Как увлечь детей занятиями туризмом
статья
Автор статьи делится с коллегами опытом, как использовать детский туризм в качестве универсального средства воспитания ребёнка, соблюдая при этом главный педагогический принцип "Не навреди!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга
Как увлечь детей занятиями туризмом
Статья
Автор: Соколов Дмитрий Леонидович –
педагог-организатор,
педагог дополнительного образования
e-mail: dlsokol66@gmail.com
тел: 8-921-309-17-87
Санкт-Петербург
2020 год
Туризм – это универсальная возможность побывать там, где, будучи простым обывателем, никогда не окажешься.
Активный туризм – это возможность, преодолевая трудности, увидеть места меньшей доступности. А заодно испытать себя, убедиться в неиссякаемости возможностей своего организма.
Детский туризм – это универсальное средство воспитания лучших человеческих качеств: доброты и способности к взаимовыручке, ответственности и целеустремлённости, физической выносливости и способности сопереживать, многих и многих других. Не зря в обиходе туристской группы как-то не принято подолгу говорить о правах. Зато совершенно нормальным явлением является частое употребление слова «обязанности». Причём не в контексте упрёков, а просто в качестве разумного распределения сфер ответственности.
Таким образом, каждый педагог осознаёт, что ему предоставлена уникальная возможность воспитать гармонически развитого человека вне тепличных условий.
И здесь важно избежать двух крайностей. Первая – воспитание потребительского отношения. Ребёнок, путешествующий в тепличных условиях, безответственно относящийся к окружающим благам, понимает, что всё для него: родители, которые оплатят любые расходы на его прихоти, природа, которой можно попользоваться именно ему, не оставляя в первозданном виде другим. Педагог, представитель сферы услуг, который обязан обеспечить ему комфорт, излишне не досаждая. Вторая – когда занятие детским туризмом воспринимается педагогом исключительно как возможность путешествовать ему, в том числе за государственный счёт. Тогда дети становятся приложением к его плану интересных путешествий: помогут обустроить быт, сготовят, помоют котлы, понесут тяжёлое снаряжение. У такого педагога и отношение в походе к детям, как к обязанной ему всем собственности.
Ни первый, ни второй случай, естественно, не про нас. Мы «сеем разумное, доброе, вечное…», и туризм – данный нам для этого шанс. В этом случае детский туризм – это игра детей во взрослых. Но не в том смысле, что им всё дозволено. А в том, что они, как взрослые, могут заботиться сами о себе и об окружающих. В том, что они имеют свои обязанности и зоны ответственности. В том, что, будучи свободными людьми, они учатся в коллективе туристской группы уважать свободу другого человека.
Очень важно, чтобы педагог дополнительного образования строил маршруты, усложняя их постепенно, а педагог-организатор на мероприятиях делал трассы, соответствующие уровню подготовки детей. Очень часто сталкиваешься с тем, что даже опытные педагоги строят маршруты под свой интерес. Неоправданно усложняя и удлиняя количество дней. Чаще всего исходя из того, что сами они уже всё, что попроще, прошли и повторяться не хотели бы. А дети-то там не были. Открой с детьми проверенный тобой маршрут заново. Зная всего его особенности, подари красоту этих мест. Чтобы детям запомнился не только тяжёлый рюкзак, с которым они куда-то бесконечно брели за руководителем.
Не менее важно при занятии с детьми иметь в союзниках родителей. В детстве мы себя пробуем везде. И часто в длительном продолжении занятий чем-нибудь нас останавливает открытие, что здесь, оказывается, тоже нужно трудиться. Да ещё как! И это вместо компьютера и игровых приставок. Да вместо возможности поваляться в выходной подольше. А время, когда интерес открытий и азарт преодоления себя, ещё далёко впереди. И вот тут родители помогут донести до ребёнка, что сейчас он выспится, а потом будет жалеть, что что-то интересное пропустил. Что, чем бы он ни занимался, всё в жизни добывается трудом. Родители же и подскажут те особенности ребёнка, учитывая которые педагогу будет легче вовлечь его в интересный мир туризма. Они же помогут регулировать увеличение нагрузок постепенно, по мере увеличения опыта и роста детей. Чтобы не было с юности сломанных спин и заработанных грыж.
Ну и в завершение хотелось бы отметить, что мы живём в стране с уникальным миром природы, с точки зрения ботаники, геологии, истории и т. д. И прежде чем планировать с детьми поездки в дальние страны, давайте обнаружим с ними, сколько интересного и удивительного рядом: в нашем районе, городе, области. Дети всегда тянутся к педагогам, не потерявшим способность удивляться. И не забывающим, что все мы родом из Детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-587161-1423152641.jpg)
Исследовательская работа на тему "Влияние занятий туризмом на двигательные способности школьников 11-13 лет"
Пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей. Самодеятельный туристский поход сочетает а...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-150357-1485772942.jpg)
учебный материал для занятия туризмом "Туристические узлы"
описание туристических узлов с руководством по вязанию....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367546-1638107520.jpg)
Правила личной гигиены при занятии туризмом
дано определение , что такое "Гигиена". Как подготовиться к туристическому походу с точки зрения гигиены. Основные правила гигиены, которые необходими срблюдать в туристическом походе....
Как увлечь детей занятиями музыкой
Учителя музыкальных школ частенько сталкиваются с ленью или какими-то другими причинами, которые мешают развиваться способностям и талантам ребенка, которые тормозят его желание с удовольствием занима...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/18/picture-868020-1482074423.jpg)
Занятия туризмом, как средство совершенствования физических качеств подростка.
Одним из самых массовых и доступных форм занятий физической культурой является туризм. По моему глубокому убеждению, туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, один из самы...