Дополнительная общеобразовательная программа "Творение наших рук"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа "Творение наших рук" рассчитана на 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova._obrazovat._prog._tvorenie_nashih_ruk.docx | 519.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Принята на заседании педагогического совета Протокол № __1__ от «_____»__08__20 _19 г. | «Утверждаю» Директор МБУ ДО ЦДТ ____________Г.Г.Фассахова Приказ № ___ от «31_»__08__ 2019 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ТВОРЕНИЕ НАШИХ РУК»
Направленность: техническая
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Павлова Раиса Талгатовна,
педагог дополнительного образования
пгт Алексеевское, 2019
1.2. Информационная карта образовательной программы
1 | Образовательная организация | МБУДО “Центр детского творчества” Алексеевского муниципального раойна Республики Татарстан на базе МБОУ “Краснобаранская ООШ” |
2 | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Творение наших рук” |
3 | Направленность программы | Техническая |
4 | Сведения о разработчиках |
|
4.1 | ФИО, должность | Павлова Раиса Талгатовна, педагог дополнительного образования |
5 | Сведения о программе: | |
5.1 | Срок реализации | 3 года. |
5.2 | Возраст обучающихся | 7-15 лет |
5.3 | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы форма организации содержания и учебного процесса | Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая
|
5.4 | Цель программы | Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений образного мышления и воображения. |
5.5 | Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы) | Базовый уровень |
6 | Формы и методы образовательной деятельности | Основной формой организации деятельности детей по программе являются групповые занятия в учебном кабинете. Программой также предусмотренны тематические занятия, участие в массовых мероприятиях, праздники, индивидуальные консультации и беседы, выполнение самостоятельной работы, высовки и т.д. |
7 | Формы мониторинга результативности | Итоговое занятие, зачет, тестирование |
8 | Результативность реализации программы | Приобретают навыки выполнения основных приёмов, умения и навыки ручной работы с различными материалами. Накапливают практической опыт в изготовлении изделий, от простых изделий постепенно переходят к освонию сложных, от измения каких-то деталей до млделирования и конструирования новых поделок |
9 | Дата утверждения и последней корректировки программы |
|
1.3. Оглавление
1.2. Информационная карта образовательной программы......................................2 стр.
1.4. Пояснительная записка........................................................................................4 стр.
1.6. Учебно-тематический план 1-го года обучения ...............................................7 стр.
1.7. Содержание программы 1-го года обучения ...................................................14 стр.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы…………..17 стр
2.2. Формы аттестации / контроля……………………………………………………18 стр
2.3. Оценочные материалы………………………………………………………….. 18 стр.
2.4. Список литературы……………………………………………………………… 19 стр.
2.5. Приложения:
Календарный учебный график……………………………………………… 20 стр.
Методические материалы ………………………………………………….. 26 стр.
1.4. Пояснительная записка
Направленность программы: техническая
Нормативные документы, используемые при разработке программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
4. Письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5. Конвенция ООН "О правах ребенка".
6. «Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ», Казань 2017 г.
Актуальность программы
Направленность значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Мы живём в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с настоящими и игрушечными машинками, слышат слова, относящиеся к технике. Младшие школьники знают названия многих автомобилей, самолётов, танков, кораблей. Пользуются автобусом, трамваем, лифтом.
Отличительные особенности программы:
Особое внимание уделяется техническому конструированию и моделированию, способствующим развитию логического мышления. Она способствует познанию окружающей действительности. Осуществляется постоянный переход от начального технического моделирования к конструированию простейших технических объектов и игрушек. Моделирование и конструирование имеют большие возможности для развития и воспитания учащихся. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Школьники вначале выполняют модели по чертежам, схемам, приобретают определённую сумму знаний, что является основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность должна способствовать развитию творческих способностей детей. Каждая последующая ступень обучения опирается на ранее приобретённые знания и активизирует познавательные интересы учащихся и их дальнейшее совершенствование.
Цель: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений образного мышления и воображения.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, математики, изобразительного искусства, окружающего мира, способствовать их систематизации.
- Совершенствовать умение формировать навыки работы наиболее распространённым ручным инструментом и с использованием приспособлений.
- Продолжать формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, наброска, простейшего чертежа).
Развивающиеся:
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Формировать потребность в чтении графического изображения в процессе изображения макетов и моделей.
- Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).
Воспитательные:
- Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и качественно изготовить их модели и макеты.
- Воспитывать умение работать в команде, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Адресат программы: Данная программа кружка рассчитана на детей в возрасте от 7 до 12 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Объем программы: 432 часа (144 часов в год)
Формы организации образовательного процесса: Ведущей формой организации обучения является групповая и индивидуальная.
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают практические занятия, мастер- классы, выполнение самостоятельной работы, выставки, творческие мастерские, творческие отчеты.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В получении используется разновидность рассказа –объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Срок освоения программы - определена содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов и составляет 3 года по 144 часа в год для ее освоения.
Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю: 2 занятия в день по 45 минут с 10 минутным перерывом.
Планируемые результаты освоения программы:
в конце 1 года обучения:
Личностные: Развить творческие способности. Развить произвольность психических процессов. Развить образного мышления. Развить воображение и фантазию. Развить моторные навыки.
Метапредметные: Привитие интереса к данному виду творчества; воспитание трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца
Предметные:
-ознакомление учащихся с историей возникновения техники. Познакомить детей с правилами работы с ручными инструментами.
в конце 2 года обучения:
Личностные: Развить творческие способности . Развить образное мышление. Развить воображение и фантазию. Развить моторные навыки
Метапредметные: Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Привить основы культуры труда
Предметные:
Ознакомление видами технического творчества. Обучить правильно пользоваться инструментами техники выполнения изделий, обучить технику безопасности при выполнения ручных работ. Обучить сложных приёмов техники работы.
в конце 3 года обучения:
Личностные: Развить творческие способности . Развить образное мышление. Развить воображение и фантазию. Развить моторные навыки
Метапредметные: Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Привить основы культуры труда
учащиеся должны уметь:
- Правильно организовывать свое место;
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- Выполнять правила техники безопасности;
- Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности; контроль за её ходом и результатами;
Предметные: учащиеся должны знать:
- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;
- Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
- Технологию выполнения изделий;
- Элементарные свойства бумаги, картона, некоторых тканей, их использование, применение, доступные способы обработки;
- Способы применения шаблонов;
- Способы склеивания деталей;
- Способы соединения деталей из бумаги, картона, ткани.
- Правила сборки макетов и моделей;
- Методы низания на проволоку;
- Необходимые правила Т.Б. в процессе всех этапов работы.
Уметь:
- Осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль, соотносить результаты деятельности с образцом;
- Получать необходимую информацию об объектах деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи;
- Изготавливать изделия из доступных материалов; выбирать материалы с учётом их свойств, определяемых по внешним признакам;
- Осуществлять декоративное оформление изделий.
Формы проведения итогов реализации программы:
Виды аттестации | Формы оценки результативности | Срок проведения |
Начальная | собеседование | Сентябрь 2017г. |
Промежуточная аттестация | Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся . Формы – Итоговое занятие, зачет, тестирование - декабрь, май. Учащиеся сами оценивают ту или иную работу. | за 1 год: декабрь 2019 г., май 2020 г. за 2 год: декабрь 2020 г., май 2021 г. за 3 год: декабрь 2011 г. |
Итоговая аттестация | Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе Формы – Итоговое занятие, зачет, тестирование | май 2022 г. |
1.6. Учебный (тематический) план
1 года обучения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | Теория | Практика | |||||
Раздел 1. Вводное занятие 2 ч. | |||||||
1.1 | 1.1 Вводное занятие | 2 | 1 | - | Беседа | Опрос | |
1.2 | Значение техники в жизни людей. Режим работы кружка. Инструменты и приспособления, применяемые в работе (ножницы, нож, шило, кисти для красок и клея и др.) Организация рабочего места. ТБ при работе с инструментами | - | 1 | Беседа, практика | Опрос | ||
Раздел 2.Графическая подготовка. (4ч.) | |||||||
2.1 | Упражнения в умении делить окружность на 3, 4, 6, 8, 12 частей на примере часового циферблата. | 4 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа | |
2.2 | Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением или уменьшением размеров изображения | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа | ||
Раздел 3. Изделие из бумаги. (22) | |||||||
3.1 | Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением или уменьшением размеров изображения | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа | |
3.2 | Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением или уменьшением размеров изображения | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа | |
3.3 | Изготовление цветов из бумаги | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа | |
3.4 | Изготовление из плотной бумаги закладок для книг, со сгибом бумаги по оси симметрии. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа | |
3.5 | Разработка и изготовление по собственному замыслу ёлочных украшений | 4 | Беседа, практика | Практич. работа | |||
3.6 | Изготовление животных и птиц из бумаги, самолетиков | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа | |
3.7 | Изделия из размельченной бумаги и бумажной массы с художественным оформлением (ваза) | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа | |
Раздел 4.Изделия из картона (10ч.) | |||||||
4.1 | Изготовление из картона игрушек с подвижными частями: дергунчики - плясуны | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа | |
4.2 | Изготовление модели планера | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа | |
Раздел 5. Изделия из природного материала (8ч.) | |||||||
5.1 | Изготовление рамок для фотографий, украшенных аппликацией из природного материала | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа | |
5.2 | Изготовление аппликаций | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа | |
Раздел 6. Изделия из пластичных материалов (12ч.) | |||||||
6.1 | Сказочные образы из соленого теста с художественным оформлением | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа | |
6.2 | Декоративные картины из соленого теста с художественным оформлением | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа | |
Раздел 7. Изделия из текстильных материалов (22ч.) | |||||||
7.1 | Швы «через край», потайной шов. Закладка. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа | |
7.2 | Стебельчатый шов. Лента. | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа | |
7.3 | Оформление изделий вышивкой простым крестом | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа | |
7.4 | Мягкая игрушка. Игольничек – лягушонок. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа | |
7.5 | Нитяная графика. Цветы. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа | |
Раздел 8. Изготовление цветов из текстильного материала. (20 часов) | |||||||
8.1 | Изготовление цветов из текстильного материала. | 20 | 4 | 16 | Беседа, практика | Практич. работа | |
Раздел 9. Изделия из проволоки и бисера (20ч.) | |||||||
9.1 | Брелок из проволоки | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | ||
9.2 | Браслет и ожерелье из бисера. | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа | |
9.3 | Картина из бисера. | 8 | 2 | 6 | Беседа, практика | Практич. работа | |
Раздел 10. Изделия из спичек (14ч.) | |||||||
10.1 | Изготовление домика и приусадебного участка (основание – фанера) | 14 | 2 | 12 | Беседа, практика | Практич. работа | |
Раздел 11.Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (9ч.)_ | |||||||
11.1 | Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств из готовых наборов деталей по образцу. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа | |
11.2 | Сборка моделей из набора готовых деталей по рисункам из альбомов | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа | |
11.3 | Сборка моделей из набора готовых деталей по собственному замыслу или с попыткой усовершенствовать имеющуюся конструкцию. | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа | ||
Раздел12. Заключительное занятие. (1ч.) | |||||||
12.1 | Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | 1 | Беседа | |||
Всего | 144 | 20 | 124 |
Учебный (тематический) план 2 года обучения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Раздел 1. Вводное занятие 2 ч. | ||||||
1.1 | 1.1 Вводное занятие. Вводное занятие. Режим работы. Организация рабочего места. ТБ при использовании колющих и режущих инструментов (шило, ножницы ит.д.) | 2 | 2 | - | Беседа | Опрос |
Раздел 2.Графическая подготовка. (14ч.) | ||||||
2.1 | Изготовление бумажной модели парашюта. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
2.2 | Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, переведённым через кальку или копировальную бумагу с изменением размеров: «Пчела», | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
2.3 | Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, переведённым через кальку или копировальную бумагу с изменением размеров: «Ёжик» | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 3. Изделия из бумаги (20ч.) | ||||||
3.1 | Изготовление коллажа: «Кораблики в море» | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. Работа |
3.2 | Изделия из спичечных коробков: виды светофоров | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа |
3.3 | Изготовление модели шлагбаума с использованием спичечных коробков и катушек ниток | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
3.4 | Изготовление из спичечных коробков упрощённой модели грузового автомобиля | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа |
3.5 | Изготовление игрушек из бумаги на основе конуса и усечённого конуса: «Звездочёт» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа |
3.6 | Изготовление игрушек из бумаги на основе конуса и усечённого конуса: «Собачка», | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа |
3.7 | Изготовление игрушек из бумаги на основе конуса и усечённого конуса: «Мышка» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа |
3.8 | Изготовление игрушек из бумаги на основе конуса и усечённого конуса: «Лягушка» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 4. Изделия из картона(14 ч.) | ||||||
4.1 | Изготовление игрушек из плотной бумаги с подвижными соединениями по выбору: лев, ЖИРАФ. | 7 | 2 | 5 | Беседа, практика | Практич. работа |
4.2 | Изготовление технической игрушки: тележка из картона. | 7 | 2 | 5 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 5. Изделия из природного материала(12ч.) | ||||||
5.1 | Декоративные композиции из соломки. | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
5.2 | Изготовление рамок для фотографий, украшенных аппликацией из соломки | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 6. Изделия из пластичных материалов(10ч.) | ||||||
6.1 | Фигурки из глины : животные, Художественное оформление. | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
6.2 | Фигурки из глины птицы. Художественное оформление. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 7. Изготовление цветов из текстильного материала(20ч.) | ||||||
7.1 | Изготовление букета цветов усложненной формы. | 20 | 4 | 16 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 8. Изделия из спичек(4ч.) | ||||||
8.1 | Строим дворец. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 9. Изделия из проволоки и бисера(12ч.) | ||||||
9.1 | Бисероплетение. Брошь. | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
9.2 | Бисероплетение. Рыбка. | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 10. Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (16ч.)_ | ||||||
10.1 | Изготовление моделей технических изделий (по техническому рисунку) с попыткой самостоятельного планирования представляющих действий. Модель самолёта УТ-2. | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
10.2 | Истребитель МиГ-23 | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
10.3 | Изготовление модели-аналогии: автомобиль «Жигули” | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
Подведение итогов Выставка работ | 2 | 2 | Беседа | Опрос | ||
Всего часов | 144 | 33 | 111 |
Учебный (тематический) план 3 года обучения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Раздел 1. Вводное занятие 4 ч. | ||||||
1.1 | 1.1 Вводное занятие. Вводное занятие. Режим работы. Организация рабочего места. ТБ при использовании колющих и режущих инструментов (шило, ножницы ит.д.) | 4 | 2 | 2 | Беседа | Опрос |
Раздел 2.Графическая подготовка. (11ч.) | ||||||
2.1 | Способы перевода чертежей выкроек на бумагу, картон, фанеру и др | 5 | 1 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
2.2 | Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, переведённым через кальку или копировальную бумагу с изменением размеров (сказочные образы) | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 3. Изделия из бумаги(22ч.) | ||||||
3.1 | Объёмные игрушки: лошадь, котёнок. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
3.2 | Бусы из бумаги в технике оригами. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
3.3 | Изготовление театра «Волшебные пальцы» из бумаги | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
3.4 | Изготовление макета водонапорной башни из бумаги | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
3.5 | Изготовление масок из цветной бумаги с элементами декора. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 4. Изделия из картона(10ч.) | ||||||
4.1 | Изготовление модели вертолёта МИ-4 | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
4.2 | Изготовление модели грузовика | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 5. Изделия из природного материала(12ч.) | ||||||
5.1 | Изготовление аппликаций из сухих растений. | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
5.2 | Изготовление картины «Животные в лесу» из природного материала | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 5. Изделия из пластичных материалов(16ч.) | ||||||
5.1 | Столовые приборы из соленого теста | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
5.2 | Фрукты и овощи из теста и глины с худ. оформлен | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
5.3 | Животные из пластилина с художественным оформлением | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 6. Изделия из текстильных материалов(24ч.) | ||||||
6.1 | Мягкая игрушка из меха (кролик) | 12 | 4 | 8 | Беседа, практика | Практич. работа |
6.2 | Мягкая игрушка из меха (медведь) | 12 | 4 | 8 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 7.Изготовление цветов из текстильного материала(12ч.) | ||||||
7.1 | Картина из цветов разных форм и расцветок | 12 | 4 | 8 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 8. Изделия из спичек(12ч.) | ||||||
8.1 | Шкатулка из спичек разной длины | 12 | 2 | 10 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 9. Изделия из проволоки и бисера(14ч.) | ||||||
9.1 | Коллективный проект «Букет из цветов» | 7 | 2 | 5 | Беседа, практика | Практич. работа |
9.2 | Изготовление животных из проволоки и бисера разных цветов | 7 | 2 | 5 | Беседа, практика | Практич. работа |
Раздел 10. Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (6ч.) | ||||||
10.1 | Изготовление моделей из деревянных деталей | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | Практич. работа |
10.2 | Приёмы сборки и склеивания моделей с щелевидными соединениями, в замок: («Домик», «легковой автомобиль», «Павлин», «»Омар» | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | Практич. работа |
Заключительное занятие(1ч.) | ||||||
Подведение итогов . Выставка работ. | 1 | 1 | Беседа | Опрос | ||
всего | 144 | 39 | 105 |
Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие (2 часа)
Теория. Значение техники в жизни людей. Режим работы кружка. Показ готовых поделок, выполненных ранее.
Практическая работа. Инструменты и приспособления, применяемые в работе (ножницы, нож, шило, кисти для красок и клея и др.) Организация рабочего места. ТБ при работе с инструментами.
Графическая подготовка. (4ч.)
Теория. Линейка, угольник, циркуль, карандаш – их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа.
Практическая работа. Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц (расписание уроков)
Упражнения в умении делить окружность на 3, 4, 6, 8, 12 частей на примере часового циферблата.
Увеличение или уменьшение изображений плоских деталей по клеткам
Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением или уменьшением размеров изображения
Изделия из бумаги.(22ч.)
Теория. Ознакомление с поздравительными открытками.
Практическая работа. Изготовление поздравительных открыток с художественным оформлением
Изготовление упаковочных коробок оригинальной формы и конструкции с элементами декоративного оформления
Изготовление цветов из бумаги
Изготовление из плотной бумаги закладок для книг, со сгибом бумаги по оси симметрии.
Разработка и изготовление по собственному замыслу ёлочных украшений
Изготовление животных и птиц из бумаги, самолетиков
Изделия из размельченной бумаги и бумажной массы с художественным оформлением (ваза)
Изделия из картона (10ч.)
Теория. Изготовление из картона игрушек с подвижными частями: дергунчики - плясуны
Практическая работа. Изготовление модели планера
Изделия из природного материала (8ч.)
Практическая работа. Изготовление рамок для фотографий, украшенных аппликацией из природного материала. Изготовление аппликаций
Изделия из пластичных материалов (12ч.)
Практическая работа. Сказочные образы из соленого теста с художественным оформлением
Декоративные картины из соленого теста с художественным оформлением
Изделия из текстильных материалов (22ч.)
Теория. .Швы «через край», потайной шов. Закладка.
Стебельчатый шов. Лента.
Практическая работа. Оформление изделий вышивкой простым крестом.
Мягкая игрушка. Игольничек – лягушонок.
Нитяная графика. Цветы.
Изготовление цветов из текстильного материала. (20 часов)
Теория. Ознакомление разнобразием цветов.
Практическая работа. Изготавление цветов.
Изделия из проволоки и бисера (20ч.)
Практическая работа. Брелок из проволоки
Браслет и ожерелье из бисера.
Картина из бисера.
Изделия из спичек (14ч.)
Практическая работа. Изготовление домика и приусадебного участка (основание – фанера)
Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (9ч.)_
Теория. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств из готовых наборов деталей по образцу.
Практическая работа.Сборка моделей из набора готовых деталей по рисункам из альбомов
Сборка моделей из набора готовых деталей по собственному замыслу или с попыткой усовершенствовать имеющуюся конструкцию.
Заключительное занятие. (1ч.)
Теория. Подведение итогов. Выставка работ.
Второй год обучения
Вводное занятие (2ч.)
Теория. Вводное занятие. Режим работы.
Практическая работа. Организация рабочего места. ТБ при использовании колющих и режущих инструментов (шило, ножницы ит.д.)
Графическая подготовка. (14ч.)
Теория. Совершенствование умения делить окружность по 3,4,6,8,12 частей и читать основные размеры. Изготовление бумажной модели парашюта.
Практическая работа. Совершенствование умения делить окружность по 3,4,6,8,12 частей и читать основные размеры. Изготовление бумажной модели парашюта.
Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, переведённым через кальку или копировальную бумагу с изменением размеров: «Пчела», «Ёжик» и др.
Изделия из бумаги (20ч.)
Теория. Изготовление коллажа: «Кораблики в море» (на основе сгибания бумаги по оси симметрии)
Практическая работа. Изделия из спичечных коробков: виды светофоров.
Изготовление модели шлагбаума с использованием спичечных коробков и катушек ниток
Изготовление из спичечных коробков упрощённой модели грузового автомобиля
Начальное понятие о простейших геометрических телах: куб, конус, цилиндр, параллелепипед. Изготовление игрушек из бумаги на основе конуса и усечённого конуса: «Звездочёт», «Собачка», «Мышка», «Лягушка» по выбору учащихся.
Изделия из картона(14 ч.)
Теория. Ознакомление игрушек с подвижными частями.
Практическая работа. Изготовление игрушек из плотной бумаги с подвижными соединениями по выбору: лев, ЖИРАФ.
Изготовление технической игрушки: тележка из картона.
Изделия из природного материала(12ч.)
Теория.
Практическая работа. Декоративные композиции из соломки.
Изготовление рамок для фотографий, украшенных аппликацией из соломки.
Изделия из пластичных материалов(10ч.)
Практическая работа. Фигурки из глины : животные, птицы. Художественное оформление.
Изделия из текстильных материалов(20ч.)
Теория. Тамбурный шов и его варианты.
Практическая работа. Мини – панно. Оформление изделий вышивкой простым крестом
Мягкая игрушка «Девочка Смоляночка». Оформление игрушки вышивкой простым крестом.
Изготовление цветов из текстильного материала(20ч.)
Теория. Ознакомление разнообразием цветов.
Практическая работа. Изготовление букета цветов усложненной формы.
Изделия из спичек(4ч.)
Практическая работа. Строим дворец.
Изделия из проволоки и бисера(12ч.)
Практическая работа. Бисероплетение. Брошь.
Бисероплетение. Рыбка.
Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (16ч.)_
Теория. Совершенствование графической грамоты (условные обозначения линий чертежа, диаметра, радиуса и др.) Понятие о работе конструкторов и конструкторских бюро.
Практическая работа. Изготовление моделей технических изделий (по техническому рисунку) с попыткой самостоятельного планирования представляющих действий. Модель самолёта УТ-2. Истребитель МиГ-23 или по выбору учащихся.
и» Изготовление модели-аналогии: автомобиль «Жигули”
Теория. Подведение итогов . Выставка работ
3 год обучения
Вводное занятие (4ч.)
Теория. Вводное занятие. Режим работы. Дополнение и изменение плана работы с учётом интереса детей.
Организация рабочего места. ТБ при использовании колющих и режущих инструментов (шило, ножницы ит.д.)
Основные ручные инструменты в сравнении с аналогичными по назначению машинными: молоток – электрический молот; дрель – сверлильный станок; рубанок, ножовка, напильник, зубило – токарный, фрезерный, шлифовальный станки. Экскурсия в школьные мастерские.
Практическая работа. Изготовление познавательных технических игр (лото, викторин): «Кто работает этими инструментами?», «Инструменты-близнецы», например, плоскогубцы, круглогубцы, клещи и др.
Графическая подготовка(11ч.)
Теория. Совершенствование умения делить окружность по 3,4,6,8,12 частей и читать основные размеры.
Способы перевода чертежей выкроек на бумагу, картон, фанеру и др. Упражнения в переводе чертежей и развёрток при помощи копированной бумаги и кальки на плотную бумагу и картон с увеличением или уменьшением размеров по клеткам (или с использованием масштаба)
Практическая работа. Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, переведённым через кальку или копировальную бумагу с изменением размеров (сказочные образы)
Изделия из бумаги(22ч.)
Теория. Ознакомление изделиями из бумаги.
Практическая работа. Объёмные игрушки: лошадь, котёнок.
Бусы из бумаги в технике оригами.
Изготовление театра «Волшебные пальцы» из бумаги
Изготовление макета водонапорной башни из бумаги
Изготовление масок из цветной бумаги с элементами декора.
Изделия из картона(10ч.)
Практическая работа. Изготовление модели вертолёта МИ-4 (или любой модели по выбору учащихся)
Изготовление модели грузовика
Изделия из природного материала(12ч.)
Практическая работа. Изготовление аппликаций из сухих растений.
Изготовление картины «Животные в лесу» из природного материала
Изделия из пластичных материалов(16ч.)
Практическая работа. Столовые приборы из соленого теста
Фрукты и овощи из теста и глины с худ. оформлен.
Животные из пластилина с художественным оформлением
Изделия из текстильных материалов(24ч.)
Практическая работа. Мягкая игрушка из меха (кролик)
Мягкая игрушка из меха (медведь)
Изготовление цветов из текстильного материала(12ч.)
Практическая работа. Картина из цветов разных форм и расцветок
Изделия из спичек(12ч.)
Практическая работа. Шкатулка из спичек разной длины
Изделия из проволоки и бисера(14ч.)
Практическая работа. Коллективный проект «Букет из цветов»
Изготовление животных из проволоки и бисера разных цветов
Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (6ч.)_
Теория. Способы и приёмы соединения деталей. Рациональная последовательность операций по сборке моделей из готовых деталей. Приёмы сборки и склеивания моделей с щелевидными соединениями, в замок: («Домик», «легковой автомобиль», «Павлин», «»Омар» и др.)
Практическая работа. Изготовление моделей из деревянных деталей (набор : «Мир деревянной игрушки») .
Заключительное занятие(1ч.)
Подведение итогов . Выставка работ.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Организационно – педагогические условия реализации программы
Учебно-практическое оборудование:
Отдельный стол для готовых изделий, шкаф для хранения материала и инструментов.
Кадровое обеспечение: занятия ведет педагог дополнительного образования Павлова Раиса Талгатовна, образование – Высшее, КГПУ, 2008 г., стаж педагогической работы 24 года.
2.2. Формы аттестации / контроля
Виды аттестации | Формы аттестации |
Промежуточная аттестация | диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся . Формы – Итоговое занятие, зачет, тестирование - декабрь, май; |
Итоговая аттестация | Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе Формы – Итоговое занятие, зачет, тестирование. |
2.3. Оценочные материалы
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
В конце года заполняется диагностическая карта результатов каждого учащегося. Итоговый контроль в форме выставки.
Проведение диагностики осуществляется педагогом и администрацией учреждения с помощью различных методов: наблюдение, анкетирование, выполнение практического задания. Оценивание идет по критериям.
Критерии оценки практического задания | |||
Практическая подготовка | |||
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
| 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
| 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание |
Полученные данные заносятся в сводную таблицу результатов образовательного уровня обучающихся:
Осуществляется анализ результатов диагностики. И все результаты заносятся в сводную таблицу:
2.4. Список литературы, использованный для написания данной программы
Для учителя:
1.Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ «Техническое творчество учащихся. Подготовительные занятия с младшими школьниками». И.П.Журавлёва «Начальное техническое моделирование» -М.Просвещение, 1995г.
2.Мир животных из бисера. Автор Ингрид Морас.
3. Вязанные цветы. Автор Сьюзи Джонс.
4. Декупаж на стекле декор ваз. Умелые руки.
5. Выкладываем мини-мозаику. Автор Ингрид Морас.
6. Цветы из бумажных лент. Автор Джанет Уилсон.
Для детей:
- Зверюшки из фетры. Автор Эрнести на Фитткау, Ингрид Морас.
Шедевры из соленного теста,3. Фигурки с пайетками и из пластики.
2.5. Приложения
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на 2018-2019 учебный год
Третий год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля | |||||||||
Вводное занятие (4) | |||||||||||||||||
1 | 09 | 03 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Организация рабочего места. ТБ при использовании колющих и режущих инструментов (шило, ножницы ит.д.) Экскурсия в школьные мастерские | Кабинет географии | Опрос | |||||||||
2 | 09 | 07 | 14.30- 16.30 | Практи кум | 2 | Изготовление познавательных технических игр (лото, викторин): «Кто работает этими инструментами?», «Инструменты-близнецы», например, плоскогубцы, круглогубцы, клещи и др. | Кабинет географии | Практикум | |||||||||
Графическая подготовка(11ч.) | |||||||||||||||||
3 | 09 | 10 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Совершенствование умения делить окружность по 3,4,6,8,12 частей и читать основные размеры. | Кабинет географии | Опрос | |||||||||
4 | 09 | 14 | 14.30- 16.30 | Демон страция | 2 | Способы перевода чертежей выкроек на бумагу, картон, фанеру и др. | Кабинет географии | Практикум | |||||||||
5 | 09 | 17 | 14.30- 16.30 | Практи кум | 2 | Упражнения в переводе чертежей и развёрток при помощи копированной бумаги и кальки на плотную бумагу и картон с увеличением или уменьшением размеров по клеткам (или с использованием масштаба) | Кабинет географии | Практикум | |||||||||
6 | 09 | 21 | 14.30- 16.30 | Практи кум | 2 | Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, переведённым через кальку или копировальную бумагу с изменением размеров (медведь) | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
7 | 09 | 24 | 14.30- 16.30 | Демон страция | 2 | Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, переведённым через кальку или копировальную бумагу с изменением размеров (заяц) | Кабинет географии | Практикум | |||||||||
8 | 09 | 28 | 14.30- 16.30 | Демон страция | 2 | Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, переведённым через кальку или копировальную бумагу с изменением размеров (волк) | Кабинет геграфии | Работа по карточкам | |||||||||
Изделия из бумаги(22ч.) | |||||||||||||||||
9 | 10 | 01 | 14.30- 16.30 | Демон страция | 2 | Объёмные игрушки: лошадь | Кабинет географии | Практикум | |||||||||
10 | 10 | 05 | 14.30- 16.30 | Демон страция | 2 | Объёмные игрушки: котёнок | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
11 | 10 | 08 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Бусы из бумаги в технике оригами. | Кабинет географии | Опрос | |||||||||
12 | 10 | 12 | 14.30- 16.30 | Демон страция | 2 | Бусы из бумаги в технике оригами. | опрос | ||||||||||
13 | 10 | 15 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Изготовление театра «Волшебные пальцы» из бумаги | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
14 | 10 | 19 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Изготовление театра «Волшебные пальцы» из бумаги | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
15 | 10 | 22 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Изготовление макета водонапорной башни из бумаги | Кабинет географии | опрос | |||||||||
16 | 10 | 26 | 14.30- 16.30 | Демон страция | 2 | Изготовление макета водонапорной башни из бумаги | Кабинет географии | Карточки индивид. заданий | |||||||||
17 | 10 | 29 | 14.30- 16.30 | Прак тикум | 2 | Изготовление макета водонапорной башни из бумаги | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
18 | 11 | 02 | 14.30- 16.30 | Прак тикум | 2 | Изготовление макета водонапорной башни из бумаги | Кабинет географии | практикум | |||||||||
19 | 11 | 05 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Изготовление масок из цветной бумаги с элементами декора. | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
Изделия из картона(10ч.) | |||||||||||||||||
20 | 11 | 09 | 14.30- 16.30 | Беседа | 2 | Изготовление модели вертолёта МИ-4 | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
21 | 11 | 12 | 14.30- 16.30 | Прак тикум | 2 | Изготовление модели вертолёта МИ-4 | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
22 | 11 | 16 | 14.30- 16.30 | Прак тикум | 2 | Изготовление модели грузовика | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
23 | 11 | 19 | 14.30- 16.30 | Прак тикум | 2 | Изготовление модели грузовика | Кабинет географии | практикум | |||||||||
24 | 11 | 23 | 14.30- 16.30 | Прак тикум | 2 | Изготовление модели грузовика | Кабинет географии | практикум | |||||||||
Изделия из природного материала(12ч.) | |||||||||||||||||
25 | 11 | 26 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Изготовление аппликаций из сухих растений. | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
26 | 11 | 30 | 14.30- 16.30 | Демон страция | 2 | Изготовление аппликаций из сухих растений. | Кабинет географии | практикум | |||||||||
27 | 12 | 03 | 14.30- 16.30 | Прак тикум | 2 | Изготовление аппликаций из сухих растений. | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
28 | 12 | 07 | 14.30- 16.30 | Прак тикум | 2 | Изготовление аппликаций из сухих растений. | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
29 | 12 | 10 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Изготовление картины «Животные в лесу» из природного материала | Кабинет географии | практикум | |||||||||
30 | 12 | 14 | 14.30- 16.30 | Демон страция | 2 | Изготовление картины «Животные в лесу» из природного материала | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
Изделия из пластичных материалов(16ч.) | |||||||||||||||||
31 | 12 | 17 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Столовые приборы из соленого теста | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
32 | 12 | 21 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Столовые приборы из соленого теста | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
33 | 12 | 24 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Столовые приборы из соленого теста | Кабинет географии | практикум | |||||||||
34 | 12 | 28 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Фрукты и овощи из теста и глины с худ. оформлен | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
35 | 01 | 11 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Фрукты и овощи из теста и глины с худ. оформлен | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
36 | 01 | 14 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Фрукты и овощи из теста и глины с худ. оформлен | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
37 | 01 | 18 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Животные из пластилина с художественным оформлением | Кабинет географии | практикум | |||||||||
38 | 01 | 21 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Животные из пластилина с художественным оформлением | Кабинет географии | практикум | |||||||||
Изделия из текстильных материалов(24ч.) | |||||||||||||||||
39 | 01 | 25 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Мягкая игрушка из меха (кролик) | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
40 | 01 | 28 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Мягкая игрушка из меха (кролик) | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
41 | 02 | 01 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Мягкая игрушка из меха (кролик) | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
42 | 02 | 04 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Мягкая игрушка из меха (кролик) | Кабинет географии | практикум | |||||||||
43 44 | 02 02 | 08 11 | 14.30- 16.30 14.30- 16.30 | практикум | 4 | Мягкая игрушка из меха (кролик) Мягкая игрушка из меха (кролик) | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
45 | 02 | 15 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Мягкая игрушка из меха (медведь) | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
46 | 02 | 18 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Мягкая игрушка из меха (медведь) | Кабинет географии | практикум | |||||||||
47 | 02 | 22 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Мягкая игрушка из меха (медведь) | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
48 | 02 | 25 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Мягкая игрушка из меха (медведь) | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
49 | 03 | 01 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Мягкая игрушка из меха (медведь) | Кабинет географии | практикум | |||||||||
50 | 03 | 04 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Мягкая игрушка из меха (медведь) | Кабинет географии | практикум | |||||||||
Изготовление цветов из текстильного материала(12ч.) | |||||||||||||||||
51 | 03 | 11 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Картина из цветов разных форм и расцветок | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
52 | 03 | 15 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Картина из цветов разных форм и расцветок | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
53 | 03 | 18 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Картина из цветов разных форм и расцветок | Кабинет географии | практикум | |||||||||
54 | 03 | 22 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Картина из цветов разных форм и расцветок | Кабинет географии | практикум | |||||||||
55 | 03 | 25 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Картина из цветов разных форм и расцветок | Каб. географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
56 | 03 | 29 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Картина из цветов разных форм и расцветок | Кабинет географии | практикум | |||||||||
Изделия из спичек(12ч.) | |||||||||||||||||
57 | 04 | 01 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Шкатулка из спичек разной длины | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
58 | 04 | 05 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Шкатулка из спичек разной длины | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
59 | 04 | 08 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Шкатулка из спичек разной длины | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
60 | 04 | 12 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Шкатулка из спичек разной длины | Кабинет географии | практикум | |||||||||
61 | 04 | 15 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Шкатулка из спичек разной длины | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
62 | 04 | 19 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Шкатулка из спичек разной длины | Кабинет географии | практикум | |||||||||
Изделия из проволоки и бисера(14ч.) | |||||||||||||||||
63 | 04 | 22 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Коллективный проект «Букет из цветов» | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
64 | 04 | 26 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Коллективный проект «Букет из цветов» | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
65 | 04 | 29 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Коллективный проект «Букет из цветов» | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
66 | 05 | 03 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Изготовление животных из проволоки и бисера разных цветов | Кабинет географии | Работа по карточкам | |||||||||
67 | 05 | 06 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Изготовление животных из проволоки и бисера разных цветов | Кабинет географии | практикум | |||||||||
68 | 05 | 10 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Изготовление животных из проволоки и бисера разных цветов | Кабинет географии | Карточки индив. заданий | |||||||||
69 | 05 | 13 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Изготовление животных из проволоки и бисера разных цветов | Кабинет географии | практикум | |||||||||
Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (6ч.)_ | |||||||||||||||||
70 | 05 | 17 | 14.30- 16.30 | демонстрация | 2 | Изготовление моделей из деревянных деталей (набор : «Мир деревянной игрушки») . | Кабинет географии | ||||||||||
71 | 05 | 20 | 14.30- 16.30 | беседа | 2 | Способы и приёмы соединения деталей. Рациональная последовательность операций по сборке моделей из готовых деталей. | Кабинет географии | ||||||||||
72 | 05 | 24 | 14.30- 16.30 | практикум | 2 | Приёмы сборки и склеивания моделей с щелевидными соединениями, в замок: («Домик», «легковой автомобиль», «Павлин», «»Омар» и др.) Заключительное занятие | Кабинет географии | практикум | |||||||||
Всего | 144 ч |
Методические материалы:
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки технического творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют разностороннему и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Первый год обучения.
В первый год обучения у детей происходит знакомство значением с техниками в жизни людей, технологическим процессом создания изделий из бумаги, а также с картоном, природного материала, пластичных материалов, текстильных материалов, проволоки и бисера, изделиями из спичек, моделирование из наборов готовых деталей. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть, моделировать. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.
Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания об ее свойствах. Знакомство с линиями чертежа. Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением или уменьшением размеров изображения.
Результатом обучения в первый год является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов. При такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.
Второй год обучения.
Этот год характеризуется, прежде всего, повышением творческого потенциала ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Этот период характеризуется углубленным изучением тем «Изготовление коллажа», изготовление игрушек из бумаги усеченного конуса и усеченного конуса «Звездочёт», «Собачка», «Мышка», «Лягушка». Изготовление игрушек из плотной бумаги с подвижными соединениями «Лев», «Жираф». Изготовление фигурок из глин, соломки, мягкую игрушку, а также букета цветов усложненной формы. Итогом работы второго года обучения является создание выставки детских творческих работ.
Третий год обучения.
Образовательная программа усложняется. Проводим экскурсию в школьную мастерскую. Ознакомление ручными инструментами по назначению машинными: молоток-электрический молот, дрель-сверлильный станок; рубанок, ножовка, напильник, зубило-токарный, фрезерный и т.д. Изготовление познавательных технических игр (лото, викторин): «Кто работает этим инструментами?», «Инструменты-близнецы» и т. д. Изготовление моделей из деревянных деталей. Ознакомление приемами сборки и склеивание моделей с шиловидными соединениями, в замок: «Домик», «легковой автомобиль», «Павлин», «Омар» и т. д.
Для проведения успешных занятий пользуюсь с интернет ресурсов:
nskwood.com, www.remeslo.okis.ru
http://remeslo.okis.ru/voilok.html
http://elena-knitting.sitecity.ru
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОГРАММЕ.
Входной контроль.
Во время беседы обучающимся предлагается ответить на вопросы:
- посещали ли вы детский сад?
- любите ли вы что-нибудь мастерить из бумаги?
- что вам нравится больше: вырезать из бумаги ножницами или что-то складывать из бумаги?
- участвуют ли родители в вашем творческом процессе?
- какие геометрические фигуры вы знаете?
- назовите цвета бумаги, которые я вам буду показывать.
Хорошо. А сейчас давайте перейдем к практической части. Я предлагаю разрезать
предложенный цветной прямоугольник на узкие полоски.
Если ребенок справится с заданием, ему будет предложено следующее задание: на белой
стороне цветного листа обвести по шаблону четыре фигуры: два квадрата ( большой и
маленький), треугольник и кружок. Затем их вырезать и сложить из полученных деталей
фигуру. Это может быть дом с квадратным окошком в стене и с круглым окошком под
крышей.
Промежуточная аттестация 1год обучения.
Для проверки теоретических знаний обучающимся предлагается ответить на следующие
вопросы:
1. Что такое композиция в аппликации? (Композиция – это взаимосвязь между
размерами и расположением основных фигур на выбранном формате в сюжетной
аппликации.)
2. Что такое колорит в аппликации? ( Колорит – это сочетание цветовых соотношений
в аппликации.)
3. Что такое орнамент? (Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из
растительных, животных, геометрических фигур – элементов.)
4. Что такое шаблон? (Шаблон – это образец из картона, по которому размечают и
вырезают фигуры.)
5. Что такое фон в аппликации? (Фон в аппликации – это цвет основного материала, на
котором она выполняется.)
6. Что такое паспарту? ( Паспарту – картонная (или плотная) бумага, на которую
наклеивают аппликацию.)
7. Сколько существует способов складывания фигурок-оригами? ( Существует три
способа складывания фигурок – оригами.
8. Назовите способы складывания фигурок – оригами. (Первый способ складывания –
это складывание фигурок из одного листа квадратной формы без надрезов, второй
способ предполагает складывание фигурок из листа прямоугольной формы, третий
способ заключается в изготовлении фигурок из трех и более модулей.)
9. Назовите главное правило складывания фигурок-оригами. (Главное правило
складывания оригами: тщательно продавливайте линии сгибов, иначе ваше издели развернется и будет нечетким. Работать необходимо на твердой плоской
поверхности)
Для проверки практических знаний текущего контроля второго года обучения обучающимся предлагается выполнить аппликацию «Новогодняя елочка» с использованием оригами.
Елочку на аппликации с использованием базовой формы оригами «двойной треугольник»
дети выполняют вместе с преподавателем.
После изготовления елочки обучающиеся проявляют фантазию и воображение и дополняют
аппликацию другими элементами.
При этом будут оцениваться следующие умения и навыки:
Соблюдение правил техники безопасности;
Соблюдение порядка на рабочем месте;
Умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;
Умение сделать из квадрата базовую форму оригами «Двойной треугольник»;
Умение правильно наносить клей на детали аппликации;
Умение проявить фантазию и воображение и дополнить аппликацию другими элементами.
Промежуточная аттестация 1 год обучения (конец года).
Для проверки теоретических знаний обучающимся предлагается ответить на следующие
вопросы:
1.Назовите виды транспорта? (Воздушный, речной, наземный, подземный).
2. К какому виду транспорта относятся автомобили? (Автомобили относятся к наземному
виду транспорта).
3.Как делятся автомобили по их назначению? (Автомобили делятся по назначению на
легковые, грузовые, пассажирские, спортивные, военные, специальные).
4.Назовите пассажирские виды транспорта. (Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное
такси).
5. Как правильно необходимо обходить пассажирские виды транспорта .
(Автобус, троллейбус, маршрутное такси обходим сзади, а трамвай обходим спереди.)
6. Назовите первого изобретателя планера. (Первым изобретателем планера был немецкий
инженер Отто Лилиенталь.)
7. Что такое самолет? (Самолет – летательный аппарат тяжелее воздуха, который
приводится в движение двигателем)
8. Кто осуществил первый в истории авиации полет? (Американские инженеры братья
Орвил и Уилбер Райт)
9. Из какого материала изготавливались первые самолеты? (Первые самолеты были
деревянные, обтянутые тканью.)
Для проверки практических знаний обучающимся предлагается изготовить автомобиль с
использованием спичечных коробков.
При этом будут оцениваться следующие умения и навыки:
Соблюдение правил техники безопасности;
Соблюдение порядка на рабочем месте;
Умение правильно пользоваться линейкой;
Умение вырезать по нарисованным линиям;
Умение соединить спичечные коробки между собой;
Умение правильно наносить клей на детали автомобиля;
Умение проявить фантазию и воображение, чтобы дополнить предложенный вариант
автомобиля элементами, не входящими в основное задание.
Промежуточная аттестация 2 год обучения.(в конце года)
Для проверки теоретических знаний обучающимся предлагается ответить на следующие
вопросы:
1. Как разделяются аппликации по виду их выполнения? ( По виду выполнения
аппликации делятся на плоские и объемные.)
2. Как выполняют плоскую аппликацию? ( Плоскую аппликацию выполняют путем
вырезания деталей из бумаги и наклейки их всей плоскостью на основание из картона.)
3. На сколько групп делится объемная аппликация по приемам изготовления? ( По
приемам изготовления объемная аппликация делится на четыре группы.)
4. Назовите четыре группы изготовления объемной аппликации. (Четыре группы
изготовления объемной аппликации:
Отдельные элементы наклеивают на фон только частью своей
плоскости.
На развернутой обложке-сувенире приклеивают детали частью своей
плоскости в два – три плана.
На фон наклеивают какую-нибудь объемную деталь.
Некоторые детали приклеивают несколько помятыми тли
выполненными из гофрированной бумаги, чтобы показать объем игрой
материала.)
5. Что такое перспектива? (Перспектива – это пространственное изменение на аппликации
величины и цвета фигур в зависимости от их удаленности друг от друга и от переднего
плана – нижнего края работы.)
6. Кто изобрел систему знаков в оригами? ( Универсальную, понятную для всех систему
знаков изобрел японский оригамист Акира Йошизава.)
7. Какая фигурка оригами считается самой распространенной среди японцев? (Самой
распространенной фигуркой среди японцев является «японский журавлик».)
8. Как переводится слово «кусудама»? ( Кусудама – это шар, который состоит из
нескольких модулей.)
9. Какая модель оригами является символом мира? ( Международным символом мира
является «японский журавлик».)
Для проверки практических умений обучающимся предлагается выполнить орнамент с
использованием базовой формы оригами “блинчик».
При этом будут оцениваться следующие умения и навыки:
Соблюдение правил техники безопасности;
Соблюдение порядка на рабочем месте;
Умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;
Умение сделать из квадрата базовую форму оригами «блинчик»;
Умение правильно сложить модули орнамента;
Умение правильно соединить модули в орнамент;
Умение проявить фантазию и предложить свой вариант орнамента.
Итоговая аттестация.
По окончании обучения обучающимся предлагается ответить на вопросы :
1. Какие бывают грузовые автомобили? (Грузовые автомобили бывают с бортовыми
платформами. К таким относится грузовик КамАЗ. Грузовые автомобили также
бывают с опрокидывающимися кузовами. К ним относятся самосвалы.)
2. Какие машины относятся к специальному транспорту? ( К специальному транспорту
относятся машины скорой помощи, пожарные машины, полицейские машины и
машины службы спасения.)
3. Назовите основное отличие специальных машин. (Основными отличиями
специальных машин являются: звуковой сигнал, который называется сирена, и
специальная светящаяся лампочка на крыше, которая называется проблесковый маяк.)
4. Назовите основные части автомобиля. (Автомобиль состоит из трех основных частей:
двигателя, шасси и кузова. Двигатель является источником механической энергии,
приводящей автомобиль в движение. Шасси автомобиля представляет собой
совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от
двигателя к ведущим колесам, для передвижения автомобиля и управления им. Шасси
состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. Кузов автомобиля
предназначен для размещения грузов и пассажиров. У грузового автомобиля кузов
состоит из платформы и кабины водителя.)
5. Назовите основные части самолета. (Основными частями самолета являются крыло,
оперение, фюзеляж, система управления и шасси.)
6. Как делятся самолеты по количеству пар крыльев? (Самолет, который имеет одну
пару крыльев называется моноплан, а самолет, который имеет две пары крыльев
называется биплан.)
7. Кто изобрел жидкостно-реактивный двигатель? (Жидкостно-реактивный двигатель
изобрел конструктор ракетостроения и космонавтики Сергей Павлович Королев)
8. Как называют пассажирский самолет большой вместимости? (Пассажирский самолет
большой вместимости называют аэробус.)
Для проверки практических знаний обучения обучающимся предлагается изготовить
простейшую модель самолета
При этом будут оцениваться следующие умения и навыки:
Соблюдение правил техники безопасности;
Соблюдение порядка на рабочем месте;
Умение правильно пользоваться шаблоном;
Умение правильно пользоваться линейкой;
Умение вырезать по нарисованным линиям;
Умение правильно наносить клей на детали;
Умение проявить фантазию и воображение, чтобы дополнить предложенный вариант
изделия элементами, не входящими в основное задание.
Промежуточная аттестация 3 год обучения (в начале года)
Теоретическая часть
Вопросник
Выберите правильный ответ.
1. Бумага может мяться и рваться?
а) Да
б) Нет
2. Картон плотнее бумаги?
а) Да
б) Нет
3. Можно ли ножницами размахивать и играть?
а) Да
б)Нет
4. Ножницы нужно передавать кольцами вперед?
а) Да
б) Нет
5. Клей можно размазывать пальцами и брать в рот?
а) Да
б) Нет
6. Обводить детали нужно карандашом?
а) Да
б) Нет
7. Обведите по точкам по порядку.
8. Сосчитайте геометрические фигуры на картинке.
Треугольник_____________ Круг_____________
Прямоугольник________________
9. Дорисуйте вторую половину картины в зеркальном отражении.
10. Графический диктант.
От точки - 5 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 3вниз, 1 вправо, 3 вверх, 6 вправо, 8 вниз, 6 влево, 4 вверх, 1 влево, 4 вниз, 8 влево,8 вверх, 3 вправо,1 вверх,2 влево, 1 вверх.
Практическая часть
Практическое задание
1. Отрежьте по штриховой линии.
2. Вырежьте круг, квадрат, треугольник, цилиндр, куб
3. Вырежьте по зигзагу.
Промежуточная аттестация 3 год обучения (в конце года)
Часть А
1. Технология – это:
а) знания о технике;
б) последовательность операций по обработке материала для изготовления изделия;
в) техническая характеристика изделия.
2. Выбери материалы, из которых можно изготовить изделия:
а) игла;
б) глина;
в) бумага;
г) ножницы;
д) цветной картон;
е) клей.
3. При изготовлении аппликации из цветной бумаги
а) детали склеиваются;
б) детали сшиваются;
в) детали сколачиваются гвоздями.
4. При работе за компьютером делай перерыв:
а) через каждый час;
б) через каждые 15 минут;
в) через каждые 5 минут.
5. Шаблон – это:
а) инструмент;
б) материал;
в) приспособление.
6. Как называется изображение детали или изделия на листе бумаги с обозначением всех необходимых для его изготовления размеров?
а) технический рисунок;
б) эскиз;
в) чертёж.
7. Оригами – это…
а) блюдо японской кухни;
б) техника складывания из бумаги;
в) японский национальный костюм.
8. Как можно размягчить пластилин?
а) горячей водой
б) разогреть теплом своих рук;
в) подождать некоторое время.
9. Выбери инструменты для работы с пластилином:
а) стеки;
б) посуда с водой;
в) подкладная доска;
г) ножницы.
Часть В
10. Закончи высказывания о материалах и инструментах:
То, из чего изготавливают изделия, - это…
То, чем работают, - это…
11. Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:
а) гладкая, тонкая, мнётся, складывается, не тянется, разноцветная - это…
б) плотный, плохо гнётся, не мнётся, не тянется, служит фоном для аппликации – это…
в) разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный – это...
12. Подумай, о каком инструменте идёт речь? Напиши ответ______________________
– Этот инструмент нужно передавать своему товарищу, держа его за лезвие.
– Во время работы с ним нельзя отвлекаться и размахивать им.
– На столе этот инструмент должен лежать с сомкнутыми лезвиями.
13. Установи правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации:
Разметить детали по шаблону. | |
Составить композицию. | |
Вырезать детали. | |
Наклеить на фон. |
14.Напиши пословицу о труде._______________________________________________
_________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наши руки не для скуки" стартовый уровень 72 часа
Программа направлена на формирование у обучающихся ценностных эстетических ориентиров и овладение основами творческой деятельности по созданию различных предметов из текстиля; дает в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наши руки не для скуки"
АННОТАЦИЯк рабочей программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Наши руки не для скуки»Возраст, на который рассчитана программа – 7-10 летКоличество часов: ...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...
Дополнительная общеобразовательная программа деятельности лагеря с дневным пребыванием детей «Олимпиец» физкультурно-спортивной направленности «Олимпийское лето – лето наших побед»
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых лет...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа « Как наше слово отзовется: особенности и трудности написания сочинения " Общекультурной направленности
Программа направленана совершенствование речевого общения в целом, письменного общения, на расширение знаний обучающихся об особенностях функционирования слова в речи и обеспечивает в преподавании еди...
- Мне нравится (1)