Анализ внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 2020
материал
2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vneurochnoy_deyatelnosti_vo_2_klasse_fin_gramotnost.docx | 66.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ внеурочной деятельности во 2 классе
по программе «Основы финансовой грамотности»
(социальное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» направлена на социальное воспитание обучающихся, на повышение уровня финансовой грамотности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа имеет социально-экономическую направленность, так как создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволили уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
-развитие экономического образа мышления у обучающихся;
-воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Формы проведения занятий: ситуационная игра, беседа, образно-ролевые игры, практикум, обсуждение, самостоятельная работа, просмотр видеосюжетов, мультфильмов по теме.
Используемые образовательные технологии: игровые, проектные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, дистанционные, моделирующая деятельность.
Методы и приёмы работы:
-показ;
-объяснение;
-инструктаж;
-самостоятельная работа;
-объяснительно-иллюстративный метод.
Методы стимулирования:
-поощрение;
-контроль;
-самоконтроль;
-оценка;
-самооценка;
-вручение подарка;
-благодарность;
-благодарственное письмо родителям;
-устное одобрение.
Во 2 классе 8 человек, 4 обучаются по СИПР (2 вариант), Борисенко Тимофей обучается индивидуально (очно-заочное обучение), внеурочную деятельность не посещает.
Программа осуществлялась с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал подавался по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
С помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий в магазины, торговые центры вводила детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволило сформировать у младших школьников представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Обучающиеся начали осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
С 12 апреля по 15 мая 2020 года внеурочная деятельность осуществлялась в дистанционном режиме. За этот период были освоены следующие темы:
Число | Тема | Используемые интернет-ресурсы | Виды контроля |
14.04 | Расходы и доходы. Куда и как откладывать деньги? | https://coreapp.ai/app/builder/lesson/5eae3ceea99b446e54d8d922 | онлайн-тестирование видеоотчёты фотоотчёты |
21.04 | Что такое экономия? Кого называют банкротом? | ||
28.04 | Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами | ||
12.05 | Игра «Распредели семейный бюджет» |
Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся
внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
№ | Приемы и навыки работы | усвоение | неусвоение |
1 | Знание источников доходов и направлений расходов семьи | 7 | 0 |
2 | Знание, что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения | 7 | 0 |
3 | Отличие товаров и услуг | 7 | 0 |
4 | Знание о том, кто производит товары и услуги | 7 | 0 |
5 | Знание, что такое деньги, их роль в жизни людей | 7 | 0 |
6 | Знание, для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг | 4 | 3 |
7 | Знание, что такое деньги старинные и современные, деньги разных стран | 7 | 0 |
8 | Определение цены товара | 7 | 0 |
9 | Проведение элементарных финансовых расчётов | 3 | 4 |
10 | Умение пользоваться деньгами | 5 | 2 |
11 | Умение решать простейшие экономические задачи | 3 | 4 |
Как видно из таблицы обучающиеся познакомились с источниками доходов и расходов семьи, узнали, что такое потребности, какие они бывают, о способах их удовлетворения, об отличии товаров и услуг, о том, что такое деньги и их роль в жизни людей (100% обучающихся).
Понимание на элементарном уровне того, для чего нужна реклама и её роль в продвижении товаров и услуг уяснили 4 человека (57%).
Определять цену товара научились 100% обучающихся.
Проводить элементарные финансовые расчёты, решать простейшие экономические задачи умеют 3 человека – Платонов Г., Гичик К., Амеженка Н. (43%), остальным ребятам требуется помощь.
Умеют пользоваться деньгами 5 человек (71%). Даша и Лена не усвоили навык в силу особенностей развития.
Для определения у детей уровней сформированности экономических компетенций в начале и в конце учебного года была проведена диагностика на основе программы экономического образования детей А.А.Смоленцевой («Введение в мир экономики или как мы играем в экономику»). С каждым ребенком беседа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень сформированности экономических компетенций обучающихся 2 класса.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о семейном бюджете.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о производителях товаров и услуг. Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.
Задание 5. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах, о потребностях и возможностях человека.
Для оценки результатов беседы использовала следующие критерии:
Критерии и показатели экономических компетенций
для обучающихся 2 класса
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений детей об экономической жизни) | - знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества |
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) | - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение с взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) | - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях сформированности экономических компетенций: высоком, среднем и низком.
По результатам диагностики низкий уровень сформированности экономических компетенций в начале года наблюдался у 86% детей, средний уровень имели 14% обучающихся, и ни у кого не наблюдался высокий уровень сформированности экономических компетенций. В конце года наблюдается положительная динамика: высокий уровень у 1 человека (14%) – Платонов Г.; средний уровень у 3-х человек (42%) – Амеженка Н., Гичик К., Сорокина К.; низкий уровень в силу особенностей развития остался у 3-х человек (43%) – Иванова Д., Вычужанин М., Шишкина Л.
Диаграмма уровня сформированности экономических компетенций у обучающихся 2 класса
начало года конец года
На основе полученных результатов я сделала вывод о необходимости дальнейшей работы по повышению уровня финансовой грамотности у младших школьников.
Также было проведено анкетирование обучающихся на предмет эмоционального отношения к внеурочной деятельности по программе «Основы финансовой грамотности».
Очень нравится | Нравится | Не нравится |
4 чел. – 57% | 3 чел. – 43% | 0 чел. – 0% |
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия внеурочной деятельностью вызывают у детей положительные эмоции, они с удовольствием их посещают, не испытывают психоэмоциональных затруднений. Родители обучающихся (100%) отзывались положительно об организации занятий внеурочной деятельности.
Вывод. На основе диагностики видна положительная динамика в освоении детьми основ финансовой грамотности. Решение проблемы по приобщению детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Поэтому работу в этом направлении необходимо продолжить в следующем учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...
Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
Программа дополнительного образования...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...
Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 10 класс
Финансовая грамотность 10 класс...
Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс
Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс...
Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс
Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...