Программа духовно – нравственного воспитания "Тайны земных задов".
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherkashina_tayny_zemnyh_sadov_novorossiysk.docx | 77.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Актуальность данной программы
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии уникальности каждого ученика, его самореализации и саморазвитии.
В современных условиях российской системы общего образования предоставлена возможность более широко использовать региональный компонент. Бурное развитие биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей. Это обусловлено тем, что именно от этой науки человечество ждёт решения многих важнейших проблем, связанных с сохранением окружающей среды, питанием и здоровьем человека.
Наше общество стремиться вырастить и подготовить широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, поэтому введение знаний мировых религий и, православия в частности, важно не только на специализированных курсах, но и во внеурочной деятельности. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить предоставить им возможность почувствовать тонкие взаимоотношения между человеком и природой, научить высказывать свои мысли и отстаивать их , – это основа организации межпредметного детского объединения, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Становление всех трех начал имеет особое значение в 21веке.
Предлагаемая программа межпредметного курса по декоративно – прикладному творчеству, основам пешего туризма, краеведения и дополнительному изучению ботаники (раздела биологии).
Актуальность работы заключается в том, что она является оригинальной авторской разработкой и представляет абсолютно новый подход в организации духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, так как курс расширяет и углубляет умения, навыки и знания и знаний по общеобразовательным предметам: биология, география, основы православной культуры, кубановедения.
Программа предназначена для изучения на ступенях начального и основного общего образования с 4 класса (первый год обучения) общеобразовательной школы.
Целью программы является способствовать развитию духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания личности ребенка, основанное на приобщении общечеловеческим ценностям. Воспитательное значение православной культуры мы связываем не только с трансляцией национальных духовно-нравственных ценностей, традиций, знаний, но с предоставлением ученику возможности выбирать собственную систему ценностей, соотнося свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе, а также оценивать окружающий мир с позиций высших духовно-нравственных категорий.
В основе формирования структуры программы - метод моделирования, предполагающим создание модели определенного вида. В качестве примера модели (получение теоретических знаний – разбор всех видов возможного использования их в современном мире - поиск идей нетрадиционного использования - сбор материалов – создание проекта своими руками).
Ведущей идеей программы курса «Истоки русской культуры», его принципиальным отличием от других является то, что в эпицентре каждого занятия ненавязчиво упоминаются элементы православной культуры. Таким образом, предполагается интегрированное изучение в образовательном процессе различных видов искусств с опорой на книжную культуру (прежде всего Библию), отражая идею воплощения «слова» в художественных эстетических интеллектуальных образах.
Программа прошла апробацию в течение четырех (2013/2017 учебные годы) на базе муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №5 муниципального образования город Новороссийск.
Православная культура - уникальный мир духовных ценностей - это корневая система, питающая древо современной культуры. Развитие творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о живых и неживых элементах живой природы.
Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, который владеет умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в современном мире.
2. Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через объединения в творческом процессе различных биология, география, основы православной культуры, кубановедения. Каждое занятие демонстрируются картины художников по теме, стихи, один час минимум занятие с природным материалом.
Начинать изучение курса можно в 4 классе, еще и как дополнительную адаптацию в основной школе. Можно вводить в 5 класса. Простота построения программы позволяет ребенку стать участником программы на любом этапе. А сама программа легко варьируется под запрос конкретного образовательного учреждения.
Программа:
- по типу: модульная, адаптированная;
- по уровню усвоения: общеразвивающая;
- по цели обучения: развивающая художественную одаренность детей, познавательная, социально – адаптированная, духовно - нравственная;
- по форме организации содержания: интегрированная.
Принципы жизнедеятельности детей на занятиях:
- - личностно-ориентировочный подход в воспитании;
- - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- - атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
- - общественно-полезная направленность в деятельности;
- - эмоциональная насыщенность занятий;
- - сотрудничество педагога и воспитанников;
- - добровольное участие в совместных делах.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Программа составлена с учетом специфики образовательного учреждения. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе детей от 9 до 15 лет, так и индивидуально. Количество часов на каждый год обучения может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от способности детей усваивать и закреплять учебный материал, цели и задачи обучения, других особенностей. Общее количества занятий, отводимых на курс - составляет 72занятия (408 часов).
Настоящая программа предлагает проводить занятия в группах (до 16 человек), Группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Программа строится на следующих концептуальных принципах:
принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности.
принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе, возможность в любое время начать занятия и выйти из них.
принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы, живая природа во время походов и экскурсий.
принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Это позволяет добиться больших результатов.
Работа в кружке основана на практических занятиях, теории, правилах работы и технике безопасности и направлена на познавательно-волевое развитие личности каждого воспитанника.
Занятия в кружке по освоению декоративно- прикладного творчества строятся с учетом природы народного творчества, его специфики, а также с учетом индивидуальных особенностей и навыков воспитанников детского дома. В кружок записываются все желающие.
При реализации программы используются следующие методы и технологии:
- - репродуктивный метод;
- -объяснительно-иллюстративный метод;
- -проблемный;
- -поисковый;
- - эвристический;
- - методы развивающего обучения;
- - метод взаимообучения;
- - метод игрового содержания.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес детей к учебному процессу.
Ожидаемые результаты реализации программы
Дети, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны:
- получить общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;
- овладеть трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов;
- творческую активность;
- активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом;
- креативно мыслить;
- проявлять инициативу, умственную активность;
- проявлять самостоятельность в процессе создания декоративно- прикладных изделий;
- овладеть технологиями декоративно - прикладного творчества;
- участвовать в конкурсах, побеждать в конкурсах;
- развить адаптивные качества личности;
- уметь ориентироваться на местности;
- знать правила безопасного поведения в природе;
- овладеть трудовыми навыками, развить готовность к труду и профессиональной деятельности.
Результативность
- получение положительных отзывов других людей;
- оценки компетентных судей;
- участие в конкурсах (муниципальных, региональных, всероссийских).
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Кроме того, дети сами могут планировать свои силы на дальнейшую работу.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая (или в парах);
- фронтальная;
- экскурсия;
- конкурс;
- выставка.
Основной вид занятий – практический.
Календарно-тематический план
Год обучения | Раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Прекрасные растения Библии. Огород. | 24 | 42 | 68 | |
Прекрасные растения Библии. Сад, поле, лес. | 26 | 42 | 68 | |
Прекрасные растения Библии. Цветы. | 10 | 58 | 68 | |
Аранжировка цветов | 17 | 51 | 68 | |
Аранжировка цветов | 5 | 63 | 68 | |
Аранжировка цветов. Праздник букета. | 3 | 65 | 68 | |
Всего | 85 | 323 | 408 |
1 год обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
| Введение | Техника безопасности на занятиях в аудиториях | 1 | 1 | |
Волшебство каждый день | 1 | 1 | 2 | ||
Первый огород. | 1 | 1 | |||
«Введение» в природу | Техника безопасности в пеших походах и на экскурсиях. | 1 | 1 | ||
Экскурсия на поля | 5 | 5 | |||
Семь ворот на огород. | Овощные грядки. Отчеты по экскурсии | 1 | 1 | 2 | |
Прекрасные растения Библии | Овощные грядки. Свой огород. | 1 | 1 | ||
Королева грядки – матушка капуста | 1 | 1 | 2 | ||
Всегда незрелый огурец | 1 | 1 | 2 | ||
Алый, сахарный | 1 | 2 | 3 | ||
Суд над дыней | 1 | 1 | 2 | ||
Золушкина карета | 1 | 3 | 4 | ||
Подготовка к участию в выставке «Королева осени» | 2 | 2 | |||
Выставка «Королева осени» | 2 | 2 | |||
Корнеплоды | Девица из темницы | 1 | 1 | 2 | |
Главный огородный сахар | 1 | 1 | 2 | ||
Посадил дед репку | 1 | 2 | 3 | ||
Шуты в луже, вихры наружу | 1 | 1 | 2 | ||
Семейство «горя лукового» | Вселенная, меняющая имена | 1 | 1 | 2 | |
Честна чесноковина | 1 | 1 | 2 | ||
Семейство пасленовых | Американцы, которых боялся весь мир: папа картофель | 1 | 3 | 4 | |
Американцы, которых боялся весь мир: мама помидорка | 1 | 3 | 4 | ||
Индийские разноцветные… баклажаны | 1 | 1 | |||
«Введение» в природу | Экскурсия на фермерское хозяйство | 3 | 3 | ||
Ребятки, идем на зеленые грядки | Укроп. Мята | 1 | 2 | 3 | |
Со специей заморской | Тмин, анис, шафран, кориандр | 1 | 1 | 2 | |
Разговор с «перчинкой» и другие | 1 | 1 | 2 | ||
«Введение» в природу | Экскурсия на фермерское хозяйство | 2 | 2 | ||
Итоговое занятие | Творческий отчет и выставка лучших работ за год | 1 | 3 | 4 | |
Всего | 24 | 42 | 68 |
2 год обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
Введение | Техника безопасности на занятиях в аудиториях | 1 | 1 | ||
«Введение» в природу | Техника безопасности в пеших походах и на экскурсиях. | 1 | 1 | ||
Выйду в поле. | Экскурсия на поля | 5 | 5 | ||
Прекрасные растения Библии | Всему голова | 1 | 2 | 3 | |
Ячмень, да просо, очень не просто. | 1 | 1 | 2 | ||
Горчица | 1 | 1 | 2 | ||
Бобовые кормят и на, и землю | Что сильнее горох или пароход | 1 | 1 | 2 | |
Букеты из фасоли | 1 | 1 | 2 | ||
Чечевица – овощ или птица | 1 | 1 | 2 | ||
Что общего у сои с коровой | 1 | 1 | 2 | ||
Цветок солнца | 1 | 1 | 2 | ||
Царица полей | 1 | 1 | 2 | ||
лен | 1 | 1 | 2 | ||
Итоговые занятия | Викторина | 2 | 2 | ||
Выставка | 2 | 2 | 4 | ||
Прогулки по черноморскому саду | Все начинается с яблони?.. | 1 | 1 | 2 | |
Грушевое дерево | 1 | 1 | 2 | ||
Фига, сикомора, инжир | 1 | 1 | 2 | ||
Миндаль | 1 | 1 | |||
Грецкий орех | 1 | 1 | |||
Шелковица | 1 | 1 | |||
гранат | 1 | 1 | |||
маслина | 1 | 1 | |||
Итоговые занятия по теме | викторина | 2 | 2 | ||
чаепитие | 2 | 3 | |||
А леса на планете разные Итоговое занятие | Священный кедр | 1 | 2 | 3 | |
Самый стройный кипарис можжевельник сосна | 1 | 1 | 2 | ||
алое | 1 | 1 | 2 | ||
Пальма: от корней до ветвей саговник | 1 | 1 | 2 | ||
Верба ива краснотал | 1 | 1 | 2 | ||
дуб | 1 | 1 | |||
Береза | 1 | 1 | 2 | ||
осина | 1 | 1 | |||
акации | 1 | 1 | |||
плющ | 1 | 1 | |||
Творческий отчет и выставка лучших работ за год | 1 | 3 | 4 | ||
всего | 26 | 42 | 68 |
3 год обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
Среди цветов | растения посвящены христианским святым | 1 | 3 | 4 | |
«Введение» в природу | Техника безопасности в пеших походах и на экскурсиях. | 1 | 1 | ||
Экскурсии на по паркам города | 6 | 6 | |||
Прекрасные растения Библии | Лилии | 1 | 1 | 2 | |
Истории розы | 1 | 2 | 3 | ||
капли крови Христа | 1 | 1 | 2 | ||
Растения горя и печали | 1 | 1 | 2 | ||
Экскурсии в тепличные хозяйства города | 6 | 6 | |||
Как украсить праздник | Цвета в православии. Белый | 1 | 1 | 2 | |
Цвета в православии. Синий | 1 | 1 | 2 | ||
Цвета в православии. Красный | 1 | 1 | 2 | ||
Экскурсии в православные храмы. По отдельному графику. | 10 | ||||
Итоговые занятия | Викторина | 2 | 2 | ||
Подготовка к выставке | 1 | 9 | 10 | ||
Выставка | 3 | 3 | |||
Итоговое занятие | 1 | 1 | |||
Резервное время | 10 | ||||
Всего | 10 | 58 | 68 |
4 год обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
| Вводное занятие. | Знакомство. Техника безопасности. А что у нас под ногами | 1 | 1 | |
Прекрасные цветы Библии | Классификация растений по продолжительности жизни | 1 | 1 | ||
Ассортимент цветов. Однолетние. | 1 | 1 | 2 | ||
Ассортимент цветов. Двулетние. | 1 | 1 | 2 | ||
Ассортимент цветов. Многолетние. | 1 | 1 | 2 | ||
Ассортимент цветов. Сбор цветов | 1 | 1 | 2 | ||
Осенние краски в букете. | 1 | 1 | |||
Экскурсия в лес | Практическое занятие на природе | 1 | 5 | 6 | |
Аранжировка цветов | Практическое занятие по методам сушки растений. | 1 | 1 | ||
Составление композиций из плодов и овощей | 1 | 1 | 2 | ||
Подготовка к осенней выставке. | 1 | 1 | 2 | ||
Выставка | 1 | 1 | 2 | ||
Техника безопасности работы с ножницами, леской, шилом. | 1 | 1 | |||
Зимний букет. | 1 | 1 | |||
Кристаллизация веток. Скелетизация листьев. Карамоно. | 1 | 1 | |||
Тонирование и подготовка фонов для составления композиций. | 1 | 1 | 2 | ||
Составление композиций с использованием метода тонирования. | 1 | 1 | |||
Фантазийные цветы. | 1 | 1 | |||
Рождественский букет | 1 | 1 | 2 | ||
Составление новогодних композиций со свечами, игрушками | 1 | 1 | 2 | ||
Оформление новогодней выставки | 1 | 1 | 2 | ||
«Зимний букет» на подставке, коре, коряге, грибах, спилах и другом материале. | Экскурсия на природу, берег моря, лес. Сбор материала. | 8 | 8 | ||
Техника обработки подставки. | 2 | 2 | |||
Практическое занятие «Зимний букет» на подставке, коре, коряге, грибах, спилах и другом материале. | 2 | 2 | |||
Цветы в изобразительном искусстве. | Экскурсия в музей изобразительных искусств. | 2 | 2 | ||
Цветы в работах художников. Пейзажи. | 1 | 1 | |||
Цветы в работах художников. Натюрморты. | 1 | 1 | |||
Мифология | Язык цветов. Мифология. | 1 | 1 | ||
Цвета в православии | Цвета и цветы в христианстве | 1 | 1 | ||
Цвета в православии. Белый | 1 | 1 | |||
Цвета в православии. Синий | 1 | 1 | |||
Цвета в православии. Красный | 1 | 1 | |||
Составление настольной композиции в низкой вазе | 1 | 1 | 2 | ||
Композиция в плоской вазе. Методы крепления | 1 | 1 | 2 | ||
Букет на самый светлый праздник | Подбор растений для праздника Воскресения Христова. | 1 | 1 | ||
Составления композиции для низкой вазы | 1 | 1 | |||
Составление композиции в плоской форме ХВ. | 1 | 1 | |||
Заключение | Берегите первоцветы! Экскурсия в весенний лес | 2 | 1 | ||
Подведение итогов. Экологические аспекты аранжировки цветов | 1 | 1 | |||
Подготовка к сбору гербария. Объемное засушивание растений. Летнее задание | 1 | 1 | |||
всего | 17 | 51 | 68 |
5 год обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
Введение | Знакомство. Техника безопасности. Для тех, кто занимался тема Что мы делали летом | 1 | 1 | ||
Аранжировка цветов | Краткая история возникновения аранжировки цветов. Модные букеты в прошлом | 1 | 1 | ||
Практическое занятие: изготовление ваз, корзиночек. Плетенок, коробочек для составления композиций | 2 | 2 | |||
Составление композиций «Корзиночка с сада, огорода». | 2 | 2 | |||
Выставка | 2 | 2 | |||
Музыка и цветы. | 1 | 1 | 2 | ||
Практическое занятие по обработке колец разного диаметра. | 2 | 2 | |||
Изучение простых методов плетения макраме. | 2 | 1 | |||
Осень в букете. экскурсия | 2 | 2 | |||
Практическое занятие: объемные работы из засушенных растений (картины. Подарочные сувениры). | 1 | 1 | |||
Изготовление композиции к дню матери | Выбор темы композиции. Создание чернового образа. Рисунок. | 1 | 1 | ||
Сбор материала. Прогулка по берегу моря. | 2 | 2 | |||
Практическое занятие: композиции к дню матери | 2 | 2 | |||
Выставка и поздравление мам. | 2 | 2 | |||
Современные композиции на Рождество Христово | Техника изготовления шариков. | 1 | 1 | ||
Составление рождественских композиций венков, гирлянд. | 2 | 2 | |||
Составление подвесных рождественских композиций с игрушками. | 2 | 2 | |||
Оформление рождественской выставки | 2 | 2 | |||
Виды аранжировки | Знакомство с видами аранжировки цветов (букеты, композиции, корзины, бутоньерки, гирлянды, венки, их значение) | 1 | 1 | ||
Европейский букет, формы, линии, вазы, крепления | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: составление букета разных форм | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: по составлению букетов и их оформлению. | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: составление букета по спирали | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: по составлению букета в стиле Бидермейстера | 1 | 1 | |||
Цветовые зоны | Цветовой круг и цветовые сочетания в аранжировке цветов | 1 | 1 | ||
Характеристика цветовых зон (желтой, оранжевой, красной) | 1 | 1 | |||
Характеристика цветовых зон(серой, коричневой, белой, черной) | 1 | 1 | |||
Характеристика цветовых зон (фиолетовой, синей, зеленой) | 1 | 1 | |||
Как дарить цветы | Эмоциональное воздействие цвета на человека. Символика цвета | 1 | 1 | ||
Искусство дарить цветы. Решение задач | 1 | 1 | |||
Когда, кому и какие дарить цвета? Рождение, крестины, смотрины, именины | 1 | 1 | 2 | ||
Цветы на юбилей, свадьбы, в торжественный день, к празднику. Решение задач | 1 | 1 | 2 | ||
Практическое занятие: по составлению букета. Цветы для больных как дополнение к подарку. | 1 | 1 | |||
Какие цветы преподносить, приходя в гости | 1 | 1 | |||
Цветы для украшения стола и других целей. | 1 | 1 | |||
Зачетное занятие «Искусство дарить цветы» | 1 | 1 | |||
Секреты аранжировки | Практическое занятие: по способам крепления растительного материала в высокой вазе. Сухой букет. | 1 | 1 | ||
Практическое занятие: по составлению подвесных композиций | 1 | 1 | |||
Знакомство с букетами и композициями современных мастеров. | 1 | 1 | |||
Цветы в поэзии | 1 | 1 | |||
Выставка и поэтический вечер | 2 | 2 | |||
Знакомство с букетами и композициями современных мастеров | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: составление композиций под музыку | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: работа со шпоном, лозой, осокой, тростником, соломой | 1 | 1 | |||
Составление композиций на шпоне, лозе, осоке, тростнике, соломе | 1 | 1 | |||
Букеты и композиции из срезанных цветов. Основы создания аранжировки (замысел, масштаб, пропорция). | 1 | 1 | |||
Основы создания аранжировки (гармония, фокусная точка, ритм, вет в аранжировке). | 1 | 1 | |||
Составление композиций из живых цветов | 1 | 1 | |||
Ассортимент растений для букетов и композиций | 1 | 1 | |||
Уход за срезанными цветами, время и сроки срезки. | 1 | 1 | |||
Продление жизни срезанным цветам | 1 | 1 | |||
Всего | 5 | 63 | 68 |
6 год обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
История аранжировки | Знакомство. Техника безопасности. Для тех, кто занимался. Что мы делали летом | 1 | 1 | ||
Краткая история возникновения аранжировки цветов. Модные букеты в прошлом | 2 | 1 | 3 | ||
Практическое занятие: изготовление ваз, корзиночек. Плетенок, коробочек для составления композиций | 2 | 2 | |||
Составление композиций «Корзиночка с сада, огорода». | 1 | 1 | |||
Выставка | 1 | 1 | |||
Музыка и цветы. | 1 | 1 | |||
Практическое занятие по обработке колец разного диаметра. | 1 | 1 | |||
Изучение простых методов плетения макраме. | 1 | 1 | |||
Осень в букете. Экскурсия | 3 | 3 | |||
Практическое занятие: объемные работы из засушенных растений (картины. Подарочные сувениры). | 2 | 2 | |||
Изготовление композиции к дню матери | Выбор темы композиции. Создание чернового образа. Рисунок. | 1 | 1 | ||
Сбор материала. Экскурсия | 2 | 2 | |||
Практическое занятие: композиции к дню матери | 2 | 2 | |||
Выставка и поздравление мам. | 2 | 2 | |||
Рождественский букет | Техника изготовления шариков. | 1 | 1 | ||
Составление рождественских композиций венков, гирлянд. | 2 | 2 | |||
Составление подвесных рождественских композиций с игрушками. | 1 | 1 | |||
Оформление рождественской выставки | 2 | 2 | |||
Виды аранжировки | Знакомство с видами аранжировки цветов (букеты, композиции, корзины, бутоньерки, гирлянды, венки, их значение) | 1 | 1 | ||
Европейский букет, формы, линии, вазы, крепления | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: составление букета разных форм | 2 | 2 | |||
Практическое занятие: по составлению букетов и их оформлению. | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: составление букета по спирали | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: по составлению букета в стиле Бидермейстера | 2 | 2 | |||
Цветовой круг и цветовые сочетания в аранжировке цветов | 1 | 1 | |||
Характеристика цветовых зон (желтой, оранжевой, красной) | 1 | 1 | |||
Характеристика цветовых зон(серой, коричневой, белой, черной) | 1 | 1 | |||
Характеристика цветовых зон (фиолетовой, синей, зеленой) | 1 | 1 | |||
Эмоциональное воздействие цвета на человека. Символика цвета | 1 | 1 | |||
Искусство дарить цветы. | Искусство дарить цветы. Решение задач | 1 | 1 | ||
Когда, кому и какие дарить цвета? Рождение, крестины, смотрины, именины | 1 | 1 | |||
Цветы на юбилей, свадьбы, в торжественный день, к празднику. Решение задач | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: по составлению букета. Цветы для больных как дополнение к подарку. | 1 | 1 | |||
Какие цветы преподносить, приходя в гости | 1 | 1 | |||
Цветы для украшения стола и других целей. | 1 | 1 | |||
Зачетное занятие «Искусство дарить цветы» | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: по способам крепления растительного материала в высокой вазе. Сухой букет. | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: по составлению подвесных композиций | 1 | 1 | |||
Знакомство с букетами и композициями современных мастеров. | 1 | 1 | |||
Цветы в поэзии | 1 | 1 | |||
Выставка и поэтический вечер | 2 | 2 | |||
Знакомство с букетами и композициями современных мастеров | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: составление композиций под музыку | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: работа со шпоном, лозой, осокой, тростником, соломой | 1 | 1 | |||
Составление композиций на шпоне, лозе, осоке, тростнике, соломе | 1 | 1 | |||
Букеты и композиции из срезанных цветов. Основы создания аранжировки (замысел, масштаб, пропорция). | 1 | 1 | |||
Основы аранжировки | Основы создания аранжировки (гармония, фокусная точка, ритм, вет в аранжировке). | 1 | 1 | ||
Составление композиций из живых цветов | 2 | 2 | |||
Ассортимент растений для букетов и композиций | 1 | 1 | |||
Уход за срезанными цветами, время и сроки срезки. | 1 | 1 | |||
Продление жизни срезанным цветам | 1 | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | 1 | |||
Всего | 3 | 65 | 68 |
Содержание разделов программы
1 год обучения
Введение. Инструктажи по технике безопасности на занятиях и на экскурсиях. Рассказы о чудесах в мире растений. Процессы жизнедеятельности растений. Истории о появлении первых огородов. Дикорастущие и культурные растения. План составления своего огорода. Аптекарский огород.
«Введение в природу». Экскурсия на поля и огороды .
Семь ворот на огород. Овощные грядки. Отчеты по экскурсии.
Прекрасные растения Библии. Овощные грядки. Свой огород. Рассказы о своем домашнем хозяйстве. Секреты мастерства. Королева грядки – матушка капуста.. Диоклетион, разрешивший грекам свободно переходить в христианство. Изготовление «обрядовой» куклы. Всегда незрелый огурец. Суд над дыней. (Числ. 11,5). Алый, сахарный. Корзина арбузная. Золушкина карета. Поделки из тыквы. Конкурс «Королева осени». Бабье лето. Корнеплоды. (Морковь, свекла, репа, редька). Конкурсы поделок, осенних салатов, загадок. Инсценировка сказки «Репка». Семейство «горя лукового». (Лук, лук - порей (Числ. 11,5). Чеснок (Числ. 11,7).Фитонциды. Семейство пасленовых(картофель, томат, баклажаны). Сказки про иностранцев. Получение крахмала. Ферменты в здоровье человека.
«Введение в природу». Экскурсия на фермерское хозяйство. Кубанские огороды зимой.
Прекрасные растения Библии. Ребятки, идем на зеленые грядки. Петрушка. Щавель. Укроп (Числ. 11,5). Лебеда (Иов. 30.4). Мята. (Ме. 23,23. Лук. 11,42). Крапива (Притч. 24,31. Исаи. 34,13.Ос. 9,6).Тмин (Исаия 28,25.27). Кориандр (Числ. 11,7).Анис. Шафран. Разговор с «перчинской». Горчица (Лук. 13,19), (Ме13,31 Сл. 17,20. МРК. 4,31. Лук 13,6)
«Введение в природу». Экскурсия на фермерское хозяйство.
Итоговый творческий отчет и выставка поделок.
2 год обучения.
Введение. Инструктажи по технике безопасности на занятиях и на экскурсиях.
«Введение в природу». Экскурсия на поля Кубани.
Прекрасные растения Библии. Что всему голова. (Мрк.26-29. Исх.9.31.32. Исаия 28,24.25. Иов. 31.40). Ячмень, да просо очень не просто. Поделки из соломы. Букеты из колосьев. Опыт на выявление крахмала и клейковины. Картина. (Иов. 31,40. Исх. 9,31). Что сильнее горох или пароход .Букеты из фасоли. Сказки про бобы. Чечевица – овощ или птица. (Бытие. 25:30).Что общего у сои с коровой. Поделки, картины из бобовых.
Итоговые занятия. Викторина «Что? Где? Когда?» по темам года. Выставка поделок.
Прогулки по черноморскому саду. Все начиналось с яблони?!. Грушевое дерево. Миндаль (Быт. 30,37). Грецкий орех(Пс. 6,11). Шелковица (2 Цар.16,17). Гранат (Числ. 13, 23.24) Втор. 8,8. 1 Цар. 14,2. Нав. 15,32; 19, 7.13). Маслина (Ос. 14,7). Фига, сикимора, инжир (Второзаконие 8:8, От Иоанна 1: 48, Мат. 24:32, 3 Цар. 10:27). Создание гербариев, букетов. Формула цветка. Виды плодов. Виды использования всех частей растения человеком. Выставка картин о садах и плодах. Виртуальная экскурсия по уникальным садам и музеям фруктов.
Итоговые занятия. Викторина «Что? Где? Когда?» по темам года. Чаепитие с вареньем и с родителями.
А леса на планете разные. Священный кедр (Быт. 6,14. Исаия, 10:19;44,14-17). Самые стройные: кипарис (исаия , 35:1-2), можжевельник (3 Цар. 5:8, 10; 6:15,34; Исаия 41:19; 60:13, сосна(Исаия,44,14-17). Алое. Пальма: от корней до ветвей. Саговники. Верба или краснотал. Дуб (Суд. 6,11.19; 9, 37.1; 1 Цар 10,3; 3 Цар. 13,14. Иса 2,13; 6,13). Береза. Осина. Акация. Плющ. Все от корня до семян. Использование деревьев во все времена. Ноев Ковчег. Обрамление икон. Творческий отчет и выставка лучших работ. Подготовка лучших работ на городской конкурс детского конкурса.
3 год обучения.
Среди цветов. Растения, посвященные христианским святым и праздникам.
«Введение в природу». Экскурсия по паркам города.
Прекрасные растения Библии. Цветы : Лилии (3 Цар. 7:22). Истории розы. Капли крови Христа. Растения горя и печали. Экскурсия в тепличное хозяйство города.
Как украсить праздник. Значение цвета в православии: белый, синий, красный.
Итоговое занятие. Викторина. Подготовка к выставке. Выставка первых букетов.
4 год обучения.
Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности. А что у нас под ногами.
Прекрасные цветы Библии. Классификация растений по продолжительности жизни. Ассортимент цветов: однолетние, двулетние, многолетние. Осенние краски в букете. Экскурсия в лес. Практическое занятие на природе.
Аранжировка цветов. Практическое занятие по методам сушки растений. Составление композиций из плодов и овощей. Подготовка и проведение осенней выставки. Техника безопасности работы с ножницами, леской, шилом. Зимний букет. Кристализация веток. Скелетизация листьев. Карамоно. Тонирование и подготовка фонов. Метод тонорование и составление композиций. Фантазийные цветы. Рождественский букет. Рождественские композиции со свечами, игрушками. Оформление и проведение новогодней Рождественской выставки.
«Зимний букет». Экскурсия на природу. Сбор материала. Техника обработки подставки. Практическое занятие «Зимний букет» на подставке разных видов: на подставке, коре, коряге, грибах, спилах и других материлах.
Цветы в изобразительном искусстве. Экскурсия в музее изобразительном искусстве. Цветы в работах художников. Пейзажи. Натюрморты.
Мифология. Язык цветов.
Цвета в православии. Цветы и цвета в христианстве. Белый. Синий. Красный. Составление настольной композиции в низкой вазе.
Букет на самый светлый праздник. Подбор растений и материалов для букета праздника Воскресения Христова. Составление композиций в плоской вазе, низкой вазе. Составление композиции в форме ХВ.
Заключение. Берегите первоцветы! Экскурсия в весенний лес. Экологические аспекты аранжировки цветов. Объемное засушивание цветов. Задание на лето.
5 год обучения.
Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности. Что мы делали летом.
Аранжировка цветов. История возникновения аранжировки цветов. Букеты в прошлом. Пратические работы по изготовлению ваз, корзиночек, коробочек из подручного материала. Составление композиций для выставки: Осенние падарки». Музыка и цветы. Практические работы по обработке различных колец для композиций. Элементы макраме в аранжировке. Осень в букете. Выставка подвесных композиций на кольцах. Подарочные сувениры.
Ко дню матери. Выбор темы работы. Подбор материалов. Создание рисунка. Сбор материала. Прогулка по берегу моря. Выставка и поздравление мам.
Современные композиции на Рождество Христово. Техника изготовления шариков. Составление рождественских композиций венков, гирлянд. Составление подвесных рождественских композиций с игрушками. Оформление рождественской выставки.
Виды аранжировки. Знакомство с видами аранжировки цветов (букеты, композиции, корзины, бутоньерки, гирлянды, венки, их значение). Европейский букет, формы, линии, вазы, крепления. Практические занятия: составление букета разных форм, составление букета по спирали, по составлению букета в стиле Бидермейстера.
Цветовые зоны. Цветовой круг и цветовые сочетания в аранжировке цветов. Характеристика цветовых зон (желтой, оранжевой, красной), (серой, коричневой, белой, черной), (фиолетовой, синей, зеленой).
Как дарить цветы. Эмоциональное воздействие цвета на человека. Символика цвета. Искусство дарить цветы. Решение задач. Когда, кому и какие дарить цвета? Рождение, крестины, смотрины, именины Цветы на юбилей, свадьбы, в торжественный день, к празднику. Решение задач. Практическое занятие: по составлению букета. Цветы для больных как дополнение к подарку. Какие цветы преподносить, приходя в гости. Цветы для украшения стола и других целей.
Секреты аранжировки. Практическое занятие: по способам крепления растительного материала в высокой вазе. Сухой букет. Практическое занятие: по составлению подвесных композиций. Знакомство с букетами и композициями современных мастеров. Цветы в поэзии. Выставка и поэтический вечер. Знакомство с букетами и композициями современных мастеров. Практическое занятие: составление композиций под музыку. Практическое занятие: работа со шпоном, лозой, осокой, тростником, соломой. Составление композиций на шпоне, лозе, осоке, тростнике, соломе. Букеты и композиции из срезанных цветов. Основы создания аранжировки (замысел, масштаб, пропорция). Основы создания аранжировки (гармония, фокусная точка, ритм, вет в аранжировке). Составление композиций из живых цветов. Ассортимент растений для букетов и композиций. Уход за срезанными цветами, время и сроки срезки. Продление жизни срезанным цветам
6 год обучения.
Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности. Что мы делали летом.
Мастерство аранжировки. Краткая история возникновения аранжировки цветов. Модные букеты в прошлом. Практическое занятие: изготовление ваз, корзиночек. Плетенок, коробочек для составления композиций. Составление композиций для выставки «Творчество с сада, огорода». Музыка и цветы. Практическое занятие по обработке колец разного диаметра. Изучение простых методов плетения макраме. Практическое занятие: объемные работы из засушенных растений (картины. Подарочные сувениры).
Изготовление композиции ко дню матери. Выбор темы композиции. Создание чернового образа. Рисунок. Сбор материала. Экскурсия. Выставка и поздравление мам.
Рождественский букет. Техника изготовления шариков. Составление рождественских композиций венков, гирлянд. Составление подвесных рождественских композиций с игрушками. Оформление рождественской выставки.
Виды аранжировки. Знакомство с видами аранжировки цветов (букеты, композиции, корзины, бутоньерки, гирлянды, венки, их значение) Европейский букет, формы, линии, вазы, крепления. Практическое занятие: составление букета разных форм. Практическое занятие: по составлению букетов и их оформлению. Практическое занятие: составление букета по спирали. Практическое занятие: по составлению букета в стиле Бидермейстера. Цветовой круг и цветовые сочетания в аранжировке цветов. Характеристика цветовых зон.
Искусство дарить цветы. Эмоциональное воздействие цвета на человека. Символика цвета. Искусство дарить цветы. Решение задач. Когда, кому и какие дарить цвета? Рождение, крестины, смотрины, именины. Цветы на юбилей, свадьбы, в торжественный день, к празднику. Решение задач. Практическое занятие: по составлению букета. Цветы в православном храме. Цветы для больных как дополнение к подарку. Какие цветы преподносить, приходя в гости. Цветы для украшения стола и других целей. Зачетное занятие «Искусство дарить цветы». Практическое занятие: по способам крепления растительного материала в высокой вазе. Сухой букет. Практическое занятие: по составлению подвесных композиций. Знакомство с букетами и композициями современных мастеров. Цветы в поэзии. Выставка и поэтический вечер. Знакомство с букетами и композициями современных мастеров. Практическое занятие: составление композиций под музыку. Практическое занятие: работа со шпоном, лозой, осокой, тростником, соломой. Составление композиций на шпоне, лозе, осоке, тростнике, соломе. Букеты и композиции из срезанных цветов.
Основы создания аранжировки. Замысел, масштаб, пропорция, гармония, фокусная точка, ритм, в аранжировке. Составление композиций из живых цветов Ассортимент растений для букетов и композиций. Уход за срезанными цветами, время и сроки срезки. Продление жизни срезанным цветам. Итоговое занятие
Диагностика
В начале учебного года проводится диагностика воспитанников в целях изучения уровня подготовки, объема знаний и умений, уровня творческого потенциала, для организации процесса обучения, индивидуальной работы с воспитанниками, коррекции.
Список литературы
- Астахов А.И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
- Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: учебное пособие. М.,1985.
- Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители, Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара, 2003.
- Волков И.П. Учим творчеству. М., 1989.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.
- Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. М.: знание, 1974.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя,- 3-е изд.-М., Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1986.
- Громов Е.С. Художественное творчество (опыт исторических характеристик некоторых проблем). М., 1970.
- Ерденкова Н.В. Свой дом украшаю я сама. Санкт- Петеербург. Лейла Диамат, 1995.
- Задворная Т. Аранжировка цветов. - М.: Искусство, 1994.
- Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
- Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 1993.
- Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1984.
- Лукин П.В. Эстетическое воспитание школьников: методика исследования, Методическое пособие/ В авторской редакции.- Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.
- Наумова Н.И. Организация работы творческого объединения учащихся по аранжировке цветов. Барнаул. 2016
- Некрылова А. Круглый год. - М.: Просвещение, 1991.
- Новикова Е. Вдохновение. - М.: Искусство, 1994.
- Николаенко Н. Икэбана. - М.: «Кладезь»1988.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.
- Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.
- Разумовский Дмитрий Васильевич, протоиерей. Обозрение растений, упоминаемых в Священном Писании. –М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015
- Саркисова Л. Искусство букета. - М.: Искусство, 1970.
- Сокольский И.Н. Прекрасные растения библии.-СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006
- Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991.
- Хаенко С.И., Иващенко О.А. Эстетическое воспитание в школе средствами изобразительного искусства. Рига, 1974.
- Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
- Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская литература, 1991.
Литература, рекомендуемая детям
- Йени К. Зимний сад.-М.: Издательский дом «Ниола – Пресс»,2000
- Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
- Николаенко Н. Икэбана. - М.: «Кладезь»1988.
- Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.
- Ракитина Е. Семь ворот на огород. М., ООО «Печатная слобода», 2013
- Ракитина Е. Прогулки по саду. М., ООО «Печатная слобода», 2013
- Среди цветов. Рассказы старого садовника. М., ООО «Печатная слобода», 2013
- Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы ...
Социализация несовершеннолетних через программы духовно-нравственного воспитания
Работа СРЦ по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних вместе с РПЦ...
Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
Программа духовно -нравственного воспитания в классах казачьей направленности
Программа представляет стркутурированный алгоритм организации духовно -нравственного воспитания учащихся классов казачьей направленности....
Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОУ «АСОШ № 4» на 2010 – 2014 годы
Паспорт программы Тип: Программа Наименование программы: Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Направленность: Внеклассная работа Основания для разраб...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...