Открытый урок внеурочной деятельности "Витамины-основа здоровья", 6 класс
план-конспект занятия (6 класс)
Открытый урок внеурочной деятельности проведен в соответствии с ФГОС стандартами, способствует формированию УУД, построен в соответсвии с возрастными особенностями детей, проведен на высоком уровне, оценен положительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vneurochnoy_deyatelnosti_vitaminy-osnova_zdorovya_6_klass.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва.
Класс: 6а
Учитель: Кужугет Нонна Чанчык-ооловна, учитель 1 категории биологии и химии, стаж 28лет.
Предмет: Биология. Внеурочная деятельность.
Тема: Витамины – основа здоровья.
Цели:
Предметно-дидактическая: формирование представлений о витаминах, их роли и значении в развитии организма.
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию:
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- работают с информацией, преобразуют ее;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают работу и работу своих одноклассников.
Предметные:
- имеют представления о витаминах, их роль для развития организма, продукты, содержащие различные витамины;
- умеют проводить химический эксперимент по обнаружению витаминов в продуктах питания;
- умеют оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи;
- называют группы витаминов, меры по профилактике гипо- и авитаминозов;
- понимают важность сохранения своего здоровья.
Тип урока:
- По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала.
- По способу организации деятельности: индивидуально - групповой.
- По ведущему методу: проблемно-поисковый.
Методы:
- проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
- словестные (беседа, диалог);
- наглядные (работа с рисунками, муляжи);
- практический (химический эксперимент, составление таблиц, работа с рефлексивными карточками);
- дедуктивный (анализ, применение знаний, обобщение).
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Основные понятия: витамины, гиповитаминоз, авитаминоз.
Средства обучения:
- вид используемых на уроке средств ИКТ: слайд – презентации, презентации «Витамины»;
- инструктивные карточки, задания, оценочные листы-звездочки, ромбики, треугольники;
- наглядные пособия: картинки, муляжи плодов и овощей, лекарственные препараты (витамины);
- набор продуктов: подсолнечное масло, рыбий жир, яблочный сок, крахмальный клейстер;
- набор химической посуды: пробирки, стеклянная палочка, химические стаканы, пипетка;
- набор химических реактивов: соль железа, раствор брома, йод.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, указка, мел.
Ход урока (см. Технологическую карту).
Технологическая карта урока
Этап | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Формируемые УУД |
1.Организационный. Инициация. (приветствие, знакомство) | - Здравствуйте дорогие ребята. Говорить друг другу «Здравствуйте» – это значит желать здоровья. - Улыбнитесь друг другу. Улыбка - это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу - Здоровье и Радость. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. Настраиваются на урок. | Самопроверка | Регулятивные: волевая саморегуляция. | |
2.Актуализация знаний, способов действия в новых условиях. | Словесный, наглядный | -Задумывались ли вы над тем, сколько времени вы сидите, лежите, много двигаетесь? Как питаетесь? - Что такое здоровье? Что значит быть здоровым?
- Выберите слова характеристики здорового человека (слайд 1). | - Отказ от вредных привычек, курение, употребление мучного и сладкого в больших количествах. Двигательный режим, заниматься физкультурой, делать зарядки, играть на воздухе. | Словесная оценка учителя | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, информационный поиск |
3. Создание проблемной ситуации. | Дедуктивный. Проблемный, наглядный | - Вы выбрали прекрасную характеристику здорового человека. И чтобы быть именно таким человеком надо вести здоровый образ жизни. - А что значит вести здоровый образ жизни? - Питание – это необходимая потребность организма, обязательное условие существование человека. Но только при правильном, сбалансированном питании можно сохранить здоровье, молодость, красоту и работоспособность. | Вступают в диалог с учителем. Примерные ответы: двигательный режим, заниматься физкультурой, делать зарядки, играть на воздухе. Закаливание, соблюдение личной гигиены, правильное питание. | Заслушивание ответов учащихся. | Познавательные: формулирование проблемы, поиск путей решения. |
4.Целеполагание | Проблемный, наглядный | - А теперь расшифруйте анаграмму: («АМВИТИНЫ ОСВАНО РОЗДОВЬЯ») (слайд 2). - О чём мы сегодня будем говорить? (слайд 3) - Давайте попробуйте сформировать цель урока. - Какую цель мы поставим перед собой? (слайд 4). - Наш сегодняшний девиз (слайд 5). Девиз урока: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!». | Высказывают свои мысли, аргументируя, тем самым ставят перед собой познавательные и учебные задачи. Расшифровка анаграммы: «Витамины – основа здоровья» (слайд 3). - О витаминах. - Цель урока: узнать о витаминах. (Примерные ответы: какие витамины бывают, где они содержатся. Значение витаминов в нашей жизни). Озвучивают девиз урока. | Самопроверка по эталону | Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
5. «Открытие» нового знания | Проблемный, наглядный | - В природе не существует продуктов, которые содержали бы все необходимые человеку вещества. Поэтому важно, чтобы питание было разнообразным. Именно это служит основной его сбалансированности. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода – из них состоит наше тело, из них состоит и наша пища. - Как вы думаете, что является источником витаминов? - Большинство витаминов не образуются в организме и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребёнка регулярно. - Давайте послушаем выступления ребят. Они работали над презентациями о «Витаминах». - Теперь, пожалуйста, из данного набора муляжей выберите продукты и овощи, содержащие витамины – А, С, Д. - Посмотрите на слайд 6 и подумайте, какие витамины содержат данные овощи? - Спасибо ребята. А теперь отгадаем загадки (слайд 7). - Наше тело может выполнять различные движения. Мы можем научиться движению многих животных. Это очень полезно для нашего здоровья. Танцуем вместе с животными! | Примерные ответы: Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Первое выступление ученика Чигден Аганак: «Про Витамины». Второе выступление ученицы Дыртык Чимиза: «Авитаминоз, гиповитаминоз. Что это такое?». Учащиеся сообща выполняют задания. Работают с муляжами плодов, овощей и продуктов питания. Разбирают по группам витаминов: - Витамин «А»- морковь, помидор, сливочное масло. - Витамин «С» – шиповник, лимон, малина. - Витамин «Д» – рыбий жир, молоко, яйцо. Отгадывают загадки. Физминутка: «Здоровье- в движении!» | Самопроверка по эталону Словесная оценка учителя | Познавательные: умение структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, осознанно и произвольно воспринимать полученную информацию. |
6. Учебные действия по реализации и применению нового знания. | Наглядный. Дедуктивный (применение знаний). Проблемный практический. | - Теперь давайте быстренько вспомним, что сейчас мы узнали? - Почему в рационе детей обязательно должны быть ягоды, овощи и фрукты? -Какие группы витаминов вы узнали? -Давайте сейчас поэкспериментируем. Практический эксперимент: «Обнаружение витамина в продукте питания». Для этого разбейтесь на три группы. В каждой группе должен быть химик, лаборант, консультант. Распределите обязанности (слайд 8). - Определите, какие витамины содержатся в данных продуктах питания. Работаете по инструктивной карточке (слайды 9, 10, 11). (Приложение 2) Алгоритм работы: 1) Осмыслите задание. 2) Продумайте последовательность действий. 3) Дайте устный и письменный ответ по результатам эксперимента. (Приложение 2) - Перед уроком меня попросили передать Вам письмо от Карлсона (слайд 12). (Приложение 3). -Ребята, верно ли Карлсон составил меню? Давайте определим, какие продукты полезны и какие вредны для нашего Карлсона, отметьте их в своих тетрадях (слайд 13). -Давайте проверим, верно ли вы определили. (слайд 14). - Чтобы наш Карлсон быстро поправился, какие советы вы можете ему дать ребята? Посоветуйте ему рецепты здоровья! Мы их отправим Карлсону! | – Основными источниками витаминов и минеральных веществ являются – ягоды, фрукты и овощи. - Витамины не образуются в организме человека, а поступает вместе с пищей. - Витамины А, В, С, Д, Е. Учащиеся распределяются по рядам на 3 группы. в каждой группе распределяются по ролям. Лаборант знакомит ребят с техникой безопасности при работе с химическими веществами. Химик проводит эксперимент. Консультант консультируется с учителем по необходимости. По истечению 5 мин. высказывают свои ответы. Затем идёт корректировка и обобщение. По результатам эксперимента заполняют таблицу на доске. Ребята советуются в группах. Сверяют ответы со слайдом 14. Составляют рецепты: 1. Воздерживаться от очень сладкого и соленого, от жирной пищи. 2. Овощи и фрукты – полезные продукты. 3. Соблюдать режим дня. | Словесная оценка учителя. Самопроверка. Взаимопроверка. | Познавательный: умение структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка и самооценка качества и уровня усвоения; коррекция. Коммуникативные: участие в совместной деятельности; изложение собственных мыслей, строить диалог. Личностные: ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию, осознанию научной познаваемости окружающего мира; уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
|
7. Рефлексия | Словесный (беседа). | - С какими новые понятиями вы сегодня познакомились ребята? - От чего зависит здоровье? - Как влияют вредные привычки на здоровье? - Что нужно знать и уметь, чтобы всегда быть здоровым? - Что узнали для себя нового? - Пожалуйста, продолжите предложения (слайд 15) - Как оцените свою работу? Если вы достигли цели и узнали много нового, если ваше настроение хорошее и бодрое, то поднимите звёздочки. -Если что-то не поняли, или думаете, поработать над этой темой, поднимите ромбики. -Если кто-то ничего не понял – поднимите треугольник. - От кого зависит здоровье человека? - Самые ценные, основные источники витаминов и минеральных веществ – это ягоды, фрукты и овощи! (слайд 16). - Я желаю Вам здоровья. Это – самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь! (слайд 17). | Анализируют выполнение цели и задач урока. Запись в тетрадях: «Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам». | Самопроверка. | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: волевая само регуляция, участие в подведении итогов урока; самооценка; выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что подлежит усвоению, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
8. Домашнее задание | - Составить для себя режим дня, если у вас его нет Найти пословицы о здоровье. Записать в тетрадях.(слайд 18). | Запись в дневниках. |
Приложение 1.
Задание первой группы
Среди данных овощей и фруктов найдите продукты богатые Витамином А.
Задание второй группы
Среди данных овощей и фруктов найдите продукты богатые Витамином С.
Задание третьей группы
Среди данных овощей и фруктов найдите продукты богатые Витамином Д.
Приложение 2.«Познание в эксперименте»
Инструктивная карточка №1
Первая группа. Определение Витамина А в подсолнечном масле.
В пробирку налейте 1мл подсолнечного масла и добавьте к нему 1 мл раствора соли железа. При наличии Витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
Инструктивная карточка №2
Вторая группа. Определение Витамина Д в рыбьем жире
В пробирку налейте 1 мл рыбьего жира прилейте к нему 1 мл раствора брома. При наличии Витамина Д появляется зеленовато-голубое окрашивание.
Инструктивная карточка №3
Третья группа. Определение Витамина С в яблочном соке
Налейте в пробирку 2мл сока и добавьте к нему 10мл воды. Затем влейте немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавляйте раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15сек.
Приложение 3. Письмо от Карлсона
Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.
Ваш Карлсон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по ОБЖ в 8 классе "Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье"
Урок-проект по ОБЖ в 8 классе по теме: "Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье"...
Открытый урок на тему "За здоровый образ жизни""
"За здоровый образ жизни"...
Открытый урок по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Разработка открытого урока для 6 класса....
Открытый урок по биологии в 11 классе по теме "Факторы, определяющие здоровье человека"
Факторы, определяющие здоровье человека.Урок биологии в 11 классе.Цель урока: Дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровы...
Открытый урок английского языка в 5 классе по теме "Моя семья и здоровый образ жизни".
урок в 5 классе по ФГОС на тему "Моя семья и ЗОЖ"...
Открытый урок Внеурочной деятельности "Информатика в играх " в рамках ФГОС для 8-9 классов
Использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (разработка занятия).Образовательная программа к курсу «Новые техноло...
План-конспект открытого урока по английскому языку "Здоровое питание" 10 класс
План-конспект открытого урока по английскому языку "Здоровое питание" 10 класс...