Обобщенный опыт работы
материал
Вовлечение детей в полноценный технологический цикл, необходимый для создания изделий декоративно-прикладного творчества в различных техниках, предусмотренных программой: создание эскизов будущих изделий, выполнение необходимых расчетов, подбор инструментов и материалов, изготовление деталей, их сборка, оформление. Осмысление технологического процесса приучает обучающихся к целесообразному использованию последовательности изготовления изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Обобщенный опыт работы.
Педагог дополнительного образования
Лаптева Анастасия Васильевна
г.Щекино
2020 год
Тема опыта: Применение проектной деятельности в объединении «Волшебная петелька» МБУ ДО «Центр детского творчества».
Идея опыта: Вовлечение детей в полноценный технологический цикл, необходимый для создания изделий декоративно-прикладного творчества в различных техниках, предусмотренных программой: создание эскизов будущих изделий, выполнение необходимых расчетов, подбор инструментов и материалов, изготовление деталей, их сборка, оформление. Осмысление технологического процесса приучает обучающихся к целесообразному использованию последовательности изготовления изделий.
Содержание
- Сведения об авторе.
- Условия становления опыта в Центре детского творчества.
- Теоретическая база опыта.
- Актуальность и перспектива опыта.
- Новизна опыта.
- Технология опыта.
- Результативность.
- Методическое обеспечение опыта.
- Приложения.
Сведения об авторе
Ф. И. О. Лаптева Анастасия Васильевна
Образование высшее, 2000 год, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, учитель биологии по специальности «биология», педагог – психолог по специальности «психология».
Педагогический стаж работы 22 года
Квалификационная категория высшая
Место работы Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
Тема опыта: Применение проектной деятельности в объединении «Волшебная петелька» МБУ ДО «Центр детского творчества».
Адресная направленность: педагогам, родителям обучающихся.
Принципы педагогической деятельности:
- Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми. /Оскар Уайльд/
- «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому»
- "Каждый ребенок — это личность!"
Условия становления опыта в Центре детского творчества.
Опыт формировался в течение 10 лет моей работы в МБУ ДО «Центр детского творчества».
Главное преимущество образования дополнительного перед обязательным – его добровольность, т.е. посещение объединений ЦДТ детьми по собственному желанию и выбору. Именно эта добрая воля способствует более качественному, эффективному результату творческого саморазвития детей, их самореализации. Длительное, тесное общение педагога и ребенка во время занятий, совпадение их интересов, устремлений приводят к сотрудничеству, сотворчеству, равноправным межличностным отношениям.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная петелька» разработана мною в 2011 году, за годы работы в программу внесены изменения и дополнения. Изначально программа была разработана с целью обучения детей основам вязания, но в соответствии с интересами обучающихся была полностью трансформирована и затрагивает большинство техник декоративно – прикладного искусства.
В основе ДООП - метод проектной деятельности Джона Дьюи, средствами которого дети приучаются к целесообразному использованию последовательности технологического процесса, и как следствие происходит развитие процессов познавательной деятельности, трудолюбие, усидчивость, стремление довести начатую работу до окончательного результата. Уверена, что данные качества необходимы в жизни каждого человека.
Теоретическая основа опыта
«Волшебная петелька» - объединение ЦДТ, в котором дети получают возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования, способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности, формирует навыки проектной деятельности. В основе программы лежит метод проектной деятельности Джона Дьюи. Дьюи считал, что обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности. Только при исследовании окружающего мира у учащегося появится желание к дальнейшему самообразованию. Через опытное познание действительности у воспитанника формируется определенное свойство характера, дающее ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям. Метод проектов — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и опыт в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Положительные стороны метода проектов - развитие инициативы детей, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.
По словам А. Якушева, «Цель философии по Дьюи — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её». Согласно Дьюи, основная задача не в том, чтобы, «правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни».
Пять «П» проекта.
Акшления ребенка.
Новизна опыта
Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. В ходе реализации дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька» используются современные ИКТ, в частности презентации Power Point, фотографии в электронном виде, видеофайлы и т.д.
Технология опыта
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия проводятся с применением разнообразных методов и приёмов обучения: словесных, наглядных, практических.
Почти каждое занятие включает практическую и теоретическую части. Последняя занимает большую часть занятия, где ребята выполняют графические работы, создают детали поделки, сувенира, выполняют работу пот оформлению изделия.
Итогом работы обучающихся объединения являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа. Обучающимся задается тема, например игрушка «Медвежонок». Дети самостоятельно создают эскизы и в итоге получаются абсолютно разные игрушки: брелоки, подвески для сумки, закладки для книг с объёмной головой и т.д. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
- проектирование
- занятия–объяснения
- занятия общения и систематизации знаний
- контрольно-проверочные занятия
- комбинированные занятия
- выставка творческих работ
При проведении занятий учитывается:
- уровень знаний, умений и навыков воспитанников
- самостоятельность ребенка
- его активность
- его индивидуальные особенности
- особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
Результаты обучения – это создание предметов декора, украшений и игрушек, единственных в своем роде, а также участие в конкурсах различного уровня:
• Диплом III степени международного конкурса-фестиваля «Пасхальное яйцо» 2020 г, г. Сергиев Посад;
• Лауреат I степени международный творческий конкурс «Сократ», Москва, 2016 г.;
• Диплом I степени победитель всероссийского конкурса «Радуга творчества», г. Москва, апрель 2016 г.;
• Диплом победителя муниципального этапа международного конкурса-фестиваля «Пасхальное яйцо»2020 г, г. Сергиев Посад;
• Диплом, II место муниципальный конкурс «Лесная красавица», г. Щекино, 2020 г.
Оценка освоения программы обучающихся и усвоения ДООП «Волшебная петелька»
проводится в форме диагностики по следующим критериям, описанным в программе:
- Правила техники безопасности;
- Техника исполнения;
- Самостоятельное выполнение заданий;
- Терминология;
- Разработка и реализация каждого изделия (проект).
Категории оценки: 10-бальная система (мин. – 0, макс. – 10 баллов в конце срока обучения).
2015-2016 уч.год.
2018-2019 уч.год.
2019-2020 уч.год.
В итоге, учитывая анализ диагностики, делаем вывод, что программа усвоена обучающимися каждого учебного года на 96 и более %.
В ходе формирования опыта работы, я получила ответы на следующие вопросы:
- Метод проекта может быть применим и необходим при формировании личностных качеств ребенка;
- Усвоение ДООП обучающимися доказано практически;
- Рост показателей усвоения программы обучающимися доказан практически.
Литература и источники для педагогов
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года) (редакция, действующая с 1 августа 2020 года)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Конкурсы «Арт-талант» https://www.art-talant.org/raspisanie/konkyrsi-dlya-pedagogov/dekorativnoprikladnoe-tvorchestvo
- Серия мастер классов для преподавателей ДПИ https://infourok.ru/seriya-master-klassov-dlya-prepodavateley-dpi-1969235.html
- Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества - Волгоград: Учитель, 2008.
- Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-6 лет – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Кузин В.С. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений - М: Высшая школа, 3-е издание,1974.
- Меженева Л.А. Творчество педагога в системе дополнительного образования. Техническое творчество, декоративно-прикладное творчество - Н.Новгород: ООО Педагогические технологии, 2003.
- Никольская О.А., Маркус Л. И. Излечивает гнев и заполняет время - М.: Знание №3, 1990.
Литература и источникидля родителей
- Горичева В.С. Филиппова Т.В. “Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Лучшие поделки – Ярославль: Академия развития, 2001.
- Трофимова М.В. И учёба и игра. Изобразительное искусство - Ярославль: Академия развития, 2007 г.
- Сайт Центр детского творчества г. Щекино http://cdtschekino.ru/
- Группа в социальной сети ВК Центр детского творчества https://vk.com/cdtschekino
- Навигатор дополнительного образования https://dopobr71.ru/
Литература и источники для детей
- Голова А.М. Наши руки не для скуки – М.: Росмен, 1997.
- Фиона У. Большой подарок для девочек.– М.: Росмэн-Пресс, 2013.
- Группа в социальной сети ВК Центр детского творчества https://vk.com/cdtschekino
- Сайт Центр детского творчества г. Щекино http://cdtschekino.ru/
- 3. Группа в социальной сети ВК https://vk.com/club160717741
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы
Обобщенный опыт работы...
Обобщенный опыт работы
обобщенный опыт работы...
Обобщенный опыт работы
обобщенный опыт работы...
Обобщенный опыт работы
обобщенный опыт...
Обобщенный опыт работы
Обобщенный опыт работы...
Обобщенный опыт работы.
Возможности использования компьютерных в процессе обучения экологии....
Обобщенный опыт работы педагога дополнительного образования Лаптевой А.В.
Опыт работы обобщен по индивидуальным педагогическим модулям, очень понятный. Рекомендую для просмотра педагогам и родителям. Опыт содержит материалы о применении метода проектной деятельности в объед...