Методические разъяснения по проектированию дополнительных общеобразовательных программ
методическая разработка
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, методистов и педагогов-организаторов. В методических рекомендациях представлена вся структура дополнительной общеразвиващей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razyasneniya_po_dop_adamova.docx | 105.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Автор: Адамова Оксана Александровна
2020 ГОД
Ульяновск
Региональный модельный центр дополнительного образования детей
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ульяновска
«Центр детского творчества № 5»
Принята на заседании Педагогического Совета от «___» ________20___ год Протокол № ___ | Утверждаю: Директор ЦДТ № 5 Иванова М.И. «____»________20____год
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Чистые пруды»
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель
Петров Иван Михайлович
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Ульяновск
- год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Название» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
- СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
- Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Устав образовательной организации.
- Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы.
- Другие локальные акты образовательной организации.
Если программа реализуется с использованием дистанционных технологий,
то дополнительно указывается следующий документ:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
Если программа реализуется в сетевой форме, то дополнительно указывается следующий документ:
Письмо Министерства образования и науки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
Если программа реализуется для детей с ОВЗ, то дополнительно указывается следующий документ:
Письмо Министерства образования и науки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
Письмо Министерства Просвещения России от 01.08.2019 N ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от10.07.2015 № 26, п. 4.18. Гл. IV «Требования к зданию и оборудованию помещений» определены в СанПиН 2.4.4.3172-14.
Если программа реализуется по физкультурно-спортивной направленности, то дополнительно указывается следующий документ:
Письмо Минобрнауки России от 27.11.2015 N 08-2228 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Российской Федерации»).
Приказа Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
В пояснительной записке раскрывается информация:
- введение в дополнительную общеобразовательную программу;
- направленность, уровень освоения дополнительной образовательной программы;
- новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих в этой области;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;
- сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
Введение дополнительной общеобразовательной программы (краткой характеристики, значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы).
Направленность программы «Название» по содержанию является (физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественно-научно, технической);
По уровню освоения (стартовый, базовый, продвинутый);
Стартовый уровень: предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Базовый уровень: предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Продвинутый уровень: предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
По форме организации (индивидуальная, групповой и др.);
формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная (в рамках группы). Обучающимся предлагается выполнить доклады, рефераты, сделать сообщения, придумать и защитить модель конструкции.
- групповая (лекции, беседы, практические работы, проектирование).
По времени реализации (краткосрочной, годичной, двух-, трехгодичной и т.д.).
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время (продолжить...). К числу наиболее актуальных проблем относится (продолжить...). В актуальности автором программы дается пояснение потребности общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, а также указываются предпосылки в решении этих задач.
Актуальность может базироваться: на анализе социальных проблем; на материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта; на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; на современных требованиях модернизации системы образования; на потенциале образовательного учреждения; на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Пример № 1
В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров — организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает: новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Пример № 2:
Новизна дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
При написании актуальности и новизны программы следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на: создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. (См. Концепцию дополнительного образования детей).
Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса
Дополнительные общеобразовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
Пример № 3
Реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция лидера-организатора. Дополнительная общеобразовательная программа «Как вести за собой» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогически целесообразным.
Цель программы это - глагольное словосочетание, управляющее деятельностью (содействие, создание педагогических условий и т.д.) - предмет педагогического взаимодействия - объект педагогической деятельности - ведущее средство.
Цель программы пишется на каждый модуль программы дополнительной общеразвивающей программы.
Пример № 4
Развитие личности ребенка и его творческое самовыражение через овладение основами хореографии;
-Реализация интересов детей и подростков в техническом творчестве через занятия авиамоделированием.
Задача - то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов Словарь русского языка).
Задачи пишутся на каждый модуль дополнительной общеразвивающей программы.
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
- обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится учащийся, освоив программу;
- развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
- воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся. Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы (с глаголом):
Глаголы | Существительные |
способствовать | помощь |
развивать | развитие |
приобщать | приобщение |
воспитывать | воспитание |
обучить | обучение |
сформировать | формирование |
обеспечить | обеспечение |
поддержать | поддержка |
расширить | расширение |
углубить | углубление |
познакомить | знакомство |
предоставить возможность и т.д. | предоставление возможности и т.д. |
Количество задач должно быть большим, чем количество целей (ведь они «расшифровывают» цели).
Формулировки целей и задач должны удовлетворять следующим требованиям:
- предполагать получение конкретного результата (формулироваться глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п.);
- быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.);
- относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения;
- быть реальными с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа.
- быть измеряемыми диагностическими методиками (смотри подраздел способы проверки).
Варианты формулировок задач
Пример № 5.
Варианты формулировок задач
Обучающие задачи
1. Способствовать овладению обучающимися русской народной певческой манерой исполнения.
2. Обучить навыкам танцевального мастерства.
3. Формировать музыкально-ритмические навыки.
4. Научить правильному дыханию.
5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.
Воспитательные задачи
1. Сформировать гражданскую позицию.
2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
Развивающие задачи
1. Развивать основные психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), навыки проектной, исследовательской деятельности, конструктивного общения и взаимодействия, умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
2. Развивать эмоционально-волевую сферу детей средствами вокальных (хореографических) занятий.
3. Развивать артистические способности.
4. Развивать координацию, гибкость, пластику, общую физическую выносливость.
5. Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию через этюды, шарады, упражнения.
6. Развивать навыки самоконтроля и самооценки деятельности…
Коррекционные задачи
1. Формировать и закреплять эмоционально-позитивные установки в самооценке учащихся с ограниченными возможностями.
2. Готовить к самостоятельной жизни детей-сирот: адекватному вхождению воспитанников в систему социальных отношений; социализации воспитанников через обучение при взаимодействии друг с другом и педагогом в процессе
3. Создавать условия для самореализации детей.
4. Развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля.
5. Преодолевать недостатки психического и физического развития детей (контингент детей, обучающихся по программе VIII вида).
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих в этой области.
В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных общеобразовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.
Принципиальным отличием разработанной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующей в данной области, является обращение к Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467 (для адаптированных программ -письмо Министерство Просвещения России от 01.08.2019 № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ как организационно-правовым ориентирам решения масштабной задачи федерального проекта “Успех каждого ребенка»).
Пример № 6.
Автор общеобразовательной программы может описать это пункт, ответив на нижеперечисленные вопросы:
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что (прописать...). Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена (прописать...). Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники (прописать...). Программа ориентирована на применение широкого комплекса (прописать...) В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория, практика, проект).
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.
В этом подразделе необходимо поместить следующую информацию:
- для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;
- какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст учащихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
- наполняемость групп (количество обучающихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);
- предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);
- условия приема детей (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определённой области и т.д.
Пример № 7
Возраст детей
Программа адресована детям 12-15 лет. (Дать небольшую психофизиологическую характеристику данной возрастной категории). Категория детей, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам дети первого года обучения могут быть зачислены в группу базового, стартового или продвинутого уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
В данном подразделе следует поместить следующую информацию
- временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность,
- этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
- количество часов на каждый год.
- количество часов на каждый модуль.
Пример № 8.
Сроки реализации программы
1. Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения — 144 часа; 2 год обучения — 144 часа.
2. Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 288 часов, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.
3. Программа рассчитана на 1 и 2 года обучения — 2 модуля с сентября по декабрь, с января по май.
Формы занятий: (основные, характерные для данной программы).
О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности», но там речь идет именно формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством обучающихся, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Пример № 9
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуальная | Групповая | Фронтальная |
индивидуально- групповая | ансамблевая, оркестровая | работа по подгруппам (по звеньям) |
Пример № 10
Возможные формы проведения занятий:
Акция, круглый стол, сбор, аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль. встреча с интересными людьми, наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея , открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, игра деловая, фестиваль, игра-путешествие, презентация, игра сюжетно-ролевая, шоу, игровая программа, профильный лагерь, экзамен, класс-концерт, поход, экскурсия, КВН, размышление, экспедиция, конкурс, рейд, эксперимент, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг, ярмарка, концерт, салон и другие.
Форма обучения:
–очная (сочетание аудиторных и выездных занятий) или очно-дистанционная (сочетание очных занятий и электронного обучения) или дистанционная (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий).
–групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы – (количество человек) или индивидуальная.
Режим занятий:
При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа 25 (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
Пример № 11
Режим занятий
на 1-м году обучения занятия проводятся … раз в неделю по … часа (время занятий включает … минут учебного времени и обязательный …-минутный перерыв);
на 2-м году обучения занятия проводятся … раз в неделю по … часа (время занятий включает … минут учебного времени и обязательный …-минутный перерыв).
Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.
При этом необходимо учитывать, что содержание дополнительной общеобразовательной программы должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно- национальным особенностям региона;
- определенному уровню и направленности дополнительной общеобразовательной программы;
- целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей, а также современным образовательным технологиям.
Пример № 10
Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
На занятиях дети знакомятся с (прописать...). Освоение материала в основном происходит в процессе практической, творческой, проектной или исследовательской деятельности (прописать…). Закономерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в работе над (чем?) дети всегда должны добиваться (прописать точности употребления терминов), стремиться к (прописать логическое изложение материала), выделять (прописать композиционные части текста), применять (прописать что конкретно - знания, нормы литературного языка). Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» и т. д., придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе. Для того, чтобы подвести детей (прописать ... лет), к освоению (прописать чего ...), предлагается метод (прописать какой...). (Далее кратко описываются особенности применения этого метода). Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (прописать какого…) является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит (прописать что…).
Так описываются характерные для реализации дополнительной общеобразовательной программы методы и методические приемы.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать».
Педагогический работник должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются обучающиеся на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в дополнительной общеобразовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки обучающихся по итогам каждого модуля или года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка. Кроме того, педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты прописываем по каждому модулю обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
Пример № 11.
Варианты формулировок ожидаемых результатов:
К концу первого (второго, третьего...) модуля обучения обучающийся:
- будет знать…
- будет уметь…
- будет иметь представление…
- будет стремиться…
- будет обучен…
- овладеет понятиями…
- получит навыки…
- расширит представления…
- научится делать…
- будет сформирована устойчивая потребность…
- будут воспитаны морально- волевые и нравственные качества;
- будет развита устойчивая потребность к самообразованию;
- будет сформирована активная жизненная позиция…
- будут развиты творческие способности…
- будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы (указываются на каждый модуль обучения):
Предметные результаты
1 Модуль обучения
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
– …
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
– Личностные результаты
Программные требования к уровню воспитанности:
– …
Программные требования к уровню развития:
– …
Метапредметные результаты:
2 Модуль обучения
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
– …
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
– …
Личностные результаты
Программные требования к уровню воспитанности:
– …
Программные требования к уровню развития:
– …
Метапредметные результаты:
– …
Пример № 12
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
- что изучает наука экология;
- элементарные экологические понятия и термины;
- компоненты неживой и живой природы;
- жизненные формы растений;
- видовое разнообразие животных;
- элементарные явления окружающей природы и их взаимосвязи с жизнью человека;
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
- определять виды растений по внешним признакам;
- определять животных по внешним признакам;
- классифицировать птиц на зимующих и перелётных;
- изготавливать простейшие кормушки;
- выполнять правила поведения в природе и их пропагандировать;
- выполнять творческие задания.
Личностные результаты:
- приобретение опыта сознательного восприятия окружающей природы и осмысленной необходимости её сохранения, проявление неравнодушного отношения к проблемам окружающего мира;
- приобретение опыта эмоционально-ценностного, доброго отношения к окружающему миру, стремления развивать в себе чувства наблюдательности, чуткости, доброты, отзывчивости к людям и живой природе;
- принятие и освоение своей роли в деле сохранения окружающей нас природы;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные требования к уровню развития:
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; способность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Способы проверки результатов освоения программы:
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержания программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, исследований, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;
- мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать:
Пример № 13 Мониторинг
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
контрольные задания и тесты | самооценка обучающихся |
диагностика личностного роста и продвижения | ведение зачетных книжек |
анкетирование | ведение творческого дневника учащегося |
педагогические отзывы | оформление листов индивидуального образовательного маршрута |
ведение журнала учета или педагогического дневника | ведение летописи |
введение оценочной системы | оформление фотоотчётов, портфолио |
Пример № 14 Виды контроля
Вид контроля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной | В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности обучающихся к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа |
Промежуточный | По окончании изучения темы или модуля. | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование |
Итоговый | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др. |
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.
Пример № 15
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов - беседа, опрос, наблюдение, прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, концерты, экзамены, зачеты, конкурсы, соревнования, грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, журнал, оценки, дневники, анкеты, тестирование, протоколы диагностики, выставки, конкурсы, фестивали, праздники, контрольные работы, зачеты, концерты, экзамены, открытые и итоговые занятия, диагностика, анализ мероприятий, диагностические игры, анализ выполнения программ, анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения, самооценка обучающихся, протоколы соревнований, аудиозапись, видеозапись, фото, отзывы (детей и родителей), маршрутные листы, статьи в прессе, аналитические справки, методические разработки, портфолио, отчеты, переводные, итоговые занятия, открытые занятия, поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю, диагностические карты, тесты, аналитические справки, защита творческих работ.
Пример № 16
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме (продолжить…) во время проведения (продолжить...), когда работы детей по конкретной теме (продолжить...). В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных (продолжить...) В конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют (продолжить...) и т.д.
Учебный план
Учебный план оформляется в виде таблицы (см. 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года), который включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.
В учебном плане прописываются темы в соответствии с модульной системой, а именно темы программы делятся на количество модулей (например: с сентября по декабрь, с января по май).
Учебный план должен составляться на каждый год обучения (если программа реализуется более одного года) и отражать его особенности. Педагогический работник имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %). Также в учебном плане необходимо закладывать часы:
- на комплектование группы первого года обучения;
- на вводное занятие (введение в программу);
- на входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль;
- концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
- итоговое занятие, отчетное мероприятие.
В учебном плане обозначаются основные разделы и темы. Расчёт количества часов в учебном плане ведется на одну учебную группу (или на одного учащегося, если это группа индивидуального обучения). Кроме того, необходимо планировать занятия таким образом, чтобы по окончанию каждого модуля было итоговое занятие. В столбцах «формы контроля, аттестации» и «практика» необходимо разнообразить их формы.
Пример № 17 Оформление учебного плана
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля, аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
Модуль 1 – (прописать количество часов) | |||||
1. | Вводное занятие | ||||
2. | Название раздела | ||||
2.1. | Название темы | ||||
…. | …… | ||||
Итоговое занятие | 1 | 1 | презентация проекта | ||
Модуль 2 – (прописать количество часов) | |||||
и т.д. | |||||
Итого |
Необходимо помнить, что модуль - это законченный элемент программы и по результатам освоения модуля рекомендуется проводить рубежный контроль достижения заявленных результатов, например итоговое занятие по обобщению и систематизации знаний в форме контроля (прописать …см. пример № 14).
Кроме того, в дополнительной общеобразовательной программе необходимо предоставить в приложении текстовое содержание методов оценки уровня освоения программного материала по каждому модулю либо предоставить по форме в виде таблицы:
Оценочные материалы:
Форма, название | Ссылка на источник |
Проверочная работа «Путешествие по карте города» | https://урок.рф/library/proverochnaya_rabota_po_teme_ptitci_014612.html |
Проверочная работа «История моего города» |
Содержание программы
Содержание дополнительной общеобразовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.
В содержании программы необходимо указать:
- название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебном плане);
- телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
- указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;
- при включении в дополнительную общеобразовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.
Пример № 18
Содержание программы
Тема 5.1. Холодный батик
Теория
Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.
Практика
Задания. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
Календарный учебный график
Пример № 19
Оформление календарного учебного графика
№ п\п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Модуль 1 – (прописать количество часов) | ||||||||
Модуль 2 – (прописать количество часов) | ||||||||
Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы.
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:
• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);
• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD- проигрыватель и т.п.);
• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
• учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
• требования к специальной одежде обучающихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы:
Информационно-методические условия
В данном разделе указывается:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
В раздел методического обеспечения (в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ можно включить описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.
Методическое сопровождение учебной работы педагогического работника:
• методика контроля усвоения обучающимися учебного материала;
•методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;
• авторские методики проведения занятия по конкретной теме;
• методы обновления содержания образовательного процесса; воспитательной работы педагога;
• методика формирования детского коллектива;
• методика выявления неформального лидера в детском коллективе;
• методика организации воспитательной работы; работы педагога по организации учебного процесса:
• методика комплектования учебной группы;
• методика анализа результатов деятельности массовой работы;
• методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);
• сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.
Виды методической продукции:
• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
• обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);
• учебники, учебные пособия, журналы, книги;
• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр. Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы:
Раздел или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Кадровое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы
Данный подраздел является обязательным и составляется для реализации дополнительной общеобразовательной программы с указанием всех задействованных специалистов: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п.
Необходимо прописать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и уровню квалификации.
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы
При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
- создает условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме
Разработка и утверждение совместной образовательной программы требует выполнения ряда последовательных шагов:
1. Обоснованный выбор образовательных программ для совместной разработки, с учетом приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.
2. Формирование "команд программ": временных трудовых коллективов, в состав которых входят педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность и представители предприятий и организаций - заказчиков программ, для разработки и последующей реализации планируемых совместных основных образовательных программ.
3. В случае необходимости разработка и совместное принятие образовательных стандартов (для образовательных организаций, имеющих на это право), в соответствии с которыми может быть выполнено проектирование новых совместных образовательных программ.
4. Разработка двумя или несколькими образовательными организациями модульной структуры образовательной программы для совместной реализации.
5. Формирование в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность - участнике проекта, современной образовательной среды для реализации совместных программ, включающей материально-техническое, учебно-методическое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения образовательной деятельности.
6. Разработка образовательного контента, в том числе для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
7. Повышение квалификации участников команд разработчиков программ для эффективного использования лучших мировых и отечественных практик проектирования образовательных программ, освоения общих методологических подходов к выполнению задач проекта.
8. Разработка и апробация механизма реализации сетевых форм обучения с включенной академической мобильностью и использованием дистанционных образовательных технологий.
Наиболее простым в реализации является модуль, в соответствии с которым две образовательных организаций выбирают имеющиеся в каждом из них подобные образовательные программы подобной направленности и на их основе проектируют новую образовательную программу для совместной реализации.
Список использованной литературы.
При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
1. Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.
2. Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
4. Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы.
5. Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.
Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
- по общей педагогике;
- по методике данного вида деятельности;
- по методике воспитания;
- по общей и возрастной психологии;
- по теории и истории выбранного вида деятельности;
- опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к дополнительной общеобразовательной программе каждого курса (предмета).
Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
- фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;
- название;
- сведения о месте издания, издательстве и годе издания;
- сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц. Фамилия И.О. Название издания.
- место издания.: издательство, год.
- количество страниц.
Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:
. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;
: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;
/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании); // (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.
Приложения к образовательной программе
К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
• иллюстративный материал по тематике занятий;
• словарь специальных терминов с пояснениями;
• контрольные вопросы и задания;
• конспекты, описание занятий;
• технологические карты;
• готовые изделия, образцы;
• условия набора детей в коллектив;
• условия прослушивания;
• материалы тестирования;
• памятки для родителей;
• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;
• сценарии творческих мероприятий;
• диагностические материалы;
• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;
• электронные ресурсы и др.
Требования к оформлению образовательной программы
Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе MicrosoftWord, шрифтом TimesNewRoman, 12-14, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А 4 (210x297 мм). Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм.
Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся.
Требования к нумерации страниц: страницы нумеруются последовательно, начиная со 2-ой страницы, т. е. после титульного листа, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы располагается в нижнем правом углу.
Требования к заголовкам: заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста - одним интервалом, если есть подзаголовок - двумя.
Требования к приложениям
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, игры, сценарии, сборники песен и т.д. Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху с правой стороны страницы слова «Приложение». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделён на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"
В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...
Методический конструктор проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья
Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы адаптированные для детей имеющих статус «...
Статья "Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Умник"
В статье описаны этапы проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию творческого мышления "Умник"....
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Материал помогает педагогам дополнительного образования свободно ориентироваться в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе....
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Презентация
Современная система дополнительного образования переживает кардинальные изменения, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было пост...
Методическая разработка по проектированию дополнительной общеобразовательной программы для кадетских классов
В данной собственной методической разработке, представлено ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...