"Дожинки"
план-конспект
Конспект тематического занятия по дополнительной общеразвивающей подпрограмме «Традиционная русская празднично-обрядовая культура» комплексной образовательной общеразвивающей программы по русской традиционной культуре «Живая вода», разработанной для детей 11-12 лет. Занятия по данной программе включают следующие разделы: изучение календарных праздников русского народа, включающих в себя традиционные песни, музыку, танцы и игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ДОЖИНКИ»
Осенние календарные праздники.
Конспект занятия по подпрограмме
«Русская традиционная празднично-обрядовая культура»
комплексной образовательной общеразвивающей программы
по русской традиционной культуре «Живая вода»
5 год обучения
(к конспекту прилагается презентация на CD диске)
автор-составитель: В.Г. Пушкарёв,
педагог доп. образования
слайд№1
Цель: сформировать культурный стереотип традиционного поведения детей в период русских народных праздников календарного цикла.
Задачи:
Обучающие:
- обучение культуре общения, на примере народных традиций;
- формирование «фольклорного сознания» ребёнка, с помощью разучивая
традиционных песен, загадок, игр, соответствующих календарному времени.
Развивающие:
- разъяснение концепции праздничного действа;
- формирование потребности в приобретении трудовых навыков.
Воспитательные:
- формирование понимания о необходимости дружбы, товарищества и
взаимопомощи;
- воспитание уверенности детей в необходимости правильного
праздничного поведения.
Тип занятий – комбинированный
Форма проведения – групповая, для детей 5 года обучения (11-12 лет)
Педагогическая технология - коллективной творческой деятельности.
План – I этап: вводный – приглашение, учёт присутствия;
II этап: основной – рассказ о русских календарных праздниках;
– практикум воссоздания традиционной
атмосферы русского праздника «Дожинки».
III этап: заключительный - подведение итогов.
I этап. Организационная часть занятия.
Дети входят в помещение для занятий. Педагог приветствует детей и
предлагает занять каждому личное место, на котором находятся заранее приготовленные предметы и атрибуты, необходимые для проведения занятия.
слайд №2
Ребята, за время занятий, мы с вами узнали много интересного о духовных и материальных составляющих культуры русского народа – я имею в виду бытовой уклад жизни, крестьянский календарь, музыку и песни, игры и танцы. Сегодня мы продолжим наши занятия, и темой урока будет народный трудовой праздник «Дожинки», который относится к осенним календарным обрядовым праздникам. Надеюсь, что эта тема будет вам интересна и полученные знания будут полезны в вашей современной жизни.
Итак, для земледельцев, а русский народ землепашцы, осень – время напряжённое, сбор урожая и подведения итога полевых работ. В народе говорят – «цыплят по осени считают». Это значит, что успех дела оценивается по конечному результату. Если крестьянин вырастит и успеет собрать свой урожай, то зимой жизнь будет сытной и благополучной. А если не успеет собрать до начала дождей, то может наступить голод, болезни. Поэтому люди объединялись и коллективно помогали друг другу.
слайд №3
Процесс совместной работы назывался «толокой», то есть - работа сообща, форма деревенской взаимопомощи, для выполнения срочных работ, требующих большого количества работников: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов и т. д.
Слово «Дожинки» это название заключительного этапа уборки урожая, т.е. – окончательно доделать работу, дожать хлеб до конца поля.
Сегодня я расскажу вам как славяне - земледельцы встречали осень.
Вы хотели бы узнать об этом? (дети отвечают)
Итак, народный календарный праздник «Дожинки».
II этап. Основной.
- Теоретически часть занятия.
слайд №4
В славянской культуре торжественно отмечалось, и отмечается до сих пор, начало жатвы и её окончание: в народном календаре, эти дни называются «дожинками», или соответственно - «зажинками», «спожинками», «пожинками».
Жатва обычно начиналась после Ильина Дня (2августа), а дожинки были приурочены к Успению Богородицы (28августа), т.е. через три недели, но в зависимости от созревания злаков, даты могли сдвигаться.
слайд №5
На это время существовали и народные приметы – работали и замечали, что если погода в августе стоит хорошая – вторая половина сентября будет ненастной. Надо торопиться с уборкой. Если радуга появилась в эти дни на небе, то это означает долгую теплую осень; Если много паутины, значит, зима будет холодная, надо собрать весь урожай. Таким образом, вам понятно, что уборка урожая – событие огромной важности для земледельца, время тяжкого труда, но окончание уборки урожая – время великого праздника.
Право начать жатву, как правило, предоставлялось старшей женщине в семье или жнице, известной своим благочестием.
«Ой, на нашей нивке сегодня дожинки, Слава Богу!
До межи дожнёмся – да кваску напьёмся!
Жнет мои жнеи, жнеи молодые!
Жнеи молодые – серпы золотые! слава Богу!»
Вы знаете, что такое серп? (дети отвечают)
слайд №6
Серп — ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур (жатвы хлебов) и резки трав. Он представлен на слайде, посмотрите, какой он интересной формы.
Последний сжатый сноп – назывался по-разному: именинник, зажинец, пращур, дед.
слайд №7
Считалось, что он обладал особой значимостью – его украшали цветами и лентами, торжественно проносили по деревне и ставили в красный угол. Сноп этот использовался в различных обрядах, которые главным образом были направлены на обеспечение плодородия поля и силы жниц.
слайд №8
При этом обязательно произносился определённый текст заговора, в силу которого участницы обряда безоговорочно верили.
Текст заговора:
«Нивка, нивка, отдай мою силку!
Ты лежала, а я тебя жала – всю силку потеряла!
Отдай мою силушку на долгую зимушку!»
Жницы катались по земле, а старшая жница «завивала» «бороду», то есть брала пучок несжатых колосьев, пригибала их к земле, скручивала жгутом и заплетала косой.
слайд №9
Старшая жница тоже произносила определённый для этого обряда текст, приговаривая:
«А вот Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке папышка, а хозяевам на доброе здоровье!».
С поля процессия обязательно отправлялась к дому хозяина. Как правило, она возглавлялась одной из жниц – самой достойной, выбранной по общему согласию, и которую обязательно украшали венком из последних колосьев с цветами, лентами и плодами.
слайд №10
Во время этой процессии её участницы исполняли песню:
(звучит демонстрационная фонограмма)
«Мы работушку кончали, нам подарки обещали
Подарочки небольшие – косыночки шелковые.
Ура, ура, ура-ура – за рабочие труда!»
Хозяин или хозяйка встречали жниц на крыльце и им вручали венок и последний сноп, который позже ставили в красный угол или вешали над дверью и обязательно хранили до следующей жатвы. Зёрна из жатвенного венка добавляли в зерно для посева или приготовляли из него рождественский хлеб. Иногда даже скармливали скоту или домашней птице для поправления здоровья, в случае болезни.
слайд №11
Завершались «Дожинки» большим угощением в доме хозяина. Во время праздничного застолья основным блюдом была «отжинная» (т.е. из последних собранных зёрен) каша и особый горячий свежий хлеб – испечённый в особой изысканной праздничной форме -например в виде снопа. Праздник «Дожинки» в деревне порой продолжался целую неделю.
Надеюсь, что Вам понятно, что « Дожинки» – старинный народный крестьянский праздник единения и труда, праздник взаимопомощи и дружбы? (дети отвечают)
- Практическая часть занятия.
А теперь мы разучим несложную жнивную песенку.
Текст песни:
- « Марусенька пшениченьку жала
Марусенька, Марусенька пшениченьку жала, да
- Сорок снопов она навязала
Сорок снопов, сорок снопов она навязала…
- Что ж ты моя Маша заболела
Со дна моря, со дна моря зелья захотела, да»…
Сейчас я исполню Вам песню – послушайте внимательно.
А теперь попробуем следующее - я буду исполнять запев каждого куплета, а вы будете его повторять за мной - рефреном.
Педагог: « Марусенька пшениченьку жала.
Дети: Марусенька пшениченьку жала, да…
(дети повторяют за педагогом)
Педагог: «Сорок снопов она навязала
Дети: Сорок снопов она навязала, да …
(дети повторяют за педагогом)
Итак, ещё раз, вместе исполняем всю песенку - повторяйте за мной!
(Педагог поёт - дети повторяют)
III этап. Окончание занятия.
слайд №12
Дорогие ребята! Вы внимательно слушали мой рассказ и выполняли мои задания.
А сейчас прошу вас вспомнить и ответить:
- Как называют начало и окончание сбора урожая?
- Когда происходит «толока»?
- Как вы объясните слово «серп»?
Молодцы! В общем, вы правильно поняли тему нашего урока, и надеюсь, подготовитесь к следующему занятию - выучите текст песенки. На следующем занятии мы выучим слова, которые говорят жнеи хозяину при вручении последнего снопа, чтобы получить за него выкуп и попробуем вместе разыграть эту сценку. Для того чтобы наш маленький театр состоялся, необходимо приложить совместные усилия и выучить песню.
Желаю всем успеха! До свиданья!
Эффективность педагогической технологии:
Современная педагогическая универсальная технология организации детского коллектива, способствует реализации идеи равноправия и сотворчества, совместного стремления, детей и взрослых, к достижению общей творческой цели, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации. Реконструкция традиционной атмосферы праздника, основана на творческой реализации каждого ученика и является условием развития коллективного сотворчества, душевного комфорта и радости.
Данная технология помогает каждому ребенку социализироваться в коллективе, ощутить личную сопричастность к общим духовным ценностям, одновременно развивая свои лучшие индивидуальные качества.
Источники:
1. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.
Иллюстрированная энциклопедия, СПб., Искусство, 2001.
2. Некрылова А. «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого
дома»,СПб., «Азбука-Классика», 2007.
3. «Русская мифология»-Энциклопедия,М., Эксмо, СПб., Мидгард, 2005.
4. Афанасьев А.Н. «Древо жизни»-Избранные статьи, М., Современник, 1983.
5. Капица Ф.С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы»- Справочник, М.:Флинта, Наука, 2003.
6. Миролюбов Ю. «Русский языческий фольклор» Очерки быта и нравов, М.,
Беловодье,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка на тему "Как дожить до 100?"
Урок английского языка на тему "Как дожить до 100?" для студентов СПО 4 курса...
Мастер-класс Проект Как дожить до ста лет
Мастер-класс Проект Как дожить до ста лет...
Конспект урока по литературе «Дожить до рассвета»В. В. Быкова
Конспект урока по литературе по теме "Проза о Великой Отечественной войне"...