Рабочая программа студии "Семицветик" на 2019-2020гг
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЗАПАД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
по направлению: художественно-эстетическое
изостудия «Семицветик»
на 2019-2020 учебный год
Москва
2019 год
СОГЛАСОВАНО: Начальник учебно-методического Отдела ГБПОУ МОК ЗАПАД _________________/Н.Ф.Гамаюнова/ «_____»_______________2019г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующая отделением по воспитательной работе ГБПОУ МОК ЗАПАД ____________/О.Я.Загарова/
«____»___________2019г. |
Разработчик: Федосеева Г.Ф., преподаватель объединения дополнительного образования | |
|
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Общая характеристика программы объединения дополнительного образования «Семицветик» | 4 |
3 | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
4 | Содержание программы объединения дополнительного образования «Семицветик» | 6 |
5 | Календарно-тематический план | 10 |
6 | Тематический план | 18 |
7 | Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | 21 |
Пояснительная записка
Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Дети любят рисовать – это возможность выразить языком красок свои впечатления от окружающего мира. Детский рисунок - связующее звено между детской душой и миром взрослых. Выразительность образов, созданных ребёнком, часто страдает отсутствием грамотного изображения. Для того, чтобы помочь ребёнку как можно полнее передать свой внутренний мир посредством рисования и организован кружок изобразительной деятельности « Семицветик», т. к. за один урок в неделю этого добиться сложно. Уметь рисовать – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту.
«Изобразительное искусство» помогает ребёнку стать неординарной эстетически развитой личностью , позволяет проявлять ему творческие способности ; развивается мелкая моторика руки , помогает избавиться от «дисграфии» . Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
В содержании программы входят эстетическое восприятие действительности и искусства , практическая художественная деятельность ; предоставляется возможность реализовать свои возможности через участие в общественно – полезной жизни школы ( выставки , конкурсы , творческие задания ) .
Основная цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности; создание условий для накопления опыта творчества детей в изображении окружающего мира. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Методы: для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Структура занятия. Во вводной части занятия проводится беседа (7-8 мин.), основной целью которой является формирование замысла. Используется иллюстративный материал, музыкальные и поэтические произведения, рассказы детей. Обсуждение замыслов заключается в определении содержания изображения (что будут изображать), способов изображения (как) и в определении места изображения на листе (где). В основной части занятия дети работают над изображением, педагог помогает им индивидуально советом, напоминанием. Предусмотрен перерыв для гигиенических целей. Заключительную часть занятия занимает просмотр и анализ детских работ, сопровождаемый беседой с целью обратить внимание детей на результат деятельности.
На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Задачи программы:
формирование у детей представления о различных видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;
становление умений и навыков (формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению) в области рисования, декоративно-прикладного и народного искусства в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, бумагой, и т. д.;
развитие у воспитанников художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления;
формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, красивое и уродливое;
воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания прекрасного.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.
Основное внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям.
Данная программа разработана для детей, не имевших начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она основана на программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского. Программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 9 лет.
Форма организации занятий – групповая, что обусловлено целями и задачами программы. Дети могут посещать группы до 15-20 человек, что обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Подобные занятия легче осуществить в студийной практике в рамках дополнительного образования, нежели в рамках жесткой программы уроков изобразительного искусства или художественной школы.
Содержание программы
--- рисование с натуры включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности;
--- рисование на темы – рисование композиции на темы окружающей жизни . иллюстрирование сюжетов литературных произведений . которое ведётся по памяти . на основе предварительных целенаправленных наблюдений , по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры ;
--- обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения ребятами творческих декоративных композиций. Дети знакомятся с произведениями народного декоративно – прикладного искусства. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу . ценить традиции родных мест . уважать труд взрослых ;
--- аппликация- составление изображения на основе склеивания элементов из бумаги , ткани , соломки…
К концу первого года обучения ребёнок будет:
--иметь первоначальные знания и умения в изобразительном искусстве,
--иметь первичные умения в изображении простейших форм.
--уметь применять полученные знания на практике ( знать основы цветоведения, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов , сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, выделять наиболее интересное в сюжете, соблюдать последовательность выполнения рисунка.)
--развита наблюдательность, фантазия.
--улучшена моторика, пластичность, гибкость руки.
--развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.
--сформирован интерес к занятиям изобразительной деятельности.
К концу второго года обучения ребёнок будет:
--иметь базовые знания и умения в изобразительном искусстве,
--совершенствование умений в изображении простейших форм.
--уметь применять полученные знания на практике ( строить композицию с выделением композиционного центра., знать основы цветоведения, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов , сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и в орнаментах, правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, цвет, выделять наиболее интересное в сюжете, соблюдать последовательность выполнения рисунка, творчески применять приёмы народной росписи.)
--развита наблюдательность, фантазия.
--улучшена моторика, пластичность, гибкость руки.
--развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.
--уметь передавать настроение в работе, собственное отношение к изображаемому объекту.
--сформирован интерес к занятиям изобразительной деятельности.
--сформировано умение доводить начатое дело до конца, доброжелательно оценивать свою и чужую работу.
Основные содержательные моменты.
Вводное занятие-знакомство с учащимися, погружение в тематику курса, инструктаж по технике безопасности. Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками
Блок тем «Я - художник». Первый блок тем направлен на знакомство с инструментами и материалами, применяемыми на занятиях студии. Знакомство с элементарными основами рисунка, различные способы исполнения мазков. Развитие техники работы кистью. Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками
Блок тем «Любимые сказки». В этом разделе программы учащиеся иллюстрируют знакомые сказки о зиме. Применяются элементы комплексного развития пространственного мышления, воображения, творческих способностей. Учатся передавать эмоциональное состояние с помощью средств художественной выразительности. Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие ритма в природных формах. Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Работа с красками на основе выбранной палитры.
Блок тем Волшебная кисточка» Учащиеся получают краткие сведения из истории живописи, знакомятся с жанрами живописи, отличительными особенностями каждого жанра. В этом разделе тем даются первичные представления о форме предметов, конструирование более сложных фигур из простых. Знакомство с конструктивно-анатомическим строением человека, птиц и животных.
Блок тем Весенняя радуга» В этом блоке развивается умение замечать красоту в окружающем мире. Правила цветоведения. Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства сопереживания. Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства композиции, соразмерности.
Блок тем «Искусство в твоем доме». В этом разделе рассматривается роль художника в создании художественного облика дома человека, окружающих предметов; учащиеся пробуют самостоятельно выполнять творческие работы по украшению предметов, оформлению интерьера дома; осваивают разнообразные художественные техники и материалы (лепка, роспись, аппликация, работа с трафаретом; гуашь, акварель, , цветная бумага).
Блок тем «Искусство на улицах города» В этом разделе программы учащиеся знакомятся с ролью художника в оформлении города, важностью понятий эстетики и культуры в создании благоприятной визуальной среды окружающей человека; выполняют творческие работы по замыслу, знакомятся с законами плакатного искусства, используют в работе гуашь, тушь, знакомятся с техникой коллажа.
Блок тем «Художник и зрелище» Зрелище – неотъемлемая часть жизни человека, без праздника мир был бы тусклый и однообразный. В создании яркого, запоминающегося зрелища важная роль принадлежит художнику. Работа построена как проект, итогом которого будет импровизированное кукольное представление. В этом разделе учащиеся знакомятся с творчеством театрального художника, учатся выполнять афиши, создавать кукол для спектакля, выполнять декорации сцены, разыгрывать импровизированное представление.
Блок тем «Художник и музей» В этом разделе учащиеся познакомятся с музеями изобразительных искусств в России, их назначением и ролью в культуре отечества; получат представление о видах и жанрах изобразительного искусства и попробуют самостоятельно выполнить несложные работы в жанре пейзажа, натюрморта, портрета. Работы выполняются с натуры и по представлению (впечатлению), учащиеся учатся изображению предметного мира на плоскости, знакомятся с понятиями колористки, перспективы, формы, пропорций.
Учебные задания курса предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с разными художественными материалами, освоение законов изображения, формирования представления красоты творчества.
Блок тем «Истоки родного искусства». Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной - Россией. В постройках, предметах быта, в том, как люди украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. В содержание занятий внесены также особенности культуры северных народов – Саамов, природы родного края как необходимая составляющая воспитания у ребенка патриотических чувств, любви к своей Малой Родине.
Блок тем «Живопись-искусство цвета»
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме конкурсов и выставки детских работ.
Приобретенные практические навыки и теоретические знания, в процессе освоения данной программы подготовят ребенка к жизни: поведению в природе, в обществе, государстве. Пусть не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Занятия изобразительной деятельностью помогут сформировать творческую личность, научат мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности.
Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 2 года обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством (56 ч).
Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения (56ч)
Данная программа рассчитана на 2 года для ребят 6-9 лет ( 1-2 классы ).
1кл. – 6-8 лет (2ч.)
2 кл. - 7-9 лет (2ч.)
Промежуточная аттестация
№ | Время проведения | Тема |
1 | Декабрь | «Зимний калейдоскоп» |
2 | Май | «Вернисаж юных художников» |
Материально-техническое обеспечение
1. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
2.Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
3. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
4. Интерактивная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор
Использованная литература
1 «Простые узоры и орнаменты. Основы народного и декоративно-
Прикладного искусства».
Издательство «Мозайка-синтез». Составитель Ю.Дорожин. 2013г.
2 «Учимся рисовать» научно популярное издание.
Составитель М. Линлей. г. Москва. АСТ ,, Астрель “. 2017г.
3 «Занятия аппликацией». Составитель З. А. Богатеева.
г. Москва. ,, Просвещение “ 1998 г.
4 «Жостовский букет» – учебное издание ,,Искусство-
детям “. Составитель Ю. Дорожин. 2013г.
5 «Кладовая радости». Составитель А. Рогов. 1992г.
6 «Основы изобразительной грамоты». Библиотека учителя
изобразительного искусства.
Составитель Г. Беда. Москва. « Просвещение» 1989г.
7 «Искусство и дети» Составитель В. Л. Полунина.
Москва. ,, Просвещение “. 2012г.
8 Альбомы. «Творчество художников».
9 Журнал «Юный художник»
10 «Изобразительное искусство» Составитель О. В.Павлов.
11 «Краткий словарь художественных терминов», «Титул», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
Обсуждение и сравнение демоверсий и проектов демоверсий ОГЭ 2019-2020гг по русскому языку и литературе
На сайте ФИПИ опубликовали примерные проекты вариантов ОГЭ по русскому языку и литературе в 2020 году. В статье проанализированы предстоящие изменения....
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» 2019-2020гг.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 класса (девушки) 2019-2020гг.
Пояснительная записка....
Рабочая программа по ОРКСЭ на 2019-2020гг. (УМК Шемшурина А.И.)
Рабочая программа по ОРКСЭ на 2019-2020гг. (УМК Шемшурина А.И.)...
Рабочая программа по немецкому языку 11 класса 2019-2020гг.
Данная программа состоит из пояснительной записки.данном материале идет описание целей обучения немецкому языку на старшей ступени ,работа над лексической грамматической стороной речи.Требования к уро...