Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для средних классов
рабочая программа
Главная цель этой программы – развитие творческих способностей школьников посредством танцевального искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
в области хореографического искусства
для учащихся средних классов
II ступень обучения,
средняя школа
Пояснительная записка
к тематическому планированию
занятий студии «Созвездие»
Программа поможет школьникам творчески выразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.
Сегодня “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны” (из “Концепция модернизации Российского образования”).
Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий по танцевальным программам и хореографией.
В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию.
Направленность данной образовательной программы художественно-эстетическая, направлена она на:
- на приобщение детей 11-16 лет (5-9 классы) к основам хореографического искусства;
- выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей;
- формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца,
- развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;
- развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.
Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся средних классов, а также их коллективизации и социализации.
Новизна данного образовательного курса заключается в том, что у современных школьников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации и танцевальные композиции. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на праздниках, концертах. А выбор основных методов обучения основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. В образовательных учреждениях города всегда высока потребность в услугах танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое мероприятие без этого не обходится. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое).
Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных услугах художественно-эстетического направления привело к созданию образовательной программы кружка “Созвездие”.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Главная цель этой программы – развитие творческих способностей школьников посредством танцевального искусства.
Задачи:
Обучающие:
- поэтапное овладение основам классического экзерсиса у опоры и на середине зала;
- обучить простейшим элементам классического и народного танца;
- обучить элементам музыкальной грамоты;
- познакомить детей с историей возникновения и развития танца.
Развивающие:
- способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
- формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
- формировать интерес к танцевальному искусству;
- развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
- развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
- развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
- развивать художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитать культуру поведения и общения;
- воспитать умение ребенка работать в коллективе;
- заложить основы становления эстетически развитой личности;
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
Данная программа построена на изучении танцев различных народностей. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих программ по хореографии, в которых главное внимание уделяется технике движения, создание образа сопровождает высоко технически исполненная композиция, в данной программе на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью данной программы является не танец, а ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной культуре.
Возраст детей участвующих в программе: от 11 до 16 лет (5-9 классы).
Сроки реализации образовательной программы – программа рассчитана на 4 года обучения. В кружок принимаются все желающие независимо от уровня подготовки.
На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на 2,3 и 4 годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.
Особенностью обучения 2-го года обучения является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей и подростков становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели подростки не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки. Второй год обучения рассчитан на детей прошедших курс первого года обучения и для вновь прибывших.
Основные часы занятий 3 и 4 года обучения занимает постановочная работа. В программу вводится новая форма постановок, это работа над танцами малых форм и социальными номерами.
Формы и режим занятий. В группу первого года обучения принимается не менее 15 человек. Занятия проходят на базе школы. Количество занятий формируется из 234 часов, по 2 часа занятие, 2-3 раза в неделю. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Постановочная работа.
Постановочная работа определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение. Исполнительский репертуар подбирается с учетом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность участников танцевального коллектива, каждая постановочная работа в процессе ее развития и конечном результате должна
ориентироваться на формирование художественных взглядов и
представлений участников.
Важнейшей задачей педагога в процессе постановочной работы является воспитание у учащихся творческой дисциплины и сознательности, без чего невозможно добиться каких-либо успехов.
Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:
1. Дать общую характеристику танца:
2. Слушание музыки и ее анализ (характер, темп, рисунки музыкальных фраз).
3. Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, ноги, голова).
4. Разучивание движений танца.
Учебно-воспитательная работа.
Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность, и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между участниками коллектива и их педагогами.
Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.
Выступление на концертах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детей чувство ответственности и пунктуальности. Коллектив должен работать в союзе: дети - педагог -родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным.
Занятие состоит из трех частей:
1. Включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
2. Включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
3. Включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.
Ожидаемый результат:
▪ танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
▪ уметь воспринимать и передавать в движении образ;
▪ уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе
освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные
оригинальные «па»;
▪ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в
коллективе.
Формы подведения итогов реализации программы:
Система определения результатов деятельности обучающихся при переходе со ступени на ступень осуществляется через различные формы зачетов. Для контроля усвоения приобретенных знаний, умений, навыков по полугодиям используется форма творческого занятия.
.
II ступень, средняя школа
Учебно-тематический план занятий первого года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 6 | 2 | 4 |
2 | Танцевальная импровизация | 8 | 1 | 7 |
3 | Танцы народов мира | 12 | 3 | 9 |
4 | Танцы сегодня | 12 | 3 | 9 |
5 | Общеразвивающие упражнения | 15 | 1 | 14 |
6 | Позиции рук и ног в танце | 16 | 2 | 14 |
7 | Сюжетный танец | 7 | 1 | 6 |
8 | Стили танцев | 15 | 3 | 12 |
9 | Репитиционно-постановочная работа | 25 | 2 | 23 |
10 | Выступления, концерты | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 117 | 18 | 99 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Сюжетный танец | 8 | 1 | 7 |
2 | Общеразвивающие упражнения | 15 | 1 | 14 |
3 | Русские народные танцы. Основные движения | 16 | 3 | 13 |
4 | Элементы русской пляски | 16 | 2 | 14 |
5 | Танцевальная импровизация | 10 | 1 | 9 |
6 | Хороводы на Руси | 15 | 2 | 13 |
7 | Работа над синхронностью и композицией | 6 | 1 | 5 |
8 | Репитиционно-постановочная работа | 25 | 2 | 23 |
9 | Выступления, концерты | 4 | 0 | 4 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 117 | 14 | 103 |
II ступень, средняя школа
Учебно-тематический план занятий второго года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 6 | 2 | 4 |
2 | Общеразвивающие упражнения | 15 | 1 | 14 |
3 | Танцевальная импровизация | 10 | 1 | 9 |
4 | Сюжетный танец | 8 | 1 | 7 |
5 | Танцы народов мира. Элементы танцев | 16 | 2 | 14 |
6 | Разучивание танцевальных движений | 16 | 2 | 14 |
7 | Работа над синхронностью и композицией | 9 | 1 | 8 |
8 | Тренинги на расслабление | 10 | 1 | 9 |
9 | Репетиционно-репетиционная работа | 25 | 2 | 23 |
10 | Выступления, концерты | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 117 | 13 | 104 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Танцевальная импровизация | 6 | 1 | 5 |
2 | Репетиции ранее изученных танцев | 14 | 1 | 13 |
3 | Общеразвивающие упражнения | 15 | 1 | 14 |
4 | Сюжетный танец | 6 | 1 | 5 |
5 | Танцы народов мира. Элементы танцев | 16 | 2 | 14 |
6 | Разновидность вальсов. Основные элементы | 16 | 2 | 14 |
7 | Вальс по квадрату, кругу | 13 | 1 | 12 |
8 | Репетиционно-репетиционная работа | 25 | 2 | 23 |
9 | Выступления, концерты | 4 | 0 | 4 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 117 | 12 | 105 |
II ступень, средняя школа
Учебно-тематический план занятий третьего года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 6 | 2 | 4 |
2 | Различные упражнения на внимание, концентрацию, воображение, расслабление и т.д. | 15 | 1 | 14 |
3 | Танцевальная импровизация | 10 | 1 | 9 |
4 | Вальс. Элементы вальса | 15 | 2 | 13 |
5 | Разновидность вальсов | 8 | 3 | 5 |
6 | Танец на свободную тему | 10 | 1 | 9 |
7 | Вальс по квадрату, по кругу | 11 | 1 | 10 |
8 | Отработка плавности движений и художественной выразительности танца | 15 | 1 | 14 |
9 | Постановочная и репетиционная работа | 25 | 2 | 23 |
10 | Выступления, концерты | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 117 | 14 | 103 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Различные упражнения на внимание, концентрацию, воображение, расслабление и т.д. | 15 | 1 | 14 |
2 | Танец на свободную тему | 10 | 1 | 9 |
3 | Репетиции ранее изученных танцев | 15 | 1 | 14 |
4 | Отработка основных движений | 15 | 1 | 14 |
5 | Повторение элементов вальса | 10 | 1 | 9 |
6 | Сюжетный танец | 10 | 1 | 9 |
7 | Постановочная работа | 15 | 1 | 14 |
8 | Репетиционная работа | 20 | 1 | 19 |
9 | Выступления, концерты | 5 | 0 | 5 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 117 | 9 | 108 |
II ступень, средняя школа
Учебно-тематический план занятий четвёртого года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 6 | 2 | 4 |
2 | Различные упражнения на внимание и воображение | 15 | 1 | 14 |
3 | Украинский танец. | 10 | 2 | 8 |
4 | Позиции рук и ног в украинском танце | 15 | 2 | 13 |
5 | Основные движения украинского танца | 10 | 2 | 8 |
6 | Танец «Молдовеняска». Знакомство с танцем | 15 | 1 | 14 |
7 | Сюжетный танец | 4 | 1 | 3 |
8 | Танец «Полька». Знакомство с танцем | 15 | 2 | 13 |
9 | Постановочная и репетиционная работа | 25 | 2 | 23 |
10 | Выступления, концерты | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 117 | 15 | 102 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Репетиции ранее изученных танцев | 15 | 1 | 14 |
2 | Различные упражнения на внимание и воображение | 15 | 1 | 14 |
3 | Танец на свободную тему | 10 | 1 | 9 |
4 | Хороводы на Руси | 15 | 2 | 13 |
5 | «Закружилась русская кадриль» | 15 | 1 | 14 |
6 | Танцевальная импровизация | 6 | 1 | 5 |
7 | Отработка плавности и худ. выразительности танца | 8 | 1 | 7 |
8 | Постановочная, репетиционная работа | 25 | 2 | 23 |
9 | Выступления, концерты | 6 | 0 | 6 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 117 | 11 | 106 |
Содержание программы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца на занятиях используются:
▪ коллективные танцевальные игры («Я хочу с тобой танцевать» );
▪ массовые танцы («Танец утят»);
▪ ритмические упражнения;
▪ народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
▪ создание собственных танцевальных элементов.
Занятия по разучиванию танца развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
- ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;
- бег (легкий, стремительный, широкий);
- танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
- подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой;
Основные танцевальные движения.
В данном разделе объясняется правила исполнения отдельных движений.
- шаг на носках;
- приставной шаг;
- высокий бег;
- легкие подскоки;
- галоп вперед, «лошадками»;
- притопы;
- различные виды прыжков;
- «пружинка»;
- различные виды прыжков;
- элементы русской пляски;
- положения рук в русской пляске;
- основные пространственные построения и передвижения.
Репетиционно-постановочная работа
Ведётся объяснение постановочного материала танца.
Разучивается танцевальная композиция, построенная на изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец.
Выступления
Детям объясняется правила поведения на концертных выступления.
Участие в конкурсах и презентациях, праздников («День учителя», «8 марта», «9 мая», «День защиты детей» и другие), новогодних ёлках.
Методическое обеспечение.
Занятия хореографического коллектива должны проводиться в специально оборудованном, хорошо проветриваемом танцевальном классе. Музыкальное сопровождение занятия предполагает наличие аудио-и видеотехники, фотоаппарат, материалы для изготовления концертных костюмов, аудио- и видеокассеты.
Список литературы.
- Бекина С. И. «Музыка и движение» , М, «Просвещение» 1981
- Богданов А. Г. «Урок русского народного танца» , М, «Просвещение», 1995
- Зацепина К. «Народно- сценический танец», М, «Просвещение», 1976
- Закон РФ «Об образовании», Педагогический поиск, № 7-8
- Климов А., «основы русского народного танца» , М,«Просвещение», 1994
- Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М,«Просвещение», 2001
- Луговская А. «Ритмические упражнения , игры, пляски», М,«Просвещение», 1991
- Медведь Э. И. «Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования», М,«Просвещение», 2002
- Поляков С. А. «В поисках педагогической инновации» , М,«Просвещение», 1998
- Полятков С. С. «Основы современного танца», М,«Просвещение», 2005
- Богомолова Л. В. «Проблемы эстетического воспитания подростков», М,«Просвещение», 1994
- Беспятова Н. К. «Программа педагога дополнительного образования», М, «Айрисс-пресс», 2003
- Руднева С. В. «Ритмика. Музыкальное движение», М,«Просвещение», 1972
- Слуцкий В.И. «Элементарная педагогика или как управлять поведением человека», М,«Просвещение», 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 1-3 КЛАСС
В мое портфолио входит программы по обучению хореографии. Благодаря предметам: ритмика, классический танец, народно-сценический танец, подготовка концертных номеров, история хореографического искусств...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Программа учебного предмета «Современный танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе ...
Методическая разработка « Порядок отбора детей на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и о...
Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для учащихся начальных классов
Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся н...
Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для старших классов
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способносте...
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Мониторинг результатов освоенияобучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчес...