рабочая программа дополнительного образования курс " туризм".
методическая разработка (5 класс)

Дмитрий В. Гбоу СОШ № 372

Цель программы:

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности

Задачи:

Обучающие:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовке;

- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Воспительные:

- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

- гуманное отношение к окружающему миру;

- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

Развивающие:

- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);

- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

Условия реализации программы

Наполняемость групп: в первый год обучения – 15 – 18 человек, во второй - 12 – 15 человек, в третий – 10 – 15 человек. Условия приема: в первый год принимаются все желающие (не имеющие ограничений по состоянию здоровья) в возрасте 10-11 лет; на второй год – продолжают обучение все, успешно освоившие курс первого года обучения в возрасте 12-13 лет или имеющие начальные знания в области спортивного туризма (не имеющие ограничений по состоянию здоровья), на третий год - продолжают обучение все, успешно освоившие курсы предыдущих лет обучения в возрасте 14-15 лет (не имеющие ограничений по состоянию здоровья). Группы формируются разновозрастные.

Программа является нелинейной. Основной составляющей подготовки спортсменов-туристов являются учебно-тренировочные сборы и многодневные соревнования по спортивному туризму и ориентированию. Походы проводятся, как правило, в каникулярное время вне часов, заложенных в учебно-тематическом плане как средство релаксации и оздоровления, обучающихся в пост - и межсоревновательный периодв.

Формы и методы реализации программы

Программа включает комплексные занятия, теоретические и практические занятия по технике туризма и спортивному ориентированию, тренировки по общефизической и специальной физической подготовке (ОФП и СФП). Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения таких видов спорта как, легкая атлетика, гимнастика и др. К общеразвивающим упражнениям относятся упражнения направленные на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координационных способностей организма. Занятия по ОФП направлены на комплексную тренировку всех групп мышц с обязательным включением кроссовой подготовки. Специальная физическая подготовка направлена на развитие специфических физических качеств, необходимых в спортивном туризме: специальной выносливости, скоростной выносливости, силовой выносливости, силы, ловкости и быстроты. Теоретические занятия имеют определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

В теоретической части используются традиционные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, диспут); наглядные (демонстрация, показ плакатов, рисунков, схем, графических изображений, карт, видеофильмов, приемов работы); практические (работа с книгой, справочной литературой, дидактическим материалом, нормативно-правовыми документами, выполнение заданий, упражнений по спортивному ориентированию, скалолазанию, технике туризма).

Метод применения информационно-коммуникационных технологий позволяет обучать детей на основе самостоятельного поиска информации в сети интернет, обмена информацией на специализированных WEB-страницах по спортивному туризму, выполнение диагностических тестов и заданий по психологической подготовке спортсменов.

Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (групповая, массовая, индивидуальная). Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению. Рекомендуемые типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия, тестирование.

Рекомендуемые формы занятий: учебные занятия в кабинете и учебно-тренировочные занятия на местности, занятия по ОФП и СФП в спортивном зале и на местности. Кроме того используются такие формы, как соревнование, конкурс, поход, путешествие, игра, лекция, видео занятие и др.

4. Методическое обеспечение программы.

Процесс обучения идет по спирали. Возвращаясь к старым темам, ребята глубоко знакомятся с историей развития туризма, детальнее изучают вопросы по топографии, ориентированию, техники и тактики пешего, лыжного, водного, горного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицины.

Предполагается такая методика занятий:

1) личное и групповое туристское снаряжение - беседы, практические занятия, как на местности, так и в помещении, просмотр диафильмов, игры;

2) организация туристского быта, привалы и ночлеги - беседы, практические занятия на местности и в помещении, тематические вечера, конкурсы, эстафеты, тренировки и соревнования;

3) подготовка к походу, путешествию - практические занятия на местности и в помещении, просмотр видеофильмов, слайдов, диафильмов, тематические игры, конкурсы;

4) питание в туристском походе - беседы, лекции, практические занятия на местности и в помещении, просмотр диафильмов, вечера вопросов и ответов;

5) топография и ориентирование - беседы, практические занятия на воздухе и в помещении, эстафеты, игры, конкурсы, подвижные игры с элементами ориентирования;

6) обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировках - лекции, практические занятия со снаряжением, игры, эстафеты, соревнования;

7) краеведение - лекции, беседы, викторины, загородные экскурсии, экскурсии по городу, посещение краеведческих музеев, подборка литературы по вопросам, изучаемых в походе, беседы с местными жителями;

8) общая физическая подготовка - практические занятия на местности, туристско-спортивные праздники, утренняя зарядка, тренировки по бегу, спортивные соревнования, обучение плаванию, беседы по организации закаливания;

9) теория и практика по видам туризма - беседы, практические занятия на местности, туристские соревнования и слёты, тематические вечера, соревнования на полосе туристских препятствий, просмотр видеофильмов, туристские походы

Материальное обеспечение программы

Кружковые занятия проводятся в учебном классе, спортивном зале.

Для занятий используется следующее

-аптечка

- верёвки

-карабины;

- блоки и полиспасты;

-страховочные системы;

-опорные петли;

-средства транспортировки пострадавшего,

- палатки, тент;

- топоры, пилы, костровой набор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turizm_na_ispravlenie.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность программы

Программа предполагает использование методов активного обучения, что позволяет решать проблемы активизации учебной деятельности.

Туристско-краеведческая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, совершенствованию его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует становлению сферы предметного общения внутри детского коллектива, формированию позитивных жизненных ценностей.

Программа обращает большое внимание на введение в обучение эмоционально-личностного контекста, индивидуального подхода к ребенку, развитие сотрудничества педагога и воспитанника, которое предполагает практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности учащихся и педагога, развитие уважения, доверия к воспитаннику.

Актуальность программы обусловлена не только потребностями и интересами учащихся, их родителей, но и государственной политикой РФ (см. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы»).

Развитие детско-юношеского туризма сейчас, принесет хорошие плоды в будущем. Именно дети, испытавшие положительные впечатления, имеющие возможность проникнуться атмосферой древности, впоследствии станут хранителями культурно -исторических ценностей, будут чтить обычаи предков и с гордостью передавать их следующим поколениям

Отличительные особенности программы

Данная Программа является практико-ориентированной, знакомит с основами туризма и ориентирования на местности, способами выживания в экстремальных ситуациях, предполагает работу по краеведению и оказанию первой медицинской помощи. Практические занятия проводятся в 1-3 дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также занятий на местности и в помещении. В каникулярный период практические навыки отрабатываются в многодневных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.

Адресат программы: учащиеся 10-15 лет (5 – 9 класс), не имеющие противопоказаний для занятий спортивным туризмом, без специальной подготовки.

Этапы и сроки реализации

Программа рассчитана на 3 года обучения, всего 216 часов (72+72+72).

Цель программы:

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности

Задачи:

Обучающие:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовке;

- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Воспительные:

- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

- гуманное отношение к окружающему миру;

- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

Развивающие:

- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);

- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

Условия реализации программы

Наполняемость групп: в первый год обучения – 15 – 18 человек, во второй - 12 – 15 человек, в третий – 10 – 15 человек. Условия приема: в первый год принимаются все желающие (не имеющие ограничений по состоянию здоровья) в возрасте 10-11 лет; на второй год – продолжают обучение все, успешно освоившие курс первого года обучения в возрасте 12-13 лет или имеющие начальные знания в области спортивного туризма (не имеющие ограничений по состоянию здоровья), на третий год - продолжают обучение все, успешно освоившие курсы предыдущих лет обучения в возрасте 14-15 лет (не имеющие ограничений по состоянию здоровья). Группы формируются разновозрастные.

Программа является нелинейной. Основной составляющей подготовки спортсменов-туристов являются учебно-тренировочные сборы и многодневные соревнования по спортивному туризму и ориентированию. Походы проводятся, как правило, в каникулярное время вне часов, заложенных в учебно-тематическом плане как средство релаксации и оздоровления, обучающихся в пост - и межсоревновательный периодв.

Формы и методы реализации программы

Программа включает комплексные занятия, теоретические и практические занятия по технике туризма и спортивному ориентированию, тренировки по общефизической и специальной физической подготовке (ОФП и СФП). Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения таких видов спорта как, легкая атлетика, гимнастика и др. К общеразвивающим упражнениям относятся упражнения направленные на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координационных способностей организма. Занятия по ОФП направлены на комплексную тренировку всех групп мышц с обязательным включением кроссовой подготовки. Специальная физическая подготовка направлена на развитие специфических физических качеств, необходимых в спортивном туризме: специальной выносливости, скоростной выносливости, силовой выносливости, силы, ловкости и быстроты. Теоретические занятия имеют определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

В теоретической части используются традиционные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, диспут); наглядные (демонстрация, показ плакатов, рисунков, схем, графических изображений, карт, видеофильмов, приемов работы); практические (работа с книгой, справочной литературой, дидактическим материалом, нормативно-правовыми документами, выполнение заданий, упражнений по спортивному ориентированию, скалолазанию, технике туризма).

Метод применения информационно-коммуникационных технологий позволяет обучать детей на основе самостоятельного поиска информации в сети интернет, обмена информацией на специализированных WEB-страницах по спортивному туризму, выполнение диагностических тестов и заданий по психологической подготовке спортсменов.

Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (групповая, массовая, индивидуальная). Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению. Рекомендуемые типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия, тестирование.

Рекомендуемые формы занятий: учебные занятия в кабинете и учебно-тренировочные занятия на местности, занятия по ОФП и СФП в спортивном зале и на местности. Кроме того используются такие формы, как соревнование, конкурс, поход, путешествие, игра, лекция, видео занятие и др.

4. Методическое обеспечение программы.

Процесс обучения идет по спирали. Возвращаясь к старым темам, ребята глубоко знакомятся с историей развития туризма, детальнее изучают вопросы по топографии, ориентированию, техники и тактики пешего, лыжного, водного, горного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицины.

Предполагается такая методика занятий:

1) личное и групповое туристское снаряжение - беседы, практические занятия, как на местности, так и в помещении, просмотр диафильмов, игры;

2) организация туристского быта, привалы и ночлеги - беседы, практические занятия на местности и в помещении, тематические вечера, конкурсы, эстафеты, тренировки и соревнования;

3) подготовка к походу, путешествию - практические занятия на местности и в помещении, просмотр видеофильмов, слайдов, диафильмов, тематические игры, конкурсы;

4) питание в туристском походе - беседы, лекции, практические занятия на местности и в помещении, просмотр диафильмов, вечера вопросов и ответов;

5) топография и ориентирование - беседы, практические занятия на воздухе и в помещении, эстафеты, игры, конкурсы, подвижные игры с элементами ориентирования;

6) обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировках - лекции, практические занятия со снаряжением, игры, эстафеты, соревнования;

7) краеведение - лекции, беседы, викторины, загородные экскурсии, экскурсии по городу, посещение краеведческих музеев, подборка литературы по вопросам, изучаемых в походе, беседы с местными жителями;

8) общая физическая подготовка - практические занятия на местности, туристско-спортивные праздники, утренняя зарядка, тренировки по бегу, спортивные соревнования, обучение плаванию, беседы по организации закаливания;

9) теория и практика по видам туризма - беседы, практические занятия на местности, туристские соревнования и слёты, тематические вечера, соревнования на полосе туристских препятствий, просмотр видеофильмов, туристские походы

Материальное обеспечение программы

Кружковые занятия проводятся в учебном классе, спортивном зале.

Для занятий используется следующее

-аптечка

- верёвки

-карабины;

- блоки и полиспасты;

-страховочные системы;

-опорные петли;

-средства транспортировки пострадавшего,

- палатки, тент;

- топоры, пилы, костровой набор.


Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- положительное отношении учащихся к занятиям двигательной деятельностью;

- накопление знаний и формирование умений использовать природные ценности для

удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей;

- достижения личностно значимых результатов в физическом и духовном совершенстве;

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других

видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях,

угрожающих жизни и здоровью людей при нахождении в природной среде.

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы

своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в

рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия соответствии с

изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и

сверстниками; работать индивидуально и группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной,

социальной практике и профессиональной ориентации.

- понимание роли и значения туризма в формировании личностных качеств, в активном

включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории туризма,

краеведческих знаний;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий туризмом с

соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

- умение оказывать первую помощь при легких травмах;

- обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий

физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

- овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями,

умением использовать их в разнообразных формах повседневной и соревновательной

деятельности;

- освоение основных туристических навыков;

- освоение основных навыков спортивного ориентирования и ориентирования на местности.

По завершении обучения кружковцы должны

Знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

Уметь:

- преодолевать различные естественные или искусственные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

  • оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

Учебный план 1года обучения

Тема

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Прак

тика

1

Вводное занятие. Инструктаж ТБ.

1

1

-

Зачёт

2

Общая и специальная физическая подготовка

13

5

8

Практика зачёт

3

Питание в туристическом походе

5

-

5

Практика зачёт

4

Обеспечение безопасности в туристическом походе и тренировочных занятиях

3

-

3

Практика зачёт

5

Техника и тактика пешего туризма

14

7

7

Практика зачёт

6

Топография и ориентирование

2

-

2

Зачёт

7

Организация туристического быта, привалы и ночлеги

18

-

18

Практика зачёт

8

Личное и групповое туристическое снаряжение

4

-

4

Практика зачёт

9

Подготовка к походу и путешествию

8

-

8

Практика зачёт

10

Краеведение

2

1

1

Зачёт

11

Итоговое

2

-

2

Практика зачёт

12

Всего в программе

72

14

58

Учебный план 2 года обучения

Тема

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж ТБ.

1

1

-

Зачёт

2

Техника и тактика пешего туризма.

4

1

3

Практика зачёт

3

 Общая и специальная физическая подготовка

13

-

13

Практика зачёт

4

Обеспечение безопасности в туристическом походе и на тренировках

3

-

3

Практика зачёт

5

Техника и тактика спасательных работ.

18

-

18

Практика зачёт

6

Топография и ориентирование

2

-

2

Зачёт

7

Организация туристического быта.

3

-

3

Практика зачёт

8

Питание в туристическом походе

3

-

3

Практика зачёт

9

Личное и групповое туристическое снаряжение

10

-

10

Практика зачёт

10

Подготовка к походу и путешествию

11

-

11

Практика зачёт

11

Краеведение

2

1

1

Зачёт

12

Итоговое

2

-

2

Практика зачёт

13

Всего в программе

72

3

69

Учебный план 3 года обучения

Тема

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж ТБ.

1

1

-

Зачёт

2

Техника и тактика спасательных работ

4

1

3

Практика зачёт

3

Общая и специальная физическая подготовка

13

-

13

Практика зачёт

4

Питание в туристическом походе.

3

-

3

Практика зачёт

5

Обеспечение безопасности в туристическом походе и на тренировках

3

-

3

Практика зачёт

6

Техника и тактика пешего туризма

16

-

16

Практика зачёт

7

Топография и ориентирование

6

-

6

Зачёт

8

Организация туристического быта, привалы и ночлеги

14

-

14

Практика зачёт

9

Личное и групповое туристическое снаряжение

4

-

4

Практика зачёт

10

Подготовка к походу и путешествию

4

-

4

Практика зачёт

11

Краеведение

2

1

1

Зачёт

12

Итоговое

2

-

2

Практика зачёт

13

Всего в программе

72

3

69

.

.

.

        

АДМИНИСТРАЦИЯ

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 372 Московского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа № 372 Московского района Санкт-Петербурга)


                                                                                                 «Утверждаю»

                                                                                             Директор ГБОУ школы №372

                                                                                               ______________/ Шепелев АВ_/

                                                                                   ФИО

                                                                                        Приказ №___

                                                                                                                               от «__» _________ 20____г.

                                                                                                                     Принят на педагогическом совете

                                                                                                                           Протокол № __ от «___»___2019_г.

                                 

                                     

  Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Туризм» на 2019-2020 учебный год.

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

02.09.19

29.05.20.

36

72

2 раза в неделю

2 год

02.09.19

29.05.20

36

72

2 раза в неделю

3год

02.09.19

29.05.20

36

72

2 раза в неделю

                                                                              Составитель программы:

                     Вологдин Дмитрий Александрович,

Учитель без категории

        

АДМИНИСТРАЦИЯ

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 372 Московского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа № 372 Московского района Санкт-Петербурга)


                                                                                                 «Утверждаю»

                                                                                             Директор ГБОУ школы №372

                                                                                               ______________/ Шепелев АВ_/

                                                                                   ФИО

                                                                                        Приказ №___

                                                                                                                               от «__» _________ 20____г.

                                                                                                                     Принят на педагогическом совете

                                                                                                                           Протокол № __ от «___»___2019_г.

                                 

                                     

Рабочая программа  Туризм 11-15 лет

Срок освоения 3 года обучения

на 2019-2020 учебный год

                                                   

                                                 Составитель программы                                                                                                                                                                                        

                                                                               Вологдин Дмитрий Александрович,

                                                          Учитель без категории

Содержание программы 1 года обучения

Задачи

обучающие:

• формирование системы знаний, необходимых организатору туристско-спортивной работы;

• обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации,

• формирование банка данных о местах туристских маршрутов через ведение записей краеведческих наблюдений, воспоминаний старожилов, ветеранов;

воспитательные:

• воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;

• выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;

развивающие:

• развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;

• развитие интереса к изучаемым дисциплинам;

• информирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий

Личное и групповое туристское снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, их преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов, типы лыж. Подготовка личного снаряжения к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение рем. набора. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, половники и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Практическое занятие: укладка рюкзака, подгонка снаряжения, работа со снаряжением, уход за ним. Ремонт снаряжения.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф, физическое состояние участников).

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Организация ночлегов в помещении.

Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.

Практическое занятие: определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов, развертывание и свертывание лагеря, разжигание костра.

Подготовка к походу, путешествию.

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: литературы, карт, отчетов о походах, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения. Туристские должности в группе.

Практические занятия: составление плана подготовки к походу, изучение маршрутов походов.

Питание в туристском походе.

Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организация питания в двух- трехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.

Практические занятия: закупка, фасовка и упаковка продуктов, приготовление пищи на костре.

Топография и ориентирование.

Определение топографии. Топографические карты, их значение для народного хозяйства и для туристов. Масштаб. Виды масштабов.

Условные знаки: понятие, типы. Изучение топознаков по группам. Рельеф. Способы изображения рельефа на карте. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение.

Стороны горизонта: С., Ю., З., В. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта их градусное значение.

Определение азимута. Его отличие от простого угла. Измерение и построение углов на карте.

Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.

Практическое занятие: работа с картами различного масштаба, упражнения по определению масштаба, измерение расстояния по карте. Знакомство с различными формами рельефа на местности. Топографический диктант. Упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки. Движения по азимуту. Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Определение азимута транспортиром. Ориентирование по местным признакам и предметам.

Обеспечение безопасности в туристском походе и на тренировочных занятиях.

Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность - основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы за соблюдение мер безопасности.

Опасности в туризме субъективные и объективные.

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиена одежды и обуви. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов, путешествий.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.

Состав медицинской аптечки для походов выходного дня и многодневных походов. Хранение и транспортировка аптечки. Личная аптечка туриста. Индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях.

Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Помощь при различных травмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевое отравление и желудочные заболевания. Промывание желудка. Транспортировка пострадавшего. Правила наложения жгута, тугой повязки. Обработка ран.

Правила поведения на воде, организация купания. Правила пожарной безопасности, работа у костра.

Практические занятия: формирование мед. аптечки. Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой медицинской помощи. Изготовление носилок, волокуш, способы транспортировки пострадавшего. Применение средств личной гигиены в походах, во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок. Уход за одеждой и обувью.

Краеведение.

Географическое положение и туристские возможности Республика Крым; реки, моря, рельеф, почвы, полезные ископаемые, климат, растительность, сельское хозяйство. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные места родного края. Обзор наиболее интересных объектов.

Практические занятия. Работа с картой области, решение задач типа: в каком направлении, на каком расстоянии находится такой-то пункт, проведение краеведческих викторин. Краеведческая работа во время походов. Заполнение контурной карты области.

Общая и специальная физическая подготовка.

Краткие сведения о строении человеческого организма. Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведение о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Центральная и периферическая нервная система. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность.

Врачебный контроль и самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о “спортивной форме”, утомление, тренировка. Дневник самоконтроля.

Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрута.

Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем развитии спортсмена, в успешном овладении тактикой и техникой туризма.

Роль и значение специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки.

Характеристика и методика развития физических и специальных качеств. необходимых туристу: выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, сила.

Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям.

Физические и морально-волевые качества, необходимые путешественнику. Комплекс утренней зарядки. Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, подвижные игры. упражнения на ловкость, силу, быстроту, выносливость.

Техника и тактика пешего туризма.

Понятие о технике и тактике пешеходного туризма. Ритм движения, величина переходов. Роль смены направляющих и замыкающих. Организация разведки, связь с ней.

Подробная характеристика естественных препятствий, встречающихся в пешем походе: лесные и кустарниковые заросли, бурелом, крутые склоны, заболоченная местность, водные преграды. Техника движения в различных условиях.

Движение по тропам и травянистым склонам. Принципы экономии сил. Рациональная техника ходьбы. Приемы преодоления невысоких препятствий, приемы движения на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта.

Движение группы по болотам. Типы болот и признаки их проходимости. Способы преодоления болот различного типа. Взаимопомощь. Оказание помощи увязшему в болоте. Устройство приспособлений для перехода через болото.

Движение по лесным чащам. Приемы преодоления лесных завалов, ям, канав.

Туристские узлы, грудная обвязка, беседка, карабины и их применение

Планируемые результаты освоения материала.

Знать:

Виды туризма;

Географию и экологию Лен. Области;

Правила личной гигиены туриста;

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий, соревнований по спортивному ориентированию.

Уметь:

Работать с различными видами карт;

Вести полевой дневник и составлять отчёт о туристских походах;

Укладывать рюкзак, устанавливать палатку, разводить костер;

2 год обучения

Содержание программы 2 года обучения.

Задачи

Обучающие:

•Формирование умения самостоятельно получать необходимые знания и

навыки, необходимые для туристско-краеведческой деятельности.

•Приобретение навыков самостоятельной подготовки к походам.

Самостоятельный выбор, подготовка и подгонка одежды, обуви,

снаряжения, изготовление приспособлений для похода.

•Совершенствование знаний и умений, полученных ранее по туристско-

краеведческой деятельности (поиск и оборудование места для привала и

ночлега, использование разных видов костров, умение вести группу по

карте с использованием компаса и местных примет).

Развивающие:

•Формирование активной жизненной позиции.

•Развитие самостоятельности, образного и логического мышления.

•Развитие способностей моделировать возможные жизненные ситуации и

вырабатывать безопасное поведение в них.

Воспитательные:

•Воспитание активной жизненной позиции, гражданственности и

патриотизма на основе знаний об истории своего края, его природе.

•Воспитание культуры поведения, потребности добросовестного

отношения к общественно-полезному труду, аккуратности. Формирование

делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры

речи.

•Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Личное и групповое снаряжение.

Требования к туристскому снаряжению: прочность, легкость, безопасность, удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Обеспечение влага непроницаемости рюкзака, палатки.

Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним.

Страховочное снаряжение: карабины, страховочная система, альпеншток, ледоруб, жумар, крючья скальные и ледовые, верёвки вспомогательные и основные.

Организация туристского быта.

Требования к месту бивака (наличие питьевой воды, удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев, комфортность: не продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама)

Организация бивака в безлесной зоне, горах. Установка палатки в различных условиях.

Заготовка растопки, дров, предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду: при сильном ветре, тумане.

Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.

Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды. Правила работы дежурных по кухне.

Практическое занятие: выбор места бивака, самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров. Работа с пилой и топором.

Подготовка к походу, путешествию.

Подбор группы и распределение обязанностей. Оформление походной документации. Утверждение маршрутов многодневных походов в МКК, смотр готовности групп, его цели.

Подготовка снаряжения. Смета расходов на подготовку и проведение похода.

Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов.

Питание в туристском походе.

Значение, режим и особенности питания в многодневном походе. Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и сублимированных продуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений.

Изменения режима питания в зависимости от условий дневного перехода. Нормы закладки продуктов.

Практическое занятие: Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход.

Топография и ориентирование

Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка, зарамочное оформление. Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт.

Компас, правила пользования им. Ориентирование карты по компасу.

Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.

Способы измерения расстояний по карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки, циркулем. Измерение среднего шага. Счет шагов при движении бегом, шагом.

Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера.

Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных людьми, по растительности.

Практические занятия: упражнения на запоминание условных знаков, элементы рельефа, определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения группы с учетом основных форм и элементов рельефа. Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, определению ширины реки, оврага. Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировках.

Личная гигиена туриста, значение водных процедур. Роль закаливания организма в повышении сопротивляемости простудным заболеваниям. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность

Состав походной медицинской аптечки. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов.

Лекарственные растения, возможность их использования в походах. Сбор, обработка и хранение лекарственных растений.

Заболевания и травмы, связанные с участием в туристских походах: переутомление, горная болезнь, удушье, попадание в лавину, утопление.

Предупреждение и лечение ОРЗ, отравлений. Заболевания, связанные с укусами членистоногих, змей, насекомых.

Ушибы, ссадины, потертости. Обработка ран, наложение жгута, способы наложения повязок. Первая помощь при переломах. Помощи при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах.

Оценка общего состояния пострадавшего, места и характера повреждения. Измерение температуры, пульса, артериального давления. Согревающие процедуры (грелки, компрессы), охлаждающие процедуры (компрессы, пузыри со льдом). Правила наложения шин, иммобилизация пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление средств транспортировки.

Практические занятия. Комплектация аптечки, Оказание первой медицинской помощи при различных травмах и заболеваниях, обработка и перевязка ран, наложение жгута, шины. Изготовление носилок, волокуш, способы транспортировки пострадавшего.

Техника и тактика спасательных работ.

Классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС природного характера (землетрясения, смерчи, наводнения, лавины, сели, оползни, камнепады, обвалы). ЧС техногенного характера (аварии, катастрофы, пожары и др.) ЧС экологического характера (эпидемии) и др. История спасательных служб в мире и России.

Поисково-спасательные службы. Этапы и уровни подготовки спасателей. Квалификационные требования к спасателям. Технические средства спасателей. Медицинское обеспечение. Групповое и личное снаряжение. Специальное снаряжение.

Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающее жизни и здоровью людей в условиях природной среды. ЧС в туристских и альпинистских группах. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. Использование подручных средств для оказания помощи и спасения пострадавших.

Практические занятия: Хранение и эксплуатация снаряжения, оказание помощи в условиях окружающей среды, подготовка мест проведения спасательных работ, обеспечение страховки и само страховки спасателей и пострадавших.

Краеведение.

Углубление знаний о своем крае: географическое положение и туристские возможности края; реки, моря, рельеф, почвы, полезные ископаемые, климат, растительность, сельское хозяйство. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные места кировской области. Обзор наиболее интересных объектов.

Практические занятия. Работа с картой области, решение задач типа: в каком направлении, на каком расстоянии находится такой-то пункт, проведение краеведческих викторин. Краеведческая работа во время походов. Заполнение контурной карты области.

Общая физическая подготовка.

Краткие сведения о строении человеческого организма. Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведение о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Центральная и периферическая нервная система. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность.

Врачебный контроль и самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о “спортивной форме”, утомление, тренировка. Дневник самоконтроля.

Развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туриста.

Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрута.

Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем развитии спортсмена, в успешном овладении тактикой и техникой туризма.

Роль и значение специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки.

Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, сила.

Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям.

Техника и тактика пешеходного туризма.

Основные технические приемы организации движения в пешем походе: разведка местности, учет метеорологической обстановки при выборе технических приемов движения и преодоления естественных препятствий.

Туристские узлы.

Осыпи и морены. Признаки “живой” осыпи. Приемы движения по осыпям. Траверсированные камне опасных мест.

Техника движения через водные преграды. Приемы разведки места переправы. Влияние времени суток и погоды на уровень воды в реке. Виды переправ, их организация и приемы преодоления. Наведение и снятие перил через водные преграды

Планируемые результаты освоения материала

Знать. Понятие туризм как средство активного отдыха, укрепления

здоровья, средство познания Родины , туристско-краеведческие возможности

историю, культуру своего района, города, требования, предъявляемые к

туристскому биваку . Условные знаки. Черно-белые карты, цветные карты

для спортивного ориентирования по топографической карте.

Топографические условные знаки. Организацию и технику движения в

походе. Гигиенические требования в походе. Питание в туристском походе.

Режим питания в походе уметь найти питьевую воду.

Уметь: Ориентироваться в незнакомой местности . Преодолевать

естественные препятствия на маршруте. Ориентирование по небесным

светилам и особенностям местных предметов . Оформлять походную

документацию, оказать первую помощь в походных условиях, соблюдать

гигиену в походе, определять время по солнцу, по компасу

3 год обучения

Содержание программы 3-й год обучения.

Задачи

Обучающие:

•Формирование умения самостоятельно получать необходимые знания и

навыки, необходимые для туристско-краеведческой деятельности.

•Приобретение навыков самостоятельной подготовки к походам.

Самостоятельный выбор, подготовка и подгонка одежды, обуви,

снаряжения, изготовление приспособлений для похода.

•Совершенствование знаний и умений, полученных ранее по туристско-

краеведческой деятельности (поиск и оборудование места для привала и

ночлега, использование разных видов костров, умение вести группу по

карте с использованием компаса и местных примет).

Развивающие:

•Формирование активной жизненной позиции.

•Развитие самостоятельности, образного и логического мышления.

•Развитие способностей моделировать возможные жизненные ситуации и

вырабатывать безопасное поведение в них.

Воспитательные:

•Воспитание активной жизненной позиции, гражданственности и

патриотизма на основе знаний об истории своего края, его природе.

•Воспитание культуры поведения, потребности добросовестного

отношения к общественно-полезному труду, аккуратности. Формирование

делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры

речи.

•Формирование бережного отношения к окружающей среде

Личное и групповое туристское снаряжение.

Требование к туристскому снаряжению. Особенности личного и группового снаряжения в различных видах туризма. Основное снаряжение для страховки и само страховки. Общие требования к горному снаряжению. Подготовка снаряжения, уход за ним, ремонт, хранение. Обувь туриста и уход за ней. Сушка и ремонт одежды и обуви в походе.

Кухонное оборудование.

Страховочное снаряжение.

Организация туристского быта, привалы и ночлеги.

Особенности в организации туристского быта, привалов и ночлегов в различных видах туризма в зависимости от времени года, метеоусловий, района путешествия. Требования к месту бивуака - жизнеобеспечение, безопасность, комфортность.

Ночлег в лесу с палаткой и печкой. Меры безопасности при заготовке дров и наборе воды из открытых водоемов. Сушка одежды и обуви у костра в зимних условиях. Устройство пещер в снегу и сооружение снежных укрытий.

Организация ночлега в населенном пункте: наличие предварительной договоренности, место для ночлега, организация питания, сушка личного и группового снаряжения, взаимоотношения с местными жителями.

Особенности бивуака на днёвке, полуднёвке, стирка и сушка одежды, ремонт личного и группового снаряжения. Строительство простейших сооружений: мостков для подхода к воде, навесов и.т.п.

Практические занятия. Организация бивуака на днёвке, строительство простейших сооружений. Организация зимнего ночлега в палатке. Строительство иглу.

Подготовка к походу, путешествию.

Выбор района путешествия. Логика построения маршрута, запасные и аварийные варианты маршрутов. Возможность использования забросок. Использование при изучении маршрута похода отчетов других групп. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их преодоления.

Заявочная документация для совершения многодневного туристского путешествия. Правила заполнения заявочной и маршрутной книжки. Контрольные пункты и сроки движения группы. Регистрация в поисково-спасательном отряде. Составление плана подготовки путешествия членами группы в соответствии с их должностными обязанностями. Хозяйственная и техническая подготовка путешествия. Составление сметы путешествия.

Практические занятия. Подготовка к совершению зачетного многодневного путешествия. Разработка планов-графиков и маршрутов учебно-тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода, подготовка маршрутной документации, картографического материала. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходу в поход.

Питание в туристском походе.

Особенности организации питания в различных видах туризма. Расчёт калорийности дневного рациона. Способы увеличения калорийности в категорийном походе. “Карманное питание”. Витамины. Использование сушеных и сублимированных продуктов, высококалорийных питательных смесей. Составление меню и раскладка продуктов. Учет их расходов. Нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания

Зависимость меню от сложности похода и метеоусловий. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Возможности пополнения продуктов питания в пути. Рыбалка, сбор грибов, ягод.

Организация питания при переезде по железной дороге. Особенности организации питания в населенном пункте (столовые, применение кипятильников, электронагревательных приборов и др.) Составление меню и раскладок. Упаковка и транспортировка продуктов.

Практические занятия. Очистка и обеззараживание воды. Организация питания в пути, в населенных пунктах. Приготовление пищи на костре.

Топография и ориентирование.

Виды топографических карт, основные сведения о них. Определение масштаба карты при отсутствии данных. Чтение карт и схем. Прокладка и описание маршрута.

Изучение местности по карте. Оценка характера пути и факторов проходимости местности (наличие дорожной и гидрографической сети, наличие и характер переправ. Растительность, грунты. Крутизна склонов.

Особенности ориентирования в сложном походе. Предварительный подбор картографического материала, изучение маршрута. Ориентирование на участках при отсутствии крупномасштабных карт. Разведка, маркировка пути движения. Движение при потере видимости. Оценка пройденного пути по времени движения.

Ориентирование в походе с помощью карты, не дающей полной информации о местности. Выбор тактики ориентирования при ограничивающих ориентирах. Определение своего места нахождения при наличии сложной ситуации. Ориентирование в условиях плохой видимости. Способы определения пройденного расстояния.

Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем. Движение по легенде.

Практические занятия. Упражнения по определению азимута. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через промежуточные ориентиры. Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты. Участие в соревнованиях по ориентированию.

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях.

Личная гигиена туриста: общая гигиеническая характеристика тренировок, походов, путешествий. Гигиена одежды и обуви. Закаливание организма.

Страховка. Веревки, ледоруб, страховочная система, карабины, крючья. Применение данного снаряжения при страховке и само страховке. Приемы страховки и само страховки. Применение веревки для страховки на опасных участках. Организация точек крепления. Требования к страхующим и месту страховки. Правила поведения страхующих.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность.

Меры по профилактике характерных для видов туризма заболеваний.

Техника безопасности: факторы, влияющие на безопасность группы. Роль руководителя в группе, подчинение его решениям - основа отношений, залог безопасного прохождения маршрута. Персональная моральная, административная и юридическая ответственность руководителя за безопасность участников.

Конфликты в группе, способы их устранения.

Практические занятия. Комплектация аптечки, обработка и перевязка ран, наложение жгута, шины, транспортировка пострадавшего, освоение приемов массажа, закрепление навыков безопасного преодоления естественных препятствий.

Техника и тактика спасательных работ.

Город как источник опасности. Особенности города как среды, созданной человеком (нарушение межличностных связей, скопление людей). Наличие зон повышенной опасности (транспортные коммуникации, места массового отдыха, развлечения и зрелища и т.д.)

Общественный транспорт – зона повышенной опасности. Правила поведения на транспорте и действия в случае ситуаций дорожно- транспортных происшествий.

Источник загрязнения (заражения) окружающей среды. Как защитить себя от загрязненной среды.

Аварии и катастрофы на промышленных предприятиях. Оповещение населения об аварии, катастрофе, стихийном бедствии. Способы защиты от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Простейшие средства защиты органов дыхания и правила пользования ими.

Пожары в жилых помещениях, причины их возникновения. Опасные факты горения. Способы прекращения горения веществ и материалов. Подручные средства тушения и порядок их применения. Правила поведения и действия при возникновении загораний и пожаров. Меры предохранения от получения ожогом, отравления газом и дымом, Оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

Анализ несчастных случаев. Основные причины несчастных случаев в походе: нарушение техники безопасности, тактики преодоления естественных препятствий, переоценка своих возможностей, несоблюдение правил, резкое ухудшение погоды.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего.

Организация работ по оказанию помощи группе, терпящей бедствие

Краеведение.

Углубление знаний о своем крае: географическое положение и туристские возможности края; реки, моря, рельеф, почвы, полезные ископаемые, климат, растительность, сельское хозяйство. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные места кировской области. Обзор наиболее интересных объектов.

Практические занятия. Работа с картой области, решение задач типа: в каком направлении, на каком расстоянии находится такой-то пункт, проведение краеведческих викторин. Краеведческая работа во время походов. Заполнение контурной карты области.

Общая и специальная физическая подготовка.

Физические и морально-волевые качества, необходимые путешественнику. Комплекс утренней зарядки. Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, подвижные игры. Упражнения на ловкость, силу, быстроту, выносливость.

Техника и тактика пешего туризма.

Причины аварийности в пеших походах, их профилактика.

Техника движения через водные преграды. Наведение и снятие веревок через водные преграды (навесная переправа, горизонтальные перила), опасности, возникающие при организации переправ.

Типы болот и признаки их проходимости. Способы преодоления болот различного типа. Взаимопомощь и оказание помощи увязшему в болоте. Устройство приспособлений для перехода через болото.

Техника и тактика движения по тропам и травянистым склонам. Принцип экономии сил. Рациональная техника ходьбы. Приемы движения на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта.

Основные технические приемы организации движения в пешем походе, учет метеорологической обстановки при выборе технических приемов движения и преодоления естественных препятствий.

Порядок движения в различных условиях. Организация взаимопомощи и связи между участниками похода. Оптимальная скорость передвижения по различной местности.

Планируемые результаты освоения материала

Знать:

-маршрутные документы и знание инструкции о проведении походов с учащимися

-работа с компасом и без него

-материальное обеспечение похода

-препятствия походов и способы их преодоления

-знание рельефа и задания по карте связанные с ним

- вопросы, связанные с соревнованиями юных туристов

- техника безопасности и оказание первой помощь

Уметь

уметь работать с картой и компасом в помещении и выполнять простейшие задания на местности

 уметь применять полученные навыки по организации походов однодневных, многодневных и степенных, усвоение знаний по организации похода 1 категории сложности, самостоятельная работа должностных лиц по организации похода, применение знаний по мерам безопасности и преодолению простейших препятствий,

уметь писать разделы отчета о походе

-уметь вязать узлы, выполняя нормативы, знать и применять основные способы самостраховки и первичные навыки командной страховки

-научиться проходить дистанции короткие и длинные 2,3,4 класса

Оценочные материалы.

Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления уровня знаний и умений. Для обучения по программе ребенок должен иметь опыт участия в походе не менее первой категории сложности, уметь организовать свой походный быт, грамотно подбирать личное снаряжение, иметь навыки самообслуживания, самодиагностики физического состояния. Диагностика проводится в форме беседы с изучением портфолио. Портфолио может быть представлено в электронном или бумажном виде и должно подтверждать наличие туристского опыта у ребенка. Во время проведения входной диагностики педагог заполняет информационную карту. Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.

Формы:

- педагогическое наблюдение;

-участие в соревнованиях;

-сдача нормативов физической подготовки;

-выполнение тестовых заданий на знание нормативных документов, основ

-спортивного туризма, основ психологии, руководящих документов по

безопасности, первой помощи, разрядных требований, организации быта и

приготовления пищи;

-выполнение практической работы по подготовке к нестационарному

мероприятию, походу выходного дня,

-выполнение практической работы в природных условиях по ориентированию по

карте, установке бивака, приготовлении пищи;

Промежуточный контроль предусмотрен два раза в год (январь, май) с целью выявления

уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.

Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.

Оценка

Показатели оценки

Отлично

Ученик умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и

формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, выполняет

правильно задания и отвечает   на вопросы преподавателя

Хорошо

Выполнение заданий имеет некоторые не точности и требуют

уточнения и комментария со стороны преподавателя

Удовлетворительно

Ученик не может обосновать свои ответы на уточняющие вопросы преподавателя

Неудовлетворительно

Ученик допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно выполняет  задания. Делает ошибки в ответах на уточняющие вопросы преподавателя

Зачётная ведомость

Обучающихся по дополнительной образовательной программе «Туризм»

Учебный год___________

№ п/п

ФИО

Теория

Ориентирование

Подготовка к походу

Топография

туристское снаряжение

Итого

5.Список литературы.

Для педагога

Андреев Н.В. «Топография и картография. М. Просвещение 1985

Ковыш Э. Н. Соревнование туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1990

Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А. «Туристские слёты и соревнования» М.: Профиздат, 1984

Константинов Ю.С. Туристические слёты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ 2000

Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А «Подготовка судейских кадров по туристским соревнованиям» М.: Профиздат, 1982

Лебединский Ю.В. «Слёты и соревнования юных туристов». – Горький, 1965

Попчиковский В.Ю. «Организация и проведение туристских походов»

«Спортивное ориентирование» М.: «ФиС», 1987

«Физическая подготовка туристов» М.: ЦРИБ «Турист», 1985

для обучающих

Под ред. Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.: «Просвещение» 1991

Константинов Ю.С. «Туристские соревнования учащихся» М.: ЦДЮТ 1995

«Физическая тренировка в туризме» М.: ЦРИБ «Турист» 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Экспериментальная рабочая программа дополнительного образования модульного типа по курсу "Робототехника" образовательной области "Технология" для учащихся 10-12 лет первого года обучения на базе набора Mindstorms EV3

Рабочая программа использует метод учебного проектирования в качестве основной формы организации учебного процесса. Учебный процесс строится как последовательность учебных проектов, в ходе выполнения ...

Программа дополнительного образования "География туризма в Бурятии"

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и ...

Учебная образовательная программа дополнительного образования по туризму.

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, сп...

Программа дополнительного образования "Азбука туризма С"

Программа дополнительного образования "Азбука туризма С"...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....