Труд - основа жизни
методическая разработка (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по обществознанию 6 «А, Б, В, Г» класс в соответствие ФГОС
Тема урока: « Труд – основа жизни».
Педагог: Аввакумова Наталья Сергеевна
Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 588 Колпинского района Санкт -Петербурга
Цели урока: | Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствование воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему. |
План урока |
|
Образовательные | раскрытие роли и значения труда в жизни человека, изучение понятий «заработная плата», «богатство», «бедность», формирование умения различать эти понятия; изучение вопроса оценивания труда человека в современном обществе. |
Развивающие | формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов. |
Воспитательные | способствование воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему. |
Тип урока: | урок открытия нового знания обучающегося 6 – ого класса. |
Форма урока: | урок с использованием ЭОР (использование электронно – образовательных ресурсов). |
Образовательные | Презентация «Труд основа жизни». |
Личностно значимая проблема: | «Любая работа должна приносить удовлетворение» (народная мудрость). |
Опорные понятия, термины: | Труд, товар, услуга, характеристика труда. |
Формы контроля: | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная. |
Предметные: | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение и суждение. |
Метапредметные УУД: | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. |
Личностные УУД: | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. |
Домашнее задание: |
Помимо прочтения страниц из учебника, задание для выполнения его в тетрадях на дополнительную оценку:
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивация | 1.Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. 2.Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Здравствуйте, ребята. Садитесь. С каким настроением вы сегодня пришли на урок Сегодня у нас урок открытия нового знания. Заранее вы по группам получили задания и сейчас чтобы узнать тему нашего урока мы послушаем 1 группу.
| Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Устные ответы | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальная работа |
II. Актуализация знаний | 1.Организует беседу по вопросам: – Что такое труд? Кто сможет предположить какой будет тема нашего урока? Ответы уч-ся Давайте заполним наши рабочие листы, запишем первую часть темы поставим тире. (Приложение 1) Как вы считаете, о чем мы с вами будем говорить, Что хотели бы узнать? Давайте наметим план. | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют цели и план урока | Устные ответы | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Фронтальная работа |
III. Изучение нового материала | 1. Ответы учащихся на вопрос Что такое труд? ЧТОБЫ узнать какое из ваших определений точное? - Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете) - Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию (словарь, интернет, учебник). Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием в рабочем листе из всех предложенных вам формулировок найдите и прочитайте те, которые вы считаете правильными? (зачитывают, обобщаем, подчёркиваем волнистой линией обобщение в рабочем листе под буквой А). 2.Организует беседу по новому материалу. А сейчас подумайте над вопросами: Зачем человеку трудиться? Что даёт человеку труд? А ответить на эти вопросы я вам предлагаю при помощи составления кластера, выбери картинку –ответ. (делают вывод) (Приложение 2) Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Так что же для человека ТРУД? (основа жизни) заполняем вторую часть темы урока. 3.Выступление 2 группы (о профессиях наших родителей) Учитель . Весь труд делится по содержанию и сложности, не каждый может работать лётчиком или врачом. Для этого необходимы учиться, чтобы иметь специальные знания и умения. Инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. А труд грузчика или дворника считается простым. 4.Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Работаем в паре.(2 минуты) Приложение 3 Выполните задание. Проверка.
- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете? Трудом создаются различные продукты. Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд. | 1. Знакомятся 2. Знакомятся 3. Работают самостоятельно, самопроверка. 4. Работают в тетради, со словарем | Устные ответы. Самостоятельная работа Устные ответы Задания в рабочем листе. | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии предлагают помощь | 1. Индивидуальная работа, фронтальная работа. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. Выполнение зад. в рабочем листе2. | Выполняют задания на рабочих листах, устно с обсуждением | Устные ответы, работа с текстом. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике | Групповая работа |
V.Физминутка | Физминутка. Игра «Товары и услуги» Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх. Доставка груза (у), телефон (т), диск (т), велосипед (т), стрижка в парикмахерской (у), книга (т), приём у врача( у), поход в кинотеатр (у), ремонт сломанного телевизора (у), компьютер (т). | Выполняют задание | - | - | Групповая работа |
VI. Итоги урока. Рефлексия | 1.Проводит беседу по вопросам. – Важно ли человеку знать, что его труд приносит пользу? – А всякий ли труд приносит удовлетворение? – Обучение в школе – это труд ученика, какую пользу приносит такой труд? 2.Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам. Которые мы ставили в начале урока. Ответили ли мы на них? 3.Нарисуйте в тетради лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находились вы по степени пониманий пройденной темы: если поняли все-то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней ступеньке, если ничего не поняли- на последней ступеньке. Поднимите руку, кто отметил себя на средней ступеньке? А высокой? На низкой? 4.Ребята, заполните лист самооценки, прокоментируйте. | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние Самоанализ и самооценивание | Оценивание учащихся | Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Фронтальная работа |
VII. Домашнее задание | Конкретизирует домашнее задание. Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности человека, был приятным занятием, а не обузой радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам. Домашнее задание 1. Составить правила хорошего, результативного труда. 2. Чтобы ответить на вопрос Как оценивается труд, допишите предложения: Папа за работу на заводе получил _____________ . Маша учится в строительном институте и получает ___________. Бабушка каждый месяц получает _____________________ . На младших детей в семье мама получает __________________ . Всё названное выше составляет __________семьи. 3.Используя разные источники, найдите значение слова МЕЦЕНАТ. Спасибо за урок. Желаю всем успехов. | Записывают | Работа в рабочем листе | Личностные: понимают задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, работа с различными источниками. | Индивидуальная работа |
Используемый список литературы, при подготовке урока:
- Обществоведение 5 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбову, автор составитель С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2007г.
- Обществознание 5 класс, технологические карты уроков по учебнику Л.Н. Боголюбову, Л.Ф Ивановой, авт. Составитель И.Ю. Буйволова – Волгоград: Учитель, 2013г.
- Трудовой кодекс РФ.- Москва: Проспект, КноРус. 2011Г.
- С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова, Институт русского языка им.В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное. –М.: «А ТЕМП»,2004.-944стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"
Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...
Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"
Данное мероприятие предназназначено для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются упражнения развивающего характера, что способствует поддержанию познавательно...
Труд - основа жизни
Презентация к уроку обществознания в 6 классе...
Анкета "Труд -основа жизни"
Вопросы по профориентации для старшеклассников и их родителей. ...
Презентация по обществознанию 5 класс по теме "Труд - основа жизни"
Данная презентация по теме "Труд - основа жизни" для 5 класса подготовлена по учебнику под редакцией Боголюбова...
Труд-основа жизни человека.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что одним из важнейших средств гармоничного развития личности является труд. В нем человек выражает свою духовную сущность, видит себя как в зеркале. О...
Внеклассное занятие "Труд - основа жизни"
Послушайте притчу мудреца: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во ...