Дополнительная образовательная программа информационно-технической направленности для одарённых детей «Компьютерная графика. Corel DRAW X3». Содержит приложение №1
рабочая программа
Одним из главных видов воспитания и развития подрастающего поколения в процессе обучения является интеллектуальное и творческое развитие школьников. В современном образовании большое внимание уделяется новым информационным технологиям. Компьютерная графика – это одно из наиболее активно развивающихся направлений информационных технологий в учебном процессе.
Знания, полученные при изучении образовательной программы «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании графических объектов с помощью компьютера для различных учебных предметов. Созданные детьми изображение может быть использовано в рефератах, мультимедиа-презентациях, размещено в электронных документах.
Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции продиктована современными условиями информационного общества, полученные знания помогут обучающемуся шагать в ногу со временем. (Приложение 2 прилагается отдельно. "Содержание занятий")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey.docx | 352.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15»
Утверждаю: Ковригина З.Н. директор МБОУ «СШ №15» Приказ № 432-ОД от «31» августа 2016г. Рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СШ №15», протокол № 1 от 30.08.2016г. Рассмотрена на заседании методического совета МБОУ «СШ №15», протокол №1 от 30.08.2016г. Принята педагогическим советом МБОУ «СШ №15», протокол №1 от 31.08.2016г. |
Дополнительная
образовательная программа информационно-технической направленности
для одарённых детей
«Компьютерная графика. Corel DRAW X3»
Курс обучения: 3-4 классы (9-11 лет)
Срок реализации программы: 2016- 2021 год
Автор-составитель:
учитель изобразительного искусства
Сигарева ЗумараМусавировна
Г.Нижневартовск
2016
Оглавление
1. Пояснительная записка 3
2. Планируемые результаты освоения курса 5
3. Контроль и оценка планируемых результатов. 6
4. Содержание программы курса 7
5. Учебно-тематическое планирование 9
6. Материально – техническое обеспечение курса: 11
7. Литература ..14
8. Приложение. Учебно-тематический план…………………………………… 14
1. Пояснительная записка
Одним из главных видов воспитания и развития подрастающего поколения в процессе обучения является интеллектуальное и творческое развитие школьников. В современном образовании большое внимание уделяется новым информационным технологиям. Компьютерная графика – это одно из наиболее активно развивающихся направлений информационных технологий в учебном процессе.
Знания, полученные при изучении образовательной программы «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании графических объектов с помощью компьютера для различных учебных предметов. Созданные детьми изображение может быть использовано в рефератах, мультимедиа-презентациях, размещено в электронных документах.
Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции продиктована современными условиями информационного общества, полученные знания помогут обучающемуся шагать в ногу со временем.
Научно-техническая направленность образовательной программы.
Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Появление персонального компьютера и широкое его применение в различных сферах влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности дополнительного образования.
Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения компьютерной графикой, как предмета изучения.
Посещая занятия, ребята смогут сделать первые шаги в изучении компьютерной графики и уверенно продолжить свое движение в этом направлении. Увлекательные занятия помогут им найти своё место в современном информационном мире. В этом заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Сегодня развитие компьютерной графики происходит с большой скоростью и захватывает все большие пространства человеческой деятельности. Визуализация научных экспериментов, индустрия развлечений, полиграфия, кинематограф, видео, виртуальная реальность, мультимедиа и педагогические программы невозможны сегодня без компьютерной графики.
Компьютерная графика - одно из наиболее распространенных и впечатляющих современных компьютерных технологий. Это одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой дизайнеры и художники, ученые и инженеры, педагоги и профессионалы практически в любой сфере деятельности человека.
Компьютерная графика настолько популярное явление современности, что практически все современные обучающие, развивающие, тренажерные, игровые и т.п. программы на компьютере немыслимы без использования средств мультимедиа. А без компьютерной графики, в свою очередь, не обходится ни одна современная мультимедийная программа.
В процессе работы с компьютерной графикой у обучающихся формируются базовые навыки работы в графических редакторах, рациональные приемы получения изображений; одновременно изучаются средства, с помощью которых создаются эти изображения.
Таким образом, человек, занимающийся компьютерной графикой, активно расширяет свой кругозор, приобретает навыки работы с различного рода изображениями, развивает и тренирует восприятие, формирует исследовательские умения и умения принимать оптимальные решения. В этом и состоит актуальность данной программы.
В связи с активным вхождением данного направления в жизнь у каждого цивилизованного человека встал вопрос о необходимости его изучения уже в средних учебных заведениях нашей страны.
CorelDraw в настоящее время является одной из наиболее популярных векторных графических программ, т.к. позволяет начинающим юным художникам создавать иллюстрации различной сложности.
Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, комбинированные занятия);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов и др.);
- средствах обучения.
Целью данной программы является создание условий для учащихся,обеспечивающие социально-личностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ графики и анимации с использованием компьютерных технологий.
Задачи курса:
Обучающие:
- расширить представление учащихся о компьютерной графике;
- сформировать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
- познакомить с назначениями и функциями различных графических программ;
- освоить специальную терминологию;
- развивать навыки компьютерной грамотности, применение продуктов компьютерной графики и анимации в пользовательской среде.
Развивающие:
- развивать креативность и творческое мышление, воображение школьников;
- формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
- предоставление возможности узнать новое в области компьютерной графики, дизайна;
- формирование представления о роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Воспитательные:
- повышение общекультурного уровня учащихся;
- вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
- выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
- воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Организация деятельности кружка
Отличительной особенностью, данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является широкий охват вопросов, связанных с видами и возможностями компьютерной графики. Курс является необходимой базой для последующего освоения навыков трехмерной графики, верстки, предпечатной подготовки и компьютерного видеомонтажа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: от 10 до 12 лет.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Формы занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, где практическая часть занимает больше времени.
В основном применяются три формы работы:
- демонстрационная;
- фронтальная;
- самостоятельная работа.
Технологии и формы обучения:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- творческая работа.
Сроки реализации программы: 1 год.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год). Учебный час, согласно рекомендуемому режиму Приложения 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, длится 40 мин. Оптимальная наполняемость группы -10 человек, допустимая – 15 человек. Возраст обучающихся
10 – 12 лет.
2. Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны уметь и знать:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
- методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
- способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
- проблемы преобразования форматов графических файлов;
В результате освоения практической части образовательной программы, учащиеся должны уметь:
- создавать собственные рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
- выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);
- формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
- закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
- работать с контурами объектов;
- создавать рисунки из кривых;
- создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
- получать объёмные изображения;
- применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
- создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории.
3. Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
- сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: усвоение теоретической части курса проверяется с помощью различных тестов; после изучения каждого раздела программы, обучающиеся выполняют творческие задания по изученной теме. В конце учебного года организовываются в школе выставки творческих работ, возможно совместное участие педагога и детей в школьных и муниципальных конкурсах графических работ (плакаты, листовки индри.).
Контроль и оценка результатов обученности учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком.
4. Содержание программы курса
В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:
- Основные вопросы создания, редактирования и хранения изображений;
- Особенности работы с изображениями;
- Методы создания иллюстраций в векторных программах.
Для создания иллюстраций используется векторная программа CorelDRAW
1) Вводное занятие.
Теория: Знакомство с образовательной программой «CorelDraw 13». Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики и вычислительной техники. Применение компьютерной графики. Графические редакторы. Векторная и растровая графика.
2) Основы изображения. Методы представления графических изображений.
Теория: Графические примитивы. Растровая графика. Достоинства и недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики.
Практические занятия: Выделение и преобразование объектов (фигуры «Эллипс», «Многоугольники»). Создание графических примитивов. Значение клавиши «Ctrl». При прижатии клавиши «Ctrl», можно получить фигуры: «Круг», «Квадрат», «Равнобедренный треугольник Знакомство с инструментами: «Эллипс», «Многоугольники».
3) Цвет в компьютерной графике.
Теория: Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Цветовая модель CMYK.
Природа цвета. Цветовые модели. «Красный круг». Способы (окрашивания) заливки: градиентная, заливка узором и текстурой.
Практические занятия: Практическая работа №5. «Разукрась дом» или «Наряди куклу» (разные способы заливки). Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений.
4) Работа с объектами.
Теория: Управление масштабом просмотра объекта.
Практические занятия: Копирование объектов. Управление значками. Режимы просмотра объектов. Инструмент «Масштаб».
Введение в программу CorelDraw. Рабочее окно программы CorelDraw.
Теория: Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
Практические занятия: Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
1) Особенности работы с объектами.
Теория: Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра.
Практические занятия: Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление.
2). Заливка рисунка цветом.
Теория: Закраска объекта (заливка).
Практические занятия: Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки.
3). Создание рисунков из кривых.
Теория: Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории.
Практические занятия: Редактирование формы кривой.
4).Эффект объема.
Теория: Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
Практические занятия: Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
5). Работа с текстом. Оформление текста.
Теория: Особенности простого и фигурного текста.
Практические занятия: Виды текста. Фигурный текст. Оформление текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста.
Сохранение и загрузка изображений в CorelDraw.
Теория: Особенности работы с рисунками.
Практические занятия: Импорт и экспорт изображений в CorelDraw.
6). Выделение областей.
Теория: Проблема выделения областей в растровых программах.
Практические занятия: Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Кадрирование изображения.
7). Коллаж. Основы работы со слоями.
Теория: Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя.
Практические занятия: Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.
8). Рисование и раскрашивание.
Теория: Выбор основного и фонового цветов.
Практические занятия: Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.
9). Работа с контурами.
Теория: Назначение контуров. Элементы контуров.
Практические занятия: Редактирование контуров. Обводка контура. Преобразование контура в границу выделения.
Использование спецэффектов. Этот прием важен тем детям, которые любят выполнять «оригинальные» рисунки, поделки.
10). Итоговое занятие.
Подведение итогов образовательной программы, творческий отчёт. Выставка творческих работ учащихся.
5. Учебно-тематическое планирование курса.
Разделы | Темы занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. Введение. | Тема 1.Знакомство с образовательной программой. Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики и вычислительной техники. Применение компьютерной графики. Графические редакторы. Тема 2. Графические примитивы. Выделение и преобразование объектов (фигуры «Эллипс», «Многоугольники»). | 2 | 1 | 1 |
2. Навыки работы с объектами. | Тема 1. Управление масштабом просмотра объекта. Копирование объектов. Тема 2.«Комнатный цветок». | 2 | 1 | 1 |
3.Редактирование геометрической формы объектов. | Тема 1. Знакомство с инструментами: «Указатель», «Форма». Назначение. Тема 2. «Ластик», удаление части объекта. Тема 3. «Нож», «Обрезка». Тема 4. Практическая работа | 4 | 1 | 3 |
4.Создание и редактирование контуров. Инструменты «Свободная форма». | Тема 1. Инструмент «Безье». Создание объектов свободной формы. Тема 2. Настройка контура. Маркеры. Темы 3-4. Практическая работа. | 4 | 1 | 3 |
5. Работа с цветом. | Темы 1-2. Природа цвета. Цветовые модели. Тема 3. Практическая работа 5. «Разукрась дом». | 3 | 1 | 2 |
6. Средства повышенной точности. | Тема 1. «Вид». Линейка, сетка, направляющие. | 1 | 1 | |
7.Оформление текста. | Тема 1. Виды текста. Фигурный текст. Тема 2. Размещение текста вдоль кривой. | 2 | 2 | |
8. Планирование и создание макета. | Тема 1. «Макет». Ориентация и параметры, переименование страницы. Тема 2. Создание простого макета. «Флаг». | 2 | 2 | |
9.Работа с растровыми объектами. | Тема 1. Команда «Импортировать». Тема 2. Редактирование растровых объектов. Инструмент «Обрезка». Темы 3-4. Преобразование в растровое изображение. | 4 | 1 | 3 |
10. Использование спецэффектов. | Тема 1. Добавление перспективы. Тема 2. Эффект перетекания объектов. Тема 3. Интерактивная прозрачность. | 3 | 3 | |
11.Самостоятельная работа. | Тема 1. Самостоятельная работы: Открытка на свободную тему.Коллаж «Хант-охотник», «Цветик-семицветик». | 7 | 1 | 6 |
Всего | 34 ч. | 8ч. | 26 ч. |
6. Техническое и методическое и обеспечение дополнительной образовательной программы
Каждое индивидуальное рабочее место обучающегося должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением. Мультимедийный проектор для демонстрации практических примеров и визуального обсуждения творческих проектов, учащихся курса. Стандартный набор офисных приложений: Microsoft Power Point, Microsotf Word, Corel Draw 13.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, видеоматериалы.
- Список использованной литературы.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2002.
- Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск, ООО Попурри, 1997.
- Корриган Дж. Компьютерная графика. - М: Энтроп, 1995.
- Ковтанюк Ю. С. Рисуем на компьютере в Corel Draw X3/4. 2008.
- Петров В.Л. CorelDRAW 9. Руководство пользователя с примерами. ЛБЗ - БИНОМ. 2000.
- Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Трюки и эффекты в Corel Draw. СПб., 2004
- Филистеев В. В., Калининград, 2012г.
- Приложение
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Название тем | Форма контроля | Кол-во часов | |
1 | Введение в компьютерную графику. Основы работы с программой. |
| Стартовый контроль | 1 | |
| Творческая работа | 1 | |||
2 | Навыки работы с объектами. |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |||
3 | Редактирование геометрической формы объектов |
| Творческая работа. Пооперационный контроль и оценка | 1 | |
| Пооперационный контроль и оценка | 2 | |||
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |||
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |||
4 | Создание и редактирование контуров. Инструменты «Свободная форма». |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |||
11-12. Практическая работа № 4: «Дом и дерево» (Двор) Сохранение рисунка. | Пооперационный контроль и оценка | 2 | |||
5 | Работа с цветом. | 13-14. Природа цвета. Цветовые модели. «Красный круг». Способы (окрашивания) заливки: градиентная, заливка узором и текстурой. Упражнения. | Пооперационный контроль и оценка | 2 | |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |||
6 | Средства повышенной точности. |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |
7 | Оформление текста. |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |||
8 | Планирование и создание Макета. | 19. «Макет». Ориентация и параметры, переименование страницы. Вставить страницу. Фон. | Пооперационный контроль и оценка | 1 | |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |||
9 | Работа с растровыми объектами. |
| Творческая работа | 1 | |
| Творческая работа. | 1 | |||
23-24.Преобразование в растровое изображение. Выполнение команды. Трассировка растровых изображений. Работа по удалению элементов изображения. Упражнения. | Творческая работа. | 2 | |||
10 | Использование спецэффектов. |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |||
| Пооперационный контроль и оценка | 1 | |||
11 | Изготовление знаков, открыток на заданную тему, коллажа и панно. |
| Текущий контроль | 1 | |
| Текущий контроль | 2 | |||
| Текущий контроль | 2 | |||
33-34. Самостоятельная работа по созданию открытки (картины) «Цветик-семицветик» с использованием инструмента «Художественное оформление». | Итоговый контроль | 2 | |||
34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»
Программа «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»
Программа «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности секции «Каратэ Киокусинкай» для детей 6-17 лет
Дополнительная образовательная программа физкультурно-озборовительной направленности секции каратэ Кёкусинкай, 3-х часовая недельная нагрузка....
Уроки по компьютерной графике: Corel Draw - эффекты
Тема: «Эффекты»Эффект бленда. Заключение объекта в оболочку. Линзы. Фигурная обрезкаДекоративное оформление контуровКопирование и клонирование эффектов...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности по футболу Для детей 7- 14 лет. Срок реализации программы- 6 лет.
физкультура и спорт...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Дополнительная образовательная программа информационно-технической направленности для одарённых детей «Компьютерная графика. Corel DRAW X3». Приложение №2
Компьютерная графика - одно из наиболее распространенных и впечатляющих современных компьютерных технологий. Это одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем зан...