Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Мастерская "Лоскуток"
рабочая программа (7 класс)
Данная программа внеурочной деятельности имеет общекультурное направление и рассчитана для учащихся 10-14 лет. Срок реализации 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Мастерская "Лоскуток" | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
-средняя общеобразовательная школа п. Прудовой, Екатериновского района, Саратовской области
Рассмотрено на заседании МС. Протокол №1 от 26.08.2019 г. Руководитель МС: _________/В.В. Рухманова/ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР __________/Е.В. Алексеева 28.08.2019 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ СОШ п. Прудовой _________/О.В. Кривова Приказ №79 От 30.08. 2019 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Мастерская «ЛоскутОК»
Направление: общекультурное
Возраст: 13 – 14 лет
Срок реализации программы: 1 год
п. Прудовой
2019
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « ЛоскутОК» разработана на основе нормативных документов:
1. Федерального Закона от 289.12.2012г. № 273-ФЗ « об образовании в РФ»
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014. № 11726-р).
3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 1726-р).
4. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ « ФИРО» 2015г.)
5.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЛоскутОК» имеет общекультурную направленность.
Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности, реализация себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности воспитанника в будущем.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей, его воздействие на растущего ребёнка многопланово, оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе. Через художественные образы и предметный мир декоративно-прикладного искусства к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций, обычаев.
Изучение программного курса «ЛоскутОК» направлено на обучение изготовлению различных текстильных поделок, мягких игрушек, тряпичных кукол, печворк.
Создание текстильных поделок и изделий – это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент текстильных поделок разнообразен. Это цветы, панно, различные мягкие игрушки, салфетки, куклы и др. Создание таких изделий способствует формированию художественного вкуса, творческой активности, усидчивости, аккуратности, формированию и закреплению практических трудовых навыков
Закрепление знаний и умений, выполнение технологии различных швов, приёмов изготовления игрушек и технологии обработки моделей осуществляется на самостоятельных практических занятиях. Контроль процесса обучения осуществляется по результатам выполнения практических заданий (работ) в форме выставок творческих работ.
Актуальность программы
Программа кружка «ЛоскутОК» даёт большие возможности для развития творческих способностей обучающихся. Их деятельность направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Овладев программным материалом, обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт при оформлении интерьера дома, а также для изготовления одежды, аксессуаров (сумки, рюкзаки, элементы в одежде). Лоскутное шитье в XXI веке хоть и сохранило старую технику, но утратило свое первоначальное назначение – практичность и экономность, сегодня ценится, прежде всего, его эстетический аспект и стильность.
Данная программа - модифицированная и составлена на основе:
1. Пособия для руководителей кружков: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.:Просвещение, 1990.
2. Учебно-методического пособия для педагога: Нагель О.И. «Художест-
венное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного
текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Новизна программы заключается в том, что реализация содержания данной программы построена на сочетании групповой формы организации занятий с применением коллективной деятельности обучающихся. Программа построена на интеграции нескольких видов декоративно-прикладного искусства. Программа позволяет параллельно осваивать три смежных направления (аппликацию, изготовление мягкой игрушки и печворк), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.
1.3.Отличительной особенностью программы является то, что лоскутное
шитье, шитье тряпичной куклы , пошив мягкой игрушки из ткани открывают простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и коллективные декоративные композиции, помогающие обучающимся понять преимущества совместной работы, повысить их самооценку. Композиции могут использоваться в оформлении интерьера учебного кабинета, учреждения, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.
1.4.Адресат программы
По данной программе могут заниматься обучающиеся, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов: с изучения инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдения техники безопасности, умения пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучения основных ручных швов и их применения в работе. Программа рассчитана, в первую очередь, на девочек, но возможно участие и мальчиков.
Набор детей разного возраста не мешает усвоению материала программы,
так как:
- большую часть материала данного курса обучающиеся осваивают на прак-
тике;
- используется дифференцированный подход к обучающимся разного возрас-
та (например, задания разного уровня сложности);
- не возбраняется помощь старших младшим, консультирование и т.д.
1.5. Объем и срок освоения программы по дополнительной общеобразовательной программе «ЛоскутОК» составляет один год. 1 час в неделю, продолжительность занятий 45 минут.
1.6.Форма обучения: очная
1.7. Особенности организации образовательного процесса. Отличительной особенностью структуры и содержания программы является ее практическая направленность, возможность обучения обучающихся разных возрастов (от 10 до 13 лет), проведения индивидуальной, групповой и коллективной работы, вариативность практических заданий.
В течение года возможны корректировки учебного плана по темам и количеству запланированных часов – это зависит от возрастных особенностей обучающихся, от условий работы и соответствующего заготовленного материала.
Выполнение практических заданий обычно происходит неравномерно, поэтому возможно выполнение работы индивидуально и в подгруппах.
Поскольку программа предназначена для детей среднего школьного воз-
роста, необходимо учитывать индивидуальные особенности практически каждого обучающего.
Обучающиеся 10-15 летнего возраста отличаются повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. У подростков начинает формироваться более осознанный подход к миру профессии, политики, нравственности. Отношения к подростку всех субъектов воспитания должны характеризовать следующие признаки:
- внимание к подростку как к личности, уважение его прав; сострадание и сочувствие, понимание причин отклонений в его поведении;
- создание теплой, дружеской атмосферы как средство снятия у подростка напряжения и враждебности;
- тактичность помощи, доверие к его возможностям и одновременно создание атмосферы успешности;
- освоение взрослым во взаимодействии с подростком роли партнера, советчика, консультанта, старшего товарища.
На учебных занятиях обучающиеся знакомятся с историей различных народ-
ных ремёсел, с ролью декоративно-прикладного искусства в жизни человека, с развитием лоскутного шитья в России и других странах.
Теоретические сведения включают информацию познавательного харак-
тера, объяснение нового, повтор пройденного материала. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа информации или беседы, сопровождаемой вопросами к обучающимся. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности:
- показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
Практическая работа включает создание эскизов, технологических карт,
шкал, выкроек. Учащиеся выполняют различные виды ручных швов («тамбурный», «козлик», «обмёточный» и др.), выполняют раскрой элементов изделия и их соединение в единую композицию.
Учащиеся ведут альбомы, где записывают характеристики тканей, способы и
приёмы работы, делают зарисовки, эскизы, чертежи, составляют технологиче ские карты. В процессе работы с различными инструментами и приспособле-
ниями проводится инструктаж о правилах пользования инструментами и со-
блюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практиче-
скую деятельность обучающихся:
- репродуктивную – после объяснения педагога повторить данное из-
делие;
- творческую – самостоятельно изготовить изделие.
Деятельностный подход в обучении реализуется через использование ме-
тода проектов (изготовления творческих работ в конце обучения). Используются информационно - коммуникационные технологии в образовательном процессе (подготовка материалов к занятиям, компьютерные презентации и т.д.).
В конце каждой темы проводится занятие, где подводятся итоги выпол-
ненной работы, собеседование по пройденному материалу, демонстрация вы-
полненных работ, отмечаются достигнутые успехи.
Обучение по программе строится на сочетании коллективных и индиви-
дуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.
Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Обучающиеся
учатся быть вежливыми: приходя на занятия, здороваются педагогом и товарищами, учатся, как можно чаще употреблять «волшебные» слова: «Спасибо», «Пожалуйста». Своим личным примером педагог побуждает учащегося быть внимательным, добрым и вежливым в общении друг с другом. Лучшие работы обучающихся выставляются на выставках, ярмарках, а также принимают участие в различных творческих конкурсах
1.8. Ожидаемые результаты
Планируемые результаты обучения по дополнительной общеобразова-
тельной программе «ЛоскутОК»:
Предметные:
- применение приобретенных знаний и умений для творческого ре-
шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- умение работать с различными материалами и инструментами в
данной области декоративно-прикладного творчества;
- умение рационально использовать учебную и дополнительную тех-
ническую и технологическую информацию для проектирования и создания
объектов труда.
Личностные:
- чувство патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свой
край;
- ответственное отношение к труду, качеству своей деятельности;
- овладение основами саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- умение общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми старшего
и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
- ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- сформированность познавательных интересов и творческая активность в данной области.
Метапредметные:
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии,
проговаривать последовательность действий с помощью педагога;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
- навыки самостоятельного выполнения практических работ по предложенному плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания изделий в лоскутной технике;
- способность самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
1.9. Цель и задачи программы
Цель программы: сформировать у обучающихся стойкий интерес к художественно-прикладной деятельности, обучить способам изготовления сувениров из ткани, раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося, побуждая использовать в работе при создании изделий собственные оригинальные идеи.
Задачи:
образовательные:
- ознакомление с культурными традициями народов России, с историей лоскутного шитья, тряпичной куклы, мягкой игрушки;
- овладение навыками работы с различными материалами и инструмента-
ми;
- обучение различным приемам работы с тканью;
- обучение приемам выполнения различных швов;
- ознакомление с техникой выполнения «лоскутных узоров».
воспитательные:
-воспитание трудолюбия, усидчивости, тщательности и аккуратности при
выполнении работы;
- приобщение обучающихся к занятиям различными видами декоративно-
прикладного искусства - воспитание чувство гордости за выполненную работу, бережного отношения к своему и чужому труду.
развивающие:
-развитие стремления к творчеству, основанному на традициях русской
культуры;
- развитие глазомера, мелкой моторики рук, пространственного, тактиль-
ного, зрительного, цветового восприятия, памяти, художественного вкуса и
творческого воображения;
- развитие функциональности рук в практической деятельности со специ-
альными инструментами и материалами.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | план | факт | коррекция |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Презентация «Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества» | 1 | |||
2 | Знакомство с техникой лоскутного шитья. Презентация. | 1 | |||
3 | Основы цветовой грамоты. Основные понятия об орнаменте. | 1 | |||
4 | Учимся раскладывать ткани. Изготовление игольниц из лоскутков. | 2 | |||
5 | Лоскутные птицы. «Рождение» птичек из лоскутков. | 2 | |||
5 | Изготовление лоскутного одеяльца для куколки. | 2 | |||
6 | Мастерим детскую куколку «Зайчик на пальчик». | 2 | |||
7 | «Украшаем ёлочку» Новогодние игрушки из лоскутков | 2 | |||
8 | Накануне Рождества. Рождение Ангела. | 2 | |||
9 | Изготовление детской куколки на пальчик. | 2 | |||
10 | «Народная кукла – традиции и современность». Виды русских народных кукол (презентация) | 1 | |||
12 | Виды обрядовых кукол. Изготовление обрядовой куклы «Отдарок на подарок» | 1 | |||
13 | Из истории куколки «Покосница». Мастерим вместе. | 1 | |||
14 | Встречаем Масленицу. Изготовление обрядовой куколки Масленицы. | 1 | |||
15 | Куколка мотанка без иголки. | 1 | |||
16 | Весенняя куколка «Веснянка» | 2 | |||
17 | Мастерим броши-птицы для сумок (из лоскутков) | 2 | |||
18 | Сумочка для куколки своими руками. | 1 | |||
19 | Мастерим цветы-броши из лоскутков. | 1 | |||
20 | Подарок для ветерана. Украшаем георгиевскую ленту | 1 | |||
21 | Готовим подарок для д/с «Яблонька» Игрушки из лоскутков. | 2 | |||
22 | Выставка-ярмарка(благотворительная) «Кукольный сундучок» | 1 | |||
итого | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...