Волшебство стихосложения
рабочая программа (7 класс)
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_volshebstvo_stihoslozheniya.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №51 ОАО «РЖД»
ст. Ульякан
Рассмотрено «СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»:
на заседании МО, зам. директора по УВР: Директор СОШ №51
протокол №_____ «__»________2018 «___»_________ 2018
от «___»_________2018
Руководитель МО:_____
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Волшебство стихосложения»
Образовательная область: обществознание.
Составитель: Чукова Ю.А., учитель истории
Класс: 8
Год разработки: 2018
Количество часов: 35 ч., в неделю по 1 ч.
Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности. Смысл и значение детского литературного творчества состоит в том, что оно развивает и «прочищает» эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ребенку овладеть человеческой речью. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературное творчество не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». При составлении программы учитывался факт того, что творчество – это обязательно веселый игровой процесс, в котором учитель выступает в роли «воодушевителя», стимулятора творчества. Но для нормального развития творческих способностей ребенка одного только игрового отношения к слову недостаточно, потому что наслаждение безграничностью собственного творчества легко увлекает в сторону
безвкусицы и безобразия. Для преодоления этого недостатка в программе были «уравновешены» вдохновенное фантазирование с изучением литературной классики, что даст возможность детям более мастерски реализовать свои творческие замыслы.
Таким образом, данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Содержание программы курса «Проба пера» является продолжением изучения смежных предметных областей (русского языка, музыки, изобразительного искусства, истории) в освоении различных видов и техник искусства слова.
Наряду с реализацией концепции общекультурного и духовно-нравственного воспитания программа «Волшебство стихосложения» выделяет приоритетные направления, среди которых:
-развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
-формирование информационной грамотности современного школьника;
-развитие коммуникативной компетентности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Программа внеурочной деятельности школьников основывается на следующих принципах:
- принцип культуросообразности
-принцип коллективности
- принцип диалогичности
- принцип патриотической направленности
- принцип проектности
принцип поддержки самоопределения воспитанника
Цель программы внеурочной деятельности — через знакомство с аспектами поэтического мастерства способствовать развитию умений создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
- сформировать способность освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
- сформировать развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;
-сформировать способность и готовность обучающихся к литературному творчеству, фантазированию, умению решать сложные проблемные ситуации;
- сформировать способность к адекватной самооценке, развитию коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;
- сформировать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.
Данная программа ориентирована на обучающихся основной ступени образования в возрасте 12-13 лет (7 класс), рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные; обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера, сбор и оформление материалов, проектная деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД |
Обучающийся научится: | ||
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - планировать свои действия; - анализировать условия и пути достижения цели; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. | – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – устанавливать причинноследственные связи; – строить рассуждения. |
Обучающийся получит возможность научиться: | ||
– составлять план решения учебной проблемы; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; - адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осуществлять анализ и синтез; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Воспитательные
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни | ВТОРОЙ УРОВЕНЬ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом | ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия |
приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях; осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей. | перенятие опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы; получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества. | получение опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям. |
Методы оценки достижений учащихся: публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, участие в различных конкурсах.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое: компьютер, проектор, принтер.
Информационное: Лаборатория рифмы - все о рифме и стихосложении http://rifma.com.ru/
"Стихи.гu" - коллекция современной русской поэзии http://www.stihi.ru/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу «Волшебство стихосложения»
№ п/п | Тема занятия | Дата | Содержание занятия | Деятельность учащихся | Результат |
1 | Вводное занятие. | 1 нед. | Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей. Игра «Закончи стихотворение» Коллективная | Тетрадь «Мои первые стихи» | |
2 | Что такое поэзия? Поэтические жанры. | 2нед. | Беседа по содержанию стихотворения С. Михалкова «Как научиться писать стихи?». Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами | «Памятка рифмоплёта» | |
3-4 | Труд поэта. Публикация стихов на портале. | 3-4 нед. | Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» Коллективная | Коллективная, групповая, индивидуальная | «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» |
5 | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Стих ко Дню учителя. | 5нед. | Троп. Эпитеты. Сравнение. Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. | Коллективная, индивидуальная | Коллективное стихотворение с исп-м эпитетов и сравнений |
6 | Я рисую словами. | 6 нед. | Игра «Подбери тропы». Конкурс стихотворений о природе. | Коллективная | Поэтический вечер «Я рисую словами» |
7-8 | Виды систем стихосложения | 7-8 нед. | Античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая системы стихосложения. Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них вида с-мы стих-я. Игра «Угадай» | Коллективная, индивидуальная | «Памятка рифмоплета» |
9 | Роль ритма | 9 нед. | Анализ ритмического построения классических произведений. Проба пера: написание собственных стихотворений. | Коллективная, индивидуальная | Четверостишия |
10-11 | Поход за вдохновением | 10-11 нед. | Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы. Подбор рифм. Игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший на заданную тему. Чтение и обсуждение четверостиший на заданную тему | Коллективная, индивидуальная | Четверостишия |
12-13 | Метрика. | 12-13 нед. | Метрика. Двухсложные и трехсложные размеры стиха. Чтение стихотворений классиков. Игра «Угадай размер» | «Памятка рифмоплета» | |
14 | Встреча с поэтом | 14 нед. | Беседа с ульяканскими поэтами. Чтение стихов. | Коллективная | «Памятка рифмоплета» |
15 | Сказочная зима | 15 нед. | Конкурс стихотворений о зиме (выразительное чтение собственных стихотворений о зиме) | Коллективная | Поэтический вечер «Сказки матушки зимы» |
16-17 | Поэзия и штампы. | 16-17 нед. | Понятие «штамп» в литературе. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность). | Коллективная | Коллаж «Поэтический хлам» |
18-19 | Связная речь | 18-19 нед. | Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления. Игра «Составь рассказ». | Коллективная | Рассказы на выбранную тему |
20-21 | Роль живописи в поэтическом творчестве. | 20-21 нед. | Вдохновение, навеянное созерцанием. Рассматривание и обсуждение различных репродукций, заполнение ассоциативных таблиц. Переложение на стихотворный текст. | Индивидуальная, групповая | Стихотворения, очерки |
22-23 | Музыка в поэзии. | 22-23 нед. | Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение поэзии (прослушивание песен на стихи Есенина, Пушкина, Цветаевой, Ахматовой). Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку. | Индивидуальная, групповая | Стихотворения, очерки |
24-25 | Музыка слов | 24-25 нед. | Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация. Подготовка к музыкально-поэтическому вечеру. | Коллективная, индивидуальная | Музыкально-литературный вечер «Музыка слов» |
26 | Встреча с поэтом | 26 нед. | Беседа с ульяканскими поэтами | коллективная | «Памятка рифмоплета» |
27 | Экскурсия – способ получения красочных образов | 27 нед. | Выход на экскурсию, создание стихотворений, зарисовок. | Коллективная, индивидуальная | Стихи, литературные зарисовки |
28 | Подготовка ко Всемирному Дню поэзии | 28 нед. | Написание сценария, стихов | Коллективная, индивидуальная | Поэтический вечер |
29 | «Я знаю слов набат» | 29 нед. | Ораторские приёмы (риторические восклицания, обращения, вопросы). Техника речи, игры со словами, развивающие связную, образную речь («назывной рассказ или стихотворение»). Индивидуальная | Групповая, индивидуальная | |
30 | Книги — это собрание житейской мудрости | 30 | Обсуждение любимых книг и авторов, подготовка листовок в помощь в библиотеке. Коллективная | Коллективная, | Листовка |
31 | «Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд». Подготовка к изданию сборника. | 31 нед. | Подготовка к изданию сборника стихотворений. Отбор самых лучших стихотворений | Коллективная | Выставка стихотворений |
32-33 | Наш сборник «Проба пера» | 32-33 нед. | Набор текста стихотворений, дизайн обложки сборника. Подготовка к презентации сборника стихотворений «Проба пера». | Групповая | Сборник стихотворений |
34-35 | Презентация сборника | 34 нед. | Презентация сборника стихотворений «Проба пера» | Коллективная | Проект «проба пера» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИП "Основные размеры стихосложения"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
"Поэтическая мастерская" (обучение стихосложению)
Презентация "Поэтическая мастерская" поможет школьникам вспомнить основы стихосложения....
Зачет по стихосложению 6 класс
Данный материал позволяет проверить у учащихся умение определять стихотворные размеры и типы рифм в представленных стихотворных отрывках. Материал подобран из поэтической антологии по истории ру...
Творческая мастерская (урок литературы в 6 классе). Лирика. Стихосложение.
Урок литературы в 6 классе (по учебнику под редакцией А. Г. Кутузова) был дан в форме творческой мастерской после изучения раздела "Лирика. Стихосложение." Цель урока - повторить и обобщить пройденное...
5 класс. Литература. Работа с сопоставительными таблицами. Тема:"Стихосложение"
Проверочная работа по литературе в 5-м классе займет немного времени, проверит знания учащихся по анализу лирических произведений....
Системы стихосложения
Презентация к занятию элективного курса по литературе "Введение в литературоведение"....
Ломоносовская реформа русского стихосложения, ее значение для эволюции поэтического языка
Урок литературы для 8 класса (УМК под ред. М.Б. Ладыгина)...