Анализ внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 2020
материал

2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ внеурочной деятельности во 2 классе

по программе «Основы финансовой грамотности»

                                (социальное  направление)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» направлена на социальное  воспитание обучающихся, на повышение уровня финансовой  грамотности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Программа имеет  социально-экономическую направленность, так как создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволили уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.

Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения  элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

-развитие экономического образа мышления у обучающихся;
-воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Формы проведения занятий: ситуационная игра, беседа, образно-ролевые игры, практикум, обсуждение, самостоятельная работа, просмотр видеосюжетов, мультфильмов по теме.

Используемые образовательные технологии: игровые, проектные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, дистанционные, моделирующая деятельность.

Методы и приёмы работы: 

-показ;

-объяснение;

-инструктаж;

-самостоятельная работа;

-объяснительно-иллюстративный метод.

 Методы стимулирования:

-поощрение;

-контроль;

-самоконтроль;

-оценка;

-самооценка;

-вручение подарка;

-благодарность;

-благодарственное письмо родителям;

-устное одобрение.

Во 2 классе 8 человек, 4 обучаются по СИПР (2 вариант), Борисенко Тимофей обучается индивидуально (очно-заочное обучение), внеурочную деятельность не посещает.

Программа осуществлялась с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал подавался по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

С помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий в магазины, торговые центры вводила детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволило сформировать у младших школьников представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Обучающиеся начали осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.

С 12 апреля по 15 мая 2020 года внеурочная деятельность осуществлялась в дистанционном режиме. За этот период были освоены следующие темы:

Число

Тема

Используемые интернет-ресурсы

Виды контроля

14.04

Расходы и доходы. Куда и как откладывать деньги?

http://www.interneturok.ru/ 

http://www.fincult.info/.

https://coreapp.ai/app/builder/lesson/5eae3ceea99b446e54d8d922

онлайн-тестирование

видеоотчёты

фотоотчёты

21.04

Что такое экономия? Кого называют банкротом?

28.04

Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами

12.05

Игра «Распредели семейный бюджет»

Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся

внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

 

Приемы и навыки работы

усвоение

неусвоение

1

Знание источников доходов и направлений расходов семьи

7

0

2

Знание, что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения

7

0

3

Отличие товаров и услуг

7

0

4

Знание о том, кто производит товары и услуги

7

0

5

Знание, что такое деньги, их роль в жизни людей

7

0

6

Знание, для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг

4

3

7

Знание, что такое деньги старинные и современные, деньги разных стран

7

0

8

Определение цены товара

7

0

9

Проведение элементарных финансовых расчётов

3

4

10

Умение пользоваться деньгами

5

2

11

Умение решать простейшие экономические задачи

3

4

Как видно из таблицы обучающиеся познакомились с источниками доходов и расходов семьи, узнали, что такое потребности, какие они бывают, о способах их удовлетворения, об отличии товаров и услуг, о том, что такое деньги и их роль в жизни людей (100% обучающихся).

Понимание на элементарном уровне того, для чего нужна реклама и её роль в продвижении товаров и услуг уяснили 4 человека (57%).

Определять цену товара научились 100% обучающихся.

Проводить элементарные финансовые расчёты, решать простейшие экономические задачи умеют 3 человека – Платонов Г., Гичик К., Амеженка Н.  (43%), остальным ребятам требуется помощь.

Умеют пользоваться деньгами 5 человек (71%). Даша и Лена не усвоили навык в силу особенностей развития.

Для определения у детей уровней сформированности экономических компетенций в начале и в конце учебного года была проведена диагностика на основе программы экономического образования детей А.А.Смоленцевой («Введение в мир экономики или как мы играем в экономику»). С каждым ребенком беседа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень сформированности экономических компетенций обучающихся 2 класса.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о семейном бюджете.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о производителях товаров и услуг. Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Задание 5. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах, о потребностях и возможностях человека.

Для оценки результатов беседы использовала следующие критерии:

Критерии и показатели экономических компетенций

для обучающихся 2 класса

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений детей об экономической жизни)

- знание ребенком потребностей семьи;

- представления о труде родителей;

- представления об экономических понятиях;

- проявление интереса к окружающим явлениям современного общества

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;

- общение с взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

- проявление бережливости, ответственности,

деловитости и предприимчивости;

- оценка проявления этих качеств у сверстников

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях сформированности экономических компетенций: высоком, среднем и низком.

По результатам диагностики низкий уровень сформированности экономических компетенций в начале года наблюдался у 86% детей, средний уровень имели 14% обучающихся, и ни у кого не наблюдался высокий уровень сформированности экономических компетенций. В конце года наблюдается положительная динамика: высокий уровень у 1 человека (14%) – Платонов Г.; средний уровень у  3-х человек (42%) – Амеженка Н., Гичик К., Сорокина К.; низкий уровень в силу особенностей развития остался у 3-х человек (43%) – Иванова Д., Вычужанин М., Шишкина Л.

Диаграмма уровня сформированности экономических компетенций у обучающихся 2 класса

           начало года                                            конец года

На основе полученных результатов я сделала вывод о необходимости дальнейшей работы по повышению уровня финансовой грамотности у младших школьников.

Также было проведено анкетирование обучающихся на предмет эмоционального отношения к внеурочной деятельности по программе «Основы финансовой грамотности».

Очень нравится

Нравится

Не нравится

4 чел. – 57%

3 чел. – 43%

0 чел. – 0%

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия внеурочной деятельностью вызывают у детей положительные эмоции, они с удовольствием их посещают, не испытывают психоэмоциональных затруднений. Родители обучающихся (100%) отзывались положительно об организации занятий  внеурочной деятельности.

Вывод. На основе диагностики видна положительная динамика в освоении детьми основ финансовой грамотности. Решение проблемы по приобщению детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Поэтому работу в этом направлении необходимо продолжить в следующем учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Программа дополнительного образования...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс

Программы внеурочной деятельности  Финансовая грамотность 11 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"

quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...