Развитие вокально-хоровых способностей учащихся во внеурочной деятельности
опыты и эксперименты
Краткое описание деятельности руководителя вокально-хоровой студии на базе общеобразовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vokalno-horovyh_sposobnostey_uchashchihsya_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 10.39 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие вокально-хоровых способностей учащихся во внеурочной и кружковой деятельности".
Музыкальное воспитание в современной школе ставит своей целью не только развитие гармоничной, разносторонней, творческой личности, но и призвано развивать музыкальные способности ребенка. Развитие музыкальных способностей невозможно без вокально-хоровой деятельности. В рамках только урока музыки учитель не в силах уделять достаточно времени развитию вокально-хоровых способностей детей. И здесь на помощь приходит внеурочная и кружковая деятельность.
В нашей гимназии для учащихся первых классов организованы занятия внеурочной деятельности «Веселые нотки». Именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. В работе используется авторская программа курса, учитывающая возрастные особенности детей, их интересы и индивидуальные способности. В течение года на занятиях мы с детьми разучиваем упражнения, попевки, детские песни, учимся сценическому поведению, исполнительской культуре, что способствует развитию певческих навыков. Изученные песни исполняем на классных и школьных мероприятиях, концертах для родителей.
Учащиеся третьих классов занимались по программе внеурочной деятельности «К истокам духовности». Отличительной особенностью этого курса являлся принцип междисциплинарной интеграции (музыка, история, изобразительное искусство, хореография) но ведущей деятельностью являлась вокально-хоровая. Результаты нашей работы были представлены на открытых мастер-классах в рамках стажерской площадки, организованной на базе МБОУ «Гимназия №80». Были проведены открытые мастер-классы на тему: «Русская народная игрушка», «Русский чай».
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Вокально-хоровая работа в школе актуальна и связана не только с необходимостью формирования музыкального вкуса наших детей, но и с ростом числа детских коллективов, массового развития певческой культуры. Также вокально-хоровая, концертная деятельность способствует социализации воспитанников.
На базе гимназии в 2013 г. мной была организована вокально-хоровая студия «Соловушка», в которой имеют возможность заниматься по желанию все дети, независимо от способностей и уровня подготовки. В вокально-хоровой работе я опираюсь на опыт ведущих педагогов-фониаторов. Моей настольной книгой является издание А.А. Сергеева «Воспитание детского голоса», выпущенное еще в 60-гг. ХХ века и проработанное сотрудниками лаборатории танца и хорового воспитания. Издание ценно тем, что в нем не только раскрываются основные методические принципы постановки голоса, но также пение рассматривается как психофизиологический процесс, оказывающий положительное влияние ни физиологию и эмоциональную сферу ребенка.
Мной была составлена программа развития на 3 года, в которой планировалась работа с детьми разных возрастов, т. к. каждый возраст имеет свои физиологические особенности. В программе предусматривалась работа с хором, с вокальными группами, с солистами.
Цель программы: формирование певческой культуры школьников как неотъемлемой части музыкально-эстетической культуры.
Задачи: - развитие музыкальности (музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальная память, образное мышление);
-овладение практическими навыками и умениями ;
-воспитание устойчивого интереса к музыке и певческо-исполнительскому искусству.
Основные содержательные линии:
-формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке и вокалу;
-обогащение опыта творческой музыкальной деятельности.
Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа.
Результат и качество обучения предусмотрительно будет прослеживаться в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения в результате реализации программы могут быть дипломы, грамоты.
Программа будет успешно реализована:
- если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
- будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
• будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
• при наличии в кабинете технических средств, отвечающих условиям учебного процесса.
В программе предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе с сопровождением и а-капелла); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
Программа предусматривала сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т. д., а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе осуществляется наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт. Огромную помощь нашей студии оказывают родители. Это и помощь в транспортировке детей на концерты, это и видеозапись и фотосъемка с концертов, и помощь в подготовке костюмов.
Огромное значение в вокально-хоровой работе имеет выбор исполнительского материала. По выражению А.А. Сергеева: «Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось». Это касается и произведений. Их содержание и эстетическая ценность должны не только соответствовать возрасту детей, но особенно внимательно нужно относиться к тесситурным условиям и диапазону исполняемых произведений. От того, правильно ли подобран репертуар, зависит успех исполнения. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. В репертуар нашей студии входят произведения, содержание которых способствует воспитанию эстетического вкуса детей - о Родине, детстве, о войне, о героях, о школе, также образцы классической и народной музыки. Творчество — процесс, не предусматривающий строгих рамок, поэтому часто мы вместе с детьми подбираем репертуар для исполнения в хоре, и для солистов и вокальных групп. Вместе работаем над хореографическими моментами, придумываем элементы танцев, продумываем костюмы. Очень важным моментом я считаю выработку сознательного и критического отношения детей к своему пению. Уже на первых занятиях я спрашиваю у детей, что и как у них получилось, правильно ли они спели, понравилось ли им исполнение песни. Не только я обращаю внимание на неудачи в исполнении, но дети — сами выявляют их и стараются устранить.
Система в работе, спланированный и правильно организованный процесс, применение профессиональных знаний педагогом, все это позволяет добиться положительных результатов.
За четыре года работы, воспитанники вокально-хоровой студии «Соловушка» достигли высоких результатов. Это участие в творческих вечерах, концертах, социально-значимых проектах различного уровня. Это выступление на фестивалях: районных «Радуга талантов», городских: «Пою мое Отечество», «Барнаульская свирель», международных: «Сибирь зажигает звезды». Также каждый год принимаем участие в международной акции «Музейная ночь на Алтае», митингах, посвященных «Дню Победы». Воспитанники студии (хоровой коллектив, вокальные группы, солисты) имеют дипломы участников и лауреатов.
Студия «Соловушка» очень популярна в нашей школе. Именно хор, как единственный в нашей школе вид коллективного музицирования, сплачивает детей, дарит им минуты общения, дружбу, понимание. За четыре года существования вокально-хоровой студии в нашей гимназии удалось приобщить к музыкально-исполнительскому творчеству большое количество детей.
Таким образом, вокально-хоровая работа в школе — это не только исполнение песен в рамках урока, но и часть методического комплекса всего музыкального образования и воспитания в условиях общеобразовательной школы. Заинтересованность учителя, желание расширить рамки своего предмета, потребность идти в ногу со временем — все это позволяет заложить основы высокого исполнительского мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивное развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку
Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере. Чтобы максимально подготовить подраст...
Статья на тему "РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ."
Статья на тему "Развитие проектно-исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности по математике"...
Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной работе»
Обобщение педагогического опыта на уроках технологии и во внеурочной деятельности...
«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся во внеурочной деятельности.»
laquo;Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихсяво внеурочной деятельности.»...
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности...
Развитие музыкальных способностей учащихся во внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности
Главная задача работы нашего кружка "Проба пера" – это развитие у детей потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды творчества. “Для всего, что су...