ДООП "Спортивный туризм"
рабочая программа (5 класс)
Программа реализуется в дистанционном режиме обучения и ориентирует обучающихся на самостоятельную работу, направленную на развитие физических способностей своего тела, умения ориентироваться на местности, используя элементы туристической деятельности в летний период времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДООП "Спортивный туризм" | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования
Кувандыкский городской округ Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского
городского округа Оренбургской области»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Спортивный привал»
туристско- краеведческой направленности
форма обучения: дистанционная
Возраст: 6,5-15 лет.
Срок реализации: 1 месяц.
Разработчик программы:
Махкамов А.А.
педагог дополнительного образования
Кувандык, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
I. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | |
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
1.1.1 | Направленность программы | 2 |
1.1.2. | Уровень освоения программы | 2 |
1.1.3. | Актуальность программы | 2 |
1.1.4. | Отличительная особенность программы | 2 |
1.1.5. | Адресат программы | 3 |
1.1.6. | Объем и срок освоения программы | 3 |
1.1.7. | Формы обучения | 3 |
1.1.8. | Особенности организации образовательного процесса | 3 |
1.1.9. | Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий | 3 |
1.2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 4 |
1.3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 4 |
1.3.1. | Учебный план | 5 |
1.3.2. | Содержание учебного плана | 5 |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 6 |
II. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | |
2.1 | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 7 |
2.2 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 7 |
2.3 | ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ | 7 |
2.4 | ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 8 |
2.5 | МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | 10 |
2.6 | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 11 |
I КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Туризм – не только средство физического и прикладного воспитания: велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника. Нельзя недооценить и то, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, приключениям и романтике.
Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят, устанавливает отношения сотрудничества, взаимопонимания.
1.1.1 Направленность программы
Программа «Спортивный туризм» имеет туристско- краеведческую направленность и предусматривает формирование у учащихся первоначальных знаний о технике и тактике туризма, ориентирования на местности, общей спортивно- оздоровительной физической подготовке.
Программа реализуется в дистанционном режиме обучения в рамках проекта «Мобильное дополнительное образование» и ориентирует обучающихся на самостоятельную работу, направленную на развитие физических способностей своего тела, умения ориентироваться на местности, используя элементы туристической деятельности в летний период времени.
1.1.2 Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – общекультурный (ознакомительный), предполагает получение учащимися первоначальных знаний и умений в области спортивного туризма.
1.1.3 Актуальность программы
Актуальность программы заключается в использовании туристско-краеведческой деятельности как эффективного средства профилактики эмоциональных и физических нарушений здоровья современных подростков
Туристско-краеведческая деятельность позволяет организовать не только
активный отдых детей, но и закрепить двигательные навыки, развивить
физические качества, закалить организм и познавать природу и культуру родного края в летний период времени.
Дистанционная форма обучения по программе дает возможность наибольшего охвата учащихся дальних сел Кувандыкского городского округа данным видом деятельности в рамках реализации проекта «Мобильное дополнительное образование»
1.1.4 Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями данной программы от имеющихся в дополнительном образовании по данному направлению являются:
Целевая установка: Программа предусматривает работу с детьми, с разными физическими данными. Данная программа не ставит цель подготовки туриста-спортсмена, она направлена, прежде всего, на укрепление здоровья и воспитание личности средствами туризма.
Обучение по данной программе предусматривает формирование туристских навыков в условиях дистанционного обучения.
Форма обучения.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельную работу, направленную на развитие физических способностей, умению ориентироваться на местности, формированию у учащихся первоначальных знаний о технике и тактике туризма посредством изучения тем по спортивному туризму в дистанционном режиме обучения.
1.1.5 Адресат программы
По программе «Спортивный туризм» могут заниматься все желающие дети и подростки сел Кувандыкского городского округа, проявляющие интерес к данному виду творчества, участвующие в проекте «Мобильное дополнительное образование».
Возраст учащихся от 6,5 до 15 лет. Количество детей в группе неограниченно.
1.1.6 Срок освоения программы
Программа реализуется в объеме 8 часов. Срок освоения программы- 1 месяц (период летних каникул).
1.1.7 Формы обучения
Форма обучения - заочная (дистанционное обучение).
Занятия проводятся со всей группой посредством мессенджеров: WhatsApp, Viber, группа «В Контакте».
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в разновозрастных группах и содержат сменный состав обучающихся на протяжении всего срока обучения.
Формой организации проведения занятий является веб -занятие -дистанционные теоретические занятия, практикумы, проводимых с помощью средств Интернета.
Учащиеся за время обучения получают первоначальные знания, умения и навыки по туризму. Образовательный процесс направлен на формирование мотивации детей на занятия туризмом и краеведением.
1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятия.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 25 мин., с учетом норм проведения занятий в дистанционном режиме обучения.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: развитие ценностно-ориентационной, физических сфер личности детей и подростков средствами туризма и краеведения.
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для привития интереса к занятиям туризмом;
- обеспечить приобретение обучающимися знаний по основам здорового образа жизни;
- научитьпервоначальным умениям и навыкам спортивного туризма;
- Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- развивать физическое и психическое здоровье учащихся;
Воспитывающие:
- формировать здоровый образ жизни;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к миру;
1.3.Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | Мессенджер | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Техника безопасности на занятиях. Виды спортивного туризма. Понятие «Дистанция» | 1 | 1 | - | Анкетирование | WhatsApp, Viber, группа «В Контакте» |
2 | Знакомство с техникой пешеходной дистанции. Прохождение этапов 1- 2 класса на соревнованиях. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование | WhatsApp, Viber, группа «В Контакте» |
3 | Узлы для прохождения пешеходной дистанции. Вязка простейших узлов по регламенту. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование | WhatsApp, Viber, группа «В Контакте» |
4 | Изучение водного туризма. Виды водного туризма. Виды транспорта в водном туризме. Водный поход. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование | WhatsApp, Viber, группа «В Контакте» |
5 | Велосипедный туризм. Виды соревнований и устройство велосипеда. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование | WhatsApp, Viber, группа «В Контакте» |
6 | Снаряжение для похода. Установка и сборка палатки. Бивак. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование | WhatsApp, Viber, группа «В Контакте» |
7 | Спортивное ориентирование как отдельный вид спорта. Виды ориентирования. Условные знаки ориентирования. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование | WhatsApp, Viber, группа «В Контакте» |
8 | Итоговое занятие. Спортивный туризм в Кувандыкском городском округе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Итоговый тест | WhatsApp, Viber, группа «В Контакте» |
Содержание образовательной программы
1. Вводное занятие
Знакомство с учащимися (создание группы «В контакте»). Правила поведения на занятии. Комплектование групп. Режим работы. Правила по технике безопасности. Виды спортивного туризма. Понятие «Дистанция»
Тема 2. Техника пешеходной дистанции.
Теория: знакомство с элементами этапов 1- 2 класса на соревнованиях.
Практика: Просмотр видеоролика «Техника пешеходного туризма»
Прохождение теста по технике пешеходного туризма.
Тема 3. Узлы для прохождения пешеходной дистанции.
Теория. Виды узлов.
Практика: Просмотр видеоролика «Узлы на пешеходной дистанции»
Вязка простейших узлов: встречный, прямой, проводник восьмерка и баррелл. Прохождение теста по видам узлов.
Тема 4. Изучение водного туризма.
Теория: Виды водного туризма. Виды водного транспорта.
Практика: Просмотр видеоролика «Водный поход».
Прохождение теста по водному туризму.
Тема 5. Велосипедный туризм.
Теория: Виды соревнований по велотуризму.
Практика: Просмотр видеоролика «Устройство велосипеда».
Прохождение теста по теме «Велосипедный туризм»
Тема 6. Снаряжение.
Теория. Снаряжение для похода. Командное и личное снаряжение.
Практика: Просмотр видеоролика «Идем в поход». Просмотр видеоролика «Установка палатки».
Прохождение теста по теме.
Тема 7. Спортивное ориентирование.
Теория: Виды спортивного ориентирования.
Практика: Просмотр видеоролика «Спортивное ориентирование». Изучить условные знаки. Прохождение теста по теме.
Тема 8. Итоговое занятие. Спортивный туризм в Кувандыкском городском округе.
Теория: Виды спортивного туризма в Кувандыкском городском округе. Виды экскурсионного туризма в Кувандыкском городском округе.
Практика: Просмотр видеоролика «РОСТ приглашает».
Прохождение итогового тест «Спортивный туризм»
2. Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Тема занятия | Задания | Ссылки на информационные ресурсы | Форма контроля |
1 | Вводное занятие. | Знакомство с учащимися (создание группы «В контакте»). Правила поведения на занятии. Комплектование групп. Режим работы. Правила по технике безопасности. Виды спортивного туризма. Понятие «Дистанция» | Группа «В контакте» WhatsApp, Viber | Анкетирование | |
2 | Техника пешеходной дистанции | 1.Знакомство с техническими элементами (просмотр видеоролика в группе «В контакте») 2.Пройти тест по технике пешеходного туризма. | тестирование | ||
3 | Узлы для прохождения пешеходной дистанции. | 1. Виды узлов. 2. Просмотр видеоролика по вязке туристских узлов. 3. Вяжем простейшие узлы: прямой, встречный, проводник восьмерка и баррелл. 4. Пройти тест по вязке туристских узлов. | тестирование | ||
4 | Изучение водного туризма. | 1.Виды соревнований по велотуризму. 2. Просмотр видеоролика «Устройство велосипеда». 3. Пройти тест по теме. | тестирование | ||
5 | Велосипедный туризм. | 1.Знакомство с элементом танца«footwork» (просмотр видеоролика в группе «В контакте») 2. Разогрев мышц ног, рук, спины. 3. Разучивание элемента танца«footwork» (см видео по ссылке» | тестирование | ||
6 | Снаряжение. | 1. Снаряжение для похода. Командное и личное снаряжение. 2. Просмотр видеоролика «Собираемся в поход» 3. Просмотр видеоролика «Установка палатки» 4. Пройти тест по теме | тестирование | ||
7 | Спортивное ориентирование | 1.Виды спортивного ориентирования 2. Просмотр видеоролика про спортивное ориентирование 3. Изучение условных знаков в спортивном ориентировании 4. Пройти тест по теме. | тестирование | ||
8 | Итоговое занятие. Спортивный туризм в Кувандыкском городском округе | 1. Туристское объединение «РОСТ». 2. Просмотр видеоролика про т.о. «РОСТ» 3. Просмотр видеоролика «Путешествие по долине счастья» 3. Пойти итоговый тест по спортивному туризму. | https://youtu.be/xpkbCfdekYk | Итоговое тестирование |
2.2 Условия реализации программы
Информационное обеспечение
Видео материалы (Обучающее видео по спортивному туризму, фильмы)
2.3 Формы аттестации/контроля
Способы проверки результативности
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое общение с обучающимися в группе «В контакте». Это позволяет определить степень самостоятельности обучающихся и их интереса к занятиям. Используются методы опроса, анализа полученных данных.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
К формам отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе относятся: фото, видеоотчет, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
К формам предъявления и демонстрации образовательных результатов относятся: в конце периода обучения тестирование по основным темам программы.
2.4 Оценочные материалы
Программа предусматривает входящую, промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения учащихся.
В начале обучения проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего периода обучения. Итоговая аттестация проводится в конце срока обучения и предполагает зачёт в тестирования.
2.5 Методические материалы
Разнообразие форм организации занятий подбирается в соответствии с основными этапами обучения.
-На этапе изучения нового материала используется объяснение, показ, демонстрация.
-На этапе закрепления изученного материала используется беседа, практическая работа.
-На этапе повторения изученного материала –опрос , анализ работ.
На этапе проверки полученных знаний – тестирование.
2.6 Список литературы
2.6.1 Интернет ресурсы
3. http://oren-orient.narod.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
в программе размещены все необходимые сведения для работы...
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...
Конспект внеклассного занятия по туризму. «Техника пешеходного туризма»
Материал для внеклассной работы...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм...
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...