"Градостроительная архитектура Ленинграда"
методическая разработка

Шлипкина Юлия Сергеевна

Учебный материал, включающий теоретический материал о градостроительстве Ленинграда. Конструктивистская архитектура Санкт-Петербурга. Компьютерная викторина по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Градостроительная архитектура Ленинграда»

1917-1923 ГОДЫ

С конца 1917 вплоть до 1920 г., абсолютно доминировал революционный пафос уничтожения всей дореволюционной жизни.

Так, в 1917-1919 гг. был осуществлен разгром межевого дела в России, с абсолютным отказом от всего, что создавалось в результате серии кропотливейших межеваний ХУШ-Х1Х вв. в России: «Ингерманландского», «Елизаветинского», «Генерального», «Специального» и т. д. Дело дошло до того, что в 1919 г. Межевые планы Межевого архива (собирались еще с 1721-1723 гг.) решено было сжечь на электростанциях, «чтобы никогда не могло восстановиться помещичье землевладение и землепользование...»

Крупным шагом, о котором тогда говорили с гордостью, была отмена Декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г. частной собственности на недвижимость (на здания и участки) в городах. А в Петрограде, как видно из отчета о деятельности коллегии Петрогубсовкомхоза за 1921 г., с января 1921 г. все дома и все участки уже были национализированы.

Эти преобразования только ухудшили реальные процессы жизнедеятельности городской застройки и территорий. Поэтому с середины 1921 г. снова, хотя временно и явно неохотно, вернулись к практике застройки по отдельным участкам. С 1925 г. Распоряжением НКВД РСФСР введена «Временная инструкция», по которой подтверждались правила застройки участков, существовавшие в Санкт-Петербурге в XVIII — начале XX вв.1 Для Петроградской губернии такие правила были подтверждены еще в 1923 г. Но постепенно вводились и новшества. Так, с 1918-1921 гг. внедрена идея тождества квартала и участка (единого квартала-участка) — эта идея существовала на протяжении почти всего ХХ столетия. Хотя для окраинных и пригородных территорий вынужденно сохранялись традиционные кварталы с нарезкой на владельческие участки.

С 1921-1923 гг. спонтанные революционные реорганизации (часто — только ради реорганизаций) сменились вынужденным возвратом к существовавшим в дореволюционные времена и слаженно действовавшим системе градоуправления и законодательно-нормативной базе. 

30 июля 1924 г. была утверждена особая Инструкция об УГИ, дополненная Постановлением Экономического Совещания РСФСР (ЭКОСО РСФСР) от 15 декабря 1925 г. 

В соответствии с этим центральными требованиями в каждом из пяти уездов Петроградской губернии (с 1923) и в каждом из шести районов Ленинграда (с 1925) были создана система уездных и районных инженеров УГИ, разработаны «Положение об уездном инженере при Уисполкоме» (1923), затем — «Положение о районных инженерах Управления губернского инженера по гор. Ленинграду» (1925).

С 1918-1919 гг. проработка предложений по градостроительному возрождению Петрограда шла сразу в двух конкурировавших между собой центрах.

Декретом А. В. Луначарского от 4 октября 1918 г. был основан Музей Города, его директором с декабря 1918 по июль 1928 г. был Л. А. Ильин. В Музее был создан Отдел архитектуры и городского строительства (руководитель также Л. А. Ильин). Здесь на неофициальной основе, часто на квартире у Л. А. Ильина, обсуждали проблемы Петрограда, изучали историю создания и развития городов мира. В 1921-1923 гг. Л. А. Ильин принимал участие в работе Ученого комитета градостроительства при Научном бюро градостроительства Откомхоза Петроградского губернского Совета коммунального хозяйства (Совкомхоза). В 1921 г. он сформулировал принципы градостроительного искусства, в т. ч. для Петрограда: «...В настоящее время единственно правильной системой планировки может быть признана та, которая основана на строгом изучении экономических условий существующего или предполагаемого города, его географической и топографической ситуации, климатических условий; на соблюдении необходимых условий рационального удовлетворения жилищных требований. При всех прочих равных условиях тот город окажется во всех отношениях впереди других, который будет рациональнее, вдумчивее, талантливее распланирован. Два положения являются основными. Первое, чтобы непременно сохранялась преемственность в характере архитектуры города, в особенности, чтобы части города, вылившиеся в характерный облик, сохраняли его впредь и в новых постройках. Второе, чтобы архитектура жилых домов и вообще домов, составляющих улицу и массу города, была в известных пределах однотипна — тогда площади города, его памятники будут выделяться на фоне их. Чрезмерная пестрота форм, вызываемая капризом тщеславия, конкуренцией, губит физиономию современной улицы в городе.»

В конце 1923 г. в Музее Города по инициативе Л. А. Ильина была создана Комиссия по перепланировке Петрограда (руководитель — Л. А. Ильин, участники — В. В. Данилов, Д. Ф. Бетлинг-Кольбе, А. В. Самойлов, В. Ф. Геллер, П. В. Ковальская, В. Я. Курбатов,A. Ф. Кларк).

В качестве первого кардинального шага в 1919 г. в Мастерской И. А. Фомина была разработана «Схема разбивки г. Петрограда на зоны» («Схема зонирования Петрограда», арх. М. И. Рославлев, Л. М. Тверской).

Это также стало возвратом к традициям императорского Санкт-Петербурга. Такой подход проектного градостроительного зонирования традиционно существовал в городе на Неве еще с середины XVIII в., но в советское время был применен впервые. В «Схеме» выделены три зоны (три типа градостроительной «среды»), различающиеся по типам всей городской среды, всей застройки, по этажности зданий, по протяженности уличного фронта: 1-я зона (центральная) со сплошной фасадной линией застройки (с «брандмауэрной» исторической застройкой в 5-6 этажей); 2-я зона (средняя) с отдельными жилыми группами в окружении зелени (со «строчной» застройкой 4-5-этажными многоквартирными отдельно стоящими зданиями); 3-я зона (вне существовавшей тогда границы города) с преобладанием зелени и отдельными зданиями (с застройкой в 1-2-3 этажа, коттеджного или сблокированного типа). Для каждой из этих зон должны были быть определены свои (зональные) правила застройки, разработаны особые планировочные, архитектурно-образные, конструктивные типы зданий, сооружений, комплексов.

С этого времени вплоть до 1954-1955 гг. освоение территорий осуществлялось в соответствии с данным принципиальным «средовым» зонированием.

Конструктивистская архитектура Санкт-Петербурга

Конструктивизм является ведущим стилем в архитектуре Советского авангарда 1920 и начала 1930 годов. И Ленинградский архитектурный авангард – это существенный вклад и составная часть его. В 1920-1930 годах лидирующие позиции в архитектуре и городском планировании удерживал конструктивизм, который был собственно советским оригинальным прочтением общеевропейского функционализма в архитектуре. В целом, это было общемировое архитектурное направление, но Советы находились в его авангарде.

В настоящее время в Санкт-Петербурге существует более 150 объектов конструктивистской архитектуры. Во времена их создания они были зримым воплощением энтузиазма, связанного с революционным преобразованием мира – это в общем, и городским переустройством с его пафосом тотального отказа от индивидуального в пользу коллективного, – в частности. Новые архитектурные и градостроительные формы были подчинены духу нового общества, с его идеями «города-сада», «жилого пространства», «механизированных фабрик-кухонь», «дворцов культуры», «терм для пролетариата» и так далее. И именно в Ленинграде появилась одна из первых мастерских экспериментального проектирования, организованная Казимиром Малевичем и его ВХУТЕМАСом. В ней конструктивисты начали вести борьбу с типовой симметрией, пытаясь освободить архитектурное проектирование от устоявшихся стереотипов. Отсюда идет так называемая «плановая ассиметрия», которая составляет главную особенность конструктивистских построек, акцентирующую внимание на функциональной цели объекта (служить как бы оболочкой для некоего механизма, устройства или совокупности производственных процессов). Вот почему конструктивистская архитектура производит впечатление такой рациональной и функциональной одновременно в своей кричаще подчеркнутой простоте: лаконичные формы, минимальное декорирование, комбинирование простейших и исходных геометрических форм и пропорций.

Пожалуй, лучшее место для начала «Конструктивистской экскурсии» в Санкт-Петербурге – это территория рядом с метро «Нарвская», или «Нарвская застава» как ее называли раньше. Здесь вы сможете увидеть:  Дворец культуры им. Горького (1925-1927гг., архитекторы Гегелло и Кричевский).  пл. Стачек, 4https://annawwts.com/wp-content/uploads/2019/03/IMG_4675.jpg

Дом культуры имени Горького — это первый дом культуры в стране. Прямые линии, массивное остекление и отсутствие декоративных элементов делают его классическим примером конструктивизма. Нетипична лишь симметрия композиции, но именно она помогает создать монументальный эффект здания. Все помещения дома культуры имеют свою функцию: большой полукруглый вестибюль в центре, продуманный зрительный зал, пристройка для касс и прямоугольные части, предназначенные для клубных помещений.

Здание было построено по проекту А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского к десятилетию Октябрьской революции. Строительство неоднократно задерживалось из-за отсутствия материалов, для чего было разобрано несколько старых домов. Проект получил Гран-При на Всемирной выставке в Париже и оказал большое влияние на дальнейшее развитие авангарда.

- Школу имени 10-летия Октября (1925-1927гг., архитектор Никольский),

- Дом Технической учебы (1930-1932гг., архитекторы Гегелло и Кричевский).https://annawwts.com/wp-content/uploads/2019/03/IMG_5516.jpg

ул. Ивана Черных, 4

Дом технической учёбы был построен по проекту тех же архитекторов, что и дом культуры имени Горького, и является его логическим продолжением. В доме культуры не хватало помещений для клубов и курсов, вследствие чего было решено построить специальное образовательное учреждение. Здание имеет параболическую форму, что является следствием удобной формы аудиторий, вдоль лестниц же идут ступенчатые окна. Автор проекта Гегелло называл это здание игрой объёмов.

Первые годы фасад зданий стоял без штукатурки, также не был построен переход из ДК в дом технической учёбы. После пожара здание лишилось центральной части корпуса, и сейчас в первоначальном виде остался лишь торец. Сейчас в здании магазины.

- Универмаг и механизированную фабрику-кухню Московско-Нарвского района (сейчас – универмаг «Кировский», 1929-1931гг., архитекторы Батрушев и Гильтер), жилмасив на Тракторной улице (1925-1927гг., архитекторы Гегелло и Никольский),

Кировский райсовет (1930-1935гг., архитектор Троцкий) и много других объектов.

Дом Советов Нарвского района

пр. Стачек, 18                                                                                

Дом Советов задумывался как часть композиции Кировской площади и новый административный центр Нарвского района; таким он и является до сих пор. В цилиндре здания был зал заседаний, ему противопоставляется вертикаль пятидесятиметровой башни с серпом и молотом. Чтобы усилить это противопоставление и асимметрию, используется горизонтальное ленточное остекление. Это масштабный и уникальный проект, использующий все основные приёмы ленинградского авангарда. Удачное функциональное расположение помещений подтверждает тот факт, что они до сих пор используются по первоначальному предназначению.https://annawwts.com/wp-content/uploads/2019/03/fqeni1xsalkl6e9gdd.jpg

Несколько лет назад стало известно, что для строительства дома Советов был использован камень с надгробий уничтоженного Митрофаньевского кладбища, находившегося неподалёку.

На Петроградской стороне (в районе метро «Петроградская» или «Чкаловская») Вы найдете Ленинградскую текстильную фабрику имени Красного знамени, в проектировании которой принимал участие прославленный архитектор Эрих Мендельсон в 1926 году (угол Пионерской и Корпусной улиц рядом с метро «Чкаловская»). 

Корпусная ул., 3https://annawwts.com/wp-content/uploads/2019/03/IMG_5511.jpg

Уникальный пример экспрессионизма по проекту Э. Мендельсона и самый известный петербургский памятник конструктивизма. «Красное знамя» — это трикотажная фабрика, а на Корпусной улице находится её силовая подстанция. Динамический фасад по задумке автора должен напоминать «корабль, который тянет за собой производство». В 2018 здание было отреставрировано, здесь планируется сделать общественно-деловой центр.

Дом-коммуна инженеров и писателей  или «Слеза социализма»

ул. Рубинштейна, 7https://annawwts.com/wp-content/uploads/2019/03/21220015.jpg

В плане архитектуры это здание сложно назвать выдающимся, но его главная историческая ценность — в задумке. Его планировка должна была отвечать новым задачам социалистического общества, а именно создать новый быт в доме-коммуне. Коммуна предполагала отказ от индивидуализма: общие зоны досуга, библиотеки, гардеробы, парикмахерские, душевые и столовые. Поначалу жильцы пользовались общественными помещениями, но скоро недостаток личного пространства стал доставлять неудобства. Дом стали называть «Слезой социализма». Постепенно во всём доме сделали перепланировку, и теперь здесь обычные квартиры с отдельными ваннами и кухнями.

Из архитектурных элементов здесь интересна асимметричная крыша и выступающие балконы. В этом доме жила известная поэтесса Ольга Берггольц.

Первый дом Ленсовета (1931-1935гг, архитекторы Левинсон и Фомин), Дворец культуры имени Ленсовета (1931-1938гг., архитекторы Левинсон и Минц). Первый жилой дом Ленсовета в Санкт-Петербурге: фотографии, цены на ...

Один из так называемых "домов специалистов", которые проектировались для работников различных отраслей экономики.

Этот дом был создан для партийной номенклатурной элиты города. Всего здесь было 76 квартир разной площади, с числом комнат от 2-х до 6-ти, с  ванными комнатами и  встроенной мебелью. Некоторые квартиры  были двухэтажными, лестницы на второй этаж квартиры - дубовыми. В проекте были предусмотрены механическая прачечная, парикмахерская, магазин, солярий, комнаты для обслуживающего персонала.

Выборгская фабрика-кухня

Большой Сампсониевский пр., 45

В 1920-1930-е годы во многих района Ленинграда были построены так называемые фабрики-кухни. Это были общественные пространства, где были столовые, магазины и досуговые зоны. Рабочие приходили сюда поесть, либо же обеды доставлялись на близлежащие предприятия. Считалось, что рабочие не должны тратить время на приготовление еды, и поэтому эта функция должна полностью перейти к таким столовым.https://annawwts.com/wp-content/uploads/2019/03/IMG_5474.jpg

Асимметрия и экспрессия форм, ленточное остекление делает фабрику-кухню Выборгского района ярким примером ленинградского авангарда. И как все здания конструктивизма, здание следует принципам функционализма — даже самые необычные формы имеют свою функцию. Например, козырёк должен был использоваться для открытой террасы.

Бани «Гигант» (Ушаковские бани) Крупнейшие бани в Ленинграде построены в начале 1930-х годов. Название «Гигант» себя вполне оправдывает - на момент постройки это было самое крупномасштабное банное учреждение на 4000 посещений в день. В основе проекта также стоял функционализм: большой цилиндр — это непосредственно баня и души, рядом с ними характерные для авангарда вертикали — трубы; протяжённые горизонтали — коридоры. Архитекторы –Никольский и Гальперин. Изначально здание было двухэтажным, затем надстроили третий этаж, тем самым нарушив геометрию линий. Местоположение Ушаковских бань неслучайно, ведь поблизости находилось немало предприятий, самое крупное из которых — Путиловский завод, а значит было много и рабочих жилмассивов. Такие жилмассивы, соответственно социалистической идеологии, не подразумевали ванных комнат, и все рабочие ходили мыться в бани, поэтому «Гигант» имел большой спрос. К сожалению, здание построено из материалов, не предназначенных для подобного рода помещений. От влаги оно стало разрушаться и пришло в аварийное состояние. Сейчас дальнейшая судьба Ушаковских бань под вопросом.
https://annawwts.com/wp-content/uploads/2019/03/21220003.jpg

Одно из самых интересных и необычных по нынешними временам конструктивистских зданий находится на Васильевском острове – это водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» (1929-1931, архитектор Чернихов). Chernikhov tower.jpg

Активный силуэт сооружения эффектно воспринимается в перспективе улицы. Динамичная композиция построена на остром контрасте легкой водонапорной башни и протяженного здания канатного цеха.

 Архитектор, художник и теоретик, Чернихов снискал международную известность как автор блестящих архитектурных фантазий, в которых воплотились творческие принципы авангарда и пафос машинных форм. В обнаженной конструкции полностью выявлены и реализованы формообразующие возможности железобетона. Узкий высокий ствол возносит вверх объем водонапорного бака, скругленный выступ которого опирается на тонкие столбы. Резкое столкновение жестких прямолинейных и плавных криволинейных форм усиливает пластическую экспрессию лаконичной композиции.

1924-1935 ГОДЫ

Мошным толчком конкретизации градостроительных исканий стали работы по созданию жилых рабочих городков. 16 мая 1924 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление о кооперативном строительстве для рабочих, при НКТруда СССР был образован Всесоюзный Комитет содействия кооперативному рабочему строительству. При Откомхозах городов, губерний и областей сформированы его подразделения. В сентябре 1924 г. при Ленинградском Губоткомхозе также был образован Губернский Комитет содействия (руководитель — Н. И. Иванов). В ноябре 1924 г. секция коммунального хозяйства Ленгубсовета, заслушав и одобрив деятельность Музея Города и его Комиссии по перепланировке Петрограда, поручила Музею преобразовать Комиссию в Бюро по планировке Ленинграда (руководитель — Л. А. Ильин), Бюро должно было срочно, в 1924-1925 гг. составить «конкретный проект урегулирования плана трех частей города, в которых в ближайшем будущем явится необходимость нового жилищного строительства.» 

С 1920-х гг. крупные проектно-строительные работы в Ленинграде в основном сосредоточивались на окраинах. В центре города преимущественно велись работы на не застроенных ранее участках, и повсеместно надстраивались верхние этажи существующих зданий. Так, ежегодно надстраивали этажей общей площадью в сотни тысяч квадратных метров.

В 1925 г. Музей Города стал подразделением Ленинградского Губот-комхоза. А его Бюро превратилось в главный градостроительно-проектный орган Ленинграда. С 1926 г. начался новый этап градостроительных исканий. Строительство зданий многочисленных заказчиков (уже не частников, а организаций) потребовало еще большей территориальной и композиционной координации — теперь в рамках Опорного и Проектного планов Ленинграда. В Отделении была отработана особая методика. Собирались подробные данные о каждом квартале, ансамбле, предприятии города. Шло накопление информации по 5 проблемным и информационным разделам (естественно-исторический, промышленно-экономический, транспортный, благоустройство, общий — всего около 260 пунктов). Велась фотофиксация и создавались фоторазвертки многих главных магистралей — Невского пр., Садовой ул., Литейного пр., Каменноостровского пр. и др. Территория города была разделена на пять проектных зон, по которым велось параллельное проектирование. Это были Центральный и Московско-Нарвский районы (арх. Л. А. Ильин), Володарский район (арх. В. А. Витман, затем его заменил Л. М. Тверской), Выборгский район (арх. В. А. Витман), Петроградский район (арх. Е. И. Катонин), Василеостровский район (арх. В. В. Данилов).

Видеоссылки:

https://youtu.be/gnyyh-Jz8_4

https://www.youtube.com/watch?v=QNrIQJN6HKU

https://www.youtube.com/watch?v=sbphoBbyb0U

Компьютерная викторина: https://quizizz.com/admin/quiz/5e95c8ba63e99d001bdb2565



Предварительный просмотр:

15.04.2020 Компьютерная викторинаC:\Users\Admin\Desktop\г1.pngC:\Users\Admin\Desktop\г2-3.png

C:\Users\Admin\Desktop\г4-5.png

C:\Users\Admin\Desktop\г6-7.pngC:\Users\Admin\Desktop\г8-9.pngC:\Users\Admin\Desktop\г-10.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архитектура. Виды архитектуры.

Презентация для уроков изобразительного искусства....

«Архитектура. Стили архитектуры»

Проект по ИЗО включает в себя 2 теоретических занятия и 4 недели, в форме дальтон – урока,  один раз в неделю, каждую среду. В ходе работы учащиеся ведут дневник проекта, что позволяет контролиро...

Материал для уроков в 9 классе по теме: "Архитектура современного города. Органическая архитектура"

Материал подготовлен для учителя. Ознакомление учащихся с органической архитектурой современного города, с проектами архитекторов по созданию экологически чистых построек, городов и их связь с окружаю...

Сохранение памятников архитектуры и скульптуры в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны"презентация

Презентация посвещена теме, как в годы блокады жители Ленинграда спасали памятники архитектуры и скульптуры....

Практико-ориентированный подход при подготовке специалистов по профессии 120304 "Градостроительный кадастр"

Практико-ориентированным подходом в организацииучебного процесса.                                       ...

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования профессий: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной...