Статья: "Исторические и памятные места - как предмет учебно исследовательской работы школьников"
статья (11 класс)
Статья: "Исторические и памятные места - как предмет учебно исследовательской работы школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dmitrik_statya_istoricheskie_pamyatnye_mesta_.docx | 53.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Исторические и памятные места
как предмет учебно исследовательской работы школьников
Дмитрик Ирина Григорьевна
педагог дополнительного образования,
учитель истории и обществознания
Аннотация: статья описывает организацию поисковой и исследовательской работы школьников по изучению исторических и памятных мест района, способствующие сохранению исторического наследия. В основу статьи легли материалы школьных музеев с. Ивановки, с. Ширяевки, с. Григорьевки, с. Осиновки Михайловского муниципального района Приморского района. Документы, фотографии и фрагменты видеоматериалов позволили описать исторические памятные места Михайловского района и организацию работы по данному направлению.
Ключевые слова: школа, обучающиеся, внеклассная работа, музей, памятники, исследовательская работа, историческая память.
Многие люди не задумываются о том, какое историческое значение имеет местность, на которой они проживают. Какое значение для истории и для людей живущих рядом имеют достопримечательности обычного населённого места, и есть ли они. Может быть, поэтому в некоторых населённых пунктах ничего не знают о значении исторических и памятных мест, в которых они проживают. А поэтому не берегут ни памятники, ни память о них. Но, не смотря на это в нашей стране огромное количество исторических мест и памятников, которыми мы можем и должны гордится, а отсюда беречь их самих и память о тех исторический событиях, с которыми они связаны.
Не перестаю восхищаться историей своего района, и каждый раз открываю для себя её новые вехи. А особенно восхищаюсь своими земляками, которые проявили героизм в разное время. Большую роль в поиске информации об истории сёл района и людях оставивших свой след в истории этих сёл играют учителя школ района. На протяжении многих лет они вели поисковую и исследовательскую работу со своими учениками. Во многом только благодаря этим энтузиастам, мы сегодня по крупицам можем восстановить многие исторические события прошедших времён. Остальные ждут своих энтузиастов, которые продолжат начатое ими дело по восстановлению белых пятен в истории сёл Михайловского района.
Большая работа в этом направлении была проведена поисковым отрядом «Истоки» во главе с библиотекарем Гончаровой Т.Н. и заместителем директора по воспитательной работе Варава Н.В.. Они продолжили дело по сбору исторических сведений по истории села начатое преподавателем Ермоленко Г.Я., который много лет собирал материал по истории сел: Ивановка и Ширяевка, встречался со свидетелями исторических событий проходивших на этих территориях, вёл переписку с архивами.
В школьных музеях сел: Ивановка и Ширяевка хранится информация о работе поискового отряда. В шестидесятых годах в Ширяевской восьмилетней школе действовал кружок краеведов из учащихся 7-8 классов. Школьники занимались историей своего села и в результате выпустили альбом. По заданию редакции газеты «Красное знамя» в селе и школе был корреспондент Киселёв. Он заинтересовался альбомом, и через некоторое время в газете была опубликована статья о работе этого кружка, а вскоре из Хабаровска в адрес школы пришло письмо. Писал Данченко - Донец Исаак Михайлович, в молодые годы житель села Абражеевки, тогда Ивановской волости. В начальной школе он учился вместе с Корфом Иваном Дмитриевичем, впоследствии командиром партизанского отряда. В годы Гражданской войны Данченко бывал в селах волости по заданию Уссурийского комитета РСДРП, а после освобождения Дальнего востока учился и работал научным сотрудником Хабаровского краеведческого музея. Он хорошо отозвался о работе кружковцев школы, так завязалась переписка. Он писал, что события 1919-1922 гг., которые происходили в Ивановке и близлежащих селах никем не описаны, что было много жертв среди населения сел, что это было крестьянское восстание против военной диктатуры. А про Ширяевку он писал, что это первое село в Уссурийском уезде, которое подверглось жестокому нападению карательного отряда подполковника Евецкого. Он посоветовал заняться учащимся изучением событий тех лег. Договорились о том, что кружковцы посетят его, но поездка так и не состоялась, а вскоре и переписка прервалась - ничего нет в мире вечного. Начались поиски, и тут оказалось, что «иных уж нет, а те далече».
И все же были встречи и беседы, была, и переписка и признать надо, что многое может быть и главное, ушло в небытие. И всякий раз в таких случаях мы упрекаем себя - надо было заняться этим делом раньше, как много упущено.
По воспоминаниям партизан их Ивановки учащиеся узнали о том, что белогвардейцы наступали и со стороны Спасска - Яковлевки и со стороны Уссурийска - Ивановки. Сильные бои были в ноябре 1921 года. Командование партизанским соединением Владивостоков, Леушин, Луцков, Шевченко были вызваны в Хабаровск и 22 ноября белогвардейцы заняли Анучино и удерживали его долгое время. Частые бои происходили на окраинах села, были рейды белогвардейцев в отдаленные села, где были партизаны. Ожесточенные были бои, жертвы с обеих сторон, борьба продолжалась. Партизанское соединение имело в тайге свою базу (госпиталь, склады, бани), белогвардейцам удалось захватить эту базу, хоть и считалось, что она засекречена.
В 70-х гг. партизан Герасименко А.Н. с девятиклассниками Ивановской школы совершил туристический поход на эту базу, вернее место, где она находилась (в тайге, недалеко от Анучино). Руководитель похода учитель истории Агальцов.
Изучая воспоминания партизан, школьникам стало известно и о том, что не все состоятельные жители села Ивановка были осведомителями белогвардейцев и японских интервентов. Например, у состоятельного мужика Мельникова Афанасия, в доме была явка партизан, и он помогал партизанам. Много полезного для партизан сделала его дочь Мельникова Ефимия Афанасьевна, работая секретарем-машинисткой волостной земской управы. Из разговоров начальства она многое знала о положении дел в гарнизоне, в ее распоряжении пишущая машинка, доступ к земской печати. Из Анучино регулярно, раз в неделю, к ней прибывал молодой партизан-разведчик и получал ценные сведения о японцах и белогвардейцах гарнизона. Организовывала она и пропуска. В доме ее родителей по ночам собирались партизаны, и они получали нужную им информацию. Ефимия была комсомолкой, техническим секретарям комсомольской организации. После того как контрразведка заинтересовалась деятельностью Ефимии и ей пришлось бежать в другое село. Но родителей ее преследовали и при отступлении подожгли их дом. С помощью соседей пожар был потушен, ущерб был, но не большой (А дом Мельниковых сохранился до настоящего времени, находится не далеко от школы и даже виден из окон школьной библиотеки).
После занятия школьного здания японцами и белогвардейцами занятия школьников в с. Ивановка прекратились на долгие годы. Кое - где на окраинах села, в домах крестьян, занятия проводили учителя Иванников и Мурый. Число обучающихся было небольшим, плата 1 руб. за ученика в месяц. Эти молодые парни, основатели комсомольской организации в селе, проводили большую пропагандистскую работу среди молодежи села. Молодежь собиралась в домах сельчан, там разучивались и исполнялись новые песни, разыгрывались небольшие пьесы, проводились читки и беседы, было и не без танцев. Молодежь с удовольствием посещала эти вечеринки.
А здание школы, в котором когда-то временно обосновались японцы - сохранилось до настоящего времени. Сегодня в нём находится Ивановская церковь. Здание, которой было уничтожено в то же время путем попадания в него снаряда. Сгоревшую церковь в Ивановке не восстановили, рядом построили другую, но по размерам меньшую и действовала она до 30-х гг. Комсомольцы и молодежь села добивались, чтобы церковь закрыли, так же, как и в Ширяевке, собирались подписки граждан и через ВЦИК добились своего. На месте церкви до сих пор ничего не построено, земля пустует.
Школьники исследовали события в память о которых был установлен памятник за речкой на Красном поле. И выяснили, что в сентябре 1922 г. в Лесозаводске из состава Волочаевского полка создавался добровольческий отряд. Его задачей было двигаться параллельно железной дороге через Яковлевку - Анучино - Ивановку и вступать в бои с находившимися там отрядами белогвардейцев.
Отряд с ходу вступил в бой в Ивановке. Всю ночь рвались гранаты, трещали выстрелы, слышались команды с одной и другой стороны. Это было в начале октября 1922 г. Последняя схватка произошла за речкой на Красном селе. Белогвардейцы отступили в сторону Лефинки - Уссурийска. Жертвы были с одной и другой стороны. В бою за Ивановку погибли 26 народноармейцев. Их похоронили на месте последнего боя. Имена их неизвестны. Был поставлен деревянный памятник, через несколько лет поставили больший по величине, но тоже деревянный.
В 60-х гг. участник боя за Ивановку Зубков (Владивосток) проезжал места боев с японцами и белогвардейцами. Посетил и Ивановку и установил, что памятник в плохом состоянии, не отражает внимания погибшим за власть Советов. С этим вопросом он посетил райком партии, написал заметку в районную газету. Имен погибших не помнил и он, назвал только товарища своего Лоншакова и Сибиряка Василия. Вскоре был возведен новый памятник, открытие его состоялось в 45 годовщину освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев, в 1967 году. И каждый год 25 октября приходили к памятнику ученики школы, граждане села, чтобы почтить тех, кто отдал свои жизни за освобождение села. Выступали участники боевых действий тех лет, выступали члены партии, молодежь. Возлагались цветы, за памятником ухаживали. Но то было тогда.
Позже Ермоленко Г.Я. напишет в своих воспоминаниях: «Пришла дата 80-ти летите освобождения, у памятника тихо, никто не нарушал покой. Погребенных там народноармейцев. За памятником никто не следит. Тихо было в аудиториях школы, ни слова о том на селе. Как коротка наша память. Грустно».
Памятники это наша слава, наша гордость, наша история и культура. А у нынешних школьников с. Ивановка есть возможность продолжить исследования и восстановить имена и фамилии тех, кто ценою своей жизни отстоял Ивановку от белогвардейцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебной исследовательской работы школьников
Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....
Организация учебной исследовательской работы школьников
Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....
Организация учебной исследовательской работы школьников
Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....
Проектная и учебно-исследовательская работа школьников на уроках технологии
В статье помещен материал из опыта работы учителя технологии о проектной и учебно-исследовательской работе школьников....
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящей работе описан опыт организации УИР школьников на уроках по физике при изучении нового материала и закреплении пройденного. В основу большей части таких уроков был положен физический ...