Рабочая программа студии "Соловушки" на 2019-2020гг
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЗАПАД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
по направлению: художественно-эстетическое
вокальный ансамбль
на 2019-2020 учебный год
Москва
2019 год
СОГЛАСОВАНО: Начальник учебно-методического Отдела ГБПОУ МОК ЗАПАД _________________/Н.Ф.Гамаюнова/ «_____»_______________2019г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующая отделением по воспитательной работе ГБПОУ МОК ЗАПАД ____________/О.Я.Загарова/
«____»___________2019г. |
Разработчик: Федосеева Г.Ф., преподаватель объединения дополнительного образования | |
|
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Общая характеристика программы объединения дополнительного образования «Соловушки» | 4 |
3 | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
4 | Содержание программы объединения дополнительного образования «Соловушки» | 4 |
5 | Тематический план | 10 |
6 | Календарно-тематический план | 16 |
7 | Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | 40 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи, строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
В нашей школе учится много детей наделенных музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа, направленная на духовное развитие обучающихся.
Новизна программы
В школе созданы вокальные студии «Карамельки», «Соловушки» и «Камертон» в которой занимаются учащиеся 1-8 классов в возрасте от 6 до 15 лет. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Программа отличается тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии соразмерно личной индивидуальности;
- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Практическое назначение программы: Программа - это обобщенный многолетний опыт по воспитанию вокалистов из числа одаренных учащихся. Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса.
Программа имеет практическую значимость и может быть применена для работы в общеобразовательной школе.
Она дает возможность каждому ученику удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.
Содержание программы предполагается реализовать в объеме 76 часов (за 1 год обучения).
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
- На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
- Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
- Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом
многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
- Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать вокальную культуру как
неотъемлемую часть духовной культуры;
- Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности.
В основу программы для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьной студии положены упражнения для развития певческих навыков, алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя, правила вокального пения, рекомендованные дающие положительный результат в развитии здорового, сильного выразительного голоса.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
Программа определяет два направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
При разучивании песенного репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы – формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Формы контроля. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
- Музыкальные инструменты (рояль, синтезатор, гитара, балалайка), магнитофон, компакт-диски, ноутбук. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации..
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Планируемый результат и способы их проверки. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.
Промежуточная аттестация
№ | Дата проведения | Тема |
1 | Октябрь | «Осенний праздник» |
2 | Декабрь | «Зимнее настроение» |
3 | Март | «Весенняя капель» |
4 | Май | «Школьная страна» |
Вокальный ансамбль «Караельки»:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
Вокальный ансамбль «Карамельки»:
№ | Тема | Кол- час | теория | практика |
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 4 | 1 | 3 |
2 | Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. | 6 | 1 | 5 |
3 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 7 | 1 | 6 |
4 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. | 10 | 2 | 8 |
5 | Сценическая хореография. | 6 | 1 | 5 |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 2 | 2 | 10 |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 19 | 3 | 16 |
Итого | 64 | 11 | 53 |
Вокальный ансамбль «Соловушки»
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Вокальный ансамбль «Соловушки»
№ | Тема | Кол. час | теория | практика |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 4 | 1 | 3 |
2 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 5 | 1 | 4 |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки. | 6 | 1 | 5 |
4 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 5 | 1 | 4 |
5 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция . Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. | 6 | 1 | 5 |
6 | Сценическая хореография. | 4 | 1 | 3 |
7 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 16 | 3 | 13 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 14 | 3 | 16 |
Итого | 64 | 12 | 52 | |
Вокальный ансамбль «Камертон»
наличие стойкого интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение двухголосия, пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, выработка индивидуального стиля, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, пение а капелла в унисон и в два голоса, правильное распределение дыхания во всём произведении, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Вокальный ансамбль «Камертон»
№ | Тема | Кол. час | теория | практика |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 4 | 1 | 3 |
2 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 5 | 1 | 4 |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки. | 6 | 2 | 4 |
4 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 5 | 1 | 4 |
5 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция . Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. | 8 | 2 | 6 |
6 | Сценическая хореография. | 5 | 1 | 4 |
7 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 15 | 2 | 13 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 18 | 3 | 15 |
Итого | 64 | 14 | 50 |
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными. Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом
пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в
процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более
спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания
(пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз
на «цепном дыхании»
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
Певческая установка. 0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
Дыхание. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания.
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака
звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения
использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые
определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать
рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное
положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их
округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание
согласных.
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное
интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение
задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в
более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые,
пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
Формирование сценической культуры. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно
их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться
звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических
упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится
комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает
вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию
сценического образа.
Тематическое планирование
работы вокального кружка «Карамельки».
№ | Тема занятия | Часы |
1 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 2 |
2 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. | 3 |
3 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 6 |
4 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). | 5 |
5 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. | 4 |
6 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 8 |
7 | Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). | 5 |
8 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. | 8 |
9 | Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных | 6 |
10 | Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). | 9 |
11 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 8 |
Тематическое планирование
работы вокального кружка «Камертон»
№ | Тема занятия | Часы |
1 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 2 |
2 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания. | 3 |
3 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 6 |
4 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). | 6 |
5 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. | 4 |
6 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 9 |
7 | Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). |
7 |
8 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. | 6 |
9 | Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных | 6 |
10 | Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Пение несложных двухголосных песен. | 9 |
11 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 6 |
Учебно-тематический план (1)
№ | Тема блока | Темы занятий | Теория | Практика | Всего |
1 | «Звучащий мой голос» | «Знакомство с детьми. Введение», «Знакомство с голосовым аппаратом», «Детские песни в нашей жизни», «Детский фольклор. Музыкальная игра «На лугу», «Щи да каша», «Песенки из мультфильмов. Пение любимых песен». «В гостях у сказки. Музыкальная игра «Колобок», «Колыбельные песни. Импровизация «Баю-бай», «Раскрепощение певца. Сценическое движение», «Музыкальные игры и загадки. Игра «Весело-грустно», «Формы и жанры вокальной музыки», «Детские песни в исполнении эстрадных певцо», «Осенние песни. Импровизация «Жёлтые листья», «Школьные годы. Развитие умения петь по фразам», «Каникулы – веселая пора. Движение мелодии вверх и вниз», «Ноги сами в пляс пустились. Игра «Ритмический рисунок», «Краски музыки и голоса. Разнообразие голосов», «Разнообразие голосов. Музыкальная игра «Кто поёт?», «Выступления на праздниках. Сценическое поведение». «Хороводные песни и шутки. Музыкальные игры». «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку». | 3 | 15 | 18 |
2 | «Весёлые нотки» | «Знакомство с нотной грамотой. Нотоносец. Скрипичный ключ», «Нотная грамота. Длительности нот», «Волшебная страна звуков. Динамические оттенки», «Мелодии осени. Распевание по нотам», «Нотная грамота. Размер. Дирижёрские навыки», «Нотная грамота. Импровизация «Лесенка». | 1 | 5 | 6 |
3 | «Первый концерт» | «Мелодии дня. Музыкальные загадки», «Сценическое движение», «Подготовка к новогодним утренникам», «Веселей, встречай друзей», « Герои сказок. Образы муз. Героев», «Музыкальная игра «Я-солист». Вокально-хоровая работа. «Праздничное настроение. Пение любимых песен», «Новогодний карнавал. Культура поведения на сцене», «Выступление на школьном празднике», «Подведение итогов новогодних выступлений». | 2 | 6 | 8 |
4 | «Серебристые снежинки» | «Серебристые снежинки», «Музыкальная прогулка. Песни из зимних сказок», «Сольное пение. Импровизация «На полянке», «Веселый калейдоско», « Знакомство с паузами», «Ансамблевое пение. «Русские народные песни», «Музыкально-драматическая игра «Волк и семеро козлят» «Нотная грамота. Размер. И хорошее настроение не покинет нас!», «Музыкальная прогулка. Пение песен о зиме», «Игра «Волшебная снежинка». Сценическое движение», «Калейдоскоп зимних песен», «Выразительность исполнения. Игра «Эхо». «Настроение нежности и веселья. Темп». | 1 | 8 | 9 |
5 | «Моя семья» | «Моя семья», «Вечная память русским героям. Песни о героях», «Праздник Масленица. Разучивание масленичных попевок», «Веселый праздник Масленица. Масленичные песни», «Весенний вальс. Ритмический рисунок вальса», «Дружба крепкая. Песни о весне», «Концерт. Культура вокального исполнения», «Артикуляция», «Весело – грустно. Интонационная вырательность», «Мелодия – душа музыки. Пение мелодии по нотам», «Мамина колыбельная. Навыки вокально - хоровой деятельности», «Дружная семья. Распределение дыхания по фразе». | 1 | 8 | 9 |
6 | «Все мы дружим с музыкой» | «Все мы дружим с музыкой», «Кульминация. Динамические оттенки», «Картинки с выставки. Движения под музыку. «Красочность моего голоса. Обработка вокальных навыков», «Знакомство с джазом. Синкопа», «Нотная грамота. Сочини мелодию», «Импровизация «Я- композитор» «Подготовка к итоговому выступлению», «Добрым быть совсем не просто…Расширение диапазона голоса», «Улыбка –это здорово! Сценическое поведение», «Мелодии лета. Эмоциональность исполнения». «Необычные звуки и голоса. Игра « Кто?» «И хорошее настроение не покинет нас! Весенние попевки», «Музыкальная прогулка. Пение песен о лете», «Летний день, замечательный праздник. Репетиция концерта», «Дружная семейка. Чему мы научились за год», «Пение полюбившихся песен», «Музыкальная угадайка», «Родные поля. Народные песни», «Композиторы шутят. Весёлые песни», «Итоговое выступление «Весна в школе» , «Итоговое занятие». | 3 | 11 | 14 |
Всего | 11 | 53 | 64 |
Учебно-тематический план (2)
№ | Тема блока | Темы занятий | Теория | Практика | Всего |
1 | Мелодия-душа музыки | «Введение. Летние впечатления». «Осенний листопад. Лирические мелодии».«Весело – грустно. Интонационная выразительность». «Озорные песенки из мультфильмов. Музыкальный образ». «Мелодия – душа музыки. Пение по нотам». «Солнечный свет в моем голосе. Пение в ансамбле». «Танцуют и поют все дети! Пение в хоре». «Праздник в душе у нас. Использование цепного дыхания». «Звуки и краски голоса. Пение соло.» «Песни детских кинофильмов. Обработка вокальных навыков» «Слышу голос из прекрасного далека. Понятие об интервалах». | 2 | 7 | 9 |
2 | Музыкальный образ | «Музыкальный образ», «Вокальный портрет сказочных героев. Муз.образ героя». «Картины природы в песнях и сказках». «Сказки шагают по свету… Песни из сказок». «Песни давно минувших дней. Расширение диапазона голоса». «Музыкальная шкатулка. Музыкальные импровизации». «Картинки с выставки. Сценический образ». «Лучше нету того свету…Диапазон певца». «Дружба крепкая. Движения под музыку». «Фантазия моего сердца. Правильное распределение голоса», «Души прекрасные порывы. Динамические оттенки». «Вечная память русским героям. Песни о мужественных людях». «Россия – Родина моя. Элементы двухголосия», «Добрым быть совсем не просто. Работа над артикуляцией». «Души прекрасные порывы. Обработка вокальных навыков», «Если с другом вышел в путь. Песни о дружбе». «Не грусти, улыбнись и пой! Элементы двухголосия», «Песня рассказывает обо всем. Муз. образы в песне». | 3 | 9 | 12 |
3 | Чарующие звуки | «Чарующие звуки», «Вокал откроет нам новый мир. Вокально-хоровая работа». «Красочность моего голоса. Выявление различных красок голоса». «Все мы дружим с музыкой и песней. Сценическая хореография». «Маленькая страна – школа моя. Работа над гимном школы». «Подготовка к выступлению на карнавале. Сценическое мастерство». «Выступление на новогоднем карнавале». «Веселое, звонкое эхо. Итоги выступления». «Единство музыки и танца. Танцевальные ритмы». «Песня и фантазия. Музыкальная импровизация». «Веселое, звонкое эхо. Расширение диапазона голоса». «Чарующие звуки романса. Работа над артикуляцией». «Под музыку Вивальди. Работа над мелодичностью исполнения». «Мы помним вальса звук прелестный. Обработка вокальных навыков», «Сколько песен мы с вами вместе…Пение в ансамбле». «Элементы двухголосия. Вокально-хоровые навыки». «Добрая сказка ждет, Обработка вокальных навыков», «Лето, ах лето… Движения под музыку». «Нам мир завещано беречь. Ритмы марша». «Цветные сны я вижу в детстве». | 2 | 14 | 16 |
4 | Школьные годы чудесные. | «Школьные годы чудесные». «Школьные годы чудесные. Пение песен о школе», «Игровые импровизации. Правильное распределение дыхания». «Джаз и только джаз! Знакомство с элементами джаза.» «Колыбельные детства. Пение в унисон, элементы двухголосия». «Народная песня. Работа с элементами хореографии». «Весёлая Масленица. Разучивание масленичных песен». «Песня твой друг на многие года. Эмоциональное восприятие». «Песни разных народов. Виртуальное путешествие по странам». «Мой самый чистый голос. Пение в унисон». «Песни нашего детства. Знакомство с многоголосным пением». «С чего начинается Родина? Обработка вокальных навыков». «Работа над элементами двухголосия». «Школа, ты похожа на корабль. Расширение диапазона голоса». «Дружба крепкая …Работа над опорным дыханием». «Моим другом стала песня. Работа над артикуляцией». «С песней жить всем веселей. Пение песен о дружбе». «Этот день нам позабыть нельзя. Патриотические песни». «Разноцветный серпантин. Использование цепного дыхания». «Песни Великой Победы. Вокально-хоровая работа». «Пожелание друзьям. Сценическая хореография». «Песня и фантазия. Сценическое поведение». «Подготовка к выступлению на концерте». «Подготовка к выступлению на заключительном концерте. «Любимые песни . Пение по желанию детей. «Музыкальная угадайка.«Музыканты шутят. Песни весёлого характера», «Инсценирование песен».«Итоговое выступление на школьном концерте». «Итоговое занятие. | 5 | 22 | 27 |
12 | 52 | 64 |
Материально-техническое обеспечение:
1.Акустическая система (колонки, микрофоны, микшерный пульт)
2. Ноутбук
3. Мультимедиа проектор
4. Синтезатор
Используемая литература:
1 .Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3. «Музыкальные игры для детей» Составители Т. Н. Образцова, г. Москва «Этрол-Лада»2005г.
4. Миловский С. «Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы», «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика
музыкального образования детей»
8. «Хрестоматия музыкального материала» Составители Е. Критская,
Т. Шмагина, Г. Сергеева. Москва
«Просвещение» 2002г.
9. «Музыка в школе» Составители Е. Критская,
Т. Шмагина, Г. Сергеева. Москва «Культура»
10. «Музыка» Составитель В. Фадин. Издательство «Учитель» 2003г.
11. «Песни о Родине». Серия «Наши любимые песни».
Издательство И. В. Зайцева. Г. Москва 2001г.
12. «Популярный песенник-справочник» Составители И. Олинская,
Д. Ухов, И. Оякяер.г. Москва.
Издательство «Музыка» 1991г.
13. Популярные детские песни «Рисунки на асфальте».
Составители Ф. Такун, А. Шершунов.
Издательство «Современная музыка»
14. «Музыкальные игры для детей» Составители Т. Н. Образцова,
г. Москва «Этрол-Лада»2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
Обсуждение и сравнение демоверсий и проектов демоверсий ОГЭ 2019-2020гг по русскому языку и литературе
На сайте ФИПИ опубликовали примерные проекты вариантов ОГЭ по русскому языку и литературе в 2020 году. В статье проанализированы предстоящие изменения....
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» 2019-2020гг.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 класса (девушки) 2019-2020гг.
Пояснительная записка....
Рабочая программа по ОРКСЭ на 2019-2020гг. (УМК Шемшурина А.И.)
Рабочая программа по ОРКСЭ на 2019-2020гг. (УМК Шемшурина А.И.)...
Рабочая программа по немецкому языку 11 класса 2019-2020гг.
Данная программа состоит из пояснительной записки.данном материале идет описание целей обучения немецкому языку на старшей ступени ,работа над лексической грамматической стороной речи.Требования к уро...