Методическая разработка правовой игры "Приморский правовед"
методическая разработка по праву (9 класс) по теме
Правовая игра, посвящена правам человека и гражданина для Недели права.
Включает методическую разработку, игру-викторину, выполненную в виде презентации, и юридические задачи.
Материалы разработки могут использоваться и на уроке обществознания (9 класс) и права (10 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medicheskaya_razrabotka_pravovoy_igry_primorskiy_pravoved_.rar | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОВАЯ ИГРА «ПРИМОРСКИЙ ПРАВОВЕД»
Методическая разработка
учителя обществознания и права
ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга
Копыловой И.М.
Пояснительная записка
Игра – выверенный веками, народным опытом,
социально-культурными нормами общества фактор
социализации личности. Детская игра
– гарантия и условие свободного развития культуры
всего общества.
С.А.Шмаков
Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике путем действий в реальной обстановке или в смоделированных учебных ситуациях. В нашем объединении «Живое право» учащиеся не только получают систематические знания о праве и государстве, но и осваивают практические навыки, необходимые каждому человеку для жизни в современном обществе. Одним из способов практико-ориентированного обучения является игра.
Ценность игры состоит в том, что в ней используются различные активные и интерактивные методы, позволяющие решить комплексные задачи по формированию у участников умений и навыков, применению их в нестандартных ситуациях, тогда, когда требуется самостоятельность, творчество.
Игра позволяет участнику сформировать свое рефлексивное отношение к происходящему, формирует готовность к самореализации, мотивацию к достижению, обеспечивает взаимодействие всех участников игры с ориентацией на результат.
Игра «Приморский правовед» решает следующие задачи:
- Формирование у участников целостной системы правовых знаний и соответствующих этим знаниям практико-ориентированных и актуальных для гражданина России умений и навыков.
- Освоение практических навыков общения, публичного выступления.
- Организация практической деятельности участников, способствующей накоплению позитивного опыта применения правовых знаний в моделируемых ситуациях и в реальной жизни. Опыта правомерного и социально-активного поведения по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.
- Развитие творческого потенциала участников, умения применять знания и решать стандартные задачи на практике.
- Развитие коммуникативных умений и навыков, актуальных для адаптации в социуме
- Формирование способности и желания участвовать в жизни гражданского общества, самостоятельности и ответственности.
- Создание условий для понимания участниками игры социальной ценности прав человека.
- Становления у них уважения к правам других людей, позитивных нравственно-правовых ориентиров и установок.
Форма проведения.
Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Количество команд – 4, в каждой команде – 5 человек.
Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов. Возраст участников – 13 – 14 лет.
Условия для проведения:
- Наличие помещения – класс или актовый зал;
- жюри;
- оборудование;
- источники;
- задания
Оборудование, оформление
- Флаг Российской Федерации
- Компьютер
- Медиапроектор
- Экран
- Конституция РФ.
- ПОПС-формула на доске
- Таблица подведения итогов на доске
- Карточки с №№ для проведения жребия для проведения викторины
- Задание «Юридические задачи» на столе участников
- Секундомер.
Ход проведения мероприятия:
Время игры – 60 мин.
Описание хода игры
1. Введение. – 2 мин.
Ведущий:
Каждый человек обладает достоинством. Принципы прав человека были выработаны в качестве средства обеспечения надлежащего и равноправного соблюдения достоинства каждого лица, т.е. обеспечения возможностей для личности всесторонне развиваться и проявлять такие человеческие качества, как разум, талант и сознание, а также удовлетворять свои духовные и иные потребности.
Права человека дают нам возможность уважать друг друга и сосуществовать друг с другом. Иными словами, они являются не просто правами, которые необходимо соблюдать, но и правами, соблюдение которых необходимо требовать от других. Права, применимые к вам, применимы и к другим.
Нарушение прав человека и основных свобод является не только личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков и порождает насилие и конфликты с обществами и государствами и между ними.
Сегодня мы проводим игру «Приморский правовед», посвященную правам человека и гражданина.
Работа будет проходить по группам. Каждая группа выполнит два вида заданий. Ответы на вопросы игры , проблемное задание – решение юридической задачи. Раздаточный материал находится на столах команд.
Максимальное количество баллов – 29. Результаты будут фиксироваться в таблице, которая находится на доске.
Желаю всем успешной игры.
2. Правовая игра «Приморский правовед» - 24 мин. (Презентация)
Викторина проводится с использованием медиапроектора и экрана. Каждая группа путем жребия выбирает №№ вопросов. За правильный ответ группа получает жетон стоимостью 1 балл (максимальное количество баллов – 4).
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
1.1. Какие права называются политическими?
1.2. Какие права называют гражданскими?
1.3. Какие права называют социально-экономическими?
1.4. Что такое дееспособность?
1.5. Что такое гражданство?
1.6. Что такое деликтоспособность?
1.7. Что такое правоспособность?
1.8. Что такое референдум?
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
2.1. Праву человека на жизнь противоречит:
- дорожно-транспортное происшествие;
- смертная казнь;
- недостаток пищи;
- отсутствие работы.
2.2. Что в конституции РФ названо высшей ценностью?
2.3. С какого возраста гражданину РФ принадлежат основные права и свободы?
2.4. Назовите не менее трёх видов прав, ранее не входивших в советские и российские конституции
2.5. Что является в РФ высшим непосредственным выражением власти народа?
2.6. Выделите права и свободы граждан, которые не подлежат ограничению во время ЧП?
- Право на жизнь;
- Право на труд;
- Право на жилище;
- Свобода передвижения;
- Право на забастовку.
2.7. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
2.8. Как называется международный документ о правах ребенка?
ОТВЕТЫ
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
1.1. Политические права обеспечивают возможность участвовать в управлении государством и оказывать влияние на политику государства с целью защиты своих интересов
1.2. Гражданские права обеспечивают свободу личности, защиту личности от вмешательства государства в личную жизнь, проявление и развитие индивидуальности
1.3. Социально-экономические права обеспечивают возможность участвовать в хозяйственной деятельности для обеспечения материального благосостояния и социальную защиту граждан со стороны государства
1.4. Дееспособность – это способность гражданина самостоятельно в полном объёме осуществлять свои права и обязанности
1.5. Гражданство – это устойчивая правовая связь между гражданином и государством
1.6 Деликтоспособность - способность гражданина самостоятельно нести ответственность за совершенное правонарушение
1.7. Правоспособность - способность гражданина иметь права и обязанности
1.8. Референдум – всенародное голосование по важным вопросам и принятию решений
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
2.1. Праву человека на жизнь противоречит смертная казнь
2.2. В Конституции РФ высшей ценностью назван человек, его права и свободы
2.3 Гражданину РФ принадлежат основные права и свободы принадлежат с рождения
2.4. В советские и российские конституции не входили: право на жизнь, право на труд, право на частную собственность, свобода передвижения, свобода выбора места жительства
2.5 Высшим непосредственным выражением власти народа в РФ являются выборы и референдум
2.6 Права и свободы граждан, которые не подлежат ограничению во время ЧП:
- Право на жизнь;
- Право на труд;
- Право на жилище.
2.7 Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года
2.8 Международный документ о правах ребёнка называется «Конвенция о правах ребёнка»
3. Решение юридических задач - 10 мин.
Решите юридические задачи
(при ответе использовать ПОПС-формулу и статьи Конституции РФ)
1 группа
- Два подростка взорвали на реке Ижора толовую шашку и после взрыва стали собирать рыбу. Были задержаны. При составлении акта один из подростков заявил, что река – общенародное достояние, и каждый гражданин может использовать ее в своих интересах.
Вопросы:
- В чем проявляется непонимание подростком своих прав и обязанностей?
- Какая конституционная обязанность была нарушена подростками?
- В чем проявляется взаимосвязь прав и обязанностей человека.
2 группа
- Гражданка Кротова отказала в материальной помощи своей матери на основании того, что она «не устроила ей свадьбы».
Вопросы:
- Правилен ли отказ дочери в материальной помощи матери?
- Какая конституционная обязанность была нарушена гражданкой Кротовой?
- В чем проявляется взаимосвязь прав и обязанностей человека.
3 группа
- В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей.
Вопросы:
- Какие права были нарушены учеником?
- Как связано пользование правами и выполнение обязанностей?
- В каких ситуациях и кем чаще всего нарушаются наши права?
4 группа
- Учитель отобрал и прочитал вслух записку, переданную одним школьником другому.
Вопросы:
- Какие права были нарушены учителем?
- Как связано пользование правами и выполнение обязанностей?
- В каких ситуациях и кем чаще всего нарушаются наши права?
4. Выступления от групп – 14 мин.
От каждой группы выступает один участник, время выступления – 3 мин. Максимальное количество баллов – 10.
Комментарий ведущего – 2 мин. (30 сек на каждую группу)
Критерии оценивания ответа:
- Правильно названы права и обязанности – 2 балла;
- Правильно названы статьи Конституции РФ – 2 балла;
- Ответ аргументирован, приведены примеры – 4 балла;
- Ответ структурирован по ПОПС – формуле – 2 балла.
5. Подведение итогов – 10 мин.
В таблице на доске зафиксированы баллы, полученные командами. Между командами рапределяются места, в соответствии с набранными баллами. Команда-победитель награждается Дипломом I степени, команды, занявшие 2 и 3 место, награждаются Дипломами II и III степени, каждый учащийся получает Сертификат участника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)
Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...
Методическая разработка правовой игры "Конституция РФ"
Обучающая правовая игра "Конституция РФ" для обучающихся 9-11классов....
Методическая разработка правовой игры "Конституция РФ"
Обучающая правовая игра "Конституция РФ", для учащихся с ОВЗ 9-11 классов....
Методическая разработка правовой игры для школьников "Знатоки права".
Формирование правовой культуры у воспитанников....
Методическая разработка "Правовой турнир" для обучающихся 10-11 классов
Интерактивная викторина "Правовой турнир". Обучающиеся 10-11 классов отвечают на вопросы, по итогу игры суммируются правильные ответы и победитель получает грамоту....