Методическая разработка Тема: «Цветочный дизайн, композиции из живых цветов»
методическая разработка
Методическая разработка на тему "Цветочный дизайн, композиции из живых цветов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrab._ekodizayn.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества Советского района»
Методическая разработка
Тема: «Цветочный дизайн, композиции из живых цветов»
Форма проведения: открытое занятие
Адресат: воспитанники
Автор: Артамонова Елена Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Нижний Новгород
2019 год
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………….3 стр.
2. Цели и задачи раздела………………………………………………..5 стр.
3. Психолого-педагогические обоснования освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями…………..6 стр.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программ……………….7 стр.
5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся…………………………………..8 стр.
6. Система знаний и система деятельности…………………………….9 стр.
7. Учебно-тематическое планирование по разделу……………………10 стр.
8. Методическая разработка занятия……………………………………11 стр.
9. Список литературы……………………………………………………17 стр.
- Пояснительная записка
Программа кружка «Экодизайн» имеет художественную направленность, основанную на экологических принципах. Предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - одногодичной.
Актуальность данной программы заключается в том, что при постоянном общении с природой, во время работы с природным и бросовым материалом формируется рациональное экологическое сознание воспитанников, развивается фантазия, творческие способности, художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Также программа «Экодизайн» широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта воспитанников в процессе собственной художественно-творческой активности.
Новизна программы «Экодизайн» состоит в том, что она даёт возможность обучающимся освоить не только изготовление работ из различных природных и бросовых материалов, но также видеть экологические проблемы, существующие в современном обществе и способы их решения.
Данная программа отличается от других образовательных программ тем, что в ней отражается специфика, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию.
В программу внесены разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы экодизайна и декоративно – прикладного творчества.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
•на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
•на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
•на стремление к самостоятельной работе;
•на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).
Программа формирует бережное отношение к природе, сознательное отношение к труду и эстетический вкус. Углубляет и расширяет знания учащихся об экологии, экодизайне.
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения об экодизайне), воспитывающую часть: (понимание значения экодизайна, бережное отношение к природе и растениям), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, создание композиций и коллажей и т.д.).
Программой предполагаются индивидуальные, и коллективные формы работы при выполнении обучающимися творческих заданий. Предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение выставок, поездки на природу.
Программа отражает требования и завтрашнего дня. После освоения программы учащиеся могут продолжить своё художественное образование в высших и средних специальных учебных заведениях соответствующего профиля. В дальнейшем развитии данной программы, в неё будут включены разделы, связанные с ландшафтным дизайном и фитодизайном интерьера.
2. Цели и задачи раздела
Цель раздела программы: эстетическое воспитание, формирование творческой личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- Образовательная: формирование знания об основах цветочных композиций, правилах сбора, хранения и подготовки природного материала;
- Развивающая: развитие художественного вкуса, фантазии, чувства ритма, умения рационально использовать природные богатства;
- Воспитательная: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.
3. Психолого-педагогические обоснования освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
В свое время Л. С. Выготским была выдвинута гипотеза, что «бучение ученика новым понятиям и формам… может быть источником высшего развития собственных, уже сложившихся понятий ребенка… но эта работа… образует не конец, а начало в развитии научного понятия.» Развитие мышления ребенка может основываться на диагностике преобразования его дошкольного и школьного понятийного опыта.
Цвет, форма, композиция цветов связаны с памятью, т.к. несут в себе максимальное количество информации, что благотворно сказывается на запоминании чего-либо. Композиционное исполнение букетов связано с развитием воображения ребенка. Психическая деятельность воображения проявляется в построении представления о чем-либо, использует знания мышления и памяти. Душевное и духовное состояние ребенка отражалось в работе по флористике. Развивая воображение ребенка, мы выявляем задатки гармонии, которые необходимы человеку для определения своего места в социуме. Восприятие детьми цветовой гаммы цветов помогут указать на некоторые возрастные особенности психики ребенка. Остальные формы психической деятельности – память, мышление, воображение в большей или меньшей степени зависят от восприятия ребёнка.
Посредством общения с цветами дети могут внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать и оценивать эмоциональное состояние своих ровесников. Занятия флористикой способствует снятию психологического напряжения, усталости у детей.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
- расширение знаний детей по флористике;
- воспитание любви и бережного отношения к природе, растениям;
- развитие у детей познавательной активности;
- активное участие детей в выставках, конкурсах;
- умение детей выражать собственное мнение, анализировать, придумывать, творчески мыслить
Дети осваивают:
- правила сбора, хранения и консервации растений;
- основные инструменты и материалы флориста;
- виды цветочных аранжировок;
- законы цветоведения и композиции;
- законы создания флористических композиций;
- основные виды флористических композиций
Педагог поддерживает проявление интереса детей к изучению видов растений, флористике.
Педагог организовывает участие детей в выставках декоративно- прикладного творчества.
5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
• Целевые прогулки и экскурсии.
• Наблюдения.
• Объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдениями детей.
• Использование иллюстраций, диафильмов.
• Ознакомление с произведениями декоративно - прикладного творчества.
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
• Привлечение детей к подготовке к выставкам, мастер- классам и др.
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и педагогу.
Используются следующие методы экспериментального исследования:
- наблюдение за детьми;
- разработка и проведение экскурсий;
- обследование, анкетирование (опрос) уровня знаний детей;
- обзор и чтение тематической художественной литературы;
- изучение, рассматривание предметов искусства, декоративно- прикладного творчества;
- осуществление организации бесед.
6. Система знаний и система деятельности
Дети получают на занятиях общенаучные знания о природе, природных явлениях, о растениях, условиях их выращивания, об особенностях их происхождения, природных зонах, в которых они произрастают.
Знания профильного характера: обучение флористике предполагает передачу знаний и умений по предмету растениезнание. Эта передача происходит посредством объяснения и показа, каждое из которых выполняет свою роль в процессе общения и обучения на занятиях по флористике. Дети расширяют свои знания об окружающем мире, мире цветов и растений.
Работая и ухаживая за цветами, дети расширяют свой кругозор, строят свой собственный мир, выявляя задатки психики. Ребенок растет и готовится к восприятию и осмыслению мира во всем его многообразии. Широта кругозора дает ребенку чувство целостности с окружающей его действительностью.
Развитие воображения у детей способствует проявлению индивидуальных возможностей, укрепляет стержень его будущей личности. Воображение участвует в гармонизации индивида в социуме, а это важно при развитии личности ребёнка.
На занятия по флористике происходит обучение трудовым навыкам и умениям, привитие нравственно-волевых качеств, уважение к природе, к результатам своего труда; формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности.
7. Учебно-тематическое планирование по разделу
№ | Название темы | теория | практика | Всего |
1 | Принципы цветочного дизайна. | 2 | 2 | 4 |
2 | Технические приёмы аранжировки. | 2 | 2 | 4 |
3 | Правила составления цветочных композиций на оазисе. | 2 | 2 | 4 |
4 | Промежуточная аттестация. Зачётная работа. «Создание композиции из живых цветов на оазисе». | 4 | 4 | |
Итого: | 6 | 10 | 16 |
8. Методическая разработка занятия по программе
«Экодизайн».
Тема: «Создание композиции из живых цветов на оазисе».
Цель: получение обучающимися знаний о флористике, как о декоративно-прикладном искусстве. Приобретение навыков работы с флористическим материалом. Развитие художественного вкуса, фантазии, креативного мышления. Воспитание эмоционально-целостного отношения к окружающему миру через художественное творчество. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к природе.
Поставленные цели раскрываются в триединстве следующих задач:
Образовательная - формирование знаний о флористике. Знание основных правил создания композиции, пропорций, колористики, подготовки природного материала.
Развивающая - развитие художественного вкуса, фантазии, творческих способностей.
Воспитательная - воспитание любви к природе, трудолюбия, стремления к раскрытию своих творческих способностей.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что занятие построено на принципах развивающего обучения и направлено:
- На формирование у обучающихся практических умений и навыков;
- На интеллектуальное и эстетическое развитие;
- На стремление к самостоятельной работе;
- На развитие личности в целом (умения анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, эмоционально сопереживать).
Актуальность темы определяется тем, что создание композиций из живых цветов способствует возникновению интереса к флористике, способствует развитию творческих способностей детей.
Новизна - в том, что даже при полном отсутствии начальных знаний и опыта работы обучающиеся могут сделать самостоятельно композицию. Возраст обучающихся впервые снижен до 7 лет. Группа разновозрастная от 7 до 14лет. Форма занятия - рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Инструменты: секатор, ножницы, флористический нож, емкость с водой.
Материалы: живые срезанные цветы (астры, хризантемы, ветки снежноягодника, аспарагус, элементы фитодекора: грозди рябины, калины, плоды шиповника, мелкие красные яблоки), оазис для живых цветов, декоративная пленка, лента.
Подготовка кабинета к занятию. Организация рабочих мест обучающихся:
Столы сдвигаются, образуя один стол на 10 рабочих мест. Стол покрываем скатертью и клеенкой. Инструменты раскладываются на каждое рабочее место. Материалы - по центру стола. Цветы в 5 ваз с учетом цветовой гаммы, элементы фито-декора: плоды, яблоки и т.д. на подносах по центру стола, оазис и емкость с водой в середине стола.
Ход занятия:
Приветствие.
Теоретическая часть.
Рассказ о правилах создания флористической композиции, о способах передачи настроения с помощью цвета, формы, пропорций и др., о технических приемах создания композиции. Даем схему создания композиции и объясняем ход работы.
Дети принимают активное участие в беседе. Далее из волшебной корзинки каждый ребенок достает записочку со своим заданием. Так как цветы представлены в двух цветовых гаммах, то и задания будут разные:
1.Композиция «Дары осени».
2.Композиция «Жизнь в розовом цвете».
Практическая часть занятия.
Разрезаем оазис на кусочки нужного размера, погружаем его в емкость с водой, чтобы он впитал воду. Занимаемся подготовкой цветов: извлекаем цветы из ваз, подрезаем стебли до нужной длины. Достаем из воды оазис, помещаем его на декоративную пленку и обвязываем лентой. Оазис готов к работе. Начинаем установку цветов в оазис, согласно схеме построения композиции, в нашем случае это треугольник. Форма композиции определяется идеей и имеющимися материалами. Когда установили ветки и цветы, начинаем закреплять на оазисе элементы фито декора, что придаст работе большую яркость и выразительность.
Следующий этап занятия: фото-сессия.
Фотографируем работы обучающихся. Обсуждение занятия.
Подведение итогов занятия
Все обучающиеся справились с работой. Процесс и результат работы детям очень понравился. Цели, поставленные для проведения занятия, были достигнуты. Обучающиеся получили элементарные знания по флористике. У них возрос интерес к изучению флористики и желание совешенствовать свои знания и умения. Мониторинг результатов освоения темы может быть выражен по фотографиям.
9. Список литературы:
- Задворная Т. «Аранжировка цветов». - М.: Искусство, 1994.
- Зайцев А. «Учение о цвете и живописи». - М.: Академия развития, 1985.
- Миловский А. «Песнь Жар-птицы». - М.: Искусство, 1987.
- Некрылова А. «Круглый год». - М.: Просвещение, 1991.
- Новикова Е. «Вдохновение». - М.: Искусство, 1994.
- Николаенко Н. «Икэбана». - М.: «Кладезь»1988.
- Саркисова Л. «Искусство букета». - М.: Искусство, 1970.
- Черней Е. «Цветы и фантазия». - М.: Искусство, 1987.
- Программы. «Культура быта». - М.: Просвещение, 1986.
- Кудряшова Т. «Украшения для интерьера в технике терра» М.: «Эксмо» 2008 г.
- Кондратьева Г. « Ремесло и искусство» М.: «Арт- сервис» 2011 г.
- Кондратьева Г. «Через тернии к звёздам» М.: «Китас» 2011 г.
- Николаенко Н. Икэбана. - М.: «Кладезь»1988 г.
- Мамонтова Ю. «Гобелены и ширмы» М.
- Кондратьева Г. «Создание образа» М.: «Арт- сервис»2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Цветочный дизайн"
Программа кружка «Цветочный дизайн» рассчитана на один учебный год, на учащихся 11-16 лет. Годовое количество часов – 70: 1 раз в неделю по 2 часа занятий. Программой предусмотрены 16 практических...
Презентация для проведения занятий по дизайну одежды, тема "Изготовление цветов из текстильных материалов"
Презентация направлена на повышение мотивации учащихся, а так же обесечивает наглядность при обучении...
Методическая разработка " Создание арт-композиции из бросового материала «Пластиковые цветы»"
Данная работа имеет важное значение и актуальность, помогает обеспечивать необходимые условия для целостного и гармоничного развития личности.Бросовый материал, это все то, что можно было без жалостно...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке "Цветочный дизайн"
Опираясь на народную мудрость: "Лучше предупредить, чем предотвратить", понимаешь, что одной из важнейших задач образования является воспитание здоровой, социально адаптированной личности. В статье ра...
Методическая разработкаТема: «Текстовой редактор Word. Форматирование»
Практическое занятие по освоению темы проходит по схеме: что можно сделать с помощью данной операции; как это сделать; зачем это делать.Изучение и осмысленное применение на практике основн...
Методические рекомендации по изготовлению композиции из бисера "Цветы родного края"
Краткая история изделий из бисера и методические рекомендации по изготовлению композиции из бисера "Цветы родного края"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Страниц живых прикосновенье…» (Школьный этап конкурса «Живая Классика»)
Сценарий литературно-музыкальной композиции«Страниц живых прикосновенье…»(Школьный этап конкурса «Живая Классика»)Оформление зала: Плакат «Живая классика», п...