Доклад
статья
Доклад о применеии современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.И.ГЛИНКИ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
доклад
на тему: «Современный этап развития технологий»
преподаватель
Г.Т.Ким
2019г.
Важной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного и познавательного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.
Эффективное решение данной задачи, опираясь на Федеральный Государственный стандарт общего образования, невозможно без осмысленной реализации педагогами в образовательном процессе школы современных педагогических (в т.ч. информационных компьютерных) технологий.
- классическое лекционное обучение;
- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
- обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;
- дифференцированные способы обучения;
- система «репетитор» – индивидуальное обучение;
- программное обучение, для которого имеется заранее составленная программа.
Правильно составленная классификация дает ясную картину всего многообразия классифицируемых объектов, позволяет удерживать их в едином мысленном каркасе, легко находить для каждого из вновь обнаруженных объектов расклассифицированной области наиболее конкретное и содержательное понятие, под которое он может быть подведен.
Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Классификация педагогических технологий:
Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий
Название | Цель | Механизм реализации | Сущность технологии |
Технология проблемного обучения | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. | Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций. | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.
|
Технология модульного обучения | Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. | Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения. | Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе. |
Технологии развивающего обучения | Всестороннее развитие личности и ее способностей. | Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. |
Технология дифференцированного обучения | Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса. | Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения. | Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта. |
Технология концентрированного обучения | Адаптация структуры образовательного процесса к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия. | Использование методов, учитывающих динамику работоспособности обучающихся. | Углубленное изучение материала за счет объединения занятий в логические блоки. |
Информационные технологии обучения | Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения. | Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др. | Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения. |
Технология деловой игры | Обеспечение личностно- деятельностно-го характера усвоения знаний и умений. | Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность. | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний. |
По мнению Е.С.Полат [5, c.65-67], «проблема педагогических технологий – это проблема перехода от теории обучения, к ее методическим разработкам, системе педагогической деятельности, поскольку в построении педагогической технологии отражены все основные структуры процесса обучения, начиная от постановки цели, завершая диагностикой полученных результатов».
Таким образом, эффективность реализации педагогических технологий во многом зависит от выстроенной системы, в которой отражена взаимосвязь признаков педагогической технологии и показателей их реализации.
Эффективность реализации современных педагогических технологий можно определить посредством ряда критериев, которые необходимо проверить в ходе экспериментальной работы.
В.П.Беспалько утверждал, что отсутствуют «критерии для оценки эффективности дидактического процесса в целом». Современное общество, мир выдвигают особые требования к качеству образования, которое получают в школе.
В связи с этим эффективность педагогической технологии может быть оценена по следующим критериям:
- целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;
- отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;
- соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- информативность учебного материала;
- многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
- обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
- универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
- степень помощи преподавателя учащимся при организации их самостоятельной деятельности и т.п.
Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения педагогической технологии, вместе с тем они могут служить критерием оценки эффективности не только педагогической технологии, но и традиционного урока.
Проведенный анализ позволил нам сформулировать критерии эффективности реализации педагогических технологий:
- технологическая культура педагога;
- наличие собственного опыта использования педагогом педагогических технологий;
- творческая «доработка» и преобразования технологии;
- создание ситуации успеха в процессе совместной деятельности обучающихся и педагога при реализации технологии;
- органическая взаимосвязь компонентов технологии;
- возможности технологии в актуализации, саморазвитии обучающихся и педагога;
- заметные изменения состояния учащихся (в их мотивации к деятельности, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.) в процессе реализации определенной педагогической технологии.
Для проверки и эффективности реализации педагогических технологий, необходимо определить показатели и индикаторы описанных выше критериев.
В таблице 2 представлены критерии эффективности педагогических технологий, показатели их эффективности, а также индикаторы, позволяющими утверждать о том, что определенный критерий действительно влияет на эффективность реализации той или иной педагогической технологии.
Таблица 2 – Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий
Критерий эффективности | Показатели эффективности | Индикаторы |
Технологическая культура педагога | - владение педагогом технологическими методами, приемами, средствами обучения, их использования в образовательном процессе. | - периодическое использование педагогом современных педагогических технологий в процессе урока, - умение педагога находить их взаимосвязь с классическими педагогическими технологиями.
|
Наличие собственного опыта | - обобщение и систематизация практик по использованию современных педагогических технологий (далее – СПТ) в образовательном процессе; – умение анализировать и исправлять собственные ошибки (недочеты) в процессе использования СПТ | - публикации: монографии, брошюры, книги, методические пособия, статьи; - участие в семинарах, вебинарах, круглых столах по обмену опытом с коллегами |
Творческая доработка и преобразование СПТ | - наличие или отсутствие использования педагогом в образовательном процессе качественных изменений определенной СПТ | - наличие рецензированных методических разработок, преобразований определенной СПТ; - наличие патентов на изобретения педагога |
Создание ситуации успеха у учащихся в процессе использования СПТ | - реализация принципа обратной связи с учащимися в процессе урока; - мотивирование обучающихся на успешное решение поставленных перед ними задач | - повышение уровня качественной успеваемости по предмету; - увеличение числа участников конкурсного движения среди учащихся, их побед в конкурсах различных уровней |
Взаимосвязь компонентов технологии | - очевидная и периодично реализующаяся в образовательном процессе связь различных компонентов избранной педагогом технологии | - проведение занятий, в которых раскрываются и эффективно используются взаимосвязи компонентов СПТ
|
Технология как фактор саморазвития участников образовательного процесса | - постановка педагогом целей и задач, направленных на саморазвитие, развитие личности обучающихся, их познавательных способностей | - переход на новый уровень взаимодействия участников образовательного процесса – «сотрудничество» педагога и обучающихся; |
Позитивные изменения в состоянии обучающихся | - положительные изменения общего состояния учащихся | - повышение уровня успеваемости; - повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад, НПК по предмету и т.д.) - повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование); - укрепление здоровья учащихся (отзывы родителей, отчеты школьного врача) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....