Числа правят миром
план-конспект занятия (5 класс)

Диамбекова Алла Лазаровна

Материал рассчитан на учащихся 4, 5 классов, посещающих творческое объединение по программе дополнительного образования "За страницами учебника математики". Приведена краткая историческая справка о Пифагоре и его школе, рассматривается набор некоторых свойств натуральных чисел, изученных пифагорейцами.Занятие вводное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnoe_zanyatie_to.docx493.94 КБ

Предварительный просмотр:

Миром правят числа.jpeg

Тема занятия:

«ЧИСЛА ПРАВЯТ МИРОМ»

Место проведения: РЦДТТ, г.Владикавказ

Дата проведения: 21 марта 2017г.

Педагог: Диамбекова А.Л.

ТО «Пифагор» МКУДОДДТ Дигорского района

Цели занятия:

  1. Заинтересовать и привлечь ребят к занятиям в творческом объединении.
  2. Развитие логики мышления, речи и вычислительных навыков детей.
  3. Расширение общего кругозора.
  4. Воспитание коллективизма и активности воспитанников.

На занятии используется презентация по содержанию.

Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями!

Меня зовут Алла Лазаревна. Я руководитель ТО «Пифагор» ДДТ Дигорского района. Хочу рассказать вам о нашем объединении.

Ребята, а кто-нибудь из вас слышал о Пифагоре? Расскажите, пожалуйста.

 Пифагор – древнегреческий учёный, который жил в 6 веке до нашей эры. Он был всесторонне образованным человеком. Увлекался даже теологией, то есть верил, что душа человека после его смерти переселяется в тела различных животных и растений.

Он основал свою школу на побережье Италии, в городе Кротоне. Здесь изучали самые разнообразные науки: математику, астрономию, музыку, медицину, законы природы и человеческого общества. Многие мечтали учиться в этой школе. Но поступить в неё было очень трудно. Каждый ученик проходил в школе три основных этапа.

Первым этапом было  поступление. Школа не стремилась набрать как можно больше новых учеников; напротив, Пифагор отправлял кандидата обратно, советуя ему повременить и прийти вновь через три года. Если человек  возвращался, то это подтверждало, что его стремление к учёбе серьёзно. 

Второй этап с позиций сегодняшнего дня  может показаться очень странным. В этот период человек еще не считался учеником школы и назывался «слушателем». Он молча слушал занятия из-за занавески в течение пяти лет. При этом занимался также простой физической работой: обрабатывал поля и сады, ухаживал за скотом, следил за чистотой и порядком в школе.

Лишь после этого он становился настоящим учеником-пифагорейцем и переходил на третью ступень обучения. Теперь он носил звание математика.

Пифагорейцы проводили занятия как в помещении, так и на верандах и в парках, прогуливаясь по аллеям.

Однажды ученики в саду, разбившись на группы, увлечённо обсуждали очередные научные факты, а Пифагор задумчиво смотрел куда-то за горизонт. Казалось, будто он парил где-то под облаками. И вдруг он воскликнул: «Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей!»

Ученики опешили, обступили своего учителя и вопросительно смотрели на него. Оказалось, что мудрец сделал очередное открытие. Он рассудил так: «Нас окружают разные предметы.  Их можно посчитать. То есть, между числами и всеми предметами существует взаимосвязь. А значит, с помощью чисел можно выразить всё многообразие  окружающего мира». В итоге родилась знаменитая фраза, которую люди употребляют уже 27 веков: «Числа правят миром».

           С этого момента одним из главных направлений в школе стало изучение свойств натуральных чисел. Так было заложено одно из важнейших направлений математики – теория чисел, которая по сегодняшний день является очень востребованной и активно развивающейся частью математики.

Пифагорейцы установили, что числа бывают:

  • чётные и нечётные;
  • простые и составные;
  • близнецы;
  • фигурные;
  • дружественные;
  • совершенные;
  • пифагоровы тройки.

О каждой из этих групп чисел можно говорить часами. Сегодня мы лишь приоткроем завесу в этот удивительный мир чисел.

Думаю, все вы знакомы с чётн и нечётн числами. (Ответы детей)

А знаете ли вы, что нечётные числа – божественные, светлые знаки, а чётные числа являются дьявольскими, несчастливыми и тёмными знаками? Вам это не напоминает какие-то моменты ваших домашних событий? (осетинские пироги, цветы на праздники и по поводу траура?)

Оказывается, учение Пифагора и традиции наших предков перекликаются. Я думаю, что это неспроста. Этот вопрос пока остаётся открытым в науке. Надеюсь, кто-то из вас заинтересуется им, и в будущем проведёт соответствующее научное исследование, пополнив нашу историю интересными фактами.

А про дружественные числа вы что можете сказать?

  1.               220   и           284       (Пифагор, 6в до н.э.)
  2.             1184   и         1210      (Никколо Паганини, 1866)
  3.             2620   и         2924      (Леонард Эйлер1747)
  4.             5020   и         5564      (Леонард Эйлер1747)
  5.             6232   и         6368      (Леонард Эйлер1750)
  6.          10 744   и      10 856      (Леонард Эйлер1747)
  7.          12 285   и       14 595     (Браун, 1939)
  8.          17 296   и       18 416     (Пьер Ферма1636)
  9.          63 020   и       76 084     (Леонард Эйлер1747)
  10. 66 928   и       66 992     (Леонард Эйлер1750)
  11. 67 095   и       71 145     (Леонард Эйлер1747)
  12. 69 615   и       87 633      (Леонард Эйлер1747)
  13. 79 750   и      88 730      (Рольф, 1964)……….

   

(Делители 220 - 1, 2, 4, 5, 10, 11, 20, 22, 44, 55 и 110, их сумма равна 284.   Делители  284 - 1, 2, 4, 71 и 142, их сумма равна 220)

С учётом чётности чисел, какую закономерность можно наблюдать в этих парах?

И снова мы видим открытый научный вопрос: существуют ли пары чётно-нечётных дружественных чисел?

Конечно ли число таких пар?

Хочу привести ещё один факт из теории чисел -о простых числах.

Ребята, какие числа называются простыми?

Казалось бы, простые- значит беспроблемные. Как бы не так!

В 17 во Франции жил юрист по имени Пьер Ферма. В свободное время он увлекался решением открытых вопросов из математики. И он достиг такого совершенства в математике, что мало кто из великих учёных этой науки сделал столько открытый как Пьер. За  великие научные заслуги его прозвали «князем любителей математики».

Однако на простых числах он потерпел фиаско. В его формуле была ошибка. Единственная ошибка этого человека в сотнях теоремах, которые он открыл! Вот такие они непростые  эти простые  числа!

ФИЗМИНУТКА:          Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Влево шаг! Вправо шаг!

Тик-так, тик-так.

Часы идут, идут,

А с места не сойдут

Если хорошо знать свойства чисел, то можно ими манипулировать.

Например, я за пару секунд составлю шестизначное число из предложенных вами цифр, которое будет кратно и 7, и 11, и 13. Поиграем!

Проверьте!

Числа являются активными участниками и в ребусах. Попробуйте разгадать следующие ребусы. (слайды)

Ребята, наш разговор о числах можно продолжать бесконечно. Но, увы, наше время ограничено. На закуску я предлагаю  вашему вниманию мнение ребят, которые посещают ТО. (Видео)

Итог.   Ребята,

 что нового вы узнали сегодня?

как вы думаете, чему вы можете научиться на занятиях ТО?

 и желали бы вы посещать эти занятия?  (Ответы детей)

Спасибо за сотрудничество! Я рада знакомству с вами! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и математики"Говорят, что числа правят миром..."

Интегрированный урок русского языка и математики был создан в качестве обобщительного - повторяющего по теме " Имя числительное"....

Интегрированный урок математики, истории, литературы по теме: "Числа правят миром"

Привитие интереса к математике, истории литературе.2. Знакомство с новыми знаниями об истории числа.3. Развитие понятия числа и показать роль чисел в жизни человека...

Методическая разработка занятия математического кружка «Числа управляют миром!»

Основная цель занятия   –     развитие творческих способностей,...

Материал для диагностики обучаемости "Числа правят миром"

Материал для диагностики обучаемости "Числа правят миром" разработан по методике профессора .И. Третьякова. Может использоваться на уроках математики в 5 классах основной школы....

Интегрированный урок по математике и истрии в 5 классе "Числа правят миром"

Итоговый урок за 1 четверть. Цель урока: обобщить и систематизировать знания по математике по теме «Натуральные числа» и по истории по теме «Древний Египет», показать связь мат...