Дополнительная программа «Волшебный мир оригами»
рабочая программа

Занятия оригами актуальны тем, что имеют развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, позволяют достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей.

Новизна программы состоит в том, что через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применения различных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту, колоритность их внешнего облика в преобразованной форме. Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными. Они учат творить, вовлекают в творчество, помогают понимать красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_mir_origami.docx498.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Чеховский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок»

Дополнительная программа

«Волшебный мир оригами»

Составила: педагог дополнительного образования

Райчева Марина Владимировна

Актуальность программы.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

 Сухомлинский В.А.

         Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Следовательно, необходимо позаботится об этом, чтобы сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, решении познавательных задач, подготовить его к сознательному получению знаний.

Оригами оказывает большое влияние на развитие творческого воображения и восприятия.  

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного  квадрата разнообразных поделок и игрушек. Складывание из бумаги – это не просто забава: чтобы сложить фигурку (даже по готовому чертежу), требуются определенные навыки работы с бумагой

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Занятия этим видом творчества являются своеобразной психотерапией, способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, повышаются навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, активизируется творческое мышление, увеличивается его скорость и гибкость, развиваются пространственное воображение, глазомер.

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Это великолепный метод сказкотерапии. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.         

 Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука.  И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся  двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Занятия оригами актуальны тем, что имеют развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, позволяют достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей.

Новизна программы состоит в том, что через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применения различных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту, колоритность их внешнего облика в преобразованной форме. Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными. Они учат творить, вовлекают в творчество, помогают понимать красоту.

Цели и задачи программы

Цель программы – развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.

Задачи программы: 

1. Познавательные:

- дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике     оригами;

- познакомить детей с историей бумагоделания.

2. Обучающие:

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и базовыми формами оригами;

- обогащать  словарь ребенка специальными терминами;

- формировать  умения следовать устным инструкциям;

- обучать  различным приемам работы с бумагой;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

3. Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- развивать мелкую моторику  рук и глазомер;

- развивать художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей;

- развивать пространственное воображение.

3. Воспитательные:

- воспитывать аккуратность и точность;

- воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;

- воспитывать интерес к искусству оригами;

- расширять коммуникативные способности детей.

Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на дошкольный и младший школьный возраст

Принципы реализации программы.

Принцип наглядности.

Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности

Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности.

 Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип личностно-ориентированного общения.

В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Ожидаемые результаты от реализации

программы.

1. Улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.

2. Овладевает  различными  приемами  работы с бумагой.
3. Знает  основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
4. Умеет   работать по правилу и образцу, слушать взрослого и  следовать устным инструкциям.

5. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в  изделия оригами и  композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

6. Формируются  мелкая  моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия.

Формы работы

- Коллективная

- Индивидуальная

Методы работы

- беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;

- показ видео и мультимедийных материалов;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Материал для работы.

Наглядный;

-таблицы; использование иллюстративно печатного материала;

- пооперационные карты;

- готовые образцы. 

Раздаточный материал;

- бумага (цветная бумага; двухсторонняя цветная бумага, цветной картон);

- ножницы;

- клей ПВА;

- кисти;

- клеенка;

- салфетки (бумажная, тканевая). 

Содержание работы.

Занятия будут достигать успеха, если дети будут заинтересованы и увлечены работой. Для этого необходима продуманная методика проведения занятия. Занятия строятся по плану:

Часть 1. Вводная часть (организационный момент)

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Показ образца. Рассмотрение образца, анализ (названия; форма основной детали). Повторение правил складывания. Повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

Часть 2. Практическая часть.

Показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков).

Самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте; оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию; анализ работы воспитанников (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Часть 3. Завершающая часть.

Цель – обобщение, анализ работы.

Во время работы детей учитываются возрастные, индивидуальные особенности, Работа строиться на личностно-ориентированном подходе. Постоянно поддерживается  эмоциональное благополучие ребенка, закрепляются достигнутые результаты. В совместной деятельности с детьми закрепляю ранее изученный материал, разучиваю стихи, потешки, отгадывание загадок и схем, рассказывание сказок.

Тематическое планирование.

I этап

Сентябрь

Тема  « Что такое оригами».

Цель. Знакомить детей с оригами, вызвать интерес к этой технике; рассказывать о правилах оригами, различных сортах бумаги. Учить работе с материалом (бумагой), бережному отношению к бумаге и готовым изделиям; стимулировать в создании игровых ситуаций. Формировать внимание; развивать мелкую моторику рук.

Тема  «Треугольник».

Цель. Знакомить с понятием формы, правилами оригами.

Формировать аккуратность, учить точности при складывании.

Улучшать координацию тонких движений пальцев.

Октябрь

Тема «Платочек».

Цель. Формировать навык пользования носовым платком.

Учить складывать квадрат пополам по диагонали. Продолжить знакомить с базовой формой «треугольник». Воспитывать интерес к технике оригами. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движений пальцев.

Тема «Зонтик».

Цель. Учить складывать круг, пополам совмещая края. Продолжать совершенствовать навык пользования клеем. Продолжать учить детей создавать несложную композицию; по-разному располагать изображение на листе ориентируясь на цвет и форму. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность при выполнении аппликации.

Тема «Книжка».

Цель. Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Развивать глазомер, мышление, конструктивные способности. Учить бережному отношению к материалу, аккуратности, точности исполнения. Стимулировать создание игровых ситуаций.

Ноябрь

Тема «Домик с треугольной крышей».

Цель. Учить складывать квадрат пополам по диагонали. Обучать ребенка складывать бумагу, согласно схеме, и последовательным действиям сложения листа воспитателем, формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Учить отличать одну базовую форму от другой. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей. Воспитывать желание доделывать свою работу до конца.

Тема «Зайчик».

Цель. Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали. Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами. Вызвать интерес детей к самостоятельной деятельности. Формировать конструктивные навыки детей. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Декабрь

Тема  «Елочка».

Цель. Учить детей складывать квадрат по диагонали. Составлять и треугольников елочку. Развивать у детей интерес бумажной пластики. Приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания. Развивать глазомер.

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Тема  «Новогодние украшения».

Цель. Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги. Знакомить с атрибутикой праздника. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Формировать любовь к природе. Приучать убирать за собой рабочее место.

Январь

Тема « Котик».

Цель. Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали. Учить загибать углы в разных направлениях. Развивать у детей логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности. Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к животным, аккуратность в выполнении работы, дисциплинированность, уважение к своему труду и труду других людей.

Тема  «Флажок».

Цель. Закрепить знания детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда. Формировать чувство гармонии. Развивать глазомер, конструктивные способности.

Февраль

Тема «Лодочка».

Цель. Закрепить знания детей с изготовлением поделок в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета. Знакомить детей с различными видами водного транспорта. Развивать мелкую моторику рук. Использовать готовых поделок в играх.

Тема «Самолёт».

Цель. Учить сгибать квадрат по диагонали затем у полученного треугольника загибать верхнюю раскрывшуюся сторону к вертикальной стороне треугольника, продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о самолётах.

Познакомить с историей авиации; познакомить с творчеством В. Маяковского. Развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук; творческие способности. Воспитывать аккуратность при работе

Март

Тема «Цветы для мамы».

Цель. Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника. Учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвете и формы бумаги. Поощрять самостоятельность, творческую инициативу. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать терпение и усидчивость. Поощрять желание доставлять радость родным.

Тема «Угости ежика конфеткой».

Цель. Научить элементарной технике оригами, складывать квадрат пополам по диагонали, находить середину квадрата, сгибать противоположные углы квадрата к середине, тренировать аккуратность работы с клеем. Воспитывать желание трудиться.

Апрель

Тема «Сова».

Цель. Познакомить складывания базовой формы «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Продолжать воспитывать интерес к природе. Закрепить знания детей о жизни хищных птиц. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. Совершенствовать трудовые умения детей, формировать культуру труда.

Тема «Рыбки».

Цель. Учить складывать бумагу, используя разное базовые формы, объединяясь в пары создать морскую композицию. Развивать мелкую моторику рук, точные движения пальцев. Развивать глазомер. Воспитывать любовь к животному миру. Воспитывать у детей потребность оберегать все то живое, что нас окружает (звери, птицы, рыбы, деревья, цветы и т. д.)

Май

Тема «Лиса».

Цель. Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали. Учить загибать углы в разном направлениях. Формировать умения следовать устным инструкциям. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Тема «Бабочки».

Цель. Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать полам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. Развивать аккуратность, усидчивость. Воспитывать желание складывать из бумаги фигуры.

Тематическое планирование.

II этап

Сентябрь

Тема «Хрюша».

Цель. Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два треугольника, складывая по диагонали; воспитывать любовь к животным; тренировать мелкие мышцы рук, пространственное воображение.

Тема «Ёжик».

Цель. Продолжить учить складывать подделки из круга. Закрепить базовую форму – полукруг. Развивать аккуратность при складывании, внимание, усидчивость. Учить склеивать части подделок. Учить доводить начатое дело до конца. Вызывать эмоциональное отношение к получившемуся образу или предмету.

Октябрь

Тема «Вагончик поезда»

Цель. Продолжать учить складывать подделки из круга. Знакомить с базовой формой – ¼ круга «кусочек торта». Учить отличать одну базовую форму от другой. Приучать убирать за собой рабочее место.

Тема «Мордочка зайчика».

Цель. Закрепить базовую форму – треугольник. Учить выполнять мордочки животных. Формировать аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Развивать творческие способности, любознательность.

Тема «Вертолет»

Цель. Учить складывать поделки из прямоугольника. Знакомить с историей возникновения праздникам День защитника Отечества. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Закреплять умение следовать устным инструкциям.

Ноябрь

Тема «Ветка рябины».

Цель. Повторить складывание базовой формы «воздушный змей».

Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.

Тема «Пингвин».

Цель. Продолжать учить складывать подделки из круг. Знакомить с базовой формой – полусфера. Воспитывать интерес к героям сказок. Развивать мышление.

Тема « Лебедь».

Цель. Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Знакомить с базовой формой- воздушный змей. Закреплять умение следовать устным инструкциям. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Декабрь

Тема «Снегурочка».

Цель. Знакомить с атрибутами праздника Новый год. Учить делать композицию на открытке из нескольких элементов. Формировать эстетическое чувство. Воспитывать уважение и любовь к близким.

Тема «Елочка».

Цель. Продолжать учить складывать поделки из круга. Знакомить с базовой формой – конус «рожок мороженного». Учить выполнять поделку из нескольких кругов.

Январь

Тема  «Хлопушка».

Цель: Учить детей складывать углы в складку «гора». Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

Тема «Еловая веточка с игрушками».

Цель: Закрепить умение складывать самостоятельно базовую форму «воздушный змей». Учить детей из заготовок выкладывать еловую веточку, украшать веточку сложенными игрушками. Воспитывать бережное отношение к предметам и материалу.

Февраль

Тема «Звездочка».

Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.

Тема «Игрушки-забавы

Цель. Познакомить детей с изготовлением новых поделок из квадрата, треугольника, шестиугольника. Научить разрезать заготовку по пунктирной линии. Поощрять самостоятельность, творческую инициативу. Упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги. Развивать мелкую моторику рук.

Март

Тема «Складывание салфеток к праздничному столу».

Цель. Продолжать знакомить с особенностями праздника. Формировать интерес к оригами. Развивать творческую активность. Ответственность. Обогащать словарный запас.

Тема «Цветок для мамы».

Цель. Зарепить умение складывать знакомые базовые формы самостоятельно, выполнять дополнительные разрезы по намеченным линиям. Уточнить и расширить знания детей о весенних цветах,  учить замечать и устанавливать причинно-следственные связи.

Апрель

Тема «Грузовик».

Цель. Продолжить учить складывать поделки из круга. Знакомить с базовой формой – ¼ «кусочек торта». Учить отличать одну базовую форму от другой. Приучать убирать за собой рабочее место

Тема «Рыба».

Цель. Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Закрепить базовую форму – треугольник. Вызвать интерес к теме, мотивируя детей к выполнению задания. Побуждать применять освоенные способы складывания для создания новых образов.

Май

Тема «Лебедь».

Цель. Продолжать учить складывать поделки из квадрата. Знакомить с базовой формой – воздушный змей. Закрепить умение следовать устным инструкциям. Расширить кругозор, обогащать словарный запас.

Тема  «Бабочки на лугу»

Цель. Упражнять в самостоятельном применении полученных ранее знаний и умений. Учить продумывать композиционное построение поделки. Развивать художественный вкус при оформлении работы, фантазию детей, воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать. Воспитывать желание работать в коллективе.

Тематическое планирование.

III этап

Сентябрь

Тема «В некотором царстве, в бумажном государстве».

Цель. Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами, продемонстрировать их; продолжить знакомить с искусством оригами. Воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать творческие способности, воображение.

Тема «Грибок».

Цель. Закреплять базовую форму – дверь. Формировать творческие способности, самостоятельность. Тренировать мелкие мышцы рук при складывании и резании ножницами. Учить доводить начатое дело до конца.

Октябрь

Тема «Говорящий поросенок».

Цель. Закрепить базовую форму-треугольник. Учить выполнять мордочки животных. Формировать аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Развивать творческие способности, любознательность. Учить обобщать и анализировать.

Тема «Лягушка».

Цель. Закрепить базовую форму - книжка. Мотивировать деятельность детей, вызывать у них желание складывать предметы. Развивать умение пользоваться ножницами. Продолжать формировать способность следовать устным инструкциям.

Ноябрь

Тема «Кукла-мальчик, кукла-девочка».

Цель. Закрепить базовую форму-воздушный змей. Развивать мелкие мышцы рук. Развивать аккуратность, ответственность за качество выполненной работы. Активировать словарный запас.

Тема «Лист клен».

Цель. Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания формы «воздушный змей»; учить соединять детали вместе; развивать творчество, формировать интерес к природе, уважение к труду.

Декабрь

Тема «Снежинки».

Цель. Продолжать знакомить с традициями и атрибутами праздника. Продолжать формировать способность следовать устным инструкциям. Воспитывать уважение к близким. Вызывать эмоциональный отклик на праздник.

Тема  «Новогоднее панно».

Цель. Учить детей создавать композицию из фигурок, выполнено в стиле оригами; закрепить навыки рабаты с операционной картой и схемой; помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы.

Январь

Тема «Корона короля (королевы).

Цель. Знакомить с новой базовой формой- блинчик. Мотивировать к деятельности детей, вызывая у них желание складывать сказочные атрибуты. Вызывать эмоциональное отношенные к образу. Продолжать формировать способность следовать устным инструкциям.

Тема «Заюшкина избушка».

Цель. Повысить интерес к занятиям оригами через игру; учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность, развивать глазомер.

Февраль

Тема «Превращение стрелы».

Цель. Продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационные карты; познакомить с изготовлением поделки «стрела», научить трансформировать ее в других поделках; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

Тема «Поздравительная открытка к 23 февраля».

Цель. Продолжать знакомить с традициями праздника. Мотивировать к созданию подарков защитника Отечества. Вызывать эмоциональный отклик на праздник. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Март

Тема «Цветущая весна».

Цель. Продолжить знакомить с особенностями праздника. Формировать интерес к оригами. Развивать творческую активность, ответственность. Обогащать словарный запас.

Тема «Грач».

Цель. Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту; освоить новую базовую форму «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Апрель

Тема «Стаканчик с шариком» (игра).

Цель. Учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними; совершенствовать точность мелких движений руки. Знакомить с простейшими пооперационными картами (схемами). Развивать аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Воспитывать самостоятельность. Активизировать взаимовыручку.

Тема  «Ежик».

Цель. Знакомить с техникой оригами прямоугольника. Создавать игровую ситуацию. Знакомить с техникой оригами - изготовлением кириком и путем складывания листа пополам с частичными вырезаниями. Учить делать свободный выбор техники исполнения, самоанализ.

Май

Тема «Весенний букет».

Цель. Знакомить с историей праздника. Учить выполнять модули. Мотивировать к созданию подарков ветеранам. Воспитывать уважение к близким.

Тема «Слоник».

Цель: Учить детей совершать последовательность действий. Воспитывать интерес к работе с бумагой

Тематическое планирование.

IV этап

Сентябрь

Тема «Ветка рябины».

Цель. Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «стрела». Воспитывать умение работать в коллективе; расширить словарный запас, развивать объяснительную речь.

Октябрь

Тема «Панно «В осеннем лесу» (коллективная работа).

Цель. Показать, как  можно изготовить деревья  с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

Тема «Сказка «Теремок».

Цель. Закрепить базовую форму-треугольник. Учить выполнять фигурки сказочных персонажей. Развивать воображение, синтетическое мышление, способность к трансформации объектов. Формировать аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы.

Тема «Кисть винограда» (коллективная работа).

Цель.  Учить изготавливать гроздь винограда при помощи модулей. Учить выделять характерные особенности. Развивать аккуратность, внимание.

Ноябрь

Тема «Смешные человечки»

Цель. Учить детей изготавливать фигуру человечка, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

Тема Львенок».

Цель. Уточнять знания детей о диких животных; знакомить детей с базовой формой «блинчик» и складыванием их квадрата головы Львенка; закреплять умение детей делить квадрат на четыре части., правильно сгибать углы к центру.

Тема «Гномик».

 Цель. Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

Тема «Дед Мороз».

Цель. Закрепить умение детей делать фигурки в стиле оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Январь

Тема «Снеговик».

Цель. Продолжать учить складывать квадратный лист «гармошкой» следуя указаниям; соединять детали в единое целое; также использовать базовую форму «воздушный змей», «двойной квадрат».

Тема «Забавные зверушки».

Цель. Продолжить учить изготавливать фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты; познакомить с основными из способов соединения деталей – склеиванием; воспитывать самостоятельность.

Февраль

Тема « Чудо – кораблик».

Цель. Закрепить знания и умения складывать поделки из прямоугольника. Создавать игровую ситуацию. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить проводить самоанали

Тема «Самолет - истребитель»

Цель. Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – своим отцам и дедам, побуждать делать им приятное.

Закрепить  умения  детей складывать знакомые базовые формы;  делать заготовки для  создания  поздравительной открытки.

Совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Март

Тема « Панно «Хризантемы».

Цель. Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами; продолжать учить работать в коллективе; закрепить умение пользоваться ножницами.

Тема «Ожившая сказка».

Цель. Повышать интерес детей к искусству оригами через игровые приемы; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами с помощью пооперационных карт; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.

Апрель

Тема «Космонавт»

Цель. Вызывать эмоциональный отклик на праздник. Воспитывать любовь к Родине. Развивать кругозор, наблюдательность.

Тема «Цыпленок, который не умел дружить».

Цель. Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; развивать воображение; воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доставить радость малышам.

Май

Тема «Весенние цветы»

Цель. Закреплять знания о пройденных базовых формах оригами и об использовании пооперационных карт. Побуждать применять освоенные способы складывания для создания новых образов, вдумчиво оценивать получившиеся изделия. Развивать воображение, творчество и фантазию. Развивать способность к коллективному взаимодействию, общению. Побуждать демонстрировать подготовленные на выставку поделки. Доставлять радость окружающим.

Тема «Бабочка и гусеница».

Цель. Расширять словарный запас детей; развивать объяснительную речь; воспитывать умение работать в коллективе.

Тема «Журавлик»

Цель: Продолжать знакомить детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг; совершенствовать умение мастерить поделку, используя пооперационную карту.

Работа с родителями.

Работа с родителями включает в себя: индивидуальные и коллективные консультации; родительские собрания; открытое занятие для родителей;

совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д.

Консультации:

«Что  такое «оригами»?» 

«Развиваем воображение»

«Поделки своими руками»

«Значение оригами для развития ребенка» 

Список литературы

1. Дегтева В.Н. «Оригами с детьми 3-7 лет» -  Мозаика-синтез – 2012г.

2. Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликация и мозаика» - ЭКСМО-2006г.

3. Соколова С. В. «Театр оригами. Игрушки из бумаги» -  ЭКСМО-2006г.

4. Мусиенко С.И. «Оригами в детском саду» - Школьная Пресса – 2005г.

5. Соколова С.В. «Сказка из бумаги» - 1998г.

6. Перевод с английского Покидаевой Т.Ю. «Наши руки не для скуки.   Оригами» - РОСМЕН-1998г.

7. Ступак Е. «Оригами. Игры и конкурсы» - АЙРИС – 2008г.

8. Митчелл Девид «Оригами. Животные из бумаги» - НИОЛА-ПРЕСС

9 Жихарева О.М. «Оригами для дошкольников» Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ».

10. Соколова С.В. «Игрушки из бумаги: оригами для малышей»

 Издательский дом «Литера» - 2009г.

Приложение N1

Условные знаки, принятые в оригами.

1. Согнуть на себя http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image002-.jpg

2. Линия сгиба "долиной"    

3. Согнуть от себя    

 

4. Линия сгиба "горой"

5. Сгиб "долиной" http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image006.jpg

6. Сгиб "горой" http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image007.jpg

7. Раскрыть

8. Повторить процедуру (сзади или сбоку) 1 раз, 3 раза

Условные знаки:

1. Перегибание бумаги и возвращение в исходное положение

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image011.jpg

2. Линия после перегиба

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image012.jpg

3. Складка-молния

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image013-.jpg

4. Повернуть фигурку

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image014.jpg

5. Перевернуть фигурку 19

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image015.jpg


6. Выгнуть наружу

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image016-.jpg

7. Вогнуть внутрь

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image017.jpg

8. Равные углы

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image018-.jpg

9. Равные части

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image019-.jpg

10. Надавить, вогнуть

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image020.jpg

11. Прямой угол

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image022.jpg

12. Тянуть

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image023.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебная кисть"

Направленность – художественное творчество.Программа ориентирована на младшего школьника (7-10 лет). Период обучения – 72 часа. Режим работы. Занятия целесообразно проводить  один раз в неделю по...

Программа "Волшебный сундучок" для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.

Программа «Волшебный сундучок» для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.Для детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет. Программа рассчитана на ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.

Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебная бусинка"

Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебная бусинка" направлена на развитие интереса и художественных способностей к бисероплетению....

Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Волшебная палитра"

Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная петелька" для детей 9-13 лет на 4 года обучения

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь.  Вязаная с...

Реализация внеурочной деятельности на примере программы "Волшебный мир оригами"

Новые жизненные позиции условия, вкоторых поставлены современные ученики выдвигают свои требования . Логика изложения и содержания рабочей программы поностью соответствует требованиям федеральгного ко...