«Компетентность в области мотивации учебной деятельности»
статья
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Подготовила – педагог дополнительного образования
Курицина Елена Константиновна
Тема выступления:
«Компетентность в области мотивации учебной деятельности»
Основные понятия:
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотив – устойчивая, внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Развитие мотивации сегодня – необходимое условие педагогической деятельности. Это закреплено в нормативных документах.
Компетентность в области мотивации учебной деятельности является одной из шести базовых компетенций, представленных в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» и определяется во время проведения экспертизы практической деятельности при аттестации (Новый Порядок её проведения утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрирован Минюстом России 23.05.2014).
Данная компетентность раскрывается через три ключевых показателя:
умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности;
умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников);
умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).
Формирование мотивации (практический аспект)
Способы создания ситуации успеха
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.
Рассмотрим некоторые приемы «неожиданной» радости:
- прием «Лестница».
Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
- прием «Даю шанс».
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
- прием «Исповедь» или «Когда педагог плачет».
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение педагога к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Данный прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение к лучшим чувствам детей получит понимание.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Рассмотрим приемы «общей» радости.
- прием «Следуй за нами».
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
- прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел».
Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
- прием «Обмен ролями» или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
- прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».
В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного обучающегося станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Радость познания
Развитие познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.
- прием «Эврика».
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя новое задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
- прием «Линия горизонта».
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, обучающийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
Диагностическое исследование мотивации
Тест – опросник «Оценка настроения»
Автор: Карелин А.А.
Инструкция: В этом опроснике предлагается 21 вопрос, на которые следует ответить, выбрав один из трех вариантов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение том, какое настроение преобладает в момент обследование: обычное, эйфорическое или негативное. Тест привлекает краткостью, простой формой вопросов и ответов.
Вопросы:
1. Чувствую себя бодро.
2. Другие учащиеся очень мне надоели.
3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
4. Скорее закончились бы занятия.
5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
6. Состояние такое, что готов горы свернуть.
7. Оценка, полученная мною, вызывает чувство неудовлетворенности.
8. Удивительное настроение: хочется петь, плясать, целовать от радости каждого кого вижу.
9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.
10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне неудачными.
11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.
12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.
14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом».
15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».
16. Все люди мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.
17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко и доступно.
18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
19. Бывает хуже, но редко.
20. Не верю даже самым близким людям.
21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.
Оценка результатов:
Проводится по следующим критериям.
Настроение: 9 баллов -20 ответов «нет»; 8 баллов -19 ответов «нет»; 7 баллов - 18 ответов «нет»; 6 баллов -16-17 «нет»; 5 баллов -13-15 «нет»; 4 балла -10-12 «нет»; 3 балла - 8-9 «нет»; 2 балла - 6-7 «нет»; 1 балл - 5 и менее ответов «нет».
Негативное состояние: ответы «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов -1-2 ответа; 8 баллов - 3; 7 баллов - 4; 6 баллов - 5-6; 5 баллов - 7-8; 4 балла - 9-10 ответов; 3 балла - 11-13 ответов; 2 балла – 14-15 ответов.
Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий):
9 баллов - 6ответов и ниже; 8 баллов – 7; 7 баллов - 8-9 ответов; 6 баллов – 10-11; 5 баллов – 12-13; 4 балла – 14-15; 3 балла – 16-17; 2 балл – 18-19; 1 балл – 20 ответов и более.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.
Разработана система работы по формированию мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии....
Мотивация учебной деятельности
Сегодняперед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего вре...
«Создание условий для социальной адаптации детей. Развитие положительной мотивации учебной деятельности
Формирование учебной мотивации у школьников...
Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"
Представлен самоанализ работы по теме "Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...
Мотивация учебной деятельности учащихся
Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями....
«Повышение мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшая составляющая эффективного учебно- воспитательного процесса»
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»Методический семинар«Повышение мотивации учебной деятельности учащихсякак важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса»Ц...
Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))
Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))...