Закон композиции "Равновесие"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение культуры дополнительного образования Шелеховского района
«Центр творческого развития и гуманитарного образования имени К. Г. Самарина» Структурное подразделение п. Большой Луг.
План – конспект открытого урока
по предмету «Рисунок»
Провела преподаватель Непомилуева Алена Андреевна во 2 классе (5-летний курс обучения), ДООП в области изобразительного искусства.
Продолжительность урока: 40 мин.
Тема: Закон композиции "Равновесие"
Цель урока: Познакомить учащихся с законом равновесие и выполнить упражнения на равновесие в композиции. Закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работы.
Задачи урока:
Обучающие:
- вспомнить, что такое композиция? Узнать какие законы бывают?
- научить выполнять упражнения на равновесие и закрепить новый закон композиции.
-формировать умение последовательно проводить работу над рисунком.
- расширить кругозор знаний учащихся.
Развивающие:
- развивать умения и навыки рисования, развивать у учащихся память, глазомер, воображение, умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности предмета.
Воспитательные:
- формировать навыки качественной работы, эстетический вкус. Воспитывать логическое мышление, а также усидчивость и внимание, чувство равновесия. Совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.
Формы работы на уроке:
-Показ, демонстрация
-Разъяснение
-Воплощение творческого замысла.
-Обсуждение, анализ
Материалы и оборудование:
-для педагога: компьютер, презентация «Равновесие», рисунки.
-для учеников: Альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Сообщение темы и цели занятия. Беседа (16 мин)
- Игра-разминка (5 мин)
- Практическая и самостоятельная работа учащихся (14 мин)
- Анализ работ (2мин)
- Итог урока (2 мин)
Содержание урока:
- Организационный момент
Приветствие. Установка дисциплины в классе. Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и цели занятия. Беседа.
Объявляю тему урока: Закон композиции "Равновесие".
-Сегодня мы будем говорить ещё раз о композиции. Вспомним, что означает слово «композиция» Узнаем, какие законы композиции бывают?
Что такое композиция?
- Да, само слово КОМПОЗИЦИЯ латинское и означает «сочинение, составление, примирение». Скомпоновать – это значит сделать свою картину так, чтобы зрители поняли без всяких объяснений, что хочет передать нам художник.
Законы композиции:
- закон целостности
- закон соподчинения
- закон соразмерности
- закон равновесия
Что такое равновесие?
Рисунки, схемы, принципы.
Представьте себе весы, на которых стоят гири. А теперь представьте какую -нибудь известную картину. Вы спросите: «А что между ними общего?» Давайте посмотрим, что объединяет вышеупомянутые предметы, потому что в ответе на этот вопрос скрывается один из важнейших законов композиции – закон равновесия.
Вернемся к примеру с весами. (Показ презентации). Две ситуации. В одной – весы уравновешены, а в другой весы наклонились в сторону под тяжестью гири.
Тоже самое происходит и в композиции. (Показ иллюстраций). Два варианта.
В одном – композиция уравновешена, в другом изображение смещается в сторону – это происходит из – за неравномерности масс.
-Теперь становится очевидно что такое равновесие в композиции и насколько оно важно.
Закон равновесия – это состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.
-Для создания композиционного равновесия помогают схемы.
Симметрия.
В изобразительном искусстве равновесие — значит «зрительная устойчивость пластической формы», устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия.
Что такое симметрия? Самый простой способ достичь равновесия – это нарисовать что – то по центру. Вы достигнете равновесия и композиция будет выглядеть статично и спокойна. Пример с весами. (Просмотр слайда).
Асимметрия.
Что такое асимметрия? Художники больше стремятся к асимметрии, потому что она более живая. Пример с весами. Показ иллюстраций.
Если на одной чаше весов стоит одна, но большая гиря, то на другой чаше следует разместить уже не одну, а две или три гирьки маленького размера. Тогда уравновесим чаши весов. Точно также художники достигают равновесие в асимметричных композициях.
-Мы рассмотрели как при помощи давления массы можно достичь равновесия в композиции. Но есть еще один способ.
Принцип рычага.
Каким ключом будет легче повернуть гайку – ключом с короткой рукояткой или с длинной? Чем длиннее рычаг, тем легче вращать ключ.
Пример с весами. (Просмотр слайда).
-На одной чаше весов большая гиря. На другой маленькая. Но чем дальше от середины весов мы будем отодвигать маленькую гирьку, тем больше она будет перетягивать большую гирю. В результате достигнем равновесие. Подобным образом достигается равновесие и в композиции. Однако использовать этот принцип, нужно тонко чувствовать на какое расстояние отодвинуть объект. Если разместить слишком далеко или слишком близко, то это нарушит равновесие.
-Равновесие в композиции можно достичь разными способами. Уравновешиваются части по массе, тону и цвету.
Каждый раз художник должен решить эту задачу, и каждый раз – по-своему. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким тёмным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим.
- Игра-разминка Уравновесь композицию.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства равновесия, развить глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ученику (команде) необходимо расставить предметы разные по форме, тону, цвету так, чтобы было достигнуто равновесие.
- Практическая и самостоятельная работа учащихся
Сообщение цели практического задания.
Задачи:
- Выполнение упражнения на равновесие в композиции.
- Нарисовать свой натюрморт по схеме асимметрия.
- Правильно расположить предметы, методом поиска
-Акцентирование знаний и умений при работе с массой, тоном, цветом предметов.
- Стимулирование к воплощению творческого замысла
В процессе самостоятельной работы педагог работает индивидуально с теми учащимися, которые затрудняются выполнить задание. У всех детей отмечает, что лучше всего получилось, а на что обратить внимание при затруднениях. Когда основная часть класса заканчивает рисунок, педагог предлагает оценить свои работы.
- Анализ работ
В конце занятия работы выставляются на мольберты, проводится их анализ.
- оценка качества каждого учащегося по показателям.
- лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто из ребят добился отличного качества работы).
-ошибки в работах.
- Итог урока.
Преподаватель задает вопросы:
- Какой закон композиции вы сегодня изучили?
- Что такое равновесие?
- Какие схемы и принципы равновесия вы сегодня узнали?
- Понравилось ли работать
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Урок окончен.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОЕКТ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕАТРА «ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН»
Тема данного нравственно- правового проекта «Интерактивный театр» выбрана не случайно. Она сочетает в себе как традиции, так и новаторство. Тради...
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...
Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»
Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...
Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.Закон расщепления.
цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.Закон доминирования. Закон расщепления. Примеры задач на моногибридное скрещивание....
Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"
Принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года Одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года...
Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.
Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...
Конспект урока физики в 10 классе по теме «Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Первый закон Ньютона»
Урок разработан на основе примерной программы Ю.И. Дик, Л.Э. Генденштейн...