Методическая разработка Урок – игра « Защити свои права» 8-9 класс.
план-конспект урока по праву (8, 9 класс)
Методическая разработка Урок – игра « Защити свои права» 8-9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_igra_zashchiti_svoi_prava.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Урок – игра « Защити свои права» 8-9 класс.
Цели:
1) Способствовать усвоению обучающимися основных прав и обязанностей ребенка и на практических ситуациях показать решение жизненных проблем, с которыми приходиться сталкиваться в социуме;
2) совершенствовать навык работы в группе, умения слушать других, правильно выражать свою мысль;
3) Формирование активной гражданской позиции;
Планируемые результаты:
Предметные: называть основные международные документы, в которых закреплены права человека и ребенка; характеризовать понятие «ребенок»; показывать связь прав взрослого человека и ребенка; перечислять основные группы прав ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка и применять для решения ситуаций;
Метапредметные:
познавательные: формулирование проблемы, умение строить речевое высказывание, умение анализировать, обобщать, самостоятельное создание способов решения проблем;
коммуникативные: умение вести диалог и аргументировать свою позицию; регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценивание;
Личностные: правовая культура.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация, карточки для групповой работы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные понятия: Конвенция о правах ребенка, защита, Конституция РФ, гарантии прав детей, гражданин , гражданство;
Ход урока:
На доске эпиграф:
« Тот, кто отстаивает права ребенка, иначе говоря, отстаивает будущее». ( Виктор Гюго)
Мотивация. Учитель: В России слово « гражданин» известно издавна. Оно произошло от слова
« город». Из истории Древнего мира вы знаете, что в Древней Греции было почетно быть гражданином, но не каждый человек становился гражданином. В XIX веке у нас в России появилось специальное звание « почетный « гражданин, которое присваивалось за особые заслуги перед Родиной, перед согражданами.
Активизация знаний. Вы, ребята, являетесь гражданами какой страны? Используя метод ассоциации, подберите слова к понятию гражданин. Гражданин – житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Чем гражданин отличается от лиц без гражданства?
Определите по эпиграфу тему урока.
Быть гражданином России почетно и важно. Слово гражданин тесно связано с понятием « гражданство».
Проблема : Как человек становиться гражданином своей страны и куда он должен обратиться, чтобы защитить свои права?
Дидактическая игра
« Как стать гражданином России»
Деление класса на группы: 1) группа объединяет учащихся, у которых лежат на столе карточки синего цвета; 2) группа с карточками красного цвета; 3) группа с карточками зеленого цвета;
4) группа с карточками желтого цвета; 5) ) группа с карточками коричневого цвета; 6) группа с карточками черного цвета;
На карточках с другой стороны написаны способы приобретения гражданства:
- Наиболее распространенное основание приобретения гражданства в России – по рождению ( принцип крови), гражданство новорожденного определяется гражданством его родителей.
- Все граждане СССР, родившиеся на территории РФ, признавались гражданами России в момент вступления в силу закона о российском гражданстве;
- Лицо без гражданства или иностранец подает ходатайство на имя президента.
Основание: достижение 18 лет, дееспособный, постоянно проживающий в России непрерывно 3 года, или не менее 5 лет с перерывами.
- Восстановление в гражданстве – основание для тех, кто по каким – либо причинам утратил
гражданство России.
- Если один из родителей – гражданин РФ, а другой иностранец, то гражданство ребенка определяется их письменным согласием . Если нет согласия , то действует принцип «почвы».
- Можно добровольно выйти из гражданства, подав заявление на имя президента. Гражданину будет отказано в двух случаях: 1) если он осужден за уголовное преступление
2) получил повестку в армию.
У учителя другой набор карточек, который содержит перечень жизненных ситуаций. Вы сможете помочь разрешить ту или иную ситуацию , если правильно найдете у себя ответ на карточке, а цветной стороной покажите мне. И так, внимательно слушаем и рассуждаем.
Ситуация 1: Родители маленькой Вики - лица без гражданства. Девочка родилась на территории РФ. Может ли она стать гражданкой России?
Ситуация 2: Супруги Петровы - граждане России, переехали в 1976 году на постоянное место жительства в США. Там у них родился сын. По достижению 18 лет он пожелал принять Российское гражданство, но родители заявили, что это невозможно, так как он родился на территории США. Правы ли родители? Имеет ли он право получить Российское гражданство?
Ситуация 3: Кириллов Андрей (28 лет) подал ходатайство на имя президента РФ о приеме его в Российское гражданство. На территории России он непрерывно проживает 4 года. Может ли он получить российское гражданство?
Ситуация 4: 18-ти летний Шишкин К. захотел выйти из гражданства России , но он получил повестку о призыве в армию. Если Шишкин подаст ходатайство на имя президента РФ о выходе из гражданства России, будет ли оно удовлетворено?
Ситуация 5: Мать новорожденного Ильи является гражданкой РФ, а его отец гражданин Великобритании настаивает на получение сыном гражданства этого государства. Родители не смогли прийти к согласию. Гражданином какой страны будет Илья , если он родился на территории России?
Молодцы! Справились с заданиями!
Итак, мы граждане России и этим гордимся! Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и выполнять обязанности – конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно по мере взросления ребенка.
Ребята, давайте вспомним , что такое право?
Право – возможность что – либо делать, осуществлять. Каждый ребенок с рождения взят под защиту государства, а это значит, что у детей тоже есть права.
Игра « Правовой статус ребенка»
Вопрос : Какие международные документы защищают права ребенка? ( Декларация о правах ребенка,
Конвенция о правах ребенка).
I группа – права детей от рождения до 6лет.
II группа – права детей от 8 до 11 лет.
III группа – права детей от 12 до 14 лет.
IV группа – права детей от 15 до 16лет.
V группа - – права детей от 16 до 18 лет.
Задание : Выписать из перечня прав на экране, каким возрастным периодом в жизни ребенка относятся приобретаемые права и обязанности. ( 10 мин.)
- Приобретают право на гражданство;
- В праве самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;
- Может вступать в детские общественные объединения;
- Дает письменное соглашение для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
- Выражать мнение на суде о том, с кем из родителей он хотел бы проживать после развода;
- Право посещать школу;
- Может обучаться вождению мотоцикла;
- Несет уголовную ответственность за любые преступления;
- Может быть членом кооператива, акционерного общества;
- В праве самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами.
- На имя ребенка может быть открыт счет в банке;
- Дает согласие на изменение своего имени или фамилии;
- Допускается поступление на работу ( на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
- Имеет право на принятия во внимание своего мнения при решении в семье любого вопроса;
- Знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;
- Осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей деятельности;
- Подлежит первоначальной постановки на воинский учет;
- Право управлять мопедом при езде по дорогам;
- Может выбирать себе место жительства ( согласие родителей)
- В праве быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
Молодцы, вы хорошо усвоили свои права, но в жизни очень часто нарушаются права ребенка.
Используя свои знания, решите жизненные ситуации.
Игра « Юридическая консультация»
Класс делится на 2 группы ( 1) граждане, чьи права нарушены 2) работники различных организаций);
Предварительная подготовка: подготовить карточки с заданиями, таблички – вывески ( Органы опеки и попечительства, суд, полиция, центр занятости, юридическая консультация, нотариус, директор школы и т.д.)
Инструкция для «работников организаций»: Сейчас к вам на прием придут граждане – подростки с жалобами. Ваша задача выслушать проблему посетителя и дать ему консультацию, оказать помощь в разрешении проблемы.
Инструкция для «пострадавших»: Внимательно прочитайте карточку с проблемой, которую вам нужно решить. Попробуйте определить, в какую организацию вы должны обратиться. Помните, что время приема граждан ограниченно.
Варианты игровых жизненных ситуаций:
- Семье Сидоровых родители пьянствуют, ведут аморальный образ жизни. Воспитанием пятилетней дочери Маши не занимаются. Она ходит грязная, голодная, часто ночует у соседей. Но они переехали в другой город. Помогите спасти девочку, не будьте равнодушными. Куда надо обратиться за помощью?
- Петров – 14 лет, его постоянно избивал отец в пьяном виде. Подросток из-за побоев и синяков не посещал школу. Как должен поступить Петров?
- Катя Семенова после окончания школы устроилась на почту разносить газеты и письма. Проработав 3 месяца, подала заявление на отпуск, поскольку мама купила 2 путевки в Египет. Когда Катя принесла заявление начальнику почты, то Мария Ивановна написала на заявлении: в просьбе отказать. « Отпуск, дорогая надо еще заработать». Законно ли поступила Мария Ивановна? Куда надо обратиться в данной ситуации?
- Десятиклассник Васин, 15 лет, в течение двух месяцев отбирал у пятиклассников Сергеева, Ильина, Гришина их карманные деньги, угрожая побоями. Куда надо обратиться, чтобы привлечь его к ответственности?
- У супругов Орловых двое несовершеннолетних детей, отец ушел из семьи, не платит алиментов. Куда надо обратиться, чтобы оформить развод и алименты на детей?
- У Сергея ( 18 лет) возникла проблема о принятии наследства после смерти матери. Пять лет назад мать была лишена родительских прав. Сохраняется ли за ним право на наследование имущества матери, которую лишили родительских прав?
- Рефлексия. Составить синквейн;
- 1 строка - понятие права ребенка
- 2 строка - 3 определения: равные, основные, международные
- 3 строка – 3 глагола : приобретают, восстанавливают, защищают
- 4 строка – в ребенке нужно видеть гражданина
- 5 строка – права ребенка – необходимость
Учитель Кунашова Т.Н « Полянская СШ» Рязанский район, Рязанская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса экономической направленности 9 класс "Как защитить свои права покупая товары"
Данная программа создана для расширения знаний учащихся о основах российского законодательства, в частности Закона РФ «О защите прав потребителя»...
Как защитить свои права?
Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню правовой помощи (20 ноября)...
Проект "Потребитель, защити свои права!"
Проект "Потребитель, защити свом права!" направлен на формирование у учащихся знаний о правах потребителей....
Практикум «Защити свои права»
Цель практикума сформировать у учащихся представление о практическом решении проблем защиты прав человека, дать им соответствующий эмоциональный опыт; продолжить ознакомление с нормативными...
Методическая разработка урока «Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве»
Урок в рамках преподавания права в профильном классе. Основной целью урока является формирование у обучаемых представления о таких понятиях как «форма защиты граждан...
ПРАВОВОЙ НАВИГАТОР: ЗАЩИТИ СВОИ ПРАВА В ИНТЕРНЕТЕ_буклет_общероссийского_профсоюза _образования
ПРАВИЛАРАСПРОСТРАНЕНИЯИНФОРМАЦИИ В СЕТИВ сети «Интернет» граждане обязаны соблюдать следующие, установлен-ные законодательством, общие требования и ограничения на распростра-нение ин...
"Способы защита своих прав"
Презентация по обществознанию на тему: "Способы защита своих прав"...