Методическая разработка правовой игры для школьников "Знатоки права".
методическая разработка (6 класс)
Формирование правовой культуры у воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_znatoki_prava.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовая игра «Знатоки права».
Цель: Формирование правовой культуры у воспитанников.
Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.
Возраст воспитанников: 13 – 15 лет.
Оборудование: Карточки с заданиями, жетоны.
Содержание:
Задание: «Что бы это значило?»
задаются вопросы по правовой тематике из цикла «Что бы это значило?» в шуточной форме. Оценка – 1 балл за верный ответ.
1.Если вы не обнаружили ключа от двери под ковриком… (Значит вы его туда не клали, т. к. это опасно).
2. Инспектор ГИБДД не берет штраф за превышение скорости… (Вы ее не превысили)
3. Вас признали виновным в совершении преступления… (Вам минимум 14 лет)
4. Школьник выражался нецензурно в общественном месте… (Значит он мелкий хулиган, ст 20. 1 КоАП)
5. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)
6. Вы решили подарить дом своим родным…(Значит вы хорошо зарабатываете и дееспособны)
7. Вы – гражданин….(Значит вы свободны!)
8. Вы не можете без согласия родителей выехать из страны…(вы еще ребенок, т к вам не исполнилось 18 лет)
Жюри, подведите итоги
Задание: “Гражданин России”
Обязанности гражданина РФ
За правильно выполненное задание 1 балл.
Обязанности:
1.Соблюдать законы.
2.Платить налоги.
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.Защищать Отечество.
6.Сохранять природу и окружающую среду.
7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.
Задание: «Всякая всячина»
Вопросы:
Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)
Кто является главой Российской Федерации? (Президент)
Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)
Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)
Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)
К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район)
В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)
5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)
Государственным языком на всей территории России является…(Русский), а на территории Республики Калмыкия ….. (Калмыцкий и Русский)
Вопросы команде №2 «….»:
1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)
2. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)
3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)
4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)
6. Процедура вступления в должность главы государства называется…(Инагурация)
7. Защита отечества для гражданина России является…(Почетной обязанностью)
8. К исполнительной ветви власти относится…(Правительство)
9. Государственным языком на всей территории России является…(Русский)
Задание:
1
-Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Щвейцария- в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).
2
В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?.....(курильщики).
3
Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).
4
Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?...(Гражданский кодекс).
Уважаемые жюри, оцените работу капитанов.
Задание: « Права человека»
Текст контрольного листа
Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………
(личную неприкосновенность)
Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-
тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-
зования)
Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в
Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)
Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-
ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)
Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись
На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)
Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя
Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)
В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на
……..(жизнь и личную неприкосновенность)
Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-
зоваться учреждениями культуры)
Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,
что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)
Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они
воспользовались правом…..( уехать из своей страны и вернуться на родину)
Слово жюри…
Задание: “Правовой статус ребёнка”
1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
2. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
3. Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.
4. Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
6. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
7. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет/.
8. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет/.
9. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.
10. Вправе посещать школу /с 6 лет/.
11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.
Слово жюри…
Задание: “Продолжи фразу”
“Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)
“Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение)
“Высший закон - /благо народа /” (древнеримское изречение)
“Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)
“Обязанность без права есть /рабство/; право без обязанности - / анархия/” ( Г.Ламене, богослов, философ)
“Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/” (Монтескье, философ)
“Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка/” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)
“Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка/” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)
Задание: “В шутку о серьёзном ”
Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «черт побери».
У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: билета.
Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».
Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.
Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: Буратино.
«Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.
Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику.
Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: шапка.
Задание: “Сказка ложь, да в ней намек ”
1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).
4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)
5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)
6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)
Жюри подводит итоги.
Задание: «Словесный портрет знаменитых сыщиков»
По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика.
Задание 1. « Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. (Эркюль Пуаро).
Задание 2. « Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед, подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Он живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. (Шерлок Холмс)
Задание 3. Он почти не известен за границей, он был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов)
Задание 4. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него – пустяк. (Джеймс Бонд)
Жюри подводит итоги.
Итог:
-Наш конкурс по правовым знаниям подошел к концу, посчитаем жетоны, определим победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка правовой игры "Приморский правовед"
Правовая игра, посвящена правам человека и гражданина для Недели права. Включает методическую разработку, игру-викторину, выполненную в виде презентации, и юридические задачи.Материалы разработки могу...
правовая игра "Знатоки избирательного права"
правовая игра для учащихся 9-11 классов по избирательному праву...
Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)
Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...
Методическая разработка деловой игры «Правовой калейдоскоп» для профессий среднего профессионального образования «общеобразовательный цикл»
Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязан...
Методическая разработка правовой игры "Конституция РФ"
Обучающая правовая игра "Конституция РФ" для обучающихся 9-11классов....
Методическая разработка правовой игры "Конституция РФ"
Обучающая правовая игра "Конституция РФ", для учащихся с ОВЗ 9-11 классов....
Методическая разработка Урок – игра « Защити свои права» 8-9 класс.
Методическая разработка Урок – игра « Защити свои права» 8-9 класс....