Организация уроков ОПК в условиях ФГОС
статья

Освещение принципов преподавания основ православной культуры в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_urokov_opk_v_usloviyah_fgos.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Организация уроков ОПК в условиях ФГОС

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи.

Я прошла курсы, но этого оказалось недостаточно. Нахожусь постоянно в поиске, подготовка к урокам по новому модулю занимает много времени, не хватает знаний по предмету. К достоинствам этого учебного пособия следует отнести оформление уроков (рубрики, иллюстрации).

Начиная преподавание данного курса по модулю ОПК, ставила перед собой цель сделать уроки непохожими на обычный урок, вести уроки в доверительной манере общения, чаще использовать диалог, давать возможность ребёнку спрашивать обо всём, о чём ему хочется спросить. Меня радует, когда на уроках возникает незапланированная дискуссия, значит, ребят интересует эта тема.

На каждом уроке я вношу хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий приучает к ним детей и поддерживает их активность.

Например: урок 9 «Православное учение о человеке»

Познакомьтесь с разделами сегодняшнего урока

- Что заметили? (Раздел «Душа», «Подумай о душе»)

- Как вы думаете, почему нет раздела о теле?

Или урок 12 «Милосердие и сострадание»

- Подберите слова, которые начинаются с приставки со-

(сопереживание, согласование, совместно, сознание, соединённые, созвездие, соплеменник, соучастие и т.п.)

- Что заметили?

Урок 13 «Золотое правило этики»

- Запишите тему урока.

- В каком значении употреблено слово «золотое»?

- Запишите словосочетания со словом «золотой», употреблённым в переносном значении.

Постоянное копание в незнакомых, а порой, казалось бы, и в знакомых словах, их разбор, экскурс в историю слова, подбор родственных, помогает не только лучше усвоить понятие, расширить кругозор, но и учит бережно относиться к слову, а этого сейчас ох как не хватает.

Решение учебных творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Предлагаю задания, не имеющие  однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей детей.

Урок 14 «Храм»

- Как вы понимаете слово «храм»?

- Какие храмы вы знаете? (храм науки – школа, храм природы – лес)

- Что вы можете рассказать о внутреннем убранстве храма?

- Что объединяет все храмы?

Тем самым создавала проблемную ситуацию.

 Далее предлагала посмотреть видео ролик по данной теме. После чего походила беседа с учащимися. Затем предлагала мини –тест для закрепления знаний.

( предложить участникам тест)

Кроме других методов можно использовать метод проектов.  Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

     Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов.  

    Считаю, что не стоит откладывать занятия проектной деятельностью до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников. И данный курс как нельзя лучше этому способствует.

На 17 уроке ребята могут продемонстрировать насколько они могут работать творчески, самостоятельно. Н/р: Проект с одноимённым названием «Храм». Кто-то из ребят может нарисовать Храм Природы, кто-то Храм Науки (Школа, Библиотека), а кто-то Православный Храм.

Защитить свои  проекты можно в разных формах: стихи, что-то новое и интересное о Храме или просто ответы на перечень предложенных вопросов.

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:

  1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
  2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
  3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

     Таким образом, вся работа, проводимая на уроках содействует духовно-нравственному развитию личности ребенка, раскрытию их творческих способностей, формированию социального опыта, бережного отношения к родной природе, к ближнему  и родной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"

Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....

Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования

Сегодня  рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке....

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС

В статье описаны формы организации  учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой  исследовательской задачи с заранее неизвестным ...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в условиях ФГОС

Использование на уроках биологии метода проектов...

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях ФГОС основного и среднего образования

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...