Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для учащихся начальных классов
рабочая программа
Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся начальных классов, а также их коллективизации и социализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
в области хореографического искусства
для учащихся начальных классов
I ступень обучения,
младшая школа
Пояснительная записка
к тематическому планированию
занятий студии «Созвездие»
Направленность данной программы внеклассной деятельности – художественно-эстетическая. Она ориентирована на развитие культуры обучающихся, предусматривает возможность творческого самовыражения детей, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Такой вид искусства, как танец, является чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей.
Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся начальных классов, а также их коллективизации и социализации.
Творчество, его формирование и развитие — одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты — это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.
Актуальность и новизна данного образовательного курса заключается в том, что у современных школьников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации и танцевальные композиции. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на праздниках, концертах.
Педагогическая целесообразность образовательной программы кружка “Созвездие” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата.
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии.
Главная цель программы – это развитие творческих способностей школьников посредством танцевального искусства.
Цель программы:
Прививать интерес школьников к хореографическому искусству; способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков, художественно-эстетических способностей учащихся; воспитывать интерес к искусству танца; формировать представления о понятиях общих и специальных в области хореографии.
Задачи программы:
Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми, в паре в танце, с окружающими.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
- Расширить общекультурный кругозор обучающихся.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
Задачу формирования танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.
Основная отличительная особенность программы - постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без нее обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.
Возраст детей участвующих в программе: от 6 до 11 лет (1-4 классы).
Сроки реализации образовательной программы – программа рассчитана на 4 года обучения. В кружок принимаются все желающие независимо от уровня подготовки.
На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на 2,3 и 4 годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.
Особенностью обучения 2-го года обучения является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей и подростков становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели подростки не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки. Второй год обучения рассчитан на детей прошедших курс первого года обучения и для вновь прибывших.
Основные часы занятий 3 и 4 года обучения занимает постановочная работа. В программу вводится новая форма постановок, это работа над танцами малых форм и социальными номерами.
Формы и режим занятий. В группу первого года обучения принимается не менее 15 человек. Занятия проходят на базе школы. Количество занятий формируется из 117 часов, по 1,5 часа занятие, 2 раза в неделю. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Подготовительная ступень предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.
В программе используются следующие формы занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- практическое занятие;
- игра, праздник, конкурс, фестиваль;
- репетиция;
- концерт, открытый урок.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
- музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
- танцы: парные, народно-тематические;
- игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
- хороводы;
- построения, перестроения;
- упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами и пр.;
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Занятие состоит из трех частей:
1. Включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
2. Включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
3. Включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.
Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры.
Общие ожидаемые результаты: В конце обучения ожидается возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь представление о народных танцах.
Формы подведения итогов реализации программы.
Система определения результатов деятельности обучающихся при переходе со ступени на ступень осуществляется через различные формы зачетов. Для контроля усвоения приобретенных знаний, умений, навыков по полугодиям используется форма творческого занятия.
.
I ступень, младшая школа
Учебно-тематический план занятий первого года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 4,5 | 1,5 | 3 |
2 | Лесенка музыкального движения | 8 | 1 | 7 |
3 | Танцуем и играем | 4 | 0 | 4 |
4 | Изучения основных позиций рук | 4,5 | 1,5 | 3 |
5 | Изучение основных позиций ног | 4,5 | 1,5 | 3 |
6 | Различные упражнения на внимание, концентрацию, воображение, расслабление и т.д. | 3 | 1 | 2 |
7 | Танцевальная импровизация | 4,5 | 0,5 | 4 |
8 | Стили танцев | 3 | 2 | 1 |
9 | Постановочная работа танца к празднованию «Дня учителя» | 8 | 1 | 7 |
10 | Репетиционная работа | 15 | 0 | 15 |
Итого: | 59 | 10 | 49 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Играем и танцуем | 4 | 1 | 3 |
2 | Лесенка музыкального движения | 4 | 1 | 3 |
3 | Танцевальная импровизация | 3 | 0,5 | 2,5 |
4 | Основные танцевальные движения | 8 | 2 | 6 |
5 | Стили танцев | 2 | 1,5 | 0,5 |
6 | Постановочная работа к празднованию «8 марта» | 4,5 | 1,5 | 3 |
7 | Постановочная работа к празднованию «9 мая» | 4,5 | 1,5 | 3 |
8 | Костюмы, реквизит | 1,5 | 0,5 | 1 |
9 | Репетиционная работа | 25 | 0 | 25 |
10 | Итоговое занятие | 1,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | 58 | 10 | 48 |
I ступень, младшая школа
Учебно-тематический план занятий второго года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2 | Репетиции ранее изученных танцев | 4 | 0 | 4 |
3 | Тренинги на внимание и воображение | 2,5 | 0,5 | 2 |
4 | Основные танцевальные движения народного танца | 6 | 1 | 5 |
5 | Играем и танцуем | 5 | 1 | 4 |
6 | Концерт ко Дню Учителя | 1,5 | 0,5 | 1 |
7 | Постановочная работа | 8 | 1 | 7 |
8 | Отработка движений без музыки, под счёт | 6 | 1 | 5 |
9 | Постановочная работа к новогодним праздникам | 4 | 1 | 3 |
10 | Репетиционная работа | 18 | 0 | 18 |
Итого: | 58 | 7 | 51 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Тренинги на внимание и воображение | 3 | 0,5 | 2,5 |
2 | Играем и танцуем | 4 | 1 | 3 |
3 | Хороводы | 1,5 | 0,5 | 1 |
4 | Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни | 3 | 1 | 2 |
5 | Отработка движений без музыки, под счёт | 4 | 0,5 | 3,5 |
6 | Основные танцевальные движения народного танца | 8 | 1 | 7 |
7 | Постановочная работа | 8 | 1 | 7 |
8 | Выступления, концерты | 5 | 0 | 5 |
9 | Репетиционная работа | 21 | 0 | 21 |
10 | Итоговое занятие | 1,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | 59 | 6 | 53 |
I ступень, младшая школа
Учебно-тематический план занятий третьего года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2 | Играем и танцуем | 3 | 0,5 | 2,5 |
3 | Танцевальные движения народного танца | 10 | 1 | 9 |
4 | Тренинги на расслабление | 4 | 1 | 3 |
5 | Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни | 4 | 1 | 3 |
6 | Импровизация под музыку | 3 | 0,5 | 2,5 |
7 | Постановочная работа танцев | 8 | 1 | 7 |
8 | Костюмы и реквизит | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Выступления и концерты | 3 | 0,5 | 2,5 |
10 | Репетиционная работа | 18 | 0 | 18 |
Итого: | 58 | 7 | 51 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Играем и танцуем | 2 | 1 | 1 |
2 | Тренинги на расслабление | 4 | 1 | 3 |
3 | Танцевальные движения народного танца | 10 | 1 | 9 |
4 | Костюмы и реквизит | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Постановочная работа танцев | 8 | 1 | 7 |
6 | Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни | 3,5 | 1 | 2,5 |
7 | Импровизация под музыку | 3 | 0,5 | 2,5 |
8 | Репетиционная работа | 21 | 0 | 21 |
9 | Выступления и концерты | 4 | 0,5 | 3,5 |
10 | Итоговое занятие | 1,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | 59 | 7 | 52 |
I ступень, младшая школа
Учебно-тематический план занятий четвёртого года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2 | Играем и танцуем | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Танцевальные движения народного танца | 8 | 1 | 7 |
5 | Танцевальные тренинги | 6 | 1 | 5 |
6 | Отработка плавности движений | 4 | 1 | 3 |
7 | Постановочная работа танцев | 8 | 1 | 7 |
8 | Импровизация под музыку | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Выступления, концерты | 3 | 0,5 | 2,5 |
10 | Репетиционная работа | 20 | 0 | 20 |
Итого: | 58 | 7 | 51 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Играем и танцуем | 2 | 1 | 1 |
2 | Танцевальные тренинги | 6 | 1 | 5 |
3 | Импровизация под музыку | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Постановочная работа танцев | 8 | 1 | 7 |
5 | Отработка плавности и художественной выразительности движений | 8 | 1 | 7 |
6 | Костюмы и реквизит | 1,5 | 0,5 | 1 |
7 | Репетиционная работа | 20 | 0 | 20 |
8 | Постановка танца «Школьный вальс» к выпускному концерту | 4 | 1 | 3 |
9 | Выступления, концерты | 6 | 0,5 | 5,5 |
10 | Итоговое занятие | 1,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | 59 | 7 | 52 |
Содержание программы:
Вводное занятие
Ознакомление с правилами коллектива, образовательной программой, планом работы, расписанием занятий, техникой безопасности в танцевальном классе.
Лесенка музыкального движения
Музыкально-ритмическое воспитание детей- универсальное средство для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания и выразительности движений. «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.
УПРАЖНЕНИЯ:
Определение и передача в движении:
- 1-характера музыки (спокойный, торжественный);
- 2-темпа (умеренный);
- 3-сильных и слабых долей.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
- ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;
- бег (легкий, стремительный, широкий);
- танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
- подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой;
Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц.
- упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
- движение рук. Имитация «Полоскание»;
- «пушинка» - схватить пух пальцами;
- прослушивание простейших ритмических рисунков;
- поклон. Поклон дисциплинирует ребенка и приучает к правилам хорошего тона.
.
УПРАЖНЕНИЯ:
- упражнение на подвижность голеностопного сустава;
- упражнение на развитие шага;
- упражнение на развитие гибкости;
- упражнение на укрепление позвоночника;
- упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;
- упражнение на развитие выворотности ног;
- упражнение на развитие мышц паха;
- растяжка ног (вперед, в сторону);
- наклоны корпуса к ногам;
- упражнение на полу (шпагат).
Играем и танцуем.
Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется или осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Через игру можно научить детей танцевать. В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере. «О каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он,- всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры».
- игра «ниточка и иголочка»;
- игра «кот и мыши»;
- игра «лягушки и цапли».
Основные танцевальные движения.
В данном разделе объясняется правила исполнения отдельных движений.
- шаг на носках;
- приставной шаг;
- высокий бег;
- легкие подскоки;
- галоп вперед, «лошадками»;
- притопы;
- различные виды прыжков;
- «пружинка»;
- различные виды прыжков;
- элементы русской пляски;
- положения рук в русской пляске;
- основные пространственные построения и передвижения.
Репетиционно-постановочная работа
Ведётся объяснение постановочного материала танца.
Разучивается танцевальная композиция, построенная на изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец.
Выступления
Детям объясняется правила поведения на концертных выступления.
Участие в конкурсах и презентациях, праздников («День учителя», «8 марта», «9 мая», «День защиты детей» и другие), новогодних ёлках.
Методическое обеспечение.
Для успешной реализации данной программы необходимо следующее.
Занятия хореографией должны проходить в просторном, проветренном классе. Обувь обучающихся должна быть легкой, облегчающей свободу движений (балетки). Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений (ласины и купальник). Волосы аккуратно причесаны и не мешают во время движения. Занятие должно проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует музыкальному образованию детей.
Для эффективной работы необходимо использовать диски или флэшки с записью музыкальных композиций (для чего необходим магнитофон), видеоматериалы (необходим компьютер); могут использоваться наглядные пособия в виде стендов с рисунками, изображающими позиции ног и рук; использование интернет технологий (работа с музыкальными сайтами, подготовка презентаций, информация о конкурсах и концертах, поиск литературы по программе обучения). Также может понадобится различный реквизит: ленты, платки, мячи, цветы, тросточки, шляпы и т.д. И, конечно же, костюмы для выступлений.
Список литературы.
- Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. — М, 1998.-с.18-42.
- Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. — Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.
- Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. — Волгоград: Учитель, 2009. — с.76-98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Программа учебного предмета «Современный танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе ...
Методическая разработка « Порядок отбора детей на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и о...
Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для средних классов
Главная цель этой программы – развитие творческих способностей школьников посредством танцевального искусства....
Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для старших классов
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способносте...
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Мониторинг результатов освоенияобучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчес...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программав области хореографического искусства «Хореографическое творчество»...