Обобщенный опыт работы
статья на тему

обобщенный опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестабильность социально-экономической и политической ситуации в стране, ухудшение условий жизни, падение нравственных устоев, социальная напряжённость, нарушение структуры и функций семьи - все эти факторы влияют на увеличение числа детей с отклоняющимся поведением, детей, оставшихся без попечения родителей, «социальных» сирот.                                                                                                                                          

Для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Белгородской области создана сеть социально - реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, которая включает 14 социально - реабилитационных учреждений для несовершеннолетних: 1 областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних и 13 муниципальных социально- реабилитационных учреждений.

ОСГБУСОССЗН «Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» был открыт в 1999 году в городе Белгороде, основные задачи деятельности Центра: профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, комплексная реабилитация семей и детей, оказавших в трудной жизненной ситуации, коррекция социальной запущенности.

Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально -  коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Педагогическая запущенность обусловлена несформированностью  ребёнка как субъекта учебно – познавательной, игровой и других видов деятельности. Не успешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе не владение знаниями социально- этического характера влияют на уровень социального развития ребёнка, его адаптацию в социуме.

Реабилитационная работа с несовершеннолетними ведётся по разным направлениям: защита законных прав ребёнка, восстановление физического и психического здоровья, коррекция школьной дезадаптации, развитее личности ребёнка.

Я работаю воспитателем в Областном социально - реабилитационном  центре для несовершеннолетних с первого года его  открытия в группе  девочек  среднего и старшего школьного возраста. Направление моей коррекционной работы « Я и деньги» в рамках программы « Подготовка детей к самостоятельной жизни».

Отношение к деньгам закладывается с детства. А значит, как только ребёнок научился произносить слова «купи» или «деньги» пора направлять это отношение в правильное русло.

Отношение к деньгам, которое формируется у детей и подростков всегда зависит от отношения к деньгам в семье. Причем это не означает, что дети будут относиться к деньгам так же, как родители - возможно, совсем наоборот.

Исследования психологов и социологов показали, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве, приучали их родители самостоятельно пользоваться деньгами, посвящали ли в финансовое положение семьи.

У современного подростка, находящегося в достаточно сложной социальной ситуации развития, возникают ограничения в реализации своих материальных и духовных потребностей, поскольку многие виды деятельности становятся для них недоступными. В связи с этим уже в подростковом возрасте возникает явление личностного осмысления феномена денег. В этом смысле деньги становятся эквивалентами материальных и духовных ценностей подростков.

Просто для того, чтобы воспитывать зрелое отношение к деньгам у ребенка, надо взрослым, прежде всего, разобраться со своим умением распоряжаться деньгами и разобраться со своим отношением к ним.
Изначально у ребенка незрелое отношение к деньгам. Для него деньги - это вообще что-то непонятное. Он не понимает, что деньги - это эквивалент товаров, услуг и так далее. Он пока не знает их стоимости. И уже с маленьким ребенком, дошкольником, на эти темы можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком в порыве гнева …. Надо объяснять ребенку свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду, или на общую крупную покупку. Нужно научить детей знать деньгам цену. Нужно напоминать, как много сил надо приложить, чтобы заработать деньги.
 С того момента, когда у ребенка возникает потребность самостоятельно  тратить деньги, значит ли это, что он может их иметь?
Это обычно происходит
  в младшем школьном возрасте - когда ребенок уже вышел в социум, но не каждый первоклассник может распоряжаться деньгами.                                                                                                              Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у нас кто-нибудь спросит что такое деньги, то мы наверно сильно удивимся, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства мы знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.                                                                                                                             А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда появились? И самое главное почему? Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям.

В нашем случае, дети живут без родителей и поэтому научить правильно относиться к деньгам наша задача. Именно поэтому в рамках программы «Подготовка детей к самостоятельной жизни» мы разработали направление «Я и деньги». Цель данного направления:

  1. Учить детей считать, сравнивать числа, составлять целое из частей, понимать отношение между целым и частью.
  2.  Познакомить детей с понятиями: бюджет, зарплата, доход, расход.
  3. Развить умение рационально использовать денежные средства.
  4.  Раскрыть детям смысл вложения денег в банк.
  5.  Познакомить детей с деньгами других стран.

Младшие школьники вполне готовы к разговору «взрослому» по форме, но увлекательному по содержанию. Для элементарного экономического развития детей в возрасте с 8 до 13 лет, я использовала следующие методы и приёмы:

Рассказ;                                                                                                                     Беседа;                                                                                                                   Решение кроссвордов;                                                                                        Решение экономических и арифметических задач;                                             Наглядные методы и приёмы;                                                                   Художественное слово;                                                                                Экскурсии;                                                                                                          Решение проблемных ситуаций;                                                                         Игры экономического содержания.

На первом занятии дети знакомятся с некоторыми составными семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Объясняя, откуда берутся и для чего нужны деньги, мы помогаем ребёнку понять основы функционирования общества. Когда мы говорим просто и понятно, он узнаёт о том, что есть необходимые вещи (дом, еда, электроэнергия) и те, что доставляют удовольствие (игры, сладости, мультфильмы). И те и другие имеют свою цену, и чтобы приобрести их или пользоваться ими, необходимо заплатить. А деньги, в свою очередь, не появляются сами собой. Так же на этом занятии ставилась цель воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Не менее важно научить детей рационально тратить полученные средства. С этой целью проводятся занятия: «Бюджет семьи», «Расход». Дети знакомятся с сущностью расходов и их многообразием. Детям показываю, что расходы бывают обязательные и необязательные. Существуют различия в ценах, денег может не хватить и неизбежно приходиться выбирать. Для того чтобы научиться чему-то, скажем ездить на велосипеде или работать на компьютере, надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении. Мы не можем, как в семье давать ребёнку карманные деньги, чтобы он учился их расходовать. Для усвоения этой темы можно использовать игры: «Магазин», «Бизнес+», «Менеджер», арифметические и экономические задачи.

Для понимания сущности сбережения и накопления денежных средств в план работы включены занятия: «Сбережения», «Как сберечь деньги». На занятии детям даётся первоначальное понятие «Банк», раскрывается смысл вложения денег в банк, обогащается словарный запас воспитанников. Обязательным для этой темы становится посещение банка. Девочки видят, что в банке работают несколько человек, каждый выполняет свою работу. Оператор работает с вкладчиками, кассир – принимает платежи за квартиру, детский сад, кредит.

Помочь понять сущность накопления и сбережения денег в банке помогает анализ художественных произведений, известных сказок.                                   Вспоминая сказку А.Толстого «Золотой ключик» или приключение Буратино дети отвечают на вопросы:                                                                                          - Правильно ли было предложение закопать деньги?                                                  - Где хранил деньги Буратино?                                                                                - Где лучше хранить деньги? Почему?

Интерес детей вызвали занятия об истории денег, о культуре обращения с ними. Цель этих занятий: познакомить детей с историей возникновения денежных знаков, путём постановки проблемного вопроса “деньги - это добро или зло?” раскрыть сущность денег как нравственной категории.

Конечно, лучше всего рационально тратить свои деньги помогает непосредственный опыт получения и расходования. Периодически дети нашего Центра бывают трудоустроены. Они работали и получали за это зарплату. По моим наблюдениям, девочкам было жаль своих заработанных денег на покупку безделушек. Я считаю, что дети должны узнать цену деньгам, а наша задача научить правильно распоряжаться ими. Научить планировать расходы, и понимать их ценность.

Деньги - один из  инструментов для того, чтобы помочь ребёнку стать самостоятельным, ответственным и сделать первые шаги в мире взрослых.

                               

                                 



Предварительный просмотр:

Нестабильность социально-экономической и политической ситуации в стране, ухудшение условий жизни, падение нравственных устоев, социальная напряжённость, нарушение структуры и функций семьи - все эти факторы влияют на увеличение числа детей с отклоняющимся поведением, детей, оставшихся без попечения родителей, «социальных» сирот.                                                                                                                                          

Для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Белгородской области создана сеть социально - реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, которая включает 14 социально - реабилитационных учреждений для несовершеннолетних: 1 областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних и 13 муниципальных социально- реабилитационных учреждений.

ОСГБУСОССЗН «Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» был открыт в 1999 году в городе Белгороде, основные задачи деятельности Центра: профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, комплексная реабилитация семей и детей, оказавших в трудной жизненной ситуации, коррекция социальной запущенности.

Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально -  коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Педагогическая запущенность обусловлена несформированностью  ребёнка как субъекта учебно – познавательной, игровой и других видов деятельности. Не успешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе не владение знаниями социально- этического характера влияют на уровень социального развития ребёнка, его адаптацию в социуме.

Реабилитационная работа с несовершеннолетними ведётся по разным направлениям: защита законных прав ребёнка, восстановление физического и психического здоровья, коррекция школьной дезадаптации, развитее личности ребёнка.

Я работаю воспитателем в Областном социально - реабилитационном  центре для несовершеннолетних с первого года его  открытия в группе  девочек  среднего и старшего школьного возраста. Направление моей коррекционной работы « Я и деньги» в рамках программы « Подготовка детей к самостоятельной жизни».

Отношение к деньгам закладывается с детства. А значит, как только ребёнок научился произносить слова «купи» или «деньги» пора направлять это отношение в правильное русло.

Отношение к деньгам, которое формируется у детей и подростков всегда зависит от отношения к деньгам в семье. Причем это не означает, что дети будут относиться к деньгам так же, как родители - возможно, совсем наоборот.

Исследования психологов и социологов показали, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве, приучали их родители самостоятельно пользоваться деньгами, посвящали ли в финансовое положение семьи.

У современного подростка, находящегося в достаточно сложной социальной ситуации развития, возникают ограничения в реализации своих материальных и духовных потребностей, поскольку многие виды деятельности становятся для них недоступными. В связи с этим уже в подростковом возрасте возникает явление личностного осмысления феномена денег. В этом смысле деньги становятся эквивалентами материальных и духовных ценностей подростков.

Просто для того, чтобы воспитывать зрелое отношение к деньгам у ребенка, надо взрослым, прежде всего, разобраться со своим умением распоряжаться деньгами и разобраться со своим отношением к ним.
Изначально у ребенка незрелое отношение к деньгам. Для него деньги - это вообще что-то непонятное. Он не понимает, что деньги - это эквивалент товаров, услуг и так далее. Он пока не знает их стоимости. И уже с маленьким ребенком, дошкольником, на эти темы можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком в порыве гнева …. Надо объяснять ребенку свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду, или на общую крупную покупку. Нужно научить детей знать деньгам цену. Нужно напоминать, как много сил надо приложить, чтобы заработать деньги.
 С того момента, когда у ребенка возникает потребность самостоятельно  тратить деньги, значит ли это, что он может их иметь?
Это обычно происходит
  в младшем школьном возрасте - когда ребенок уже вышел в социум, но не каждый первоклассник может распоряжаться деньгами.                                                                                                              Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у нас кто-нибудь спросит что такое деньги, то мы наверно сильно удивимся, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства мы знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.                                                                                                                             А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда появились? И самое главное почему? Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям.

В нашем случае, дети живут без родителей и поэтому научить правильно относиться к деньгам наша задача. Именно поэтому в рамках программы «Подготовка детей к самостоятельной жизни» мы разработали направление «Я и деньги». Цель данного направления:

  1. Учить детей считать, сравнивать числа, составлять целое из частей, понимать отношение между целым и частью.
  2.  Познакомить детей с понятиями: бюджет, зарплата, доход, расход.
  3. Развить умение рационально использовать денежные средства.
  4.  Раскрыть детям смысл вложения денег в банк.
  5.  Познакомить детей с деньгами других стран.

Младшие школьники вполне готовы к разговору «взрослому» по форме, но увлекательному по содержанию. Для элементарного экономического развития детей в возрасте с 8 до 13 лет, я использовала следующие методы и приёмы:

Рассказ;                                                                                                                     Беседа;                                                                                                                   Решение кроссвордов;                                                                                        Решение экономических и арифметических задач;                                             Наглядные методы и приёмы;                                                                   Художественное слово;                                                                                Экскурсии;                                                                                                          Решение проблемных ситуаций;                                                                         Игры экономического содержания.

На первом занятии дети знакомятся с некоторыми составными семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Объясняя, откуда берутся и для чего нужны деньги, мы помогаем ребёнку понять основы функционирования общества. Когда мы говорим просто и понятно, он узнаёт о том, что есть необходимые вещи (дом, еда, электроэнергия) и те, что доставляют удовольствие (игры, сладости, мультфильмы). И те и другие имеют свою цену, и чтобы приобрести их или пользоваться ими, необходимо заплатить. А деньги, в свою очередь, не появляются сами собой. Так же на этом занятии ставилась цель воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Не менее важно научить детей рационально тратить полученные средства. С этой целью проводятся занятия: «Бюджет семьи», «Расход». Дети знакомятся с сущностью расходов и их многообразием. Детям показываю, что расходы бывают обязательные и необязательные. Существуют различия в ценах, денег может не хватить и неизбежно приходиться выбирать. Для того чтобы научиться чему-то, скажем ездить на велосипеде или работать на компьютере, надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении. Мы не можем, как в семье давать ребёнку карманные деньги, чтобы он учился их расходовать. Для усвоения этой темы можно использовать игры: «Магазин», «Бизнес+», «Менеджер», арифметические и экономические задачи.

Для понимания сущности сбережения и накопления денежных средств в план работы включены занятия: «Сбережения», «Как сберечь деньги». На занятии детям даётся первоначальное понятие «Банк», раскрывается смысл вложения денег в банк, обогащается словарный запас воспитанников. Обязательным для этой темы становится посещение банка. Девочки видят, что в банке работают несколько человек, каждый выполняет свою работу. Оператор работает с вкладчиками, кассир – принимает платежи за квартиру, детский сад, кредит.

Помочь понять сущность накопления и сбережения денег в банке помогает анализ художественных произведений, известных сказок.                                   Вспоминая сказку А.Толстого «Золотой ключик» или приключение Буратино дети отвечают на вопросы:                                                                                          - Правильно ли было предложение закопать деньги?                                                  - Где хранил деньги Буратино?                                                                                - Где лучше хранить деньги? Почему?

Интерес детей вызвали занятия об истории денег, о культуре обращения с ними. Цель этих занятий: познакомить детей с историей возникновения денежных знаков, путём постановки проблемного вопроса “деньги - это добро или зло?” раскрыть сущность денег как нравственной категории.

Конечно, лучше всего рационально тратить свои деньги помогает непосредственный опыт получения и расходования. Периодически дети нашего Центра бывают трудоустроены. Они работали и получали за это зарплату. По моим наблюдениям, девочкам было жаль своих заработанных денег на покупку безделушек. Я считаю, что дети должны узнать цену деньгам, а наша задача научить правильно распоряжаться ими. Научить планировать расходы, и понимать их ценность.

Деньги - один из  инструментов для того, чтобы помочь ребёнку стать самостоятельным, ответственным и сделать первые шаги в мире взрослых.

                               

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы

Обобщенный опыт работы...

Обобщенный опыт работы

обобщенный опыт работы...

Обобщенный опыт работы

обобщенный опыт работы...

Обобщенный опыт работы

Обобщенный опыт работы...

Обобщенный опыт работы.

Возможности использования компьютерных в процессе обучения экологии....

Обобщенный опыт работы педагога дополнительного образования Лаптевой А.В.

Опыт работы обобщен по индивидуальным педагогическим модулям, очень понятный. Рекомендую для просмотра педагогам и родителям. Опыт содержит материалы о применении метода проектной деятельности в объед...