких-то качеств, способностей и т.д.).
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника (как документ) в детском объединении дополнительного образования может включать следующие составляющие:
•обобщенная характеристика воспитанника (результаты комплексной диагностики);
•перечень знаний и умений в рамках основной образовательной программы детского объединения;
•перечень знаний и умений для углубленного изучения в данной области;
•перечень творческих заданий по каждой учебной теме программы;
•перечень специальностей, которые существуют в данной области деятельности;
•перечень учреждений профессионального образования в конкретной сфере деятельности;
•результаты педагогического мониторинга;
•необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.
Индивидуальная образовательная программа реализуется в ходе групповых индивидуальных занятий, а так же в процессе самостоятельной работы в случае одаренности воспитанника.
2. Примерная модель занятия в УДОД
Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:
- учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
- согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
- определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
- определяются тип и структура занятия;
- его тема, цель, задачи.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
2.1 Основные требования к современному занятию
- Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
- Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
- Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к обучающимся. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
- Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
- Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
- Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и др.
2.2 Структура различных типов занятий
Тип занятия | Основные элементы структуры занятия |
Комбинированное занятие | Организационная часть
|
Занятие сообщения и усвоения новых знаний | Организационная часть
|
Занятие повторения и обобщения полученных знаний | Организационная часть
|
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков | Организационная часть
|
Занятие применения знаний, умений и навыков | Организационная часть
|
2.3 Методы организации занятия в детском объединении УДОД
- репродуктивный;
- словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
- методы практической работы;
- метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
- исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
- методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
- проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
- метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
- наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
- использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
2.4 План занятия
При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.
Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:
- организационный этап,
- проверочный этап,
- подготовительный этап,
- этап актуализации имеющихся у детей знаний,
- этап работы по новому материалу,
- этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
- этап повторения изученного материала,
- этап обобщения пройденного материала,
- этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
- физкультминутка или этап релаксации,
- контрольный этап,
- итоговый этап,
- этап рефлексии,
- информационный этап.
Рассмотрим пример планирования комбинированного учебного занятия как наиболее распространенного типа ( Приложение 4).
Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или «Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».
Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о традициях…».
Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно.
Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия/ понимания/ закрепления/ осмысления…», «организовать деятельность по восприятию/ применению/ контролю/ коррекции…», «способствовать формированию/развитию …», «помочь в …» и т.д.
Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.
Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу (не изложение нового материала!), во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.
Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.
Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.
На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.
Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. При этом контрольная (самостоятельная) работа должна быть разноуровневой.
После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.
На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.
На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.
Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.
Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.
2.5 Общие требования к написанию плана-конспекта занятия
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:
- цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
- учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
- образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
- ведущие виды деятельности участников занятия;
- структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
- содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
- мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
- формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
- диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
- приемы управления вниманием, активизация детей;
- типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
- образцы корректирующих упражнении;
- приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
- диагностика результатов занятия, подведение итогов.
2.6 Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Традиционные занятия | Нетрадиционные занятия |
Лекция Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. | Презентация предмета, явления, события, факта. Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях. |
Семинар Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. | Социадрама Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений. |
Дискуссия Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. | Защита проекта Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. |
Конференция Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. | Философский стол Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п. |
Экскурсия Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. | «Крепкий орешек» Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. |
Туристический поход Передвижение группы людей с определенной целью. | Конверт вопросов Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. |
Учебная игра Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. | Выпускной ринг Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми. |
Утренник, праздник т.д. Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. | Психологическое занятие Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач. |
Заключение
Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.
Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:
1. Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.
2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.
3. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно.
Концерт.
Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый воспитанник этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности. Воспитанник – исполнительское мастерство и умение. Педагог – педагогические, балетмейстерские, организационные навыки, знания, умения. Если раньше на открытом занятии или итоговом мероприятии результат видели только родители, воспитанники коллектива, другие педагоги, то на концерте результат вашей работы увидят уже воспитанники других коллективов, их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на концерт. Здесь уже нужно постараться исполнить свою роль так, чтобы зритель пришёл ещё раз на вас посмотреть.
Смотры, конкурсы, фестивали.
Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, далее городские фестивали и смотры, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: воспитанник – исполнительское и актёрское, педагог – педагогическое, балетмейстерское, организационное. Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.
Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (хореография, спорт, рисование, рукоделие, плавание и пр.). Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.
Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.
Литература
Л.Н.Буйлова, С.В.Кочнева, Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей, Гуманитарный издательский центр « Владис», 2001г.;
Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, С.В. Климин, Н.А. Морозова, Р.М. Петрунева, Ю.Г. Татур, И.Ф. Шишкин «Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения». Москва «Новый учебник» 2003 г.
Журнал «Дополнительное образование и воспитание» 3 / 2006г., Конструирование задач учебного занятия, стр.28-32
В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей. Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2005 г.
Л.Г. Логинова «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент». Москва «Мегаполис» 2008г.
Е.Ю.Сухаревская, Технология интегрированного урока, /Педагогика нового времени/, издательство «Учитель», 2993г.;
Станченкова Н.П. Нормативное и информационное обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования./ Дополнительное образование. -№ 11. - 2001.
Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова «Педагогический поиск. Практика дополнительного образования детей». Москва 2007 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анализ деятельности педагогов дополнительного образования за учебный год
Программа «_________________________________________________________________»
Педагог дополнительного образования ___________________________________________
- Количественный анализ
1.1.Количество детей в объединении на начало года_____, на конец года_______
1.2. Возрастная характеристика детского коллектива:
1.3.Творческие достижения обучающихся (персональные и коллективные):
Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня
в 201___-201___ учебном году
№ | Полное название мероприятия, место проведения | Участники (фамилия, имя) | Результат (личный) | Результат (командный) | Общее количество участников (чел.) |
Федеральный уровень | |||||
1. | Всероссийский лагерь-слет туристов-краеведов (этнографов) | команда | 3 место в конкурсе «Бытовые навыки»; 4 место в «Ориентирование по выбору» И т.д. | ||
Иванов Семен | 1 место в конкурсе «Город мастеров» | ||||
Петрова Лариса | 4 место в Ориентировании (Ж-16) | ||||
И др. | |||||
Региональный (областной) уровень | |||||
1. | |||||
Муниципальный (районный) уровень | |||||
1. | |||||
Уровень учреждения (школа) | |||||
1. | |||||
Выполнения разрядов
№.п.п. | Фамилия, имя | Дата рождения | Год обучения | Разряд(спортивное ориентирование, спортивный туризм) | дата присвоения |
2.Личные достижения педагога
2.1.1. Почетные звания, награды, разряды; _________________________________________
2.1.2.Наличие публикаций, отражение деятельности Вашего коллектива и опыта работы в СМИ за данный учебный год (прикладываются ксероеопии)
Название материала, автор | Тема (о чем) | Где опубликовано (название издания), когда(дата) |
2.1.3.Самообразование
№ | Тема самообразования | Результат* |
*Результатом может быть публикации, выступление на педагогических чтениях и педагогических советах УДОД, советах и собраниях учреждения по месту основной работы, если данная тема касается вопроса дополнительного образования (обмен опытом, распространение опыта).
- провел(а) открытое занятие (тема, дата):
- разработал(а) методические материалы(тема):
-участвовал(а) в конкурсе педагогического мастерства (копии материалов):
2.1.4.Повышение квалификации (как педагог дополнительного образования; по направлению деятельности)
№ | Курсы, семинары, индивидуальные консультации (форма) | Тема | Где и когда, Если индивидуальные консультации, то у кого | Подтверждение (если есть документ) |
2.1.5. Испытывали ли вы трудности при организации Вашей деятельности по работе с объединением? Какие Ваши предложения по темам обучающих и проблемных семинаров на следующий год?
Ваши ответы помогут при планировании.
3. Результаты педагогической деятельности:
Выполнение образовательной программы
Выполнение программы «_________________________ « за 201__ -201__ учебный год
Объединение_______________________________________________________________
Год обучения ______________________________________________________________
Руководитель объединения __________________________________________________
№ | Тема учебного плана | Выполнение учебного плана | Выполнение содержания учебных программ (указать неизученные разделы программы, причины) | ||
Количество часов по учебному плану | Количество. проведенных часов | Процент выполнения учебного плана | |||
Всего часов |
4. Какую роль в работе Вашего объединения играют родители? В чем она выражалась в этом учебном году?_________________________________________________
Участие родителей в работе объединения
Фамилия, имя ребенка | ФИО родителя | Мероприятие |
5. Конечно, у Вас есть интересные наработки? Чем можете поделиться с коллективом?
Одну разработку занятия, праздника и т.д. сдать в УДО для создания сборника методических материалов педагогов дополнительного образования;
6. Оформите с детьми страничку (альбомный лист) о деятельности своего объединения за учебный год, отразив в ней наиболее яркие дела и результаты (для портфолио объединения)
Приложение 2
Критерии оценки результативности обучения
по дополнительной образовательной программе «Акварель»
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Оценка | |||
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||||||
1.1. Теоретические знания | Соответствие теоре- тических знании ребенка программ- ным требованиям | Недостаточный уровень Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. | ¤ | |||
Средний уровень Объем усвоенных знаний составляет более ½ | ☻ | |||||
Достаточный уровень Ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период. | ☺ | |||||
Оптимальный уровень Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня) | ☼ | |||||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность ис- пользования специ- альной терминоло- гии | Недостаточный уровень Ребенок избегает употреблять специальные термины. | ¤ | |||
Средний уровень Ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. | ☻ | |||||
Достаточный уровень Специальные термины употребляет осознанно. | ☺ | |||||
Оптимальный уровень Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | ☼ | |||||
2. Практическая подготовка ребенка | ||||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие прак- тических умений и навыков программ- ным требованиям | Недостаточный уровень Ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков. | ¤ | |||
Средний уровень Объем усвоенных умений и навыков составляет более ½. | ☻ | |||||
Достаточный уровень Учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. | ☺ | |||||
Оптимальный уровень Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня). | ☼ | |||||
2.2. Владение различными художественными материалами и инструментами | Отсутствие затруд- нений в использо- вании материалов и инструментов | Недостаточный уровень Учащийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, в их использовании. | ¤ | |||
Средний уровень Работает с различными материалами инструментами с помощью педагога. | ☻ | |||||
Достаточный уровень Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | ☺ | |||||
Оптимальный уровень Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывая трудностей. | ☼ | |||||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Недостаточный уровень Креативность в работах отсутствует. | ¤ | |||
Средний уровень В работах проявляется начальный (элементарный) уровень развития креативности. Учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. | ☻ | |||||
Достаточный уровень Работы выполняются на репродуктивном уровне. Ребенок выполняет в основном задания на основе образца. | ☺ | |||||
Оптимальный уровень Творческий уровень. Выполняет практические задания с элементами творчества | ☼ | |||||
2.4. Развитие воображения | Недостаточный уровень Проявления творческого воображения практически незаметны. | ¤ | ||||
Средний уровень. Проявляет творческое воображение в случае, если педагог оказывают соответствующую помощь. | ☻ | |||||
Достаточный уровень. Способен к выполнению творческих заданий самостоятельно. | ☺ | |||||
Оптимальный уровень Проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий. | ☼ | |||||
3. Общеучебные умения и навыки воспитанника | ||||||
3.1. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Недостаточный уровень. Ребенок испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. | ¤ | |||
Средний уровень. Умеет слушать и выполняет задания, данные педагогом. Обращается за помощью при необходимости. | ☻ | |||||
Достаточный уровень. Большую часть заданий выполняет самостоятельно. | ☺ | |||||
Оптимальный уровень. Работает самостоятельно. | ☼ | |||||
3.2.Умение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Недостаточный уровень. Учащийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем ½ правил техники безопасности. | ¤ | |||
Средний уровень. Умеет организовать свою деятельность при помощи педагога. Освоил более ½ правил техники безопасности. | ☻ | |||||
Достаточный уровень. Самостоятельно может подготовиться к выполнению различных заданий. Знает и выполняет основные правила техники безопасности. | ☺ | |||||
Оптимальный уровень. Самостоятельно готовится ко всем занятиям. Строго соблюдает правила техники безопасности, следит за соблюдением техники безопасности другими воспитанниками. | ☼ |
Приложение 3
Тест промежуточной аттестации
детей II года обучения театра–студии моды «Гармония»
1. Курс «Конструирование, моделирование иизготовление швейных изделий».
1.Что такое мода?
А) кратковременное господство одного стиля над другим стилем,
Б) то, что носят на улице.
Ответ:
2. Кто такой Кутюрье?
А) стилист,
Б) модельер,
В) визажист.
Ответ:
3. Каких знаменитых кутюрье вы знаете?_______________________________
4. Какие основные стили в одежде вы знаете?
А) классический,
Б) сафари,
В) романтический,
Г) ретро- стиль,
Д) спортивный.
Ответ:
5.Что такое ансамбль в моде?________________________________________
6. Выравнивание поверхности ткани на конце вытачки с помощью ВТО называется
А) разутюживание,
Б) сутюживание,
В) заутюживание,
Г) приутюживание.
Ответ:
7. Для чего делают надсечки на срезах деталей изделия во время раскроя ткани?_______
Ответ:
8. Отделочная деталь, выкроенная по спирали, кольцу или овалу называется
А) подкройная обтачка,
Б) косая бейка,
В) волан,
Г) окантовка.
Ответ:
9. Чтобы увеличить выкройку на два размера, необходимо
А) разрезать и раздвинуть выкройку на необходимую величину,
Б) увеличить припуски по швам,
В) выполнить обе операции.
Ответ:
10.Для предохранения срезов от высыпания их
А) заметывают,
Б) обметывают,
В) приутюживают,
Г) приметывают.
Ответ:
11. Подготовка ткани к раскрою включает в себя следующие операции
А) выравнивание срезов,
Б) стирка,
В) выявление дефектов,
Г) накрахмаливание,
Д) определение направления долевой нити,
Е) определение лицевой стороны.
Ответ:
12.Чтобы изделие не деформировалось в процессе ВТО утюг необходимо перемещать
А) круговыми движениями,
Б) вдоль нитей утка,
В) вдоль нитей основы,
Г) в диагональном направлении,
Д) в любом направлении.
Ответ:
13. Какие виды декоративно - прикладного творчества вы знаете?
Ответ:
14. Какие изделия в лоскутной технике можно изготовить?
Ответ:
15. Что такое "Коллаж"?
Ответ:
16. Какие аксессуары вы знаете?
Приложение 4
Примерный план занятия
Дата «__»_____________года
Номер занятия
Раздел
Тема занятия
Цель, задачи занятия
Оборудование, дидактический материал
1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.
2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.
3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.
4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.
5.1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
5.2. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.
7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия.
Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог ДО должен учитывать следующие правила:
Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.
Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.
Список литературы.
Приложение 5
Конспект учебного занятия
для детей III года обучения объединения «Многоликая кожа»
Тема: Изготовление современного аксессуара из кожи на основе украшения народного костюма Белгородчины - «грибатка»
Цель: Организовать деятельность для создания современного украшения в народном стиле на основе традиционной грибатки, присутствующей в народном костюме Белгородского региона;
Задачи:
- Организовать деятельность для изучения традиций изготовления аксессуаров народного костюма Белгородчины, внесения народных традиций в изготовление современного украшения из кожи;
- Способствовать развитию творческой инициативности, художественного воображения;
- Создать условия для воспитания стойкого интереса к народному творчеству, к народной культуре Белгородской области.
Оборудование: ножницы, клей, кусочки кожи, пробойник, молоток, учебные слайды, карандаши и бумага для эскизирования.
Методические приемы: эвристическая беседа, алгоритмический метод, эскизирование, метод эмоциональной поддержки, наглядный, практический,
Предварительная подготовка:
- накануне занятия дать детям задание найти иллюстрации с изображением народного костюма Белгородского региона, рассмотреть, какие в нем присутствуют аксессуары;
- учебное помещение оформить элементами, присущими русской избе, выставить манекены, одетые в мужской и женский костюмы Белгородского региона.
Ход занятия:
1 Орг. момент
2. Сообщение темы занятия: Я хочу, чтоб вы сами сказали, чем мы будем заниматься на занятии. Для этого я приглашаю вас сегодня окунуться в мир народной культуры и почерпнуть глоток живительной воды для современного творчества
Посмотрите, пожалуйста, слайд №1.
Что вы увидели? Правильно, это традиционный народный костюм Белгородской области, женский и мужской. Что общего вы заметили в женском и мужском костюме? (вышивка на рубахе, украшение) Как называется это украшение? (грибатка). Вы можете теперь сказать, что же станет сегодня предметом нашего внимания? (ответы)
3. Актуализация знаний
Что вы знаете о грибатке? (ответы)
4. Сообщение нового материала: сообщение сведений о грибатке, традициях ее изготовления, использования.
ГРИБАТКА — это нагрудное украшение женского и мужского костюма нашей области. В русском костюме этот вид украшений в виде кругов на тесьме не имеет аналогов. Эти украшения назывались – грибатки. Грибатка служила обязательной принадлежностью праздничного костюма молодых замужних женщин и мужчин. В нашей и Воронежской губернии и надевалась с рубахой, имевшей на плечах черную вышивку. На большие праздники надевали сразу несколько грибаток, как на грудь, так и на спину. Их надевали по праздникам в южных областях (воронежской, курской, белгородской и рязанской) не только женщины, но и мужчины, что является уникальным явлением в русском мужском костюме. В мужском свадебном костюме обязательным дополнением к рубахе служило ожерелье - «грибатка», на свадьбе это был непременный атрибут. Безусловно, надевались они не столько для красоты, сколько в качестве амулета, талисмана, своеобразного оберега. По числу декоративных солнышек на последних молодой супруге прочили количество будущих детей.
Грибатка представляла собой висячее монисто из кругов – «ярил», размещенных по сдвоенным шнурам, искусно украшенное бусинами (стеклянными, позолоченными, посеребренными), бисером разных цветов и оттенков, пуговками, яркой вышивкой.
слайд №2.
5.Закрепление нового материала
- Какой основной элемент составляет грибатку? Какие цвета использовались? Из скольких кругов – ярил может состоять грибатка? Каким декоративным элементом заканчивается украшение? (ответы) Нарисуйте, пожалуйста, традиционную грибатку. (практическая работа детей). Представьте свои рисунки на стенде.
6. Актуализация знаний
- В современной моде актуально использование народных традиций. Посмотрите на свои рисунки и скажите, могла бы грибатка украсить современный костюм? Может ли грибатка изменить свой образ? Народные традиции вдохновляют современных художников на создание новых аксессуаров. Посмотрите работы молодых художников, которые создали свои варианты грибатки.
слайды №3,4,5,6,7
- Из каких материалов созданы эти украшения? Какие элементы использованы в украшении? Какие цвета использовались при создании современной грибатки? Сохранены ли традиционные цвета грибатки? Как вы думаете, можно ли создать такое украшение из кожи? Какие приемы обработки кожи можно использовать для украшения круглых элементов? (т/обработка, плетение, драпировка, аппликация, и др.) Какие цвета вы использовали бы для изготовления своей грибатки?
7. Практическая работа
Я предлагаю вам закрыть глаза и представить свою авторскую грибатку. А теперь нарисуйте свое украшение. (изготовление эскизов) Почувствовать атмосферу народного творчества вам помогут народные песни Белгородской области (звучат народные песни Алексеевского района).
Поместите свои авторские эскизы рядом с традиционными. Что изменилось? (цвет, расположение круглых элементов, декоративная отделка ) Обсуждение эскизов по плану: используемые цвета, материал; количество элементов; способ украшения кругов.
Обсуждение технологии изготовления:
-Напомните, пожалуйста, правила безопасности труда (ответы)
- С чего мы начнем работу? Составление алгоритма изготовления изделия (подбор материала, крой кругов и шнуров, декоративное оформление кругов, сборка изделия).
Приступаем к работе (звучат народные песни Белгородского региона).
Готовые работы помещаются на стенд.
8. Анализ работ.
-Я чувствую, что ваши работы излучают добро, ведь они несут в себе память прошлых поколений, мудрость нашего народа. Как вы считаете, удалось ли нам передать народный колорит украшений? По каким признакам можно судить, что это украшение в народном стиле? (яркие цвета, сохранение традиционной формы, использование для украшения элементов народных орнаментов – крест, коловорот). Какая изюминка есть в вашей работе? Чем она отличается от других? Полностью ли удалось реализовать свой творческий замысел?
9. Рефлексия
-Какие чувства посещали вас во время работы? Что интересного вы сегодня узнали? Вам хотелось бы продолжить работу по изучению аксессуаров народного костюма? (ответы детей).
Мне было очень интересно увидеть, как в ваших руках рождается современное украшение, которое несет тепло ваших рук и сохраняет память о народных традициях. Грибаткой украшали праздничный костюм, поэтому я предлагаю вам украсить себя и гостей грибатками и присоединиться к празднику, на который нас приглашает фольклорный коллектив «Каравай».
Входит фольклорный коллектив «Каравай», заводит хоровод, в который включаются все присутствующие.
Спасибо ансамблю «Каравай», давайте поблагодарим друг друга традиционным русским поклоном. Спасибо вам за то, что вы увлеченно работали, что вы прониклись духом народного творчества, я надеюсь, что вы сохраните интерес к нашей народной культуре.
Занятие окончено.
Приложение 6
План открытого занятия
студии народного творчества «Отрада»
Дата проведения: 20.04.06.
Руководитель студии: Камнева Марина Евгеньевна.
Педагог студии: Садовая Елена Михайловна – педагог студии.
Концертмейстер: Лапшин Николай Николаевич.
Возраст детей: Старшая группа (13 – 18 лет).
Тема занятия: Традиционная культура как средство духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования.
Форма занятия: Презентация программы студии народного творчества «Отрада».
Ход занятия: Рассказ руководителя студии иллюстрируется концертными номерами в исполнении ансамбля студии «Отрада».
Оформлена выставка работ декоративно-прикладного творчества участников студии. По ходу презентации происходит знакомство с каждым участником студии, его творческая характеристика.
- Во все времена духовные, нравственные и культурные ценности народа передавались от поколения к поколению. Современные условия жизни, к сожалению, прервали традиционную преемственность поколений, естественный процесс развития народного творчества. Под угрозой оказалось нравственное здоровье нации, традиционные жизненные устои. Песни, сказки, традиционные обряды и обычаи, ремесла составляли целостную систему воспитания. Нарушив эту систему, мы лишились ценнейшего дидактического материала в эстетическом, нравственном, трудовом воспитании подрастающего поколения. На Алтае богатейшим источником духовно-нравственного воспитания были традиционные культуры двух основных групп: староверов и казаков. На Алтае проживали несколько групп старообрядцев: «каменщики», «поляки», «беспоповцы» и др. Все они, благодаря своей замкнутости, очень хорошо сохранили свою культуру, традиции. На контакт с «мирскими» староверы шли очень неохотно, но тем не менее участники фольклорных экспедиций сумели записать и таким образом сохранить достаточно большое количество музыкально – песенного материала, который используется в репертуаре студии после расшифровки и, если это нужно, небольшой обработки. Если староверы были сосланы в Сибирь, то казаки находились на «государевой службе». У этого сословия был совершенно другой жизненный уклад. Эти две культуры переселенцев Алтайского края, дополняя друг друга, а иногда (очень редко) и смешиваясь, а также испытав влияние тюркского населения, образовали богатейшую, самобытную культуру русского населения Алтайского края.
Современные дети не получают знания о культуре своего народа путём передачи традиции, поэтому приходится искать разные способы их приобщения к истокам. По этой причине в программе возникли три направления: ансамблевое пение, сольное пение, прикладное творчество.
Цель работы студии – чтобы каждый ребёнок, прикоснувшись к одному виду творчества, захотел проникнуть как можно глубже в традицию своего региона.
Занимаясь по данной программе, изучая песенное творчество, народные ремёсла, обряды и обычаи своих прародителей ребёнок не только получит знания об истории и культуре своего края, но и обогатится духовно, разовьёт свои творческие способности, осознает себя частичкой культуры великого народа, что особенно важно для вступления во взрослую жизнь.
Прозвучали песни:
- «Я у маменки выросла в холя» (Петропавловский р-н АК);
- «Шел казак» (Петропавловский р-н АК);
- «Подружка моя» (частушки Краснощёковского р-на АК)
- «Ой горы мои» (протяжная песня АК);
- «Кукареку» (весенняя закличка Омской области);
- «Припевки» (песня семейских старообрядцев, Башкирия);
- «Жигули» (муз. А. Костюка);
- «Как под лесом под лесочком» (РНП в обр. Л. Шаминой);
- «У ворот батюшкиных» (РНП в обр. Бекетова).
Список детей, принимавших участие в презентации:
- Белокур Ольга
- Опарин Роман
- Рябцева Валентина
- Силина Виктория
- Кадыкало Наталья
- Малышкина Наталья
- Дошлова Татьяна
Приложение 7
План открытого учебного занятия по предмету «Хореография»
педагог дополнительного образования В.А. Грищенко
Дата «____»___________2005г.
Возраст: 13 –16 лет
Год обучения: 1-3
Количество: 18 человек
Тема: Чтобы помнили….
Цель занятия: воспитание патриотических чувств и уважительного отношения к старшему поколению.
Задачи:
- развитие образного и логического мышления , умения передавать характер, чувства, эмоции через сценическую пластику, песню;
- воспитание патриотизма, духовных традиций, любви и уважения к окружающим;
- формирование чувства ответственности за результаты коллективной и индивидуальной творческой деятельности.
Результативность :осознание учащимися чувства патриотизма и уважительного отношения к старшему поколению.
Оснащение занятия: аудиоматериал, реквизит, сценические костюмы, видеоаппаратура.
Тип занятия: комбинированный
Форма занятия: коллективная работа, занятие-инсценировка
Методы: метод создания ситуации творчества; метод учебного диалога; ассоциативный метод.
Ход занятия:
- Организационный момент:
- приветствие, объявление темы, целевая установка;
- Мотивационный этап:
- обзорная информация по заданной теме, исторические события и факты военных лет).
- Практические применение знаний и навыков:
- вокальный номер в исполнении Екатерины Кокориной «Солдат»,
- миниатюра «Вальс»,
- композиция «Священная война;
- танцевальная миниатюра со свечами;
- финальная песня «Жди меня», исполняет Антон Тимофеев
- 4. Рефлексия, подведение итогов. Поклон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документаци...
Методическая разработка "Методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей"
Описание учебно-методического комплекса как системы методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ...
Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методическая разработка раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....
Методическая разработка на тему« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Изучение информационных интернет-технологий актуально в современном мире. Это обусловлено стремительно развивающимися технологическими процессами и новыми, постоянно меняющимися, ориентирами современн...