"Дожинки"
план-конспект

Пушкарёв Василий Георгиевич

Конспект тематического занятия по дополнительной общеразвивающей подпрограмме «Традиционная русская празднично-обрядовая культура» комплексной образовательной общеразвивающей программы по русской традиционной культуре «Живая вода», разработанной для детей 11-12 лет. Занятия по данной программе включают следующие разделы: изучение календарных праздников русского народа, включающих в себя традиционные песни, музыку, танцы и игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      «ДОЖИНКИ»

                        Осенние календарные праздники.

                 

Конспект занятия по подпрограмме

«Русская традиционная празднично-обрядовая культура»

комплексной образовательной общеразвивающей программы

по русской традиционной культуре «Живая вода»

5 год обучения

(к конспекту прилагается презентация на CD диске)

                                                                          автор-составитель:  В.Г. Пушкарёв,

                                                                                           педагог доп. образования

                                                                                       

 слайд№1

       

Цель: сформировать  культурный  стереотип  традиционного  поведения  детей  в  период  русских народных  праздников  календарного  цикла.

 

Задачи:

Обучающие: 

  • обучение культуре общения, на примере народных традиций;

       -    формирование  «фольклорного  сознания» ребёнка,  с помощью разучивая  

            традиционных   песен,  загадок, игр, соответствующих  календарному времени.  

Развивающие:               

               - разъяснение концепции праздничного действа;

   - формирование потребности в приобретении трудовых навыков.

Воспитательные:

               - формирование понимания о необходимости дружбы, товарищества и  

                 взаимопомощи;

               - воспитание  уверенности  детей  в  необходимости  правильного  

                 праздничного поведения.

Тип занятий – комбинированный

Форма проведения – групповая, для детей 5 года обучения (11-12 лет)

Педагогическая технология - коллективной творческой деятельности. 

План – I этап: вводный – приглашение, учёт присутствия;

             II этап: основной – рассказ о русских календарных праздниках;                                

                                              –  практикум  воссоздания  традиционной    

                                                 атмосферы  русского  праздника   «Дожинки».      

             III этап: заключительный - подведение итогов.

      I этап.  Организационная часть занятия.

Дети входят в помещение для занятий. Педагог приветствует детей и

предлагает занять каждому личное место, на котором находятся заранее приготовленные предметы и атрибуты, необходимые  для проведения занятия. 

слайд №2           

      Ребята, за время занятий, мы  с вами   узнали  много  интересного о духовных  и  материальных составляющих  культуры  русского  народа – я  имею в виду  бытовой  уклад  жизни, крестьянский  календарь,  музыку  и  песни,  игры и танцы.  Сегодня мы  продолжим  наши занятия,   и  темой  урока   будет  народный  трудовой праздник «Дожинки», который относится к осенним календарным обрядовым праздникам. Надеюсь, что  эта  тема  будет вам интересна и полученные знания  будут полезны  в  вашей  современной   жизни.  

Итак, для земледельцев, а русский народ  землепашцы, осень – время напряжённое,  сбор урожая  и подведения итога  полевых работ. В народе говорят – «цыплят по осени считают». Это значит, что успех дела оценивается по конечному результату. Если крестьянин вырастит и успеет собрать свой урожай, то   зимой жизнь  будет сытной и благополучной. А если не успеет  собрать до начала дождей, то может наступить голод, болезни.  Поэтому люди объединялись и  коллективно помогали  друг другу.

слайд №3           

      Процесс совместной работы назывался «толокой», то есть -  работа  сообща, форма деревенской взаимопомощи, для выполнения срочных работ, требующих большого количества работников: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов и т. д.

Слово «Дожинки» это название заключительного этапа уборки урожая, т.е.  – окончательно  доделать работу, дожать  хлеб до конца поля.

Сегодня  я  расскажу вам  как славяне - земледельцы  встречали  осень.

Вы хотели бы узнать  об этом? (дети отвечают) 

Итак, народный календарный праздник  «Дожинки».  

      II этап. Основной.

  1. Теоретически часть занятия.

 

  слайд №4                         

      В славянской  культуре торжественно отмечалось, и отмечается до сих пор, начало жатвы и её окончание: в народном календаре, эти дни  называются «дожинками»,  или соответственно - «зажинками»,  «спожинками», «пожинками».

Жатва обычно начиналась после Ильина Дня (2августа), а дожинки были приурочены к Успению Богородицы (28августа), т.е. через три недели,  но  в зависимости от созревания злаков,  даты могли сдвигаться.

  слайд №5           

      На это время существовали и народные приметы – работали и замечали, что  если  погода  в августе стоит хорошая – вторая половина сентября будет ненастной. Надо торопиться  с уборкой.  Если радуга   появилась в эти дни на небе, то это  означает долгую теплую осень; Если много  паутины, значит, зима будет холодная, надо собрать весь урожай.  Таким образом, вам понятно, что  уборка урожая  событие огромной важности для земледельца, время тяжкого труда, но  окончание уборки урожая время  великого праздника. 

      Право начать жатву, как правило, предоставлялось старшей женщине в семье  или жнице, известной своим  благочестием. 

        «Ой, на нашей нивке сегодня  дожинки, Слава Богу!

          До межи  дожнёмся  – да кваску напьёмся!

          Жнет мои жнеи, жнеи молодые!

          Жнеи молодые – серпы золотые! слава Богу!»

Вы знаете, что такое серп? (дети отвечают)

слайд №6           

Серп — ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур (жатвы хлебов) и резки трав. Он представлен на слайде, посмотрите, какой он интересной формы.

Последний сжатый сноп  –  назывался по-разному: именинник, зажинец, пращур, дед.

 слайд №7           

Считалось, что он обладал особой значимостью –  его украшали цветами и лентами, торжественно проносили по деревне и ставили в красный угол. Сноп этот  использовался в различных обрядах, которые главным  образом были направлены на обеспечение плодородия поля и силы жниц.

слайд №8 

 При этом обязательно произносился определённый текст заговора, в силу которого участницы обряда безоговорочно верили.

Текст заговора: 

                           «Нивка, нивка, отдай мою силку!

                            Ты лежала, а я тебя жала – всю силку потеряла!

                             Отдай мою силушку на долгую зимушку!»

      Жницы катались по земле, а старшая жница «завивала» «бороду», то есть брала пучок несжатых колосьев, пригибала их к земле, скручивала жгутом и заплетала косой.  

слайд №9 

      Старшая жница тоже произносила определённый для этого обряда текст, приговаривая:  

«А вот Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке  папышка,  а хозяевам на доброе здоровье!».

     С поля процессия обязательно отправлялась к дому хозяина. Как правило, она возглавлялась одной из жниц – самой достойной, выбранной по общему согласию, и которую обязательно украшали  венком из последних колосьев с цветами, лентами и плодами.              

слайд №10

      Во время этой процессии её участницы исполняли песню:

                        (звучит демонстрационная фонограмма)   

                        «Мы работушку кончали, нам подарки обещали

                         Подарочки небольшие – косыночки шелковые.

                         Ура, ура, ура-ура – за рабочие труда!»

    Хозяин или хозяйка встречали жниц на крыльце и им вручали венок и последний сноп,  который  позже ставили в красный угол  или вешали над дверью и обязательно    хранили до следующей жатвы.   Зёрна из жатвенного венка добавляли в  зерно  для посева или приготовляли из него рождественский хлеб. Иногда даже скармливали скоту  или домашней птице для поправления здоровья, в случае болезни. 

     слайд №11

     Завершались «Дожинки»  большим  угощением в доме хозяина. Во время праздничного застолья основным  блюдом  была «отжинная» (т.е. из последних собранных зёрен) каша и  особый  горячий свежий хлеб – испечённый в особой изысканной праздничной форме -например в виде снопа.   Праздник «Дожинки» в деревне  порой   продолжался  целую неделю.

Надеюсь, что Вам понятно, что « Дожинки»   старинный народный  крестьянский праздник  единения и труда, праздник взаимопомощи  и дружбы? (дети отвечают)

  1. Практическая часть занятия.

А теперь мы разучим несложную жнивную песенку.

     Текст песни:     

  1.  « Марусенька пшениченьку жала                                  

            Марусенька, Марусенька пшениченьку жала, да          

  1.  Сорок снопов она навязала                                          

            Сорок снопов, сорок снопов она навязала…                        

  1. Что ж ты моя Маша заболела                                  

            Со дна моря, со дна моря зелья захотела, да»…

       Сейчас я исполню  Вам песню – послушайте внимательно.

А теперь попробуем следующее - я буду исполнять запев каждого куплета, а вы будете его повторять за мной  - рефреном.

               Педагог:   « Марусенька пшениченьку жала.                                  

               Дети:  Марусенька  пшениченьку жала, да…          

                                                                          (дети повторяют за педагогом)

               Педагог:  «Сорок снопов она навязала                                          

               Дети:  Сорок снопов она навязала, да …  

                                                                          (дети повторяют за педагогом)

Итак,  ещё раз, вместе исполняем всю песенку - повторяйте за мной!

                                                                          (Педагог поёт - дети повторяют) 

      III этап. Окончание занятия.

слайд №12 

      Дорогие ребята! Вы внимательно слушали мой рассказ и выполняли мои задания.    

 А сейчас прошу вас вспомнить и ответить:

- Как называют начало и окончание сбора урожая?

- Когда происходит  «толока»?

- Как вы объясните слово «серп»?

Молодцы! В общем,  вы правильно поняли тему нашего урока, и надеюсь, подготовитесь к следующему занятию - выучите  текст  песенки. На следующем занятии мы выучим слова, которые говорят жнеи хозяину при вручении последнего снопа, чтобы получить за него выкуп и попробуем вместе разыграть эту сценку.  Для того чтобы наш маленький театр  состоялся, необходимо приложить совместные усилия и выучить песню.

Желаю всем успеха! До свиданья!

Эффективность педагогической технологии:

      Современная  педагогическая универсальная технология организации детского коллектива, способствует реализации  идеи  равноправия и  сотворчества, совместного стремления, детей и взрослых, к  достижению общей творческой цели, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.  Реконструкция традиционной  атмосферы  праздника, основана    на творческой реализации  каждого ученика и  является  условием развития коллективного сотворчества, душевного комфорта и радости.

 Данная технология помогает каждому ребенку социализироваться  в коллективе, ощутить  личную сопричастность к общим  духовным  ценностям, одновременно  развивая свои лучшие индивидуальные  качества.

Источники:

1. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.  

  Иллюстрированная энциклопедия, СПб., Искусство, 2001.

2. Некрылова А. «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого  

 дома»,СПб., «Азбука-Классика», 2007.

3. «Русская мифология»-Энциклопедия,М., Эксмо, СПб., Мидгард, 2005.

4. Афанасьев А.Н. «Древо жизни»-Избранные статьи, М., Современник, 1983.

5. Капица Ф.С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы»- Справочник, М.:Флинта,  Наука, 2003.

6. Миролюбов Ю. «Русский языческий фольклор» Очерки быта и нравов, М.,  

 Беловодье,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка на тему "Как дожить до 100?"

Урок английского языка на тему "Как дожить до 100?" для студентов СПО 4 курса...

Мастер-класс Проект Как дожить до ста лет

Мастер-класс Проект Как дожить до ста лет...

Конспект урока по литературе «Дожить до рассвета»В. В. Быкова

Конспект урока по литературе по теме "Проза о Великой Отечественной войне"...