Методология экологического проектирования как один из способов исследовательской деятельности
учебно-методический материал

Балод Вера Васильевна

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития школьников видах детской деятельности. С утверждением федерального государственного образовательного стандарта школьного образования к требованиям основной общеобразовательной программы школьного образования данная деятельность школьников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения школьного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Младший школьный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации школьного образования, приоритетным направлением в деятельности ОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей школьного возраста.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития школьника.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

С помощью вышеназванных методов решаются следующие задачи обучения:

- формирование у детей школьного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

т ема: Методология экологического проектирования как один из способов исследовательской деятельности младших школьников на примере проекта «Веселый огород» Педагог-эколог высшей категории: Балод Вера Васильевна

Слайд 2

«…Люди , научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К.Е. Тимирязев

Слайд 4

Задачи проектной деятельности

Слайд 5

Типы проектов

Слайд 6

Требования к оформлению работы и выступлению докладчика объем не более 25 страниц шрифт - Times New Roman размер шрифта - 14 кегль и нтервал полуторный поля – 2,5 см время защиты: 5-7 минут

Слайд 7

Структура экологического проекта Титульный лист Цели Задачи Краткая аннотация проекта Обоснование необходимости проекта Основное содержание проекта Ресурсы Партнеры Целевая аудитория План реализации проекта Ожидаемые результаты и социальный эффект Перспективы дальнейшего развития проекта Литература

Слайд 8

1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана со школьниками по реализации проекта поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого школьника тематикой проекта. 4. Создавать познавательную мотивацию, опираясь на интересы детей. 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания , с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные школьниками варианты решения проблемы : ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. В работе над проектом ВАЖНО:

Слайд 9

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с школьником , используя индивидуальный подход . 9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать школьников на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом , создавая атмосферу совместного с творчества. 11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде определенного событийного мероприятия.

Слайд 10

Примерный план работы по подготовке проекта Постановка цели проекта Разработка плана достижения цели Привлечение специалистов Составление плана-схемы проекта Включение в план проекта видов учебной деятельности Домашние задания для самостоятельного выполнения Презентация проекта, открытое занятие

Слайд 11

Основные этапы метода экологического проектирования

Слайд 12

Алгоритм разработки экологического проекта

Слайд 13

Этапы Задачи Деятельность проектной группы Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников Уточнение имеющейся информации , обсуждение задания Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации . Постановка задач и выбор критериев оценки результатов . Распределение ролей в команде Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критериев успеха Принятие решения Сбор и уточнение информации . Обсуждение альтернатив . Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности Наблюдение. Консультации Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление Оценка результатов Анализ выполнения проекта , достигнутых результатов (успехов и неудач ) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования . Объяснение полученных результатов , их оценка Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта

Слайд 14

«…Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться». В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии как один из способов организации деятельности на уроке литературы в 5-6 классах»

Статья была подготовлена в целях обобщения опытом на районном МО учителей русского языка и литературы по теме  «Новый взгляд на уроки русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГО...

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна Валентиновна Учитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна ВалентиновнаУчитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск...

Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся.

В статье опысана методика постановки учебного опыта в полевых условиях, приведён образец заполнения дневника опыта....

Формирование экологической компетенции в процессе проектной и исследовательской деятельности учащихся

Главная задача  школы заключается в создании условий и атмосферу, в которой ребенок сможет учиться жить в гармонии с окружающим миром.     С точки зрения психологов...

Презентация выступления на тему: "Экологические проекты как средство организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся".

Метод экологического проекта основывается на использование нескольких компонентов: интеллектуального, личностного, внутренней готовности субъекта воплотить свои взгляды в реальные дела....

Технология проектирования в системе реализации научно-исследовательской деятельности школьников

Приобретение навыков организации научно-исследовательской деятельности учащихся.В результате вы сможете организовывать исследовательскую деятельность ребят, и правильно оформлять работу для представле...