Проектная и учебно-исследовательская работа школьников на уроках технологии
статья по технологии по теме

В статье помещен материал из опыта работы учителя технологии о проектной и учебно-исследовательской работе школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Проектная и учебно-исследовательская работа школьников.

 Посредственный учитель излагает.

 Хороший учитель объясняет.

 Выдающийся учитель показывает.

 Великий учитель вдохновляет.

 (Уильям Артур Уорд)

         Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому я использую технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям я отношу проектную технологию (метод проектов) как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, проектно-исследовательский метод и ИКТ можно с успехом применяться как на уроках технологии, так и во внеклассной работе с учащимися и их родителями.

         В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы.

         Огромную роль на всех этапах проектно-исследовательской деятельности играют информационно-коммуникационные технологии.

         Перед учащимися ставятся проблемы, как правило, близкие пониманию и волнующие в личном плане. Получаемый результат должен быть социально и практически значим. При подготовке дополнительного материала, как вариант домашнего задания, обучающие часто используют готовые проекты из сети Интернет, поэтому считаю наиболее эффективно данную технологию использовать на уроке как краткосрочный проект.

         Например, «Какие напитки можно приготовить из дикорастущих ягод и трав», «Какая одежда относиться к романтическому стилю», «История возникновения спецодежды», «Женская юбка с XI века до наших дней».

         Для старших учащихся темы и вопросы исследовательских работ подбираются в соответствии личностными предпочтениями и находятся в области их самоопределения.

        Ученики проводят огромную научно-исследовательскую работу, используя большое количество источников информации. Неоценимую помощь в этом оказывает сеть Интернет.

         Завершающий этап заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию. Работа над презентацией, её публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения и публичного выступления. Красиво и в соответствии со всеми требованиям оформить работу позволяет текстовый редактор Microsoft Word. Учащиеся приобретают навыки установки параметров страницы, изменение и размер текста, вставки в текст различных объектов, и т.д. Большой интерес у школьников вызывает работа по созданию буклетов в программе Microsoft Office Publisher и презентаций Microsoft Power Point.

         Защита проектов в 5 - 9 классах проводится на уроке, а также в предметных неделях, которые традиционно проходят в нашей школе. При защите таких проектов ученики в отведённое время должны аргументировать выбор темы, рассказать об этапах работы над проектом, владеть необходимой терминологией. Оцениваем чёткость формулировок, результативность работы, культуру речи, умение аргументировано отвечать на вопросы слушателей. Каждый докладчик сопровождает свою работу компьютерной презентацией.

         Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями.

         Используя метод проектно-исследовательской работы и ИКТ в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение ребят к технологии,  как к предмету школьной программы.

        Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, а в первую очередь, Личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь. Я постоянно повышаю свой уровень знаний через чтение книг, методической литературы, ресурсов глобальной сети. Думаю, что учащимся более интересен учитель, который не ограничивается рамками содержания параграфа учебника.

        Опыт показывает, что применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках технологии и во внеклассной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решени...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)

Организация проектной деятельностишкольников  на уроках технологиив  условиях реализации  ФГОС( из опыта работы)...

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы)  2017г....