Краткий обзор основных этапов начального обучения педализации учащихся ДМШ
статья
В статье обосновывается важность педали как одного из ярких художественных средств выразительности в арсенале пианиста. Автор приводит доводы в пользу самого раннего развития навыка педализации у учеников музыкальных школ и разбирает особенности применения этого приема для решения разнообразных исполнительских задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 2 имени В. К. Мержанова»
Краткий обзор основных этапов начального обучения педализации учащихся ДМШ
Преподаватель:
Каштан Елена Васильевна
Тамбов 2020
Педаль - ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано. Никакой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Это «самобытное и прекрасное свойство инструмента и сильнейшее средство воздействия в руках мастера» (Г.Нейгауз) знали и широко использовали все великие композиторы, начиная с Бетховена.
Фортепианная методика не может обойти вопросы педализации. Данная проблема - одна из труднейших в фортепианной педагогике. Обучение педализации должно быть составной частью всего педагогического процесса и, следовательно, должно непрестанно находиться в поле зрения педагога.
Научить педализации - значит, прежде всего, научить слушать, улавливать оттенки звучания и вслушиваться в них, научить подчинять педаль (ногу) требованиям слуха.
В детской музыкальной школе ученик получает основы музыкального образования. Уже с первых лет занятий он должен осознать, что педаль является одним из необходимых средств выразительности, что в певучей пьесе нужна иная педализация, чем в танцевальной. В процессе обучения педагогу надо заботиться одновременно о нескольких компонентах исполнения- о качестве звука, фразировке, ритме и многом другом, так что вопросы педализации отодвигаются иногда на второй план, поэтому неудивительно, что у юных пианистов наиболее часто встречающимся недостатком являются именно дефекты педализации.
В работе с начинающим учеником очень важно возможно раньше увлечь его богатством музыкальных образов. Начинать обучение педализации (с наиболее «продвинутыми» учениками ) можно уже на раннем этапе - на втором году обучения- после первоначального налаживания рук и освоения нот в басовом ключе; целесообразно - с приема запаздывающей педали: ученик слушает обогащенное обертонами звучание и у него автоматизируется необходимая координация движений ( рука вниз, нога вверх). Стоит выбрать произведения, в которых педаль встречалась бы лишь в отдельных местах. Если в пьесе педаль встречается хотя бы один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения. На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью.
Прямая педаль употребляется, главным образом, в пьесах с острым, четким или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмическую опору фразы. Такая педаль хороша, например, в Марше Шумана с отчетливым ритмом. В «Смелом наезднике» Шумана при легком staccato предполагается короткий, неглубокий нажим педали, оттеняющий упругость ритма. Короткая педаль на сильную долю в танцевальных пьесах даст ученику возможность лучше почувствовать ритм, «педальное дыхание».
Легкие певучие пьесы на ранних этапах обучения следует сначала выучить без педали, чтобы красивый звук, плавное legato и выразительность фразировки достигались бы прежде всего пальцами, а затем начинать работу над педализацией. Обычно педализация мелодии связана с педализацией гармонии сопровождения. Поэтому слушать надо одновременно весь комплекс педального звучания.
В медленных певучих пьесах педаль можно брать на каждый долгий звук мелодии, вслушиваясь в чистое звучание, особенно в моменты смены педали (А.Хачатурян: Андантино) .
Большинство полифонических произведений («Маленькие прелюдии и фуги», инвенции Баха, фугетты Генделя) в музыкальной школе исполняются, как правило, без педали, чем достигается важная педагогическая цель: ясное слышание учеником двух или трех относительно самостоятельных мелодических линий одновременно. Поэтому особенно важно воспитать в ученике умение вслушиваться в ясность голосоведения, что на ранних этапах обучения достигается только путем беспедального исполнения.
Педализация этюдов требует такого же подхода, что и педализация полифонических произведений. В репертуаре ДМШ имеются этюды разных типов: строго классические (этюды Черни), с оттенком романтизма( этюды Лешгорна), романтические (этюды Геллера, Аренского).Приемы педализации и степень насыщенности педалью должны определяться в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных задач.
Все описанные приемы педализации, высказанные советы и соображения, предполагают творческий подход педагога к каждому отдельному ученику.
Задача педагога школы заключается в том, чтобы после объяснения и закрепления основных приемов педализации помогать ученику находить педализацию в каждом отдельном случае, исходя из звукового облика произведения, из его стиля, жанра, фактуры, художественного образа.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-155276-1354291824.jpg)
Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.
Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке....
Открытый урок на тему: "Основные этапы начального обучения игры на гитаре"
План урока: 1)Организационный момент 2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. 3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-509431-1414526093.jpg)
Основные задачи начального обучения и значение предмета "Общее фортепиано" в ДШИ
В работе говорится о предмете "Общее фо-но",как о важном компоненте музыкального обучения в ДШИ, Из истории дисциплины,описываются общие принципы работы над музыкальным произведением,рассказывае...
Технлогия критического мышления. Краткий обзор - термины, этапы, методы
Технология критического мышления. Краткий обзор. Термины, этапы, методы (статья)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-267464-1389191728.jpg)
Методическая разработка Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам (прием и передача мяча) на этапе начальной подготовки (первый год обучения)
В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым осн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-101151-1352181737.jpg)
«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЛАЛАЙКЕ»
В методических рекомендациях рассматривается постановка исполнительского аппарата балалаечника на начальном этапе обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/12/picture-1435533-1668264479.jpg)
Развитие основных элементов общей физической подготовки для тренировки баскетболистов на этапе начального обучения.
Развитие основных элементов общей физической подготовки для тренировки баскетболистов на этапе начального обучения. Средства и методы применяемые при подготовке юных баскетболистов.Освоение главн...