Рабочая программа студии "Семицветик" на 2019-2020гг
рабочая программа

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semitsvetik_.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЗАПАД»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

                           

по направлению: художественно-эстетическое

 изостудия «Семицветик»

на 2019-2020 учебный год

Москва

2019 год

СОГЛАСОВАНО:                                                          

Начальник учебно-методического                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Отдела ГБПОУ МОК ЗАПАД

_________________/Н.Ф.Гамаюнова/

«_____»_______________2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая отделением по воспитательной работе ГБПОУ МОК ЗАПАД

____________/О.Я.Загарова/

 

«____»___________2019г.

Разработчик:  Федосеева Г.Ф., преподаватель объединения дополнительного образования

                         

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Общая характеристика программы объединения дополнительного образования «Семицветик»

4

3

Планируемые результаты освоения программы

6

4

Содержание программы объединения дополнительного образования «Семицветик»

6

5

Календарно-тематический план

10

6

Тематический план

18

7

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

21

 

                                                                 Пояснительная  записка

     Главная  цель  художественного  образования  - формирование  духовной  культуры  личности, приобщение  к  общечеловеческим  ценностям, овладение  национальным  культурным  наследием.

      Дети  любят  рисовать – это  возможность  выразить  языком  красок  свои  впечатления  от  окружающего  мира.  Детский  рисунок  -  связующее  звено  между  детской  душой  и  миром  взрослых.  Выразительность  образов, созданных   ребёнком, часто  страдает  отсутствием  грамотного  изображения. Для  того, чтобы  помочь  ребёнку  как  можно  полнее  передать  свой  внутренний  мир  посредством  рисования  и  организован  кружок  изобразительной  деятельности « Семицветик», т. к. за  один  урок  в  неделю  этого  добиться  сложно. Уметь  рисовать – значит  уметь  видеть, а  не  просто  смотреть, уметь чувствовать  и  запоминать  красоту.

      «Изобразительное  искусство» помогает  ребёнку  стать  неординарной эстетически  развитой  личностью ,  позволяет  проявлять  ему  творческие  способности ; развивается  мелкая  моторика  руки , помогает  избавиться  от  «дисграфии» . Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

      В  содержании  программы  входят  эстетическое  восприятие  действительности  и  искусства , практическая  художественная  деятельность ;  предоставляется  возможность  реализовать  свои  возможности  через  участие  в  общественно – полезной  жизни  школы  (  выставки , конкурсы , творческие  задания  ) .

      Основная цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных  качеств личности; создание условий для накопления опыта творчества детей в изображении окружающего мира.  Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: 


воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; 


художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; 


технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). 
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. 

        Методы: для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено: 
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися; 
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; 
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; 
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности; 
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. 

        Структура занятия. Во вводной части занятия проводится беседа (7-8 мин.), основной целью которой является формирование замысла. Используется иллюстративный материал, музыкальные и поэтические произведения, рассказы детей. Обсуждение замыслов заключается в определении содержания изображения (что будут изображать), способов изображения (как) и в определении места изображения на листе (где). В основной части занятия дети работают над изображением, педагог помогает им индивидуально советом, напоминанием. Предусмотрен перерыв для гигиенических целей. Заключительную часть занятия занимает просмотр и анализ детских работ, сопровождаемый беседой с целью обратить внимание детей на результат деятельности.
         На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

         Задачи программы:

     формирование у детей представления о различных видах искусства:  живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;

     становление умений и навыков (формирование  навыков  рисования  с  натуры,  по  памяти,  по  представлению)  в области рисования, декоративно-прикладного и народного искусства в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями,  бумагой,  и т. д.;

        развитие у воспитанников  художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления;

        формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, красивое и уродливое;

          воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания прекрасного.

            Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному  творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

         Основное внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному  творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям.

       Данная программа разработана для детей, не имевших начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она основана на программе «Изобразительное искусство и художественный труд»  авторского коллектива под руководством  Б.М. Неменского. Программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 9 лет.

     Форма организации занятий – групповая, что обусловлено целями и задачами программы.  Дети   могут посещать группы до 15-20 человек,  что обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Подобные занятия легче осуществить в студийной практике  в рамках дополнительного образования, нежели в рамках жесткой программы уроков изобразительного искусства  или художественной школы.

           Содержание  программы

  ---  рисование  с  натуры  включает  в  себя  рисование  по  памяти  и  по  представлению  объектов  действительности;

  ---  рисование  на  темы – рисование  композиции  на  темы  окружающей  жизни . иллюстрирование  сюжетов  литературных  произведений . которое  ведётся  по  памяти . на  основе  предварительных  целенаправленных  наблюдений ,  по  воображению  и  сопровождается  выполнением  набросков  и  зарисовок  с  натуры ;

  ---  обучение  декоративной  работе  осуществляется в  процессе  выполнения   ребятами  творческих   декоративных  композиций.  Дети  знакомятся  с  произведениями  народного  декоративно – прикладного  искусства.  Простые  и  красивые  художественные  изделия  народных  мастеров  помогают  прививать  детям  любовь  к  родному  краю, учить  их  видеть  и  любить  природу . ценить  традиции  родных  мест . уважать  труд  взрослых ;

  ---  аппликация- составление  изображения  на  основе  склеивания  элементов  из  бумаги , ткани , соломки…

            К концу первого  года обучения ребёнок будет: 
--иметь первоначальные  знания и умения в изобразительном искусстве, 
--иметь первичные умения в изображении простейших форм. 

--уметь применять полученные знания на практике ( знать основы цветоведения,  чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов , сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом,   выделять наиболее интересное в сюжете, соблюдать последовательность выполнения рисунка.) 
--развита наблюдательность, фантазия. 
--улучшена моторика, пластичность, гибкость руки. 
--развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку. 
--сформирован интерес к занятиям изобразительной деятельности.

             К концу второго  года обучения ребёнок будет: 
--иметь базовые знания и умения в изобразительном искусстве, 
--совершенствование  умений в изображении простейших форм. 

--уметь применять полученные знания на практике ( строить композицию с выделением композиционного центра., знать основы цветоведения,  чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов , сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и в орнаментах,  правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, цвет, выделять наиболее интересное в сюжете, соблюдать последовательность выполнения рисунка, творчески применять приёмы народной росписи.) 
--развита наблюдательность, фантазия. 
--улучшена моторика, пластичность, гибкость руки. 
--развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку. 
--уметь передавать настроение в работе, собственное отношение к изображаемому объекту.
--сформирован интерес к занятиям изобразительной деятельности.

--сформировано умение доводить начатое дело до конца, доброжелательно оценивать свою и чужую работу. 

             

Основные содержательные моменты.

  Вводное занятие-знакомство с учащимися, погружение в тематику курса, инструктаж по технике безопасности. Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками

Блок тем «Я - художник». Первый блок тем направлен на знакомство с инструментами и материалами, применяемыми на занятиях студии. Знакомство с  элементарными основами рисунка, различные способы исполнения мазков. Развитие техники работы кистью. Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками

Блок тем «Любимые сказки». В этом разделе программы учащиеся иллюстрируют знакомые сказки о зиме.  Применяются  элементы комплексного развития пространственного мышления, воображения, творческих способностей. Учатся передавать эмоциональное состояние с помощью средств художественной выразительности. Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие ритма в природных формах. Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Работа с красками на основе выбранной палитры.

Блок тем Волшебная кисточка»  Учащиеся получают краткие сведения из истории живописи, знакомятся с жанрами живописи, отличительными особенностями каждого жанра. В этом разделе тем даются первичные представления о форме предметов, конструирование более сложных фигур из простых. Знакомство с конструктивно-анатомическим строением человека, птиц и  животных.

Блок тем Весенняя радуга» В этом блоке развивается умение замечать красоту в окружающем мире.  Правила цветоведения. Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства сопереживания. Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства композиции, соразмерности.

  Блок тем «Искусство в твоем доме». В этом разделе рассматривается роль художника в создании художественного облика дома человека, окружающих предметов; учащиеся пробуют самостоятельно выполнять творческие работы по украшению предметов, оформлению интерьера дома; осваивают разнообразные художественные техники и материалы (лепка, роспись, аппликация, работа с трафаретом; гуашь, акварель, , цветная бумага).

  Блок тем «Искусство на улицах города» В этом разделе программы учащиеся знакомятся с ролью художника в оформлении города, важностью понятий эстетики и культуры в создании благоприятной визуальной среды окружающей человека; выполняют творческие работы по замыслу, знакомятся с законами плакатного искусства, используют в работе гуашь, тушь, знакомятся с техникой коллажа.                                                                                                                                                                          

   Блок тем «Художник и зрелище» Зрелище – неотъемлемая часть жизни человека, без праздника мир был бы тусклый и однообразный. В создании яркого, запоминающегося зрелища важная роль принадлежит художнику. Работа построена как проект, итогом которого будет импровизированное кукольное представление. В этом разделе учащиеся знакомятся с творчеством театрального художника, учатся выполнять афиши, создавать кукол для спектакля, выполнять декорации сцены, разыгрывать импровизированное представление.

  Блок тем «Художник и музей» В этом разделе учащиеся познакомятся с музеями изобразительных искусств в России, их назначением и ролью в культуре отечества; получат представление о видах и жанрах изобразительного искусства и попробуют самостоятельно выполнить несложные работы в жанре пейзажа, натюрморта, портрета. Работы выполняются с натуры и по представлению (впечатлению), учащиеся учатся изображению предметного мира на плоскости, знакомятся с понятиями колористки, перспективы, формы, пропорций.

Учебные задания курса предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с разными художественными материалами, освоение законов изображения, формирования представления красоты творчества.

  Блок тем «Истоки родного искусства». Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной - Россией. В постройках, предметах быта, в том, как люди украшают одежду, раскрывается их представление о  мире, красоте человека. В содержание занятий внесены также особенности культуры северных народов – Саамов, природы родного края как необходимая составляющая воспитания у ребенка патриотических чувств, любви к своей Малой Родине.

 Блок тем «Живопись-искусство цвета»

        Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме конкурсов и выставки детских работ.

Приобретенные практические навыки и теоретические знания, в процессе освоения данной программы подготовят ребенка к жизни: поведению в природе, в обществе, государстве. Пусть не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Занятия изобразительной деятельностью помогут сформировать творческую личность, научат мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности.

   Сроки реализации образовательной программы рассчитаны  на 2 года обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством (56 ч).
Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения (56ч)

   

Данная программа рассчитана  на 2 года для ребят 6-9 лет ( 1-2 классы ).

      1кл. – 6-8 лет  (2ч.)

      2 кл. -  7-9 лет (2ч.)

     

Промежуточная аттестация

Время  проведения

Тема

1

Декабрь

«Зимний калейдоскоп»

2

Май

«Вернисаж юных художников»

Материально-техническое обеспечение

1. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

2.Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

3. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

4. Интерактивная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор

                                     Использованная  литература

1     «Простые узоры и орнаменты. Основы народного и декоративно-

         Прикладного искусства».

         Издательство «Мозайка-синтез». Составитель Ю.Дорожин. 2013г.

2      «Учимся рисовать»  научно  популярное  издание.

          Составитель  М.  Линлей.  г.  Москва.  АСТ ,, Астрель “.  2017г.

3      «Занятия  аппликацией».  Составитель  З. А. Богатеева.

         г.  Москва. ,, Просвещение “ 1998 г.

4       «Жостовский  букет» – учебное  издание ,,Искусство-

           детям “.  Составитель Ю. Дорожин.  2013г.

5       «Кладовая  радости».  Составитель  А.  Рогов. 1992г.

6       «Основы  изобразительной  грамоты».  Библиотека  учителя      

           изобразительного  искусства.  

           Составитель  Г.  Беда. Москва.  « Просвещение»  1989г.

7       «Искусство  и  дети»  Составитель  В. Л. Полунина.

           Москва.  ,, Просвещение “.  2012г.  

8         Альбомы. «Творчество художников».

9         Журнал «Юный художник»

10       «Изобразительное искусство» Составитель О. В.Павлов.

11       «Краткий словарь художественных терминов»,  «Титул», 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обсуждение и сравнение демоверсий и проектов демоверсий ОГЭ 2019-2020гг по русскому языку и литературе

На сайте ФИПИ опубликовали примерные проекты вариантов ОГЭ по русскому языку и литературе в 2020 году. В статье проанализированы предстоящие изменения....

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» 2019-2020гг.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»...

Рабочая программа по ОРКСЭ на 2019-2020гг. (УМК Шемшурина А.И.)

Рабочая программа по ОРКСЭ на 2019-2020гг. (УМК Шемшурина А.И.)...

Рабочая программа по немецкому языку 11 класса 2019-2020гг.

Данная программа состоит из пояснительной записки.данном материале идет описание целей обучения немецкому языку на старшей ступени ,работа над лексической грамматической стороной речи.Требования к уро...