Программа кружка "Этикет и культура общения" по ФГОС
рабочая программа

Романова Елена Александровна

Программа кружка "Этикет и культура общения" по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_i_kultura_po_fgos.docx58.8 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Принята на заседании

педагогического совета

от «31»  октября 2019г.

Протокол № ____

Утверждаю:

Директор МОУ «Школа-интернат

для обучающихся с ТНР»

___________ / Н.Б.Куличенкова /

«31» октября 2019г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Этикет и культура общения»

(базовый уровень)

 

Возраст обучающихся: 15 – 17 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: нравственная

                                           Автор-составитель:

                     Романова Елена Александровна,

                                          воспитатель

г. Подольск, 2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа «Этикет и культура общения» является дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой нравственной направленности. 

Актуальность программы.

         Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области межличностных отношений, этикета, бытовых и социальных ориентиров.  Знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей. 

В рамках обучения предполагается, что к возрасту 15-17 лет учащийся готов самостоятельно либо при помощи ближайшего окружения оценить свои способности и интересы, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной деятельностью в соответствии с поставленными целями. Учащийся ждёт не готовых решений и советов, а откровенного разговора о волнующих проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Занятия в кружке в непринужденной обстановке может помочь юношам и девушкам найти себя в этом мире, дадут возможность для саморазвития и самопознания, помогут преодолеть трудности и опасности настоящей и будущей жизни, сознательно подойти к определению своего дальнейшего пути. Оказать поддержку взрослеющему человеку — главная задача и основной смысл деятельности воспитателя.

Изучение курса «Этикет и культура общения» направлено на достижение следующих целей:

  1. Познание самих себя, человеческих взаимоотношений;
  2. Формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных ситуациях в соответствии с нормами поведения;
  3. Формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
  4. Выработка основ этикета, культуры поведения в обществе.

Задачи программы:

Личностные:

  1. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 
  2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 
  3. Формирование адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  4. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  5. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, освоение общих правил культурного поведения.

Метапредметные:

  • развивать потребность в саморазвитии, самостоятельность, ответственность;
  • развивать познавательные способности учащихся: пространственное и логическое мышление, речь, память.
  • развивать творческую, познавательную и созидательную активность.
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 

Предметные:

Учащийся должен:

  • представлять  основные  этические  нормы,  принятые  в  обществе;  знать

принципы  этикета и  главные  правила хорошего  тона;

  •   владеть  основами

психологической  грамотности,  необходимыми  для  успешного  общения;

  • уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях,

оценивать  и  корректировать  поведение  в  соответствии  с  моральными

нормам, применять полученные знание в повседневной жизни.

Новизна.  В рамках данного кружкового объединения работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения рассматриваются аналогичные вопросы, но на более высоком уровне сложности.

Вид программы: модифицированная

Отличительные особенности программы.

 Программа включает в себя 5 разделов: Индивидуальные особенности человека «Общее понятие об этикете», «Культура общения», «Культура поведения», «Повседневный этикет», «Культура речи», «Речевой этикет», «Самопознание». При разработке занятий активно используются материалы учебных предметов, прежде всего гуманитарно-художественного цикла: литературные и музыкальные произведения, история родного края, народные обычаи и традиции, знакомство с окружающей природой. Это соответствует основной задаче курса - сделать этикет как предмет связующим звеном всего учебно-воспитательного процесса. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, решения проблемных ситуаций, беседы. По результатам изучения программы кружкового объединения проводятся итоговые занятия с целью изучения уровня усвоения учащимися этических норм и применения их в разных ситуациях. Ожидаемые результаты. Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного общения.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 15-17 лет.

Программа «Этикет и культура общения» социально востребована, так как отвечает желаниям родителей видеть своего ребенка всесторонне развитой личностью, общительным, психологически защищенным, умеющим найти адекватный выход в любой жизненной ситуации. Она соответствует ожиданиям учащихся по обеспечению их личностного роста, их заинтересованности в получении качественного образования, отвечающего их интеллектуальным способностям, культурным запросам и личным интересам.

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости - не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. В младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У него появляется "внутренняя позиция", которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Занятие в кружке «Этикет и культура общения» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания школьников об этических нормах, правилах поведения. Цель программы кружка «Этикет и культура общения» - ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей школьников. Основные задачи: познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах; формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека; развивать устойчивую положительную самооценку школьников. В рамках данного кружкового объединения работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения рассматриваются аналогичные вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем и проведении занятий. Программа включает в себя 5 разделов: Индивидуальные особенности человека «Общее понятие об этикете», «Культура общения», «Культура поведения», «Повседневный этикет», «Культура речи», «Речевой этикет», «Самопознание». При разработке занятий активно используются материалы учебных предметов, прежде всего гуманитарно-художественного цикла: литературные и музыкальные произведения, история родного края, народные обычаи и традиции, знакомство с окружающей природой. Это соответствует основной задаче курса - сделать этикет как предмет связующим звеном всего учебно-воспитательного процесса. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, решения проблемных ситуаций, беседы. По результатам изучения программы кружкового объединения проводятся итоговые занятия с целью изучения уровня усвоения учащимися этических норм и применения их в разных ситуациях. Ожидаемые результаты. Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного общения.

Объём и срок освоения программы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут,17 часов в год.

Сроки реализации – 1 год. Уровень освоения – базовый.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в группе и содержат постоянный состав учащихся на протяжении изучения материала. Наполняемость одной группы: 27 учащихся.

Планируемые результаты освоения учащимися программы.

Личностные результаты:

  • положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;
  • осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.

Метапредметные результаты

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией  учащиеся должны знать:

-   виды и значение этикета;

-   культуру внешнего вида, правила гигиены;

-   правила жизни в обществе;

-   правила поведения в семейном круг, отношения с близки ми людьми;

-   культуру поведения в общественных местах;

-   особенности поведения в школе;

-   правильного  питания,  представление  о  вреде  курения  употребления

алкоголя

-   правила гостеприимства;

-   правила дарения и получения подарков

-   правила оформления писем, поздравлений.

-   правила ведения переписки в сети Интернет

Учащиеся должны уметь:

-   вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.

-   следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;

-   правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по

телефону;

-   вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

-   общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.

Формы аттестации: тестирование, опрос, практическая работа, защита творческого проекта.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал тестирования, фото, отзыв детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: практическая работа, открытое занятие, итоговый отчет, презентация работ.

Материально-техническое обеспечение. Выбор помещения определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Технические средства обучения:

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника

Кадровое обеспечение программы осуществляет воспитатель группы, реализующий данную программу.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел1.Индивидуальные особенности человека

1

1

Характер – наша судьба? Или…

30 м

-

2

Качества успешного человека

30 м

-

Раздел 2. Я в мире.

2

3

Межличностное взаимопонимание.

30 м

встреча с психологом

-

4

Стресс

30 м

-

5

«Внимание! Конфликт!»

-

30 м

6

«Я+ТЫ»

-

30 м

Раздел 3. Этикет

7

7

Приветствие. Представление при знакомстве.

30 м

8

Правила общения

30 м

9

Правила беседы и культуры речи

30 м

10

Этикет общения по телефону

30 м

11

Этикет в любви и дружбе

30 м

12

Поведение на улице, в общественном месте

30 м

13

Поведение в общественном транспорте и на природе

30 м

14

Этикет поведения в театре, кино, на концерте в музее

30 м

15

Поведение в православном храме

30 м

16

Танцевальный этикет

30 м

17

Этикет визитов и приемов гостей

30 м

18

Этикет застолья

30 м

19

Красота повседневности (внешность, школьная  форма, мода)

30 м

20

На подиуме.

30 м

Раздел 4. Культура речи

3

21

Основные понятия культуры речи

30 м

22

Учимся деловому общению

30 м

23

Культура монологической речи

30 м

24

Учимся выступать перед аудиторией

30 м

25

Искусство диалога

30 м

26

Умение вести дискуссию

30 м

Раздел 5. Брак и семья.

4

27

Готовность к браку: семья или карьера

30 м

28

Особенности молодой семьи.

30 м

29

Семья и дети.

30 м

30

Мои представления о семье

30 м

31

Поговорим о деньгах. Бюджет семьи. Заработок молодых.

30 м

32

Распределение доходов

30 м

33

Супружеская любовь, верность и ревность

30 м

34

Конфликты в семье и способы их преодоления

30 м

Итог:

17 часов

Методическое обеспечение программы.

Организация учебного процесса по программе осуществляется по очной форме обучения. Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп).

3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

6. Принцип ориентации на успех.

7. Принцип взаимоуважения.

8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

9. Принцип связи обучения с жизнью.

10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

11. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

12. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Методы занятий:

  • словесные: рассказ, беседа, лекция;
  • наглядные: используются различные средства обучения: видеоролики, поэтапные инструкции, демонстрация. Использование наглядных методов позволяет установить ассоциацию между словами и зрительными образами, поэтому используются вместе со словесными методами;
  • практические: работа над проектами.
  • Игровой: соревнования, конкурсы в игровой форме

Виды занятий:

  • лекция - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений информатики, общими сведениями, касающимися информационных систем.
  • практические занятия - применение полученных знаний на практике, работа с программным обеспечением.
  • самостоятельная творческая работа – создание проектов.
  • соревнование – презентация проектов.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога, так и со стороны учащихся. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических творческих работ по программе

Формы организации учебного занятия: лекция, круглый стол, практическое занятие, соревнование.

 Применение современных педагогических технологий. В основе программы лежат следующие педагогические теории:

«Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги – новаторы –Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.П. Иванов. В основе теории следующие принципы: "Все дети талантливы. Плох не ребёнок, плох его поступок. В каждом ребёнке чудо, ожидай его".

Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) - организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.

Игровые педагогические технологии (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и др.), предусматривающие педагогическую игру как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. В данной программе применяются игры познавательные, занимательные, решение практических ситуаций и задач.

Информационно-коммуникативные технологии. При проведении занятий используются: презентации по темам, демонстрация фильмов, слайдов и т.д.

Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов). Результатом КТД является позитивная деятельностная активность учащихся, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»), связанная с пониманием и необходимостью позитивных изменений учащихся.

Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской. При организации учебно-воспитательного процесса предусматривается учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. А также ставятся задачи раскрытия и использования опыта каждого ребенка, становление личностно значимых способов познания путем организации целостной познавательной деятельности.

Технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина. «Работа в парах сменного состава», что позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

В совместной деятельности следует придерживаться следующих принципов: 1) Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей.

2) Принцип успешности. Создание ситуации успеха для всех заинтересованных сторон: детей, родителей, педагогов.

3) Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности детей.

4) Принцип выбора. Дети должны обладать реальными правами выбора (форм работы, времени проведения, направление деятельности).

5) Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений. Каждый ребёнок должен доверять своим партнёрам, быть уверен в том, что ему окажут необходимую помощь, методическую, психолого-педагогическую, владеть информацией об эффективности процесса. Алгоритм учебного занятия.

Механизм оценки результативности освоения программы.

Для определения результативности освоения программы используются следующие формы контроля:

  • устный опрос;
  • тест;
  • проверка самостоятельной работы;
  • игры;
  • защита проектов.

Нормативно-правовая база

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”,

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),

5. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),

7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),

8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),

9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),

10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

              Литература, используемая при составлении программы.

  1. Афанасьева Т.М. “Семья”.
  2. Браун Л. “Имидж – путь к успеху”.
  3. Гарбузов В.И. “Нервные дети”.
  4. Сатир В. “Как строить себя и свою семью”.
  5. Тимошенко Л.Н. “Воспитание старшеклассниц”.
  6. Черников А.В. “Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики”.
  7. Эйдемиллер Э.Г. “Методы семейной диагностики и психотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 5 класса

Программа разработана как дипломный проект на курсах повышения квалификации....

Рабочая программа по физической культуре 6класс ФГОС.

Программа по физической культуре  для 6 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ....

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС начальная школа.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным  Государственным образовательным стандартам общего образования по физической культуре и  на основе  программы общеобразова...

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС 5 класс

Данная рабочая программа разработана в соответствии  с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, с учетом Прим...

Рабочие программы по физической культуре соответствующие ФГОС

Составленны соотвественно ФГОС, с учётом всех требований, проверенны и зарецензированны...

Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 5 класс

Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...