Рабочая программа по " Мини-футболу" для детей 10-14 лет.
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Обучение школьников игре в мини-футбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы привить навыки к занятиям не только физической культурой, но и выбрать в дальнейшем тот вид спорта, который понравится, так как в занятиях футболом дети развивают не только основные физические качества, но и навыкам, необходимым при занятиях различным видам спорта и гимнастике. Программа способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_futbol_10-14.docx | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА решением Педагогического совета ГБОУ школы № 219 протокол № ___ от _______ г. | УТВЕРЖДЕНА приказом № ___ от ________ г. Директор ГБОУ школы № 219 ________ Е.В. Козлова |
«МИНИ-ФУТБОЛ»
Возраст учащихся: 10-14 лет
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 3 года
Составитель: Савельев А.М.
Санкт-Петербург
2020-2021
2.Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Программа «Мини-футбол» (далее – Программа) составлена на основании Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ГБОУ школы № 219 (далее – Положение).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009г.).
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели изучения Программы: Укрепление здоровья учащихся, гармоническое физическое развитие, достижение и поддерживание высокой работоспособности посредствам занятий мини-футболом.
Задачи Программы:
Обучающие:
- овладение основами техники и тактики современного футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков;
- приобретение необходимых теоретических знаний по гигиене и физиологии, по основам техники и тактики игры, организации тренировок;
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по физической подготовке;
- обучение новым двигательным действиям;
- соблюдение правил техники безопасности во время занятий.
Развивающие:
- формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;
- развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных качеств, осуществление общей физической и специальной физической подготовки юных футболистов;
- развитие координации, гибкости, общей физической подготовки и специальной выносливости;
- развитие умений и навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;
- выработка навыков регулярных занятий физическими упражнениями;
- приобщить учащихся к здоровому образу жизни;
- воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма; воспитание инициативности, самостоятельности;
Общая характеристика курса
Объем и сроки определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требованием СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Программа рассчитана на детей 10-14 лет.
Срок реализации образовательной программы 3 года. Наполняемость групп – до 15 человек. Занятия проводятся из расчета 2 часа в неделю – 60 часов в год;
Дети принимаются по желанию, на основе договора об оказании платных образовательных услуг, при отсутствии медицинских противопоказаний.
3. Содержание программы
Вводные и теоретические занятия.
-основные правила техники безопасности (правила поведения на занятиях в спортивном зале; правила противопожарной безопасности);
-физкультурный инвентарь, спортивная форма, уход за ними;
-правила техники безопасности (режим занятий, основы техники безопасности на занятиях в спортивном зале; правила личной безопасности в игре, правила падения);
-здоровый образ жизни (значение здорового образа жизни в жизнедеятельности человека);
Общая физическая подготовка.
Теория:
Организация работы секции. Расписание. Планы на год. Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране. Развитие мини-футбола среди школьников. Описание игры.
Практика:
- ходьба (на носках, пятках, с высоким подниманием бедра)
- бег (с изменением направления и поворотами)
- прыжки (на одной и двух ногах; в длину с места; многоскоки – 3, 5, 7 прыжков; через скакалку);
- общеразвивающие упражнения для мышц рук (поднимание рук в стороны и вперед и опускание вниз; сведение рук вперед и разведение в стороны; круговые вращения, сгибания и разгибания рук в упоре лежа)
- общеразвивающие упражнения для мышц ног (приседания, выпады, махи)
- общеразвивающие упражнения для мышц туловища (наклоны, круговые движения, поднимания туловища из положения лежа)
Подвижные игры.
Теория:
Правила игр, правила поведения во время игры.
Практика:
Современный мини-футбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку подразделяют на общую и специальную. Значение общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.
Общая физическая подготовка
Практика:
Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц шеи, туловища, ног. Упражнения с предметами: упражнения со скакалкой, упражнения с набивными мячами. Акробатические упражнения: кувырки, перевороты. Подвижные игры и эстафеты. Легкоатлетические упражнения: бег на 30, 60 метров. Кроссы. Прыжки в длину и высоту с места и разбега, многоскоки.
Специальная физическая подготовка
Практика:
Упражнения для развития силы: приседания с отягощением, подскоки и выпрыгивания, приседание на одной ноге, упражнения для укрепления мышц пресса. Удары по футбольному мячу на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч. Упражнения для вратаря. Акробатические упражнения: кувырки, перевороты.
Упражнения для развития быстроты: пробегание повторное отрезков 30 м. из различных исходных положений, бег с изменением направления, бег прыжками, бег с изменением скорости, челночный бег, бег «змейкой», бег с изменением способа передвижения.
Упражнения для развития ловкости: прыжки с разбега с поворотом, кувырки в разные стороны. Подвижные игры с мячом.
Упражнения для развития специальной выносливости: переменный и повторный бег с мячом. Двусторонние игры.
Технико-тактическая подготовка.
Практика:
Техника передвижений. Удары по мячу ногой. Удары на точность: в ноги партнеру, по воротам. Удары на дальность. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения (финты). Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча.
Тактика игры в футбол. Тактика нападения: виды атаки. Тактические комбинации при выполнении стандартных положений. Тактика защиты: персональная опека, комбинированная оборона. Организация оборонительных действий при введении мяча в игру из стандартных положений. Тактика вратаря: организация построения стенки при пробитии штрафных ударов.
Соревнования.
Участие команды в районных турнирах по футболу. Товарищеские игры между группами школ.
Итоговые занятия
Зачетные занятия, педагогическое тестирование, соревнования.
Примерная структура занятия:
Подготовительная часть. Построение. Сообщения задач занятия. Бег различными способами и передвижение прыжками, ОРУ. (15-20 минут)
Основная часть. В начале основной части изучаются новые технические действия, как с мячами, так и без него. Тактические действия.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление. (3-5 минут)
4. Планируемые результаты освоения программы
В ходе обучения оценивается динамика освоения программы каждым ребенком индивидуально и всей группы в целом. К концу обучения обучающиеся должны:
Личностные результаты:
- активно включатся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в нестандартных ситуациях;
- проявлять трудолюбие и упорство;
- оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
- находить ошибки при выполнении учебных занятий;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых;
- анализировать и оценивать результаты собственно труда.
Предметные результаты:
- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- взаимодействие со сверстниками по правилам мини-футбола;
- бережно обращаться с инвентарем;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, исправлять их.
5. Календарно-тематическое планирование
1 год обучения (10-11 лет)
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов по плану | |
По плану | По факту | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях по футболу. Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. | 2 | ||
2 | Правила соревнований по мини-футболу | 2 | ||
3 | Техника передвижений футболиста (бег, прыжки) | 2 | ||
4 | Техника передвижений футболиста (повороты, остановки) | 2 | ||
5 | Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Остановки мяча. | 2 | ||
6 | Упражнения для развития выносливости. Остановка мяча | 2 | ||
7 | Упражнения для развития мышц ног и таза. Ведение мяча. | 2 | ||
8 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Ведение мяча. | 2 | ||
9 | Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Ведение мяча. | 2 | ||
10 | Упражнения для развития быстроты. Ведение мяча с обводкой. | 2 | ||
11 | Упражнения для мышц шеи и туловища. Ведение мяча с обводкой. Контрольная игра | 2 | ||
12 | Упражнения для развития гибкости. Ведение мяча с обводкой. | 2 | ||
13 | Упражнения с набивными мячами. Удары по мячу ногой. Контрольная игра | 2 | ||
14 | Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу ногой. | 2 | ||
15 | Упражнения для развития силовых качеств. Контрольная игра. | 2 | ||
16 | Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Удары по мячу ногой. | 2 | ||
17 | Упражнения для развития ловкости. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий. | 2 | ||
18 | Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий. | 2 | ||
19 | Упражнения для развития быстроты. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий. | 2 | ||
20 | Контрольная игра | 2 | ||
21 | Контрольная игра | 2 | ||
22 | Бег с препятствиями. Кросс. Удары по мячу ногой на точность и на дальность. | 2 | ||
23 | Упражнения для развития выносливости. Контрольная игра. | 2 | ||
24 | Упражнения в висах и упорах. Удары по мячу ногой на точность и на дальность. | 2 | ||
25 | Контрольная игра | 2 | ||
26 | Упражнения для развития прыгучести. Передача в парах. Контрольная игра | 2 | ||
27 | Упражнения для развития быстроты | 2 | ||
28 | Контрольные нормативы. | 2 | ||
29 | Школьные соревнования по мини-футболу | 2 | ||
30 | Школьные соревнования по мини-футболу | 2 |
2 год обучения (11-12 лет)
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов по плану | |
По плану | По факту | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях по футболу. Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. | 2 | ||
2 | Эстафетный бег. Передача в парах, тройках. Контрольная игра | 2 | ||
3 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств .Контрольная игра | 2 | ||
4 | Акробатические упражнения. Передача мяча в движении. Контрольная игра | 2 | ||
5 | Упражнения для развития ловкости. Передача мяча в движении. Контрольная игра | 2 | ||
6 | Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Контрольная игра | 2 | ||
7 | Упражнения для развития гибкости. Удары по мячу головой. Контрольная игра | 2 | ||
8 | Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Контрольная игра | 2 | ||
9 | Упражнения для развития ловкости. Передача мяча в движении. | 2 | ||
10 | Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу головой. | 2 | ||
11 | Упражнения для развития мышц ног и таза. Контрольная игра | 2 | ||
12 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Контрольная игра | 2 | ||
13 | Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Контрольная игра | 2 | ||
14 | Упражнения для развития гибкости. Удары по мячу головой с пассивным и активным сопротивлением. | 2 | ||
15 | Упражнения для развития быстроты. Отбор мяча. | 2 | ||
16 | Упражнения для мышц шеи и туловища. Отбор мяча. | 2 | ||
17 | Упражнения для развития гибкости. Контрольная игра | 2 | ||
18 | Упражнения с набивными мячами. Контрольная игра | 2 | ||
19 | Упражнения для развития силовых качеств. Финты (обманные действия) | 2 | ||
20 | Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Финты (обманные действия) | 2 | ||
21 | Упражнения для развития ловкости. Финты. Контрольная игра | 2 | ||
22 | Легкоатлетические упражнения. Контрольная игра | 2 | ||
23 | Упражнения для развития быстроты. Вбрасывание из-за боковой линии. Контрольная игра | 2 | ||
24 | Упражнения для развития выносливости. Вбрасывание из-за боковой линии. | 2 | ||
25 | Бег с препятствиями. Кросс. Упражнения для развития умения «видеть поле». Техника игры вратаря. | 2 | ||
26 | Упражнение в висах и упорах. Упражнения для развития силовых качеств. Упражнения для развития умения «видеть поле». Техника игры вратаря | 2 | ||
27 | Упражнения для развития быстроты | 2 | ||
28 | Контрольные нормативы. | 2 | ||
29 | Школьные соревнования по мини-футболу | 2 | ||
30 | Школьные соревнования по мини-футболу | 2 |
3 год обучения (12-14 лет)
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов по плану | |
По плану | По факту | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях по футболу. Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. | 2 | ||
2 | Прыжок в высоту способом «перешагивание». Тактика нападения: индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря. | 2 | ||
3 | Упражнения для развития прыгучести. Защитные действия: 1на 1 , 2 на1, 3 на 2. | 2 | ||
4 | Упражнения для развития гибкости. Тактика нападения: « бабочка», «квадрат». Учебная игра. | 2 | ||
5 | Тактика нападения: групповые действия. Контрольная игра | 2 | ||
6 | Акробатические упражнения. Свободный удар, угловой удар. | 2 | ||
7 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Тактика нападения: командные действия. Тактика вратаря | 2 | ||
8 | Контрольная игра | 2 | ||
9 | Контрольная игра | 2 | ||
10 | Упражнения для развития мышц ног и таза. Тактика защиты: индивидуальные действия. Тактика вратаря. | 2 | ||
11 | Упражнения для развития силовых качеств. Выход один на один с вратарем. | 2 | ||
12 | Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Тактика защиты: индивидуальные действия. Тактика вратаря. | 2 | ||
13 | Упражнения для развития быстроты. Тактика защиты: групповые действия. | 2 | ||
14 | Бег с препятствиями. Кросс. Удары по мячу ногой на точность и на дальность. | 2 | ||
15 | Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Ведение мяча. | 2 | ||
16 | Упражнения для развития силовых качеств. Розыгрыш штрафного удара. | 2 | ||
17 | Упражнения на координационной лесенке. Тактика игры в защите. Расположение игроков в различных игровых ситуациях. | 2 | ||
18 | Подготовка к сдаче контрольных нормативов. Учебная игра. | 2 | ||
19 | ОРУ с мячами. Игра на опережение. Игра в одно касание. | 2 | ||
20 | Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Тактика нападения. Игра на третьего. | 2 | ||
21 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Изучение технических приемов и применение их в игре. Учебная игра. | 2 | ||
22 | Ору в движении и на месте в парах. Тактика защиты. Персональная опека. Учебная игра. | 2 | ||
23 | Ору в движении и на месте в парах. Тактика защиты. Зональная защита. Учебная игра. | 2 | ||
24 | Упражнения для развития ловкости и координации. Передачи в парах, тройках. Отыгрыш с игроком под удар. | 2 | ||
25 | Контрольная игра | 2 | ||
26 | Контрольная игра | 2 | ||
27 | Упражнения для развития быстроты | 2 | ||
28 | Контрольные нормативы. | 2 | ||
29 | Школьные соревнования по мини-футболу | 2 | ||
30 | Школьные соревнования по мини-футболу | 2 |
6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Для осуществления контроля учебно-воспитательного процесса используются контрольные упражнения, которые выполняются по мере овладения навыками обучающимися, для коррекции содержания и логики поэтапного освоения занимающимися учебного материала. В результате освоения данной программы, учащиеся (учитывая индивидуальные возможности) должны иметь прирост показателей общей и специальной подготовленности и стремиться показывать результаты не ниже среднего уровня.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводится: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль – оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения учащимися программы по итогам изучения раздела, темы.
Итоговый контроль – оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе.
7. Используемый учебно-методический комплекс
1. Учебные и методические пособия для педагога и учащихся.
Информационные источники:
Списки литературы для педагогов:
- Методология подготовки юных футболистов. П.В. Губа, А.С. Стула. Спорт-2015
Списки литературы для учащихся:
- Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. Просвещение – 2017г.
- Про футбол. Хочу все знать... Эрик Марсон. Пешком в историю 2018.
- Футбол – только ли игра? Н.Симонян. 2018 г. Издательство «Человек».
Интернет-источники:
- https://futsalua.org
2. Система средств обучения.
Организационно-педагогические средства:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-футбол»;
- Конспекты открытых занятий, проведенных педагогом в рамках реализации программы.
3. Система средств контроля результативности обучения.
- диагностические и контрольные материалы (диагностические и информационные карты, анкеты для детей и родителей, задания по темам программы и т. д.);
- нормативные материалы по осуществлению групповых и массовых форм работы с учащимися (Положения о конкурсах, соревнованиях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию детей
В нашей школе всю кружковую работу ведет один педагог дополнительного образования, поэтому и программы для работы в кружках я объединяю в одну рабочую программу. В этом учебном году работа ведет...
Рабочая программа по естествознанию для детей с особенностями психофизического развития
Данная программа предназначена для учителей биологии общеобразовательных школ, работающих с учащимися с особенностями психофизического развития, с рекомендациями индивидуального обучения. Программа со...
рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по логоритмике дла работы с детьми старшей и подготовительной групп, включает диагностику и перспективное планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-5 ЛЕТ)
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной д...
Рабочие программы, 9 класс. Для детей, оформленных на домашнее обучение.
Рабочие программы по предметам, изучаемым в 9 классе. Для учеников, оформленным на домашнее обучение по состоянию здоровья и нуждающимся в индивидуальном подходе....
Рабочие программы 3 класс, для детей обучающихся на дому по состоянию здоровья.
Рабочие программы, 3 класс. Дети, обучающиеся на дому по состоянию здоровья, нуждаются в индивидуальном обучении. Для них создаются индивидуальные программы.Чтобы легче было учителям, обучающих таких ...