Актуальные проблемы современного образования детей. Вызовы времени
статья

Протопопова Елена Владимировна

Современный мир – это мир постоянных стремительных изменений. Изменения в будущем будут происходить гораздо быстрее. Каким будет мир завтра? Как подготовить ребенка к жизни в этом новом мире? Какие вызовы стоят перед дополнительным образованием? Под влиянием времени наши дети постоянно меняются, и требуют к себе нового отношения. Дети сейчас мыслят по-другому, чувствуют по-другому, иначе все воспринимают. Следовательно, и учить их нужно по-другому, по-новому. Новое время требует от педагогических кадров мобильности и способности постоянно пополнять и совершенствовать свои знания и компетенции, развивая свой собственный ресурс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протопопова Елена Владимировна,

учитель технологии,

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №542 г.Санкт-Петербурга

Актуальные проблемы современного образования детей. Вызовы времени

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»

(Чарльз Дарвин)

Дополнительное образование – это особая среда, в которой ребёнок, подросток, молодой человек формирует своё собственное мировоззрение, развивает свои способности и личностные качества, реализует свои интересы, которые становятся серьёзными увлечениями, а часто и основой для будущей профессии.

Со словом «педагог» знаком каждый из нас, ведь все учились в школе, где педагоги незаметно делали из нас достойных, умных и воспитанных людей. У каждого из нас есть память о том любимом, добром педагоге, который изменил нас, помог нам нравственно вырасти, которому мы всегда будем благодарны.

Педагог дополнительного образования – это особенный педагог, он должен уметь смотреть в будущее и создавать это будущее вместе с ребёнком. Это требует от педагога гибкости, готовности к постоянным изменениям, внимания к вызовам времени, запросам ребёнка, семьи, общества, государства, самостоятельности, инициативы.

Дополнительное образование дает уникальную возможность составлять самостоятельно программу, определять содержание, формы и методы образования. Это творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи.

Современный мир – это мир постоянных стремительных изменений. Изменения в будущем будут происходить гораздо быстрее. Каким будет мир завтра? Как подготовить ребенка к жизни в этом новом мире? Какие вызовы стоят перед дополнительным образованием?

Под влиянием времени наши дети постоянно меняются, и требуют к себе нового отношения. Дети сейчас мыслят по-другому, чувствуют по-другому, иначе все воспринимают. Следовательно, и учить их нужно по-другому, по-новому. Новое время требует от педагогических кадров мобильности и способности постоянно пополнять и совершенствовать свои знания и компетенции, развивая свой собственный ресурс.

Нашим детям уже не так интересно получать готовые знания от педагогов. В век информатизации дети и сами могут найти ответы на все интересующие их вопросы. Теперь главной задачей педагога стало его умение подсказать и направить ребенка, стать равноправным с ребенком участником образовательного процесса.

Какой ПЕДАГОГ сегодня способен заинтересовать ребенка и вовлечь его в образовательный процесс, увлечь деятельностью и развивать его личностные и творческие способности?

Прежде всего, это должен быть педагог:

  • глубоко знающий свой предмет,
  • хорошо владеющий современными информационными технологиями,
  • педагог с чувством юмора,
  • понимающий проблемы подростка и всегда готовый к диалогу,
  • открытый к инновациям,
  • педагог высокого уровня общей культуры,
  • готовый к открытому общению в социальных сетях,
  • готовый инициировать креативные творческие проекты и события,
  • умеющий заглянуть в будущее.

Идти в ногу со временем – это профессионально. Нужно уметь оценивать ситуацию на шаг, а иногда и на два, вперёд. Уметь предвидеть и анализировать, чем обернётся вовремя сказанное (а быть может – не сказанное) тобой слово. Какое отражение своей деятельности ты увидишь завтра?

Работая с детьми - ты не имеешь права быть неинтересным. В многочисленных законопроектах и кодексах написано немало об обязанностях педагога, но эту обязанность каждый, кто пришёл работать к детям, должен определить для себя сам. Выходя к детям, считаю недопустимым позволить себе быть равнодушным, неинтересным и не интересующимся. Всегда нужно уметь держать руку на пульсе, быть лёгким на подъём, быть в курсе, быть способным увлечь за собой, заинтересовать, уметь в простом рассмотреть сложное, а в сложном найти много простого.

Я считаю важно научить ребят быть независимыми. Чем больше я за них буду делать, тем меньше они будут учиться делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, а удочку».

Основные тренды развития нашего мира, которые служат вызовами для системы образования:

  • Глобализация. Мировая экономика всё больше движется к интеграции и углублению региональной экономической специализации. Человек будущего все больше будет работать в различных средах, участвуя в общении с партнерами всего мира. (Дополнительное образование должно развивать в молодых людях способность к пониманию национальных и культурных особенностей различных стран и народов.)
  • Рост конкуренции в экономике. Наиболее успешными становятся компании, которые быстро могут перестраиваться под запросы потребителя, быть клиентоориентированными. (Особенность дополнительного образования – обучение в разновозрастных группах, по разноуровневым программам. Эта особенность способствует формированию навыков группового взаимодействия, умения договариваться, конкурировать и сотрудничать. Проектная деятельность, используемая в дополнительном образовании, способствует формированию навыков быстро принимать решения, реагировать на изменение условий, распределять и перераспределять ресурсы.)
  • Востребованность «экологически ответственного поведения». Дополнительное образование может и должно воспитывать не только ответственность нового поколения перед природой, но и перед самим собой. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового жизненного стиля «поколения будущего».
  • Автоматизация. В условиях интенсивной автоматизации всех процессов и операций человеку важно научиться не только владеть IT-технологиями, управлять роботами, но и делать то, чего не могут делать самые совершенные роботы. Воспитывать способности к приобретению творческого мышления, развития эстетического вкуса, способности к нестандартным подходам и решениям. В развитии этих качеств дополнительное образование традиционно занимает передовые позиции.

Эти и другие вызовы времени и требования к обновлению содержания дополнительного образования воспринимаются мною не как нечто отдалённое и «теоретическое». В практике педагогического коллектива, в котором я работаю, находят воплощение все перечисленные направления изменений.

Актуальность и значимость дополнительного образования обсуждается уже много десятков лет. Тенденции, перспективы развития, формы и методы работы – этим темам посвящены тысячи статей, предложены и реализованы сотни программ по совершенствованию системы дополнительного образования.

Педагог имеет такие огромные возможности влиять, менять, корректировать, искоренять, прививать, поощрять, побуждать, и быть сопричастным к невидимому процессу становления личности ребёнка. Осознавая это, понимаешь, насколько большая ответственность возложена на педагога. Я, как педагог, обязана реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, государства, потому что этому способствуют новые образовательные стандарты: развивать одаренность, сохранять и укреплять здоровье ребенка, учить его творить, сотрудничать, быть успешным в современном обществе. На протяжении многих лет я стараюсь создавать такую межличностную атмосферу в коллективе, которая устраняет преграды на пути творческого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуальные проблемы музыкального образования детей" Доклад на родительском собрании

Актуальные проблемы музыкального образования детей         В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно ...

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

Приложение:презентация по теме "Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования"

Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблемасовременного педагогического образования.»...

Актуальные проблемы современного образования

В статье изложены краткие сведения об актуальных проблемах современного образования, а также ключевые аспекты, которые привели к проблемам в образовании....

Г.В. Мокина. Актуальные проблемы современного школьного образования.

В статье идет речь о проблеме ценностных ориентиров, которые стоят перед современной школой. Чему учить? Как учить? Зачем учить? - эти вопросы встают перед каждым думающим учителем.Какие бы ветры врем...

Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучения детей с РАС в условиях современной образовательной среды» на тему:«Совершенствование двигательных навыков у детей с РАС на занятиях ОФП»

Одной из целей программы по разделу «Физическое развитие» детей с аутизмом является обучение ребенка выполнению упражнений без помощи взрослых. Дети с РАС затрудняются управлять движением ...