Воспитательское занятие на тему: "Деньги".
план-конспект
Счастье и жизненный опыт приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. У детей необходимо формировать правильное отношение к деньгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelskoe_zanyatie_na_temu_dengi.docx | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Деньги, их функции в экономике и история возникновения».
Цель:
социализация личности подростков в сфере реальной
экономической жизни, посредством развития экономического мышления.
Задачи:
- дать представление о вопросах, рассматриваемых на занятиях;
- ознакомить обучающихся с функциями денег, как важнейшего инструмента экономики;
- обучить умению получать и критически осмысливать экономическую
информацию;
- развить интерес к изучению экономических дисциплин;
В ходе занятия воспитанники должны продемонстрировать
следующие результаты в виде универсальных учебных действий:
- познакомиться с важнейшим инструментом экономики – денежными
средствами в различных видах и формах;
- использовать знания, почерпнутые из школьных курсов литературы,
математики, искусства, истории и др. в решении вопросов викторины;
- развивать коммуникативные умения при работе в команде;
- развивать экономическое мышление.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ноутбук.
План занятия:
I. Вводная часть
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Введение в тему. (2 мин).
II. Основная часть
1. Функции денег.
2. История возникновения денег. Виды денег.
3. Веселая викторина
4. Экономическая безопасность в быту при обращении с денежными
средствами и ценностями.
III. Заключение: подведение итогов занятия(3 мин.)
Ход занятия:
I. Вводная часть
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Предлагаю вам занятие по теме: «Деньги и их функции в экономике», узнать историю возникновения денег, какие виды денег существуют и какие функции выполняют в жизни общества.
2. Введение.
В форме беседы совместно с воспитанниками формулируем: «Что
такое деньги?», «Можно ли прожить без денег людям, фирмам,
государствам?», «Какое место в экономике вы отдаете деньгам?» Ребята, в современном мире нет более значимой экономической сущности, чем деньги.
Без денег невозможна работа предприятий, выполнение социальных
программ, обеспечение быта, функционирование государства. Уберите деньги и рыночная экономика рухнет. Сегодня сфера обращения имеет дело с огромными объемами товаров и миллионами транзакций. И только такой высоколиквидный всеобщий эквивалент стоимости, как деньги, может обеспечить работу сложных рыночных механизмов.
II. Основная часть.
1. Функции денег.
1.Деньги, как мера стоимости. Деньги являются измерителем ценности всех товаров и услуг. Как масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, а объем жидкости – в литрах, так ценность (стоимость) измеряется в определенном количестве денег. Пока деньги не начали выполнять эту функцию, стоимость каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике.
Причем, человеку, желающему купить определенный товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в рубашках, колбасе, сапогах, телевизорах, компьютерах и т.д.
При денежном обмене такая необходимость исчезает. Достаточно знать лишь, на какое количество денег может быть обменен каждый товар.
Единицей счета выступает денежная единица страны, т.е. национальная валюта (рубль в России, доллар в США, фунт стерлингов в Великобритании, тугрик в Монголии и т.п.). В условиях высокой инфляции, когда отсутствует стабильность национальной денежной единицы, в качестве дополнительной единицы счета может выступать стабильная денежная единица другой страны, например, доллара, евро и др.
2.Деньги, как средство обращения. В качестве средства обращения деньги являются посредником в обмене товаров, при совершении сделок. Все покупается и продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер (обмен товара не на деньги, а на другой товар). Однако бартер связан со значительными издержками. С одной стороны, это потеря времени и усилий, т.е. альтернативные издержки, а, с другой стороны, это прямые издержки, к которым относятся, например, издержки «стоптанных башмаков». Для осуществления обмена товара на товар необходимо выполнение условия, которое известный английский экономист прошлого
века, Уильям Стенли Джевонс назвал «двойным совпадением желаний».
Человек, желающий приобрести какой-либо товар должен найти такого продавца этого товара, который взамен согласился бы получить то, что производит данный человек. Например, сапожник, желающий купить хлеб, должен найти булочника, которому в обмен на продаваемый им хлеб нужны сапоги. Заболевший художник должен найти аптекаря, который согласится отдать ему лекарства в обмен на картины. А преподаватель макроэкономики, желающий сделать себе модную прическу, должен найти парикмахера, готового предоставить эту услугу за прослушивание лекции, например, по теории денег. Поиски могут длиться долго и не увенчаться успехом. Но при
этом время будет потрачено, а башмаки стоптаны. Поэтому бартер является крайне неэффективной и нерациональной формой обмена. Деньги - величайшее изобретение человечества. Появление денег в качестве посредника в обмене сняло проблему двойного совпадения желаний и ликвидировало издержки обмена. Любой товар можно продать за деньги, и на полученную сумму купить любой другой товар. Это свойство денег быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, получил название абсолютной ликвидности. Очевидно, что все товары (активы) обладают свойством ликвидности, поскольку рано или поздно их можно продать или обменять, но степень ликвидности у равных у разных активов разная. Свойством абсолютной ликвидности обладают только наличные деньги.
3.Деньги, как средство платежа. Это функция, которая проявляется в использовании их при оплате отложенных платежей (уплате налогов, выплате долгов, получении доходов). Отличие этой функции от функции средства обращения заключается в том, что спользование денег в качестве посредника в обмене предполагает одновременное движение товаров и денег, а при выполнении функции средства платежа либо движение товаров и движение денег по времени не совпадают, например: ТРУД – ДЕНЬГИ – ТОВАР.
4.Деньги, как средство накопления. Эта функция теоретически основана на том, что ценность денег не меняется со временем. Она состоит в том, что деньги представляют собой запас ценности - средство сохранения ценности, на них в любой момент можно купить любой товар, услугу или ценную бумагу. В неинфляционной экономике покупательная способность сохраняется и не меняется во времени. На одну и ту же сумму денег можно купить одно и то же количество товаров и через год, и через 5 лет. В условиях инфляции деньги теряют свою ценность, их покупательная способность уменьшается. Поскольку общий уровень цен растет, то на одну и ту же денежную сумму можно купить все меньше товаров. Накапливать обесценивающиеся деньги становится бессмысленно. И функцию запаса ценности (средства накопления) начинает выполнять не национальная валюта, а стабильная валюта другой страны. Кроме того, деньги не являются самым привлекательным финансовым активом, который следует держать на руках, поскольку они не приносят дохода. При этом существуют доходные финансовые активы, например, акции, приносящие доход в виде дивиденда и
облигации, обеспечивающие процентный доход, депозиты в банках и другие финансовые рычаги, наприме, кредит банка.
4.Мировые деньги. Эта функция закрепляется за наиболее устойчивой, важной и общепризнанной денежной единицей. Мировые деньги позволяют совершать обмен товарами и расчеты между различными государствами, у каждого из которых есть своя национальная валюта. Сегодня к мировым деньгам относятся:
А) Ведущие национальные валюты (американский доллар, фунт стерлингов, японская иена);
Б) Специальные международные денежные единицы, выпускаемые международными финансово-кредитными институтами (например, евро, или SDR – специальные права заимствования – искусственное безналичное платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом)
2.История возникновения денег.
А сейчас, ребята, чтобы закрепить материал, я вам расскажу про историю возникновения и эволюцию развития денег.
Давным-давно, в веке каменном, люди обходились без денег: всё необходимое они получали от природы, ведь им нужны были только еда да жилье. Но оказалось, что человек умеющий делать копья и топоры, может не быть хорошим охотником - так возник взаимовыгодный обмен – бартер, или товарные деньги.
Но, это были скорее не деньги, а средства обмена.
Так, например, в скотоводческих племенах деньгами был скот, в поморских поселениях деньгами была рыба, которую обменивали на, необходимые для племени, хлеб и мясо. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей некоторых островов Тихого океана. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров, которые склеивались между собой или связывались растительными волокнами из лиан в круги – своеобразные бухты. Использовались такие деньги для взаимных расчетов и покупках в зависимости от яркости перьев: чем ярче бухта, тем дороже она использовалась при обмене.
Известно, что у разных народов были свои предметы, служившие им в качестве денег:
- в Мексике деньгами были какао-бобы;
- в Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей;
- В Китае, Индии, Тайланде, Африке и у некоторых племен Южной Америки и на островах Океании, деньгами были морские ракушки или жемчужины;
- Деньги в виде небольших медных топоров, которые не использовали в хозяйстве из-за непрактичности и мягкости металла, использовали индейцы Америки во времена завоевания их испанскими конкистадорами.
- Соляные бруски, как платежное средство, широко применялись в странах разных частей света. К примеру, можно привести Древнюю Русь или Эфиопию, где соляные бруски самородной соли в качестве денег использовались вплоть до 20-х годов прошлого века. А в войске Юлия Цезаря римские легионеры часть жалования получали солью. Следует так же отметить, что английское слово salary – «зарплата», происходит от латинского слова sal – «соль». Деньги из каменной соли применяли в Эфиопии.
- племена Новой Зеландии вместо денег использовали камни, имеющие в середине отверстие. Каменные деньги представляли собой каменные диски разных диаметров с отверстиями в центре. Самые большие достигали до 4 метров в диаметре. Пребывали такие деньги в обороте среди жителей островов Яп (ныне – Федеральные Штаты Микронезии). Служили они эквивалентом при обмене товарами, платой за услуги и судебные издержки. Галерея каменных денег на островах Яп.
Металлические деньги.
Использование товаро-денег позволяло обмениваться ими с другими племенами или использовать по назначению в своем хозяйстве.
Но все эти эквиваленты обмена были крайне неудобными в использовании. Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа. По оценкам историков в Вавилоне и Египте в период 3-4 тыс. лет до нашей эры появились деньги в виде пластин из золота или серебра, которые были избраны всеобщим эквивалентом ценности.
Приобретая товар, от пластин отрубали нужные кусочки. К пластинам прилагались весы для взвешивания и рубила для отделения необходимого веса, что было также очень неудобно.
Божество денег.
В VII веке до нашей эры в Китае и древнем Лидийском Царстве появились первые монеты и около 500 лет до нашей эры персидский Царь Дарий совершил экономическую революцию в своем царстве, введя в обращение монеты.
Большое значение для развития денег имело развитие торговли между странами и континентами. Появлялись карты торговых путей.
В крупнейшие мировые торговые города свозились для обмена товары со всего света. Пушнина, мед, шелк, специи, духи и многое другое. На торгах устанавливались цены, как эквивалент обмена. За породистого скакуна у арабов можно было выменять целый корабль. Однако, перевозка была сопряжена с большим риском порчи товаров.
А зачастую купцы отправлялись в путешествие, чтобы не продать, а приобрести нужный товар.
В мировое обращение окончательно пришли металлические деньги. Вначале это были монеты из серебра и золота различной формы, а затем для мелких покупок, в основном внутри стран, стали использовать и другие металлы, чаще всего медь. Появились и фальшивомонетчики, в связи с чем, на монетах стали ставить печати княжества, города и даже государства.
По оценкам историков первые русские деньги, вырубленные из металлических листов, появились в X веке - на лицевой стороне был изображён воин с копьем, а на обратной стороне трезубец с надписью «Ярославе серебро». До этого на Руси пользовались либо бартером, либо валютой иностранных государств, в ходу были византийские и арабские динарии и дирхемы.
При Петре I ходили серебряные копейки или полукопейки, или «денежки». Монет недоставало, в стране был «денежный голод». Особенно большую нужду испытывали в мелких монетах. Копейка была очень крупна достоинством, и ее просто рубили на 2-3 части, при этом каждая часть ходила самостоятельно. И в марте 1704 года по Указу Петра Iв России начали делать серебряные рубли, а также выпустили полтинник, полуполтинник, гривенник.
Первые бумажные деньги. Отливать монету было дорого из-за дороговизны металла и производства отливки, кроме того, металла в некоторых государствах для выпуска монет на внутренний рынок было мало.
И в Китае в 910 году, благодаря двум причинам: тогдашнему торговому кризису и передовым технологиям производства бумаги - появились первые бумажные деньги. Мировое сообщество оценило выгоду применения бумажных денег.
Первые бумажные деньги Китая.
Первые бумажные деньги в Российской империи появились в 1769 г. В период правления Екатерины II. Стоит отметить, что данная денежная бумага уже имела водяные знаки. Также эти деньги заверяли подписями доверенных лиц. Это были денежные знаки номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей. Основной причиной появления бумажных ассигнаций в России была экономия меди, так как медь была нужна для изготовления пушек и другого вооружения, в связи с тем, что начиналась Русско-Турецкая война (1768- 1774гг.). В манифесте Екатерины II (1768 г.) говорилось, что главная причина введения бумажных ассигнаций состояла в размене медных монет на деньги,
удобные для транспортировки. Кроме того, благодаря «дешевым»
бумажным деньгам, из внутристранового оборота изымалась часть «дорогих денег» из драгоценных металлов, например серебряных рублей, в пользу международных расчетов и накоплений.
Бумажные деньги наряду с металлическими деньгами являются и по сей день являются едва ли не основными для расчетов в частной жизни людей. Однако, глобальное расширение объемов производства и торговли вынудили человечество найти новые виды денег.
Электронные деньги и карты. В 1993 году появились первые цифровые деньги DigiCash. Интернет оказал огромное влияние на развитие разных финансовых секторов и на денежное обращение. Через Интернет можно оформить банковскую карточку, осуществить любой денежный перевод в любую точку мира, открыть счет и так далее. В 1995 году в истории денег происходит великий перелом. Цифровые деньги окончательно побеждают деньги бумажные. В том году 90% всех банковских переводов в США было проведено в электронной форме.
Ресурсы Интернета безграничны. Взяв цифровые деньги за основу, создаются смарт-карты. Так, например, в Атланте в 1996 году во время Олимпийских игр, смарт-карт было продано более 300 тысяч штук. А в том же году все телефонные аппараты Японии были переведены на смарт-карты.
Наличие персонального кода у смарт-карты делает её менее интересной для грабителей. Современные технологии дают возможность сделать цифровые деньги еще более персональными, добавив фотографию владельца смарт- карты или отпечатки его пальцев. Пластиковые карточки делятся на кредитные и дебетовые, но ни те, ни другие не являются деньгами. Во- первых, они не выполняют всех функций денег, и прежде всего не являются средством обращения. Во-вторых, что касается кредитных карточек, то это не деньги, а форма краткосрочного банковского кредита.
В 1998 году в США создана система платежей через электронную почту PayPal, а в Европе создана система платежей через мобильные телефоны PhonePaid. Это было первым шагом к появлению целого ряда электронных денег.
XXI в. - первая в мире криптовалюта – Bitcoin. Возможно будущее денег за ней. А возможно появится что-то еще более новое и удобное.
3. Веселая викторина «Догадайся» по теме «Деньги»
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в веселую викторину
«Догадайся» по теме «Деньги». Для этого разобьемся на две команды. И я буду каждой команде ставить баллы за каждый ответ, посмотрим, какая команда самая веселая и догадливая.
Вопросы:
1. Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно?
(Деньги.)
2. Делать это ни в чужом, ни тем паче в своём доме не стоит: деньгу выжить можно. (Свистеть.);
3. У кого нет денег, чтобы обуться? (У босяка.);
4. Что сколачивают из денег? (Капитал.);
5. В Японии богатые гребут деньги граблями (бамбуковыми). А чем
наши богачи гребут деньги? (Лопатой.);
6. Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок, у него всегда
есть пятачок.);
7. Какое прозвище было у князя, которого называли «денежный
мешок»? (Иван Калита)
8. Сколько центов в центнере? (Один – цент-нер.);
9. Что проверяют, не отходя от кассы? (Деньги.);
10.Нумизматы ценят в купюрах год выпуска, а все остальные –
количество ... Чего? (Нулей.);
11.Скажите одним словом «наказание деньгами». (Штраф.);
12.Верно ли, что финансовыми воротилами называют тех, кого воротит
от денег? (Нет, совсем наоборот);
13.Как называется ожерелье из монет? (Монисто.);
14. Где находится «Море кризисов»? ( на Луне.);
15.«Экономическая» порода собак – это… (Такса. Ведь такса – это еще и
установленная расценка).
16.Какие банки создаются только биологами, медиками и
программистами? (Банк генов, банк крови, банк органов, банк данных
и проч);
17.Что стоит дешево, а ценится очень дорого? (Вежливость);
18. Какие представители класса кольчатых червей обеспечивали
материальное благополучие Дуремара? (Пиявки.);
19. Лицо торговой точки – это… Что? (Витрина);
20. Мера веса для лиха и изюма – это… Что? (Фунт. Выражения:
«почем фунт лиха?», «это вам не фунт изюма»);
21. Как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за
систематические обманы и обвесы покупателей? (Разгильдяи).
22. Назовите мероприятие, где цену набивают молотком.(Аукцион);
23.Кто считает миллионы тысячами? (Миллиардер);
24. «Кока-кола» по отношению к «Пепси-кола» — это… Кто?
(Конкурент);
25. Кто являлся поставщиком сырья, из которого «лили монету» на
сказочном острове князя Гвидона? (Белка, которая грызла орешки с
золотыми скорлупками.);
26. Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на
найденную денежку? (Самовар.);
27. Когда менялу уличали в обмане, его скамью и стол ломали.
Скажите по-итальянски «сломанная скамья». (Банко ротто,или банкрот)
4. Экономическая безопасность в быту при обращении с денежными средствами и ценностями.
Ребята, давайте вместе подумаем, как нам обезопасить себя от потери ценностей и денежных средств. Давайте ответим на вопросы:
- можно ли класть кошелек, смартфон или ключи в крайний карман рюкзака?
- можно ли класть кошелек или дорогой смартфон в задний карман брюк или юбок?
- зачем нужно мелочь для проезда в общественном транспорте (туда и
обратно) держать в карманах или отдельном кошельке?
- как расположить по значимости ценности и деньги в сумке?
- почему крупные деньги и документы лучше всего класть не в сумку, а
держать при себе. Какие приспособления есть в нашем распоряжении для этого?
- какие меры предосторожности необходимо предпринять, если необходимо снять крупную сумму из банкомата, особенно в темное время суток?;
- как обезопасить себя при снятии средств из банкомата?
III. Заключение:
- Итак, ребята, вы сегодня все молодцы. Спасибо за активную игру в
викторину! Я надеюсь, вы узнали много нового о таком важном рычаге
экономики, как деньги, весело и интересно провели время. А знания,
полученные вами в области экономической безопасности, помогут вам в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательское занятие "О профессиях и трудолюбии"
Воспитательское занятие для детей младших школьников. Расширяет кругозор воспитанников, способствует развитию памяти, внимания, мышления....
копилка воспитательских занятий
здесь собраны занятия для младших школьников...
Конспект внеклассного занятия на тему: «ДЕНЬГИ И ИХ ИСТОРИЯ»
Что же такое деньги? Итак, деньгами называются металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Оноре де Бальзак утверждал, что “деньги – это шестое чувство, позвол...
Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...
Самоанализ воспитательского занятия ""Радостная осень"
Самоанализ воспитательского занятия на тему "Радостная осень" во 2 классе....
Воспитательское занятие "В гостях у Аленушки"
Материал содержит конспект занятия и презентацию к занятию....
Воспитательное занятие тема: "Деньги в нашей жизни"
Воспитательное занятие для учеников 9 класса, приуроченное к циклу занятий по профориентационной работе....