Лепка из глины как средство реабилитации детей.
статья на тему

Бабынина Татьяна Николаевна

Способность к творчеству, изначально заложенная в каждом человеке, особенно ярко проявляется в детские годы. Занятие любимым делом – самое благоприятное условие для развития творческих способностей. Кроме морального удовлетворения от занятий любимым делом, работа с глиной благотворно влияет на психику ребенка, способствует формированию качеств, которые необходимы человеку любой профессии: пространственное мышление, зрительная память, навыки анализа и синтеза, мелкая моторика рук. Считается, что народное искусство обладает душой ребенка, поэтому оно близко и понятно детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лепка из глины.29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка из глины как средство реабилитации детей.

        Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. Нестабильность социально-экономической и политической жизни в стране  негативно сказывается на семье. Происходят кризисные явления в семье,  нарушается структура и её  функции, падает жизненный уровень, ухудшается условия содержания детей, нарастает психосоциальные перегрузки у родителей, вследствие жесткое обращение с детьми. В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.  Одной из главных задач социально – реабилитационного  центра для несовершеннолетних - это индивидуальная, конкретная работа с несовершеннолетним в условиях сохранения его межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения курса реабилитации  воспитанника в специализированных учреждениях. Важнейшим направлением деятельности центра является социально-реабилитационная, т.е. организация эффективного сопровождения в ходе развития ребенка, работа с микросредой, в которой постоянно проживает ребенок, оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д. Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы. Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы является создание условий для организации досуга детей. При этом воспитанники самостоятельно выбирают вид досуговой деятельности, занятия по интересам, задачами которых является реабилитация и социальная адаптация детей с девиантным поведением, т. е. профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка.    

         Изучив ряд методических пособий, опыты работы социально – реабилитационных центров, а так же литературу по обучению детей декоративной лепке, приняв, участие в мастер классах по гончарному делу, пользуясь, интернет ресурсами. Я решила внести в работу с воспитанниками занятия по интересам «Умная глина».  Составила подпрограмму и тематическое планирование для разновозрастных групп воспитанников: младших(7-10 лет), средней и старшей(11-15 лет).        

         Способность к творчеству, изначально заложенная в каждом человеке, особенно ярко проявляется в детские годы. Занятие любимым делом – самое благоприятное условие для развития творческих способностей. Кроме морального удовлетворения от занятий любимым делом, работа с глиной благотворно влияет на психику ребенка, способствует формированию качеств, которые необходимы человеку любой профессии: пространственное мышление, зрительная память, навыки анализа и синтеза, мелкая моторика рук. Считается, что народное искусство обладает душой ребенка, поэтому оно близко и понятно детям.  

         Цели:

Познакомить с историей художественных керамических промыслов.                                              Научить приемам лепки  различных изделий из глины.                                                     Познакомить с образной стилизацией глиняной игрушки.                                                          Познакомить с основными законами композиции и цвета.                                                   Формировать приемы народной росписи изделий способствовать развитию творческих способностей воспитанников.

Воспитывать интерес к народному искусству.                                                                               Прививать интерес к работе с глиной, дарить радость творчества; учить преодолевать трудности.

Развивать художественный вкус, способности к самостоятельному художественному творчеству.

         Задачи:

- Воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему.                                                       - Развитие эстетического вкуса, творческого мышления и воображения.

- Развитие творческой индивидуальности.

         Для достижения  положительного результата, разработала определенную систему в своей работе:

- Что бы у детей возник замысел, введу предшествующую работу. Это - знакомство с книгами по искусству с детской художественной литературой, вырезками из газет, интернет источники, с образцами;

- Определяя с помощью анкеты, к какому типу характера относятся тот или иной ученик;

- Готовлю необходимые материалы;

- Обговариваем возможные ошибки и способы их устранения.

- Затем каждый начинает свою работу.

На этом этапе учитываю индивидуальные особенности воспитанников. Ученики с характером холерика - «распыляются», не  могут сконцентрироваться, а меланхолики боятся.

         Занятие основываются на блочно цикличном  методе основания.

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками лепки, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы замысла. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места где закончил.

         Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей.                                                      Все детские работы носят общественно-полезную направленность, находят применение в быту.

         К концу года воспитанники должны знать и уметь:

-Правила труда и личной гигиены

-Подготовка рабочего места

-Правила техники безопасности

-Способы изготовление изделий из глины вручную.

-Приготовление и сбор глиняной массы. Свойства глины.

-Лепить по мотивам народных игрушек.  Анализировать образцы глиняных игрушек.

- Творчески работать над созданием собственных оригинальных изделий.

-Художественно обрабатывать изделия. Роспись. Нанесение на готовое изделие водоэмульсионной краски, клея, лака.

-Совершенствование навыков владения кистью. Особенности узора, составление узора.

-Коллективно работать. Подготавливать сувениры к праздникам, на выставку.

-Владеют умениями, обеспечивать культуру труда на всех этапах трудового процесса:

  • Экономное расходование материала;
  • Бережное обращение с инструментами;
  • Поддержание порядка на рабочем месте.

Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируют в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдение, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив, а дальнейшую работу, планирование индивидуальной поддержке детей.

         Формы проведения итогов:

-выставки детских работ в реабилитационном центре.

-участие в районных выставках декоративного прикладного творчества.

- творческий отчет  воспитателя на методическом объединении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна, учитель, художественны...

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями .

Данная статья отражает  проблему адаптации детей -инвалидов в обществе, и раскрывает понятие адаптивная физическая культура....

Трудотерапия как средство реабилитации детей.

Без труда не может быть чистой и радостной жизни.(Антон Чехов)Одним из направлений социальной  реабилитации воспитанников в нашем учреждении является  создание максимально благоприятных...

Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей.

Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей....

Культурно-досуговая программа как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на базе реабилитационного центра

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья может осуществляется путем обнаружения у них и закрепления какихлибо талантов, через вовлечение детей в процесс проведен...