Числа правят миром
план-конспект занятия (5 класс)
Материал рассчитан на учащихся 4, 5 классов, посещающих творческое объединение по программе дополнительного образования "За страницами учебника математики". Приведена краткая историческая справка о Пифагоре и его школе, рассматривается набор некоторых свойств натуральных чисел, изученных пифагорейцами.Занятие вводное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnoe_zanyatie_to.docx | 493.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия:
«ЧИСЛА ПРАВЯТ МИРОМ»
Место проведения: РЦДТТ, г.Владикавказ
Дата проведения: 21 марта 2017г.
Педагог: Диамбекова А.Л.
ТО «Пифагор» МКУДОДДТ Дигорского района
Цели занятия:
- Заинтересовать и привлечь ребят к занятиям в творческом объединении.
- Развитие логики мышления, речи и вычислительных навыков детей.
- Расширение общего кругозора.
- Воспитание коллективизма и активности воспитанников.
На занятии используется презентация по содержанию.
Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями!
Меня зовут Алла Лазаревна. Я руководитель ТО «Пифагор» ДДТ Дигорского района. Хочу рассказать вам о нашем объединении.
Ребята, а кто-нибудь из вас слышал о Пифагоре? Расскажите, пожалуйста.
Пифагор – древнегреческий учёный, который жил в 6 веке до нашей эры. Он был всесторонне образованным человеком. Увлекался даже теологией, то есть верил, что душа человека после его смерти переселяется в тела различных животных и растений.
Он основал свою школу на побережье Италии, в городе Кротоне. Здесь изучали самые разнообразные науки: математику, астрономию, музыку, медицину, законы природы и человеческого общества. Многие мечтали учиться в этой школе. Но поступить в неё было очень трудно. Каждый ученик проходил в школе три основных этапа.
Первым этапом было поступление. Школа не стремилась набрать как можно больше новых учеников; напротив, Пифагор отправлял кандидата обратно, советуя ему повременить и прийти вновь через три года. Если человек возвращался, то это подтверждало, что его стремление к учёбе серьёзно.
Второй этап с позиций сегодняшнего дня может показаться очень странным. В этот период человек еще не считался учеником школы и назывался «слушателем». Он молча слушал занятия из-за занавески в течение пяти лет. При этом занимался также простой физической работой: обрабатывал поля и сады, ухаживал за скотом, следил за чистотой и порядком в школе.
Лишь после этого он становился настоящим учеником-пифагорейцем и переходил на третью ступень обучения. Теперь он носил звание математика.
Пифагорейцы проводили занятия как в помещении, так и на верандах и в парках, прогуливаясь по аллеям.
Однажды ученики в саду, разбившись на группы, увлечённо обсуждали очередные научные факты, а Пифагор задумчиво смотрел куда-то за горизонт. Казалось, будто он парил где-то под облаками. И вдруг он воскликнул: «Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей!»
Ученики опешили, обступили своего учителя и вопросительно смотрели на него. Оказалось, что мудрец сделал очередное открытие. Он рассудил так: «Нас окружают разные предметы. Их можно посчитать. То есть, между числами и всеми предметами существует взаимосвязь. А значит, с помощью чисел можно выразить всё многообразие окружающего мира». В итоге родилась знаменитая фраза, которую люди употребляют уже 27 веков: «Числа правят миром».
С этого момента одним из главных направлений в школе стало изучение свойств натуральных чисел. Так было заложено одно из важнейших направлений математики – теория чисел, которая по сегодняшний день является очень востребованной и активно развивающейся частью математики.
Пифагорейцы установили, что числа бывают:
- чётные и нечётные;
- простые и составные;
- близнецы;
- фигурные;
- дружественные;
- совершенные;
- пифагоровы тройки.
О каждой из этих групп чисел можно говорить часами. Сегодня мы лишь приоткроем завесу в этот удивительный мир чисел.
Думаю, все вы знакомы с чётн и нечётн числами. (Ответы детей)
А знаете ли вы, что нечётные числа – божественные, светлые знаки, а чётные числа являются дьявольскими, несчастливыми и тёмными знаками? Вам это не напоминает какие-то моменты ваших домашних событий? (осетинские пироги, цветы на праздники и по поводу траура?)
Оказывается, учение Пифагора и традиции наших предков перекликаются. Я думаю, что это неспроста. Этот вопрос пока остаётся открытым в науке. Надеюсь, кто-то из вас заинтересуется им, и в будущем проведёт соответствующее научное исследование, пополнив нашу историю интересными фактами.
А про дружественные числа вы что можете сказать?
- 220 и 284 (Пифагор, 6в до н.э.)
- 1184 и 1210 (Никколо Паганини, 1866)
- 2620 и 2924 (Леонард Эйлер, 1747)
- 5020 и 5564 (Леонард Эйлер, 1747)
- 6232 и 6368 (Леонард Эйлер, 1750)
- 10 744 и 10 856 (Леонард Эйлер, 1747)
- 12 285 и 14 595 (Браун, 1939)
- 17 296 и 18 416 (Пьер Ферма, 1636)
- 63 020 и 76 084 (Леонард Эйлер, 1747)
- 66 928 и 66 992 (Леонард Эйлер, 1750)
- 67 095 и 71 145 (Леонард Эйлер, 1747)
- 69 615 и 87 633 (Леонард Эйлер, 1747)
- 79 750 и 88 730 (Рольф, 1964)……….
(Делители 220 - 1, 2, 4, 5, 10, 11, 20, 22, 44, 55 и 110, их сумма равна 284. Делители 284 - 1, 2, 4, 71 и 142, их сумма равна 220)
С учётом чётности чисел, какую закономерность можно наблюдать в этих парах?
И снова мы видим открытый научный вопрос: существуют ли пары чётно-нечётных дружественных чисел?
Конечно ли число таких пар?
Хочу привести ещё один факт из теории чисел -о простых числах.
Ребята, какие числа называются простыми?
Казалось бы, простые- значит беспроблемные. Как бы не так!
В 17 во Франции жил юрист по имени Пьер Ферма. В свободное время он увлекался решением открытых вопросов из математики. И он достиг такого совершенства в математике, что мало кто из великих учёных этой науки сделал столько открытый как Пьер. За великие научные заслуги его прозвали «князем любителей математики».
Однако на простых числах он потерпел фиаско. В его формуле была ошибка. Единственная ошибка этого человека в сотнях теоремах, которые он открыл! Вот такие они непростые эти простые числа!
ФИЗМИНУТКА: Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Влево шаг! Вправо шаг!
Тик-так, тик-так.
Часы идут, идут,
А с места не сойдут
Если хорошо знать свойства чисел, то можно ими манипулировать.
Например, я за пару секунд составлю шестизначное число из предложенных вами цифр, которое будет кратно и 7, и 11, и 13. Поиграем!
Проверьте!
Числа являются активными участниками и в ребусах. Попробуйте разгадать следующие ребусы. (слайды)
Ребята, наш разговор о числах можно продолжать бесконечно. Но, увы, наше время ограничено. На закуску я предлагаю вашему вниманию мнение ребят, которые посещают ТО. (Видео)
Итог. Ребята,
что нового вы узнали сегодня?
как вы думаете, чему вы можете научиться на занятиях ТО?
и желали бы вы посещать эти занятия? (Ответы детей)
Спасибо за сотрудничество! Я рада знакомству с вами! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и математики"Говорят, что числа правят миром..."
Интегрированный урок русского языка и математики был создан в качестве обобщительного - повторяющего по теме " Имя числительное"....
Интегрированный урок математики, истории, литературы по теме: "Числа правят миром"
Привитие интереса к математике, истории литературе.2. Знакомство с новыми знаниями об истории числа.3. Развитие понятия числа и показать роль чисел в жизни человека...
Методическая разработка занятия математического кружка «Числа управляют миром!»
Основная цель занятия – развитие творческих способностей,...
Материал для диагностики обучаемости "Числа правят миром"
Материал для диагностики обучаемости "Числа правят миром" разработан по методике профессора .И. Третьякова. Может использоваться на уроках математики в 5 классах основной школы....
Презентация интегрированного урока по теме: «Цифры и числа в мире русского языка, биологии и математики».
Вычисление площади кольца....
Интегрированный урок по теме: «Цифры и числа в мире русского языка, биологии и математики».
Вычисление площади кольца....
Интегрированный урок по математике и истрии в 5 классе "Числа правят миром"
Итоговый урок за 1 четверть. Цель урока: обобщить и систематизировать знания по математике по теме «Натуральные числа» и по истории по теме «Древний Египет», показать связь мат...