Развитие исследовательских способностей старшеклассников (кружок "Физический фейерверк")
статья (10 класс)

Бояршинова Ирина Викторовна

           Занятия для учащихся старших классов традиционно один день в году проводятся в Пулковской обсерватории. Мы имеем уникальную возможность вместе с учеными РАН проводить интегрированные занятия по физике, астрономии, истории России, истории и культуре Санкт-Петербурга. Такие занятия позволяют заглянуть в прошлое своей страны, увидеть сегодняшнюю науку, понять основные направления развития астрофизики будущего. Занятия кружка "Физический фейервекр" проводим и в Кунсткамере, в музее М.В. Ломоносова, личность которого является неисчерпаемым источником вдохновения для исследовательской деятельности наших учащихся.

           Особое место в нашей  деятельности занимает участие в научно-практических конференциях. Так, на протяжении 5 лет старшеклассники гимназии принимают участие в Открытой московской естественнонаучной конференции «Потенциал», организованной московским лицеем № 1502 при МЭИ. Наши учащиеся успешно выступают с защитой индивидуальных  проектов и исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_pechati.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса как условие формирования модели выпускника.

И.В. Бояршинова, педагог дополнительного образования гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга  

     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

школы.  Общество видит современного молодого человека

  • креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир,

осознающим ценность образования и науки;

  • владеющим основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированным на творчество и инновационную деятельность;
  • готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни.  

            В связи с этим меняются и требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательной организации. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования. Образовательная программа  реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Особая роль отводится внеурочной деятельности, которая организуется по основным направлениям    развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное,                                                                                                         общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы внеурочной деятельности - это

  • художественные студии,
  • спортивные клубы и секции,
  • юношеские организации,
  • краеведческая работа,
  • научно-практические конференции,
  • школьные научные общества,
  • олимпиады,
  • поисковые и научные исследования,
  • общественно полезные практики,
  • военно-патриотические объединения и другие, отличные от традиционной урочной.

           Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение в соответствии с выбором участников образовательного процесса на добровольной основе. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются  учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, и внеурочная деятельность.

 

 

 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.    

            В нашей гимназии стало традицией сочетание урочной и внеурочной деятельности. Это особенно важно при работе с одаренными детьми и подростками.

            На протяжении ряда лет учащиеся 10-х классов в конце учебного года на добровольной основе посещают Летнюю профориентационную практику школьников «Абитуриент»,  проводимую ЛЭТИ. Особый интерес у ребят вызвают мастер-классы по оптике, а затем Летняя ознакомительная практика на базе кафедры Оптической физики и современного естествознания и Центра Информационные оптические технологии ИТМО. Учащиеся 11 класса получили возможность лично участвовать в научно-исследовательской работе по изучению свойств нанообъектов  на этой кафедре, что является важной составляющей современного образования. Сегодня нанотехнологии – это одно из самых актуальных направлений в современной науке.

           Занятия для учащихся старших классов традиционно один день в году проводятся в Пулковской обсерватории. Мы имеем уникальную возможность вместе с учеными РАН проводить интегрированные занятия по физике, астрономии, истории России, истории и культуре Санкт-Петербурга. Такие уроки позволяют заглянуть в прошлое своей страны, увидеть сегодняшнюю науку, понять основные направления развития астрофизики будущего. Уроки физики и астрономии проводим и в Кунсткамере, в музее М.В. Ломоносова, личность которого является неисчерпаемым источником вдохновения для исследовательской деятельности наших учащихся.

           Особое место во внеурочной деятельности занимает участие в научно-практических конференциях. Так, на протяжении 5 лет старшеклассники гимназии принимают участие в Открытой московской естественнонаучной конференции «Потенциал», организованной московским лицеем № 1502 при МЭИ. Наши учащиеся успешно выступают с защитой индивидуальных  проектов и исследовательских работ.

           Проходит конференция традиционно в два дня. В первый день ребята получают напутствие от профессоров и преподавателей высших учебных заведений по предметам, затем представляют свои доклады на секциях математики, физики, информатики, химии, экологии, биологии, энергосбережения, робототехники.  Важно, что каждый участник секции выступает и как оппонент, задает вопросы другим ребятам. Идет формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе интеллектуальной деятельности.  

            Во второй день  ребята получают возможность ближе познакомиться друг с другом, представить свою школу, свой родной город, рассказать о своих планах, мечтах. Командные интеллектуальные игры по математике, химии и экологии вызывают повышенный интерес у участников конференции, так как проходят в интересной живой форме. Ребятам предоставляется возможность посетить Экспериментариум, прослушать лекции по биологии и физике. Подведения итогов ждут все с нетерпением, каждому хочется признания. Как правило, организаторы конференции стараются поощрить многих ребят, сказать им добрые слова. Восхищает и снятый фильм о двух днях конференции, и свежий выпуск газеты, и фотосессия, организованная в лицее 1502.                               Ребята отмечают, что конференция «Потенциал» - это лучшие дни в их школьной жизни. Каждый год мы собираемся в Москву, где у нас много друзей, где нам есть, чему поучиться. Главное, здесь нас ждут и всегда удивляют!

  Все формы урочной и внеурочной работы направлены на формирование устойчивой мотивации учащихся к получению образования, самообразованию. Но осознанное участие в исследовательской и проектной деятельности имеет особое значение: выбор состоялся. Выпускники гимназии отмечают, что именно такая деятельность определила их профессиональный выбор и выбор высшего учебного заведения.

              Мною приведены некоторые примеры того, как происходит развитие личности учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности. Гимназия использует различные формы работы с одарёнными обучающимися для реализации  Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

 

                                                                                                                                                                                                                                                           

           

                                                                                                                     

 

                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие исследовательских умений» для учащихся 6 классов .

В данной презентации предлагаются задания,позволяющие учащимся самостоятельно выяснить пропорциональную зависимость величин,связанных с движением....

ПРОЕКТ «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка"

Тема исследования: «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских  компетенций на уроках русского языка» Выбор данной темы обусловлен рядом существующих проблем и проти...

«Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка» Презентация к проекту

Данная презентация прикреплена к теме проекта  «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских  компетенций на уроках русского языка»...

Развитие исследовательской культуры школьников средствами географии родного края

Краеведение представляет собой такой вид научной деятельности, заниматься которым могут как известные ученые, так и школьники, заинтересовавшиеся историей, культурой или географией родного края,...

Проектно-исследовательская деятельность как развитие исследовательской компетенции у одарённых обучающихся

Исследовaтельская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельнос...