Технология проектирования в системе реализации научно-исследовательской деятельности школьников
методическая разработка
Приобретение навыков организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
В результате вы сможете организовывать исследовательскую деятельность ребят, и правильно оформлять работу для представления на научно-практических конференциях разного уровня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА МАСТЕР-КЛАСС
Здравствуйте, меня зовут Кульбака Галина Владимировна, я учитель биологии Дудинской средней школы №3. Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Технология проектирования в системе реализации научно-исследовательской деятельности школьников».
Цель: Приобретение навыков организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Моя задача оказать вам методическую помощь.
В результате вы сможете организовывать исследовательскую деятельность ребят, и правильно оформлять работу для представления на научно-практических конференциях разного уровня.
Дело это, прямо скажем, непростое. Многие учителя вообще не хотят этим заниматься по разным причинам. Одна из них – это отсутствие теоретических знаний и практических навыков. Работа эта требует от учителя значительных затрат времени, умения индивидуально работать с учеником, направлять его, стимулировать. Зато результат такой совместной деятельности дает мощный толчок развития и ученика и самого учителя.
Педагог выходит за рамки обыденной учебной деятельности, открывает для себя новые горизонты в предметной и межпредметной сферах. Тем самым становится более интересен для своих учеников. Эта область нашей деятельности включает в себя элементы нескольких педагогических технологий: исследовательской и проектной деятельности, Информационно-коммуникационные технологии, Здоровьесбережение, Социоигровые, и, конечно, технологию Личностно ориентированного обучения.
Каждая из них вносит свой вклад в развитие ребенка, его социализацию, закладывает фундамент его будущего успеха.
У ребят формируются навыки научного познания, общения с научным руководителем и соавторами проектов. Дети приобретают умение отстаивать свою точку зрения, выражать четко свои мысли, причем делать это в корректной форме, проявляя взаимоуважение и терпимость. У ребят формируются коммуникативные навыки. Они начинают видеть своих одноклассников и учителя другими глазами. Все эти навыки пригодятся им в период обучения в ВУЗах. Уже сейчас я слышу слова благодарности от своих выпускников, которые использовали эти знания и умения при написании курсовых работ в своих учебных заведениях и получали за них высокие оценки.
Первый мой опыт – 4 место на МНПК «Золотое перо» в 2006 году. Тогда я еще мало, что понимала в структуре оформления научно-исследовательской работы и подготовке выступления тоже. Так как не было никаких обучающих семинаров, приходилось самой анализировать, выяснять причины неудач, искать пути решения возникших проблем. Очень помогла при анализе развернутая таблица, в которой отражены баллы жюри по каждому критерию. Сразу видны все слабые места работы. Всего с 2008 года мною было представлено на МНПК 10 исследовательских работ и проектов. 7 из них стали призерами, 3 –победителями. Работы были выставлены на сайтах «Педсовет», «Открытый класс», где получили высокую оценку коллег.
Наш исследовательский проект «Цветочный остров» получил продолжение в совместном городском проекте «Nевечная мерзлота». Заполярный транспортный филиал, студия «Белая птица» и наша школа были соавторами этого проекта. Реализовали его в Доме Милосердия г. Дудинки.
Пять наших работ участвовали во Всероссийских конкурсах. 2 стали Лауреатами, две получили Дипломы I и II степени, и одна стала победителем.
Из поездки в Москву я привезла очень качественный материал от организаторов конкурса с рекомендациями по написанию исследовательских работ и их защите.
Своими наработками и этими материалами я делилась с коллегами. Конечно, теоретическая подготовка и опыт важны, но, прежде всего, необходима заинтересованность ребенка. Задача педагога заметить, поддержать и направить этот интерес.
Желаю вам найти такие точки соприкосновения с вашими учениками, и высоких достижений на этом поприще.
МАСТЕР-КЛАСС
Перед началом нашей с вами работы, я попрошу вас ответить на несколько вопросов, приведенных в таблице на желтом листе.
Требования к содержанию и оформлению научно-исследовательской работы и критерии оценивания есть в каждой школе. (У вас они вложены в папку). Руководствуясь этими документами, научные руководители с детьми проводят исследование, оформляют его и готовят выступление.
Чтобы структурировать запланированную работу и выдерживать сроки я придумала Календарный план (слайд). В нем отражены действия, которые необходимо выполнить в определенные сроки, ожидаемый результат, и распределены обязанности. Пользоваться им удобно, можно корректировать, отмечать выполнение каких-либо этапов, соотносить запланированные действия с результатом.
Для удобства работы, воспользуйтесь листом зеленого цвета, куда вы будете записывать необходимую информацию, которая поможет нам в оформлении работы и подведении итогов.
У некоторых педагогов затруднение возникает уже на этапе выбора темы научно-исследовательской работы. Прежде чем формулировать тему, нужно вычленить проблему. Для этого нужно с детьми обсудить - какие вопросы их волнуют, т.к. работа должна быть ребенку интересна. Как вариант, представленные на слайде проблемные вопросы.
Например: есть рецепт приготовления какого-либо блюда с использованием сметаны. Мы идем в магазин, в котором большой выбор. Проблема: какую покупать? Чтобы сделать правильный выбор, нужно сравнить сроки годности и состав продукта. На этикетках обычно состав указан одинаковый. Чтобы сравнить качество предлагаемой сметаны необходимо ... Изучить состав сметаны разных производителей. И на основании результатов исследования, научиться выбирать качественную сметану. Это будет ваша Цель.
Теперь нужно сформулировать тему исследования. Тема включает в себя процесс, предмет исследования и объект исследования. Для нашего примера:
Давайте попробуем сформулировать тему, предмет и объект исследования в приведенную таблицу на листе Практикум №1. Ваша задача - вырезанные части названия тем вклеить в пустую таблицу в правильном порядке: Процесс – предмет – объект. Предлагаю свериться и обсудить результат.
Практикум №2
Я скачала из интернета несколько работ на похожую тему. Попробуем оценить правильность формулировки темы, предмета и объекта исследования. Если надо, то исправить ошибки. Давайте обсудим вместе.
Следующий этап – выдвижение гипотезы.
Предложите свои варианты:
- самая лучшая сметана та, которую чаще покупают
- та, которая дороже
- та, которая имеют больший процент жирности
- та, которая имеет меньший срок хранения … и т.д.
Допустим, мы остановились на гипотезе №1: самая лучшая сметана та, которую чаще покупают.
Давайте мы с вами тоже сейчас проведем маленький опрос – какую сметану вы предпочитаете покупать чаще? Делаем вывод. Вывод №1 (результаты зафиксируем на доске): Чаще всего покупают сметану ...
Теперь нам нужно определиться с задачами, которые необходимо решить в процессе проверки нашей гипотезы. Т.е. ответить на вопрос: КАК проверить нашу гипотезу и подобрать для этого методы
Итак, на вашем рабочем листе отражены: Тема, цель, предмет, объект исследования, задачи и методы. Это наиболее сложные моменты оформления работы.
Согласно Календарному плану, нам предстоит работа с источниками информации. Нужно выяснить какие вещества могут добавлять производители в сметану, и разрешается ли это ГОСТом. У вас на столах есть выдержки из ГОСТа. А также информация о том, как можно выявить добавку загустителя крахмала в составе исследуемых образцов сметаны. Вам нужно с ними ознакомиться, чтобы понять, как подготовить и провести само исследование. Например, в нашем случае:
- какое вещество нам нужно обнаружить в образцах некачественной сметаны? (крахмал)
- при помощи чего можно определить наличие крахмала? (йода)
ГОСТы, сертификаты, информация о составе, сроках годности и условиях хранения, описание методик исследования – теоретическая часть научно-исследовательской работы.
Далее идет практическая часть. Чтобы провести эксперимент мы готовим оборудование и реактивы:
- Раствор йода
- Пипетка
- Чашки Петри (по количеству образцов сметаны)
- Стеклянные палочки
- Лопаточки или ложечки
- Номера образцов
- Таблица для занесения результатов
- Нумеруем образцы сметаны. Накладываем по ложечке сметаны разных производителей в чашки Петри, добавляем по капельке йода, перемешиваем стеклянной палочкой. Наблюдаемый результат фиксируем на видео или фото. Заполняем таблицу результатов.
- Сравниваем полученные результаты, делаем вывод.
Вывод №2: Сметана под №… не содержит крахмал, значит она лучшего качества.
В заключении формулируется общий Вывод, который должен соответствовать гипотезе. Чтобы сделать общий вывод, нужно учитывать результаты опроса, проведенного ранее. Если данные нашего эксперимента совпали с высоким потребительским спросом сметаны этого производителя, то наша гипотеза подтвердилась. Если нет, то гипотеза опровергнута и есть повод выдвинуть и проверить новую гипотезу.
Гипотеза: самая лучшая сметана та, которую чаще покупают.
В нашем случае выдвинутая гипотеза опровергнута (подтвердилась). На основании полученных результатов мы можем рекомендовать окружающим покупать данную качественную продукцию – сметану, которая не содержит крахмал.
Перейдем к Практикуму №3
Также в Заключении подводятся итоги работы, можно запланировать дальнейшие исследования. Например: можно проверить другие продукты питания, в которых по ГОСТу не должно быть крахмала, а его добавляют – мед, творог.
В конце работы приводится список литературы. Специалисты обращают внимание на то, что часто используется материал, который не является первоисточником; неверно делаются ссылки в тексте работы, много ссылок на интернет-ресурсы с непроверенной информацией. (СМ. СЛАЙД)
Осталось оформить работу, подготовить выступление и презентацию. Московские организаторы Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке» обращают внимание на некоторые типичные ошибки выступающих
- Не выделяется практическая значимость работ.
- Превышается допустимое время на доклад.
- В выступлении не всегда отражается структура исследовательской работы.
- Выступающий не может ответить на вопросы по работе.
КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ!!!
- размещать текст доклада на слайдах
- Текст на слайдах должен быть представлен в виде схем, таблиц, нумерованных списков
- Фон слайдов светлый
- Шрифт не менее 24
- Нет необходимости озвучивать в докладе задачи, актуальность, методы – все это отражено на слайдах
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Приобретение навыков организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Задачи: 1 . Помочь приобрести навыки: • формулировать тему, проблему, гипотезу; •различать предмет и объект исследования ; • ставить цель, задачи и подбирать методы исследования; • соотносить поставленную цель и результат исследования; гипотезу и вывод; 2. Отработать полученные навыки на практике. 3. Познакомить с наиболее распространенными ошибками
Педагогические технологии
Результаты научно-исследовательской деятельности 1. «Влияние асимметрии головного мозга на выбор профессии» 2. Прививка – «за» и «против» 3. Проект «Цветочный остров» 4. «Влияние комнатных растений на изменение концентрации углекислого газа в помещениях» 5. Проект «Мне нужен друг, и именно собака!» 6. «Влияние повышенной концентрации углекислого газа в помещении на здоровье и работоспособность учащихся» 7. «Изучение свойств почвенных грунтов и их влияние на рост и развитие комнатных растений» 8. Проект «Собака – друг человека?» 9. «Влияние биологической активности грунтов на развитие комнатных растений» 10. «Изучение зависимости работоспособности человека от изменения газового состава воздуха в помещении»
Проект «Цветочный остров» призер МНПК «Золотое перо» Проектная деятельность
Участие в муниципальном проекте « Ne вечная мерзлота » ЗТФ «Дудинский морской порт», студия «Белая птица »
Результаты научно-исследовательской деятельности конкурсы лауреаты дипломанты призеры победители МНПК «Золотое перо» 7 3 «Обретенное поколение» 1 «АПК - молодежь, наука, инновации» 1 «Первые шаги в науку» 2 1
«Первые шаги в науке» 2015 год Гран-при
Тема исследования Гипотеза 1 Цель исследования Задачи исследования Гипотеза 2 Гипотеза n Получение базовых знаний Определение метода исследования Теоретическое исследования Сбор данных Обработка данных Вывод, оформление, защита проекта Получение результата Дальнейшие исследования
Тема: ___________________________________________________________ Предмет: ________________________________________________________ Объект __________________________________________________________ Цель: ___________________________________________________________ Гипотеза: _______________________________________________________ Вывод №1: _______________________________________________________ Вывод №2: _______________________________________________________ Общий вывод: ____________________________________________________ Рекомендации : ___________________________________________________ Задачи: Методы
Почему стремятся к свету все растения на свете? Отчего к морям спешит река? Как мы в этот мир приходим? В чём секрет простых мелодий? Почему мостик горбатый? Почему радуга имеет форму дуги? Почему коньки не ездят по стеклу? Почему корабли не тонут? Формулировка проблемы
Нежнейший сметанник с ягодами
Проблема
Анализ содержания этикеток «ПРОСТОКВАШИНО» « ДОМИК В ДЕРЕВНЕ» «БРЕСТ-ЛИТОВСКАЯ»
Цель: Научиться выбирать качественную сметану
Формулировка темы. Постановка цели. процесс предмет объект Изучение состав и свойства сметана разных производителей Тема: Изучение состава и свойств сметаны разных производителей
Практикум 1 процесс предмет объект Изучение состава и свойств сметаны разных производителей в автомобиле влияния биологической добавки морской водоросли хлорелла выделение от освещенности выявление электронных устройств анализ модернизация зависимости скорости роста растений на рост и развитие морских свинок из растений с разной окраской листьев изучение растительных пигментов робототехники в России проблем и развития
Практикум 1 процесс предмет объект Изучение состава и свойств сметаны разных производителей изучение влияния биологической добавки морской водоросли хлорелла на рост и развитие морских свинок выявление зависимости скорости роста растений от освещенности анализ проблем и развития робототехники в России выделение растительных пигментов из растений с разной окраской листьев модернизация электронных устройств в автомобиле
Практикум 2 Тема: Проверка качества сметаны в домашних условиях Цель исследования : изучение способов определения оценки качества сметаны. Объектом нашего исследования будет являться молочный продукт сметана, предметом исследования - изучение процесса получения и качества сметаны.
процесс предмет объект Верно/ не верно Тема Проверка качества сметаны в домашних условиях + предмет Изучение процесса получения и качества сметаны - Правильно качество объект Молочный продукт сметана + цель Изучение способов определения оценки качества сметаны - Правильно Определить качество… Оценить качество…
Практикум 2 Тема : Определение качества сметаны в домашних условиях цель : определить качество сметаны , продаваемой в нашем городе, в домашних условиях. В качестве объекта для исследовательской работы я взяла кисломолочный продукт, предмета исследования – качество сметаны.
процесс предмет объект Верно/ не верно Тема Определение качества сметаны в домашних условиях + предмет качества + объект кисломолочный продукт (сметана) +- цель Определить качество сметаны, продаваемой в нашем городе, в домашних условиях + - Правильно Определить качество сметаны в домашних условиях
Гипотеза: самая качественная сметана та, которую чаще покупают
Задачи и методы: Задачи: Методы
Задачи и методы: Задачи: Методы - работа с источниками информации Изучение имеющихся сведений - Провести опрос опрос, математический - провести исследование Эксперимент и наблюдение - сделать выводы Анализ и систематизация - оформить работу
Тема: Изучение состава сметаны разных производителей Предмет: состав сметаны Объект: сметана разных производителей Цель: Научиться выбирать качественную сметану Гипотеза: Самая качественная сметана та, которую чаще покупают Вывод №1: Вывод №2: Общий вывод: Рекомендации : Задачи: Методы - работа с источниками информации Изучение имеющихся сведений - провести опрос опрос, математический - провести исследование Эксперимент и наблюдение - сделать выводы Анализ и систематизация - оформить работу
Опрос Результаты опроса в % « Сметановна »- …% «Простоквашино»- …% Весовая - …% Вывод №1: Сметана «…» пользуется самым большим спросом
ГОСТ 31452-2012 Сметана. 5.2.1.1 При производстве продукта не допускается применять стабилизаторы и загустители. Крахмал Определение примеси крахмала В чашку Петри накладывают небольшое количество исследуемой сметаны. К ней добавляют 2-3 капли спиртового раствора йода. Появление темно-синей окраски указывает на наличие крахмала в образце сметаны.
Эксперимент оборудование и реактивы : Образцы исследуемой сметаны Раствор йода Пипетка Чашка Петри Стеклянная палочка Лопаточка или ложечка Номера образцов Таблица для занесения результатов
Результаты эксперимента Образец №1 Образец №2 Образец №3 Наличие крахмала в исследуемых образцах сметаны Вывод №2: В образце сметаны под № … не содержится крахмал, значит она лучшего качества
Гипотеза: самая качественная сметана та, которую чаще покупают Общий вывод:
Гипотеза: самая качественная сметана та, которую чаще покупают Общий вывод: Наша гипотеза подтвердилась/не подтвердилась. Самая качественная сметана …
Рекомендации Покупайте сметану «…», т.к. она не содержит крахмал
Практикум 3 Гипотеза: среди часто покупаемой сметаны для нашей семьи, возможно наличие некачественной сметаны. Вывод: только сметана, купленная на рынке у частного хозяйства в поселке Александровка, оказалась качественной и очень вкусной. Гипотеза: если в ходе экспериментов в сметане обнаружится крахмал, и она будет плохо растворяться в воде, то она не натуральна. Вывод: сметана «Домашняя» содержит крахмал. Сметана «Домашняя» некачественная.
Гипотеза: Если в процессе определения качества сметаны использовать различные методы оценки качества и обнаружения фальсификации, то это позволит защитить потребителя от употребления некачественной продукции. Выводы: 1. Из литературных источников мы установили, что сметана один самых полезных молочных продуктов в нашем рационе. Это истинно русский продукт, нигде за рубежом настоящую сметану делать не умеют. 2. При органолептических исследованиях сметаны отклонений от норм в исследуемых образцах не обнаружено. Экспериментальные исследования показали, что исследуемые образцы сметаны соответствуют требованиям. 3. В целом маркировка исследуемых образцов соответствует требованиям.
Цель: Научиться выбирать качественную сметану Итог: Цель достигнута. Изучив состав сметаны разных производителей, мы научились выбирать качественную сметану.
Источники информации. Литература 1. Санитарные нормы для школ, внешкольных и дошкольных образовательных учреждений : полный свод новых нормативов и рекомендаций для всех видов образовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель , 2005. – 268 с. – (Образование в документах и комментариях). 2. Человек: анатомия, физиология, гигиена: рабочая тетрадь для лабораторных и практических занятий/ Сост.: О. И. Пятунина, Ю.А. Гусев, В.М. Кузнецова; Бийский пед . гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2007. – 131 с. 3. Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека / авт.-сост. Н. А. Степанчук . – Волгоград: Учитель, 2009. – 183 с.: ил. 4. Экология. 9 класс: Учеб. для общеобразоват . учеб. заведений / Е.А. Криксунов , В.В. 5. http ://www.cntd.ru/sanpin.html http://oede.by/publication/raznoe/vse_o_smetane_jekspertiza_oedeby/#sthash.58Iw5AXn.dpuf http://kulinarika.ru/ http://lada-stoligvo.narod.ru natural-medicine.ru http://prosimkstoly.ru/2381-vse-o-smetane.html http:// detectivebooks.ru
Тема: Изучение состава сметаны разных производителей Предмет: состав сметаны Объект: сметана разных производителей Цель: Научиться выбирать качественную сметану Гипотеза: Самая качественная сметана та, которую чаще покупают Вывод №1: Сметана «…» пользуется самым большим спросом Вывод №2: В сметане под № … не содержится крахмал, значит, она лучшего качества Общий вывод: Наша гипотеза подтвердилась/не подтвердилась. Самая качественная сметана … Рекомендации : Покупайте сметану …, т.к. она не содержит крахмал Задачи: Методы - работа с источниками информации Изучение имеющихся сведений - провести опрос опрос, математический - провести исследование Эксперимент и наблюдение - сделать выводы Анализ и систематизация - оформить работу
Т ипичные ошибки выступающих Не выделяется практическая значимость работ. Превышается допустимое время на доклад. В выступлении не всегда отражается структура исследовательской работы. Выступающий не может ответить на вопросы по работе. КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ!!! размещать текст доклада на слайдах Текст на слайдах должен быть представлен в виде схем, таблиц, нумерованных списков Фон слайдов светлый Шрифт не менее 24 Нет необходимости озвучивать в докладе задачи, актуальность , методы – все это отражено на слайдах
Задачи: 1 . Помочь приобрести навыки: • формулировать тему, проблему, гипотезу; •различать предмет и объект исследования ; • ставить цель, задачи и подбирать методы исследования; • соотносить поставленную цель и результат исследования; гипотезу и вывод; 2. Отработать полученные навыки на практике. 3. Познакомить с наиболее распространенными ошибками
Цель: Приобретение навыков организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.
Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
В знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом, мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...
«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»
Проектная деятельность играет важную роль в творческом развитиии учащихся. В данной работе рассматриваются различные виды проектов этапы выполнения проектов, роль учителя и ученика в совместной работе...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Материал представлен в форме исследования. Применяется эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.Цель исследования — создать систему успешной ...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.
Замысел данного проекта впервые забрезжил на горизонтах моего сознания после завершения темы «Устное народное творчество» в родном 6в классе, в котором я являюсь классным руководителем уже второй год....
Реализация научно-исследовательской и проектной деятельности в ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ (результаты работы в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» г. Москва)
В статье описывается опыт реализации проектной и научно-исследовательской деятельности в школе, а также проведенные мероприятия и результаты работы в рамках экспериментальной площадки за 2013-20...