Дополнительная общеобразовательная программа в области исторических танцев для кадетских классов
рабочая программа
Историко-бытовые и бальные танцы играют немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического, этического и художественно – эстетического развития и образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
в области исторических танцев
для кадетских классов
кадетский класс
Пояснительная записка
к тематическому планированию
занятий студии «Созвездие – Исторический танец»
Направленность данной программы внеклассной деятельности – художественно-эстетическая. Она ориентирована на развитие культуры обучающихся, предусматривает возможность творческого самовыражения детей, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Такой вид искусства, как танец, является чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей.
Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся, а также их коллективизации и социализации.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, так как каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Представленная программа для кадетского класса является адаптированной и разработана для учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы в возрасте 12-15 лет с учетом их возрастных возможностей и способностей.
Данная программа актуальна в связи с тем, что модернизация российского образования предусматривает широкое распространение в общеобразовательной школе занятий по хореографии в форме дополнительного обучения. Бальные танцы обязательно входят в воспитательную программу для кадетских классов.
Историко-бытовые и бальные танцы играют немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического, этического и художественно – эстетического развития и образования.
Одной из задач программы является подготовка детей к «Кадетскому балу», где дети принимают активное участие и с большим воодушевлением пытаются передать красоту танца, его стиль и эпоху.
Педагогическая целесообразность
На занятиях по программе «Исторический танец» происходит массовое обучение основам бальной хореографии. Это, безусловно, поможет педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, например в подготовке школьных и внешкольных мероприятий. В то же время ученики, обучавшиеся бальному танцу, станут впоследствии носителями и пропагандистами отечественной и мировой бальной хореографии.
Освоение разновидностей танцев, предлагаемых программой, направлено на пробуждение у школьников интереса и уважения к национальной культуре и искусству других народов.
Программа составлена с учетом планирования воспитательной работы в кадетских классах, которая предусматривает еженедельные занятия хореографией.
Главная цель программы – это развитие творческого потенциала учащихся, расширение их кругозора через приобщение к хореографическому искусству.
Цель программы:
Способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков, художественно-эстетических способностей учащихся; воспитывать интерес к искусству танца; формировать представления о понятиях, общих и специальных, в области хореографии.
Задачи программы:
Образовательные:
- Изучение истории танцевальной культуры.
- Обучение основам бальной исторической хореографии.
- Знакомство с разными направлениями и стилями в хореографии.
- Получение знаний, умений и практических навыков исполнения концертных танцевальных номеров на выступлениях.
Воспитательные:
- Привить интерес к хореографическому искусству.
- Способствовать формированию правильной самооценки.
- Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности, осознанности собственного «Я» в коллективе путем приобщения к совместным формам занятий.
- Формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей.
Развивающие:
- Создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации личности к познанию творчества.
- Развитие в подрастающем поколении генетически заложенных способностей к мышечному движению.
- Способствовать развитию координации и пластики, гармоничному движению, моторикодвигательной и логической памяти.
- Развитие у детей музыкальных способностей – чувства ритма, музыкальной памяти и воображения.
- Развитие способностей учащихся к импровизации в танце.
- Научить свободно двигаться под музыку с различным ритмическим рисунком.
- Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребенка, укрепление мышечного корсета средствами бального танца, воспитать культуру движения.
Задачу формирования танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы.
Данная комплексность основывается на следующих принципах:
- принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к оценке своих действий и к соответствующему их анализу;
- принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений;
- принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному;
- принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий;
- принцип гуманности в воспитательной работе (безусловная вера в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения);
- принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
В программе выделены следующие направления:
- развитие физических способностей детей;
- приобретение танцевально-ритмических навыков;
- работа над танцевальным репертуаром;
- музыкально-теоретическая подготовка;
- теоретико-аналитическая работа;
- концертно-исполнительская деятельность.
Возраст детей участвующих в программе: от 12 до 15 лет (7-9 классы).
Сроки реализации образовательной программы – программа рассчитана на 3 года обучения в кадетском классе.
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так и индивидуальных занятий. Занятия проходят на базе школы. Количество занятий формируется из 117 часов, по 1,5 часа занятие, 2 раза в неделю. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Основная форма занятий – групповые музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ученика. Эта форма помогает создать наиболее благоприятные условия для повышения исполнительского мастерства и результативности, художественного уровня, творческой активности учащихся и их дальнейшего выхода на концертные площадки. Возможны также индивидуальные занятия для наиболее способных учащихся, или для отстающих. По возможности – посещение Кадетских балов. Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития учащихся. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Комплектование групп формируются по классам обучения. Целесообразно привлечение учащихся из других классов, особенно девушек, так как обычно в кадетском классе больше юношей.
В программе используются следующие формы занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- практическое занятие;
- игра, праздник, конкурс, фестиваль;
- репетиция;
- концерт, открытый урок.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
- музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
- танцы: парные, народно-тематические;
- игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
- хороводы;
- построения, перестроения;
- упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами и пр.;
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Общие ожидаемые результаты:
В результате реализации программы «Кадетский вальс» обучающиеся должны знать:
- специальную лексику;
- позиции классического танца;
- основные виды исторических бальных танцев;
- базовые фигуры некоторых бальных танцев.
Обучающиеся должны уметь:
- точно и выразительно исполнять основные движения бального танца;
- определять темп и ритм танцевальной музыки, ее характер;
- органично двигаться под музыку;
Формы подведения итогов реализации программы.
Включает в себя разнообразие способов и методик.
1. Педагогические наблюдения, использование методов специальной
диагностики умений и навыков.
2. Выполнение заданий «по словесному методу». Выявляет уровень
теоретических знаний учащихся.
3. Мини-конкурсы. Проводятся по мере освоения учащимися хотя бы
одного танца. Помогает проверить степень освоения материала на
начальном этапе.
4. Показ танцевальных номеров на различных концертных площадках,
участие в фестивалях творчества.
кадетский класс
Учебно-тематический план занятий первого года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 1,5 | 1,5 |
2 | Комплекс упражнений | 8 | 1 | 7 |
3 | Основы музыкальной грамотности | 4 | 4 | 0 |
4 | История танцевальной культуры | 2 | 2 | 0 |
5 | Общая танцевальная подготовка | 10 | 0 | 10 |
6 | Основы танца полонез | 15 | 2 | 13 |
7 | Ориентирование в пространстве | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Постановка танцевальной композиции | 10 | 2 | 8 |
9 | Этика взаимоотношений в бальном танце | 2 | 1 | 1 |
10 | Контрольное занятие | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 59 | 15 | 44 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Начальная диагностика | 3 | 1,5 | 1,5 |
2 | Основы музыкальной грамотности | 4 | 4 | 0 |
3 | Основы танца медленный вальс | 10 | 2 | 8 |
4 | Постановка танцевальной композиции | 5 | 0 | 5 |
5 | Ориентирование в пространстве | 2 | 0 | 2 |
6 | Общая танцевальная подготовка | 10 | 0 | 10 |
7 | Основы танца венский вальс | 10 | 2 | 8 |
8 | Комплекс упражнений | 8 | 1 | 7 |
9 | Этика взаимоотношений в бальном танце | 2 | 1 | 1 |
10 | Итоговая диагностика | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 58 | 12,5 | 45,5 |
кадетский класс
Учебно-тематический план занятий второго года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2 | Комплекс упражнений | 10 | 1 | 9 |
3 | История танцевальной культуры | 3 | 3 | 0 |
4 | Основы музыкальной грамотности | 2 | 2 | 0 |
5 | Общая танцевальная подготовка | 10 | 0 | 10 |
6 | Основы танца падеграс | 10 | 2 | 8 |
7 | Постановка танцевальной композиции | 10 | 0 | 10 |
8 | Ориентирование в пространстве | 4 | 0 | 4 |
9 | Этика взаимоотношений в бальном танце | 3 | 1 | 2 |
10 | Контрольное занятие | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 58 | 11 | 47 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Начальная диагностика | 3 | 1 | 2 |
2 | Комплекс упражнений | 8 | 0 | 8 |
3 | Основы танца фигурный вальс | 10 | 2 | 8 |
4 | Постановка танцевальной композиции | 7 | 0 | 7 |
5 | Ориентирование в пространстве | 3 | 0 | 3 |
6 | Общая танцевальная подготовка | 10 | 0 | 10 |
7 | Основы танца контрданс | 10 | 2 | 8 |
8 | История танцевальной культуры | 2 | 2 | 0 |
9 | Этика взаимоотношений в бальном танце | 2 | 1 | 1 |
10 | Итоговая диагностика | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 59 | 9 | 50 |
кадетский класс
Учебно-тематический план занятий третьего года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2 | Комплекс упражнений | 10 | 0 | 10 |
3 | История танцевальной культуры | 4 | 4 | 0 |
4 | Общая танцевальная подготовка | 12 | 0 | 12 |
5 | Основы танца менуэт | 10 | 2 | 8 |
6 | Постановка танцевальной композиции | 8 | 0 | 8 |
7 | Ориентирование в пространстве | 2 | 0 | 2 |
8 | Этика взаимоотношений в бальном танце | 2 | 1 | 1 |
9 | Повторение пройденного | 4 | 1 | 3 |
10 | Контрольное занятие | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 58 | 10 | 48 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Начальная диагностика | 3 | 1 | 2 |
2 | Комплекс упражнений | 8 | 0 | 8 |
3 | Основы танца галоп | 10 | 2 | 8 |
4 | Постановка танцевальной композиции | 8 | 0 | 8 |
5 | Ориентирование в пространстве | 2 | 0 | 2 |
6 | Общая танцевальная подготовка | 10 | 0 | 10 |
7 | Основы танца кадриль | 10 | 2 | 8 |
8 | Этика взаимоотношений в бальном танце | 2 | 1 | 1 |
9 | Повторение пройденного | 2 | 1 | 1 |
10 | Итоговая диагностика | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 59 | 8 | 51 |
Содержание программы:
1. Вводное занятие
История развития танцевального искусства. Роль и место танца в нашей повседневной жизни. Особенности бального танца. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика: выявление уровня, который имеют дети.
2. Комплекс общеразвивающих физических и специальных упражнений.
Комплекс общеразвивающих физических упражнений составляет разминку, с которой начинается каждое групповое занятие. Разминка предназначена для первоначального разогрева мышц, приведения их в тонус и последующего укрепления (сила, эластичность и пластика). Специальные упражнения предназначены для достижения конкретной цели данного занятия: упражнения на вращения и баланс.
3. Основы музыкальной грамоты.
Даются основные понятия музыки: характер музыкального произведения, темп, такт, затакт, фраза, ритм, определение сильной доли. Рассматриваются примеры танцевальной музыки с похлопыванием и притопыванием ритма.
4. История танцевальной культуры.
Танцы народов мира. Связь с историческим укладом жизни людей различных эпох. Особенности костюма. Различные виды хореографии, история их развития.
5. Общая танцевальная подготовка.
Общая танцевальная подготовка состоит из набора элементарных и наиболее характерных движений социально-бытовых танцев и служит для растанцовки обучающихся или подготовке к изучению нового материала на основе ранее освоенных движений. Также сюда относятся общие принципы построения и ориентации в хореографическом зале, на сцене, на танцевальном паркете, позиции рук и ног, танцевальные позиции в паре.
6. Историко-бытовые танцы, исполняемы на балах в наше время.
Падеграс.
Полонез. Простая композиция.
Фигурный вальс. Балансе в сторону, Балансе вперед и назад, до за до, правый поворот. Сочетание фигур.
Исторический танец (контрданс). «Королевская жига».
Медленный вальс. «Маленький квадрат», «Большой квадрат», различные сочетания перемен вперед и назад с правой и левой ноги. Простая композиция в паре.
Венский вальс.
Галоп и менуэт.
10. Этика взаимоотношений в Бальном танце.
Понятие «Пары в бальной хореографии». Навыки приглашения. Основные позиции в паре.
11. Итоговая диагностика.
Проверка теоретических и практических знаний учащихся. Тест. Контрольное занятие.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Методическое обеспечение.
Режим занятий: занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Формы занятий:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
- практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают основные элементы танцевальной композиции.
- занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
- выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Одним из ведущих приёмов обучения танцам детей является демонстрация педагогом манеры исполнения.
Условия реализации программы
Для занятий по программе необходим танцевальный зал. Который должен отвечать санитарно-техническим требованиям, обеспечиваться тепло- и электроснабжением в пределах общего режима здания, иметь паркетный пол, хорошо проветриваться, отвечать акустическим требованиям для работы с радиоаппаратурой.
Дополнительно для нормального функционирования коллектива необходимы помещения для раздевалок, а также комната отдыха педагогов местом для хранения радиоаппаратуры, фонограмм, документации, других предметов и средств обучения, необходимых в работе. Для проведения занятий необходимо:
• музыкальный центр;
• усилитель;
• колонки;
• микрофон;
• флеш-карты и СD-диски с танцевальной музыкой;
• гимнастические коврики;
• зеркала;
• станок,
В целях визуального контроля обучающихся, периодического разбора их технических ошибок, демонстрации лучших танцевальных коллективов, определяющих тенденции мирового развития хореографического искусства дополнительно в работе, могут использоваться:
• видеокамера;
• DVD-плеер или ноутбук;
• телевизор;
• DVD-диски;
• учебно-методические видеоматериалы.
Каждому воспитаннику предлагается приобрести для занятий:
• джазовки или мягкие балетные туфли
• форму танцевальную или спортивную
• гимнастический коврик
Список литературы.
- Альфонсо, П. К. Искусство танца фламенко/ П. К. Альфонсо. – М.: Искусство, 1984.
- Бальные танцы / ред. М. Жиламене. – Рига, 1954.
- Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К.Барышникова. – СПб., 1996.
- Бекина С. И. и др. «Музыка и движение», М., 2000 г.
- Боттомер У. «Учимся танцевать», «ЭКСМО-пресс», 2002 г.
- Боттомер, Б. «Уроки танца» / Б. Боттомер. – М.: Эксмо, 2003.
- Г. Говард «Техника Европейского бального танца», «Артис», М. 2003 г.
- Динниц Е. В. «Джазовые танцы», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
- Кауль Н. «Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы». Ростов -на- Дону, «Феникс», 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа по хореографии "Радуга танца" художественной направленности
Структура...
Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение спортивному бальному танцу»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности мировой та...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «БАСКЕТБОЛ: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»
Баскетбол - спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с се...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»
Одним из основных приоритетов государственной политики является идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении в...
Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для средних классов
Главная цель этой программы – развитие творческих способностей школьников посредством танцевального искусства....
Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для старших классов
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способносте...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...