Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение спортивному бальному танцу»
рабочая программа
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой - установка на развитие творческой индивидуальности воспитанника. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей и на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Обучение направлено на совершенствование спортивного мастерства. Оно предполагает участие танцоров в квалификационных конкурсах, рейтинговых турнирах, чемпионатах в Москве и других городах, участие в международных турнирах в России и за рубежом.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Уровень программы – углубленный.
Цель: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи:
- развитие общей культуры личности путём приобщения ребёнка к хореографии бального танца;
- развитие двигательных, координационных и музыкальных данных детей;
- развитие воображения через умение сформировать танец на основе танцевальных движений;
- формирование коммуникативной культуры через знание и умение взаимодействовать с партнёрами на танцевальной площадке;
- совершенствование психомоторных способностей детей;
- развитие творческих и созидательных способностей детей;
специальное обучение танцоров для участия в спортивных состязаниях, высокого уровня в стране и за рубежом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balnye_tantsy_uglublennyy_uroven_pedagog_maslov_a.a.docx | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
«Обучение спортивному бальному танцу»
Срок реализации программы – 2 года
Возраст детей 8-18 лет
Автор Маслов Александр Александрович
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой - установка на развитие творческой индивидуальности воспитанника. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей и на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Обучение направлено на совершенствование спортивного мастерства. Оно предполагает участие танцоров в квалификационных конкурсах, рейтинговых турнирах, чемпионатах в Москве и других городах, участие в международных турнирах в России и за рубежом.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Уровень программы – углубленный.
Цель: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи:
- развитие общей культуры личности путём приобщения ребёнка к хореографии бального танца;
- развитие двигательных, координационных и музыкальных данных детей;
- развитие воображения через умение сформировать танец на основе танцевальных движений;
- формирование коммуникативной культуры через знание и умение взаимодействовать с партнёрами на танцевальной площадке;
- совершенствование психомоторных способностей детей;
- развитие творческих и созидательных способностей детей;
- специальное обучение танцоров для участия в спортивных состязаниях, высокого уровня в стране и за рубежом
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеобразовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Формы организации образовательной деятельности и техническое обеспечение:
- групповые занятия,
- квалификационные турниры, соревнования.
Тема занятия | Форма | Техническое оснащение |
Основы музыкальных ритмов | Беседа | Магнитола, СD диски, усилитель, колонки, микрофон. |
Элементы классики | Учебно-практическое занятие: - основные теоретические сведения; - демонстрация; - выполнение практических упражнений. | Магнитола, СD диски, усилитель, колонки, микрофон. |
Европейская программа | Учебно-практическое занятие: - беседа по теории; - демонстрация; -выполнение практических упражнений, элементов, фигур, отдельных композиций. | Магнитола, СD диски, усилитель, колонки, микрофон |
Латиноамериканская программа | Учебно-практическое занятие: - беседа по теории; - демонстрация; -выполнение практических упражнений, элементов, фигур, отдельных композиций. | Магнитола, СD диски, усилитель, колонки, микрофон |
Общая и спортивная этика | Беседа, дискуссия. | |
Актерское мастерство | Беседа, этюды, практические задания, видеопросмотр, игровые элементы. | Магнитола, СD диски, телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты |
Тактика спортивного танцевания | Моделирование на площадке сложных ситуаций, возникающих на конкурсах, с единовременным заданием к их преодолению. Игровые элемнты. | Магнитола, СD диски, усилитель, колонки, микрофон |
Психологическая подготовка | Беседа, видеопросмотр, моделирование ситуаций, дискуссия. | Магнитола, СD диски, телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Пройдя все этапы образовательного процесса по данной программе, учащиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
Знать историю происхождения бальной хореографии;
Знать основную танцевальную терминологию, музыкально-ритмическую характеристику изученных танцев;
Уметь ориентироваться в пространстве, исполнять изученные танцевальные движения;
Навыки исполнения танцевальных композиций;
Овладеть манерой исполнения различных бальных танцев
Уметь безошибочно определять и различать танцы бальной программы;
Развить актерское мастерство;
Развить свои природные, танцевальные способности.
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Формы подведения итогов.
Образовательная программа реализуется в студии спортивного танца «Юнона», которая существует под эгидой Московской Федерации танцевального спорта (МФТС), является ее полноправным членом и в процессе подготовки исполнителей спортивного бального танца строит свою работу в соответствии с требованиями положений МФТС к своим членам.
Методика проверки:
• наблюдение на занятиях, соревнованиях, выездных мероприятиях;
• прием контрольных нормативов по танцевальным основам.
Для оценки уровня освоения учебного материала используются следующие показатели:
Низкий уровень – освоение учебного материала на понятийном уровне, для воспроизведения полученных знаний ученику требуется значительная помощь педагога.
Средний уровень – полное освоение материала. Ученику требуется незначительная помощь педагога.
Высокий уровень – полное освоение материала. Ученик в состоянии применять полученные знания на практике.
Творческий уровень - полное освоение материала. Учащийся готов к творческому выполнению задач сверх программы. Он активно принимает участие в различных мероприятиях и имеет определенные достижения (награды, дипломы и т.д.), помогает преподавателю в его работе.
Все результаты учеников сводятся в таблицы и диаграммы, а также фиксируются в классификационных книжках МФТС.
В процессе формирования исполнителя бального танца ему присваивается тот или иной класс в зависимости от результатов его выступлений в ряде различных турниров бального танца.
Требования к внешнему виду учащихся
Мальчики занимаются в брюках темного цвета, темных носках, летних или специальных спортивных туфлях чёрного цвета, белой рубашке и галстуке черного или темного цвета;
Девочки - в коротких юбках темного цвета, блузах белого цвета, светлых босоножках, белых носках. Волосы короткие или убранные в пучок.
- УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Комплекс обще развивающих физических и танцевальных упражнений | 6 | - | 6 |
3 | Основы музыкальных ритмов | 8 | 2 | 6 |
4 | Европейская программа | 90 | 10 | 80 |
5 | Латиноамериканская программа | 90 | 10 | 80 |
6 | Беседа об общей и спортивной этике | 2 | 2 | - |
7 | Беседы об актерском мастерстве | 2 | 2 | - |
8 | Тактика спортивного танцевания | 8 | 2 | 6 |
9 | Психологическая подготовка | 4 | 2 | 2 |
10 | Подведение итогов полугодия | 4 | - | 4 |
ИТОГО: 216 |
2 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||||||||
Всего | Теор. | Практ. | ||||||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | ||||||
2 | Комплекс обще развивающих физических и танцевальных упражнений | 6 | - | 6 | ||||||
3 | Основы музыкальных ритмов | 6 | 2 | 4 | ||||||
4 | Европейская программа | 90 | 10 | 80 | ||||||
5 | Латиноамериканская программа | 90 | 10 | 80 | ||||||
6 | Беседа об общей и спортивной этике | 2 | 2 | - | ||||||
7 | Беседы об актерском мастерстве | 2 | 2 | - | ||||||
8 | Тактика спортивного танцевания | 10 | 4 | 6 | ||||||
9 | Психологическая подготовка | 4 | 2 | 2 | ||||||
10 | Подведение итогов полугодия | 4 | - | 2 | - | |||||
ИТОГО: 216 | 6 | - | 6 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
1. Вводное занятие. Знакомство с Центром. Беседа о требованиях и порядке проведения занятий в ЦДиР, ТБ, перспективах развития.
2. Комплекс общеразвивающих физических и специальных упражнений. Дополнительные упражнения для развития пластики корпуса. Упражнения на растягивание. Упражнения на баланс и вращение. Специальные танцевальные упражнения для европейских и латиноамериканских танцев, упражнения для конкретного танца. Demi-plie, grand-plie, releve, battement tendus, battement tendus jeter, grand battement, grand battement jeter, battement relevelent, battement sur le cou-de-pied, battement developpes, passe, reverence, позиции ног, позиции рук, port de bras, упражнения на растягивание и выворотность.
3. Основы музыкальных ритмов. Медленный вальс - Счет 1,2,3. Счет 1, 2, и 3. Счет 1 и 2, 3. Танго - 1) Быстро, Быстро, Медленно. 2) Быстро, Быстро. 3) Медленно, Быстро, Быстро, Медленно. 4) Быстро, Быстро, Быстро, Быстро, Медленно. 5) Медленно, Быстро, Быстро, Медленно, Быстро, Быстро, Медленно. Венский вальс - Счет 1, 2, 3. Медленный фокстрот- 1) Медленно, Медленно. 2) Быстро, Быстро, Медленно. (Музыкальный размер 4/4). Квикстеп - 1) Медленно, Медленно. 2) Быстро, Быстро, Медленно. Самба -1) Медленно и Медленно. 2) Медленно и Медленно и Медленно и Медленно. 3) Медленно, Быстро, Быстро, Быстро, Быстро, Быстро, Быстро. 4)Медленно, Медленно, Быстро, Быстро, Медленно. 5)Медленно, Быстро, Быстро. 6) Быстро, Быстро, Медленно. 7) Медленно, Медленно. 8) Счет 1, 2, 3. Ча-ча-ча - Счет 1, 2, 3, 4и; счет 2 и 3 и 4 и 1. Румба - Счет 1,2,3, 4; счет 2 и 3 и 4 и 1 и. Пасодобль - Счет 1, 2; счет 1, 2, 3, 4; счет 1,2,3, 4, 5, 6, 7, 8 (Музыкальный размер 2/4). Джайв - 1) Быстро, Быстро, Быстро и Быстро. 2) Быстро, Быстро, Медленно, Быстро, Быстро, Медленно. 3) Медленно, Медленно, Быстро, Быстро, Быстро, Быстро.
5. Европейская программа. Программа МФТС по европейским танцам для танцоров класса С.
6. Латиноамериканская программа. Программа МФТС по латиноамериканским танцам для танцоров класса С
7. Беседа об общей и спортивной этике. В ходе проводимой беседы даются общие сведения о правилах бального этикета, взаимоотношениях танцоров в паре и на конкурсной площадке.
8. Подведение итогов полугодия, подготовка к спортивным летним сборам. На основании результатов выступлений спортсменов в течение танцевального сезона рассматривается вопрос о присвоении очередного спортивного класса или подтверждении имеющегося, даются индивидуальные задания на лето.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Беседа о требованиях и порядке проведения занятий в ЦДиР, ТБ, перспективах развития.
2. Комплекс общеразвивающих физических и специальных упражнений. Дополнительные упражнения для развития пластики корпуса. Упражнения на растягивание. Упражнения на баланс и вращение. Специальные танцевальные упражнения для европейских и латиноамериканских танцев, упражнения для конкретного танца.
3. Основы музыкальных ритмов. Медленный вальс - Счет 1, 2, 3. Счет 1, 2, и 3. Счет 1 и 2, 3. Танго - 1) Быстро, Быстро, Медленно. 2) Быстро, Быстро. 3) Медленно, Быстро, Быстро, Медленно. 4)Быстро, Быстро, Быстро, Быстро, Медленно. 5)Медленно, Быстро, Быстро, Медленно, Быстро, Быстро, Медленно. Венский вальс - Счет 1,2,3. Медленный фокстрот - 1) Медленно, Медленно. 2) Быстро, Быстро, Медленно. (Музыкальный размер 4/4). Квикстеп - 1) Медленно, Медленно. 2) Быстро, Быстро, Медленно. Самба -1) Медленно и Медленно. 2) Медленно и Медленно и Медленно и Медленно. 3) Медленно, Быстро, Быстро, Быстро, Быстро, Быстро, Быстро. 4)Медленно, Медленно, Быстро, Быстро, Медленно. 5)Медленно, Быстро, Быстро. 6) Быстро, Быстро, Медленно. 7) Медленно, Медленно. 8) Счет 1, 2, 3. Ча-ча-ча - Счет 1, 2, 3, 4и; Счет 2 и 3 и 4 и 1. Румба - Счет 1,2,3, 4; Счет 2 и 3 и 4 и 1 и. Пасодобль - Счет 1,2; Счет 1,2,3, 4; Счет 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (Музыкальный размер 2/4). Джайв - 1) Быстро, Быстро, Быстро и Быстро. 2)Быстро, Быстро, Медленно, Быстро, Быстро, Медленно. 3) Медленно, Медленно, Быстро, Быстро, Быстро, Быстро. Demi-plie, grand-plie, releve, battement tendus, battement tendus jeter, grand battement, grand battement jeter, battement relevelent, battement sur le cou-de-pied, battement developpes, passe, reverence, позиции ног, позиции рук, port de bras, упражнения на растягивание и выворотность.
4. Европейская программа: Программа МФТС по европейским танцам для танцоров класса В. Особенность конкурсного исполнения танцевальных композиций по этой программе.
5. Латиноамериканская программа Программа МФТС по латиноамериканским танцам для танцоров класса В. Особенность конкурсного исполнения танцевальных композиций по этой программе.
6. Беседа об общей и спортивной этике. Правила поведения в коллективе, взаимоотношения танцоров в паре и между соперниками. Поведение во время аттестаций и соревнований. Бальный этикет. Правила проведения соревнований МФТС. Правилах спортивного костюма для танцоров класса В. Выработка имиджа.
7. Беседы об актерском мастерстве. Развитие навыков общения со зрительным залом, ощущения смысла музыки и отображения ее.
8. Тактика спортивного танцевания. Фигуры возврата, угловые, быстрого ухода в европейских танцах. То же - в латино-американских.
9. Психологическая подготовка. Беседы об умении настраиваться на соревнование. Поведение на разминке. Диалоги с судейской бригадой.
10. Подведение итогов полугодия, подготовка к возможным летним оздоровительным спортивным сборам. На основании результатов выступлений спортсменов в течение танцевального сезона рассматривается вопрос о присвоении очередного спортивного класса или подтверждении имеющегося, даются индивидуальные задания на лето.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: для педагогов:
1. Учебники ведущих мировых специалистов по европейским танцам: - Imperial Society of Teachers of Dancing "The Ballroom Technique", England (Имперское общество учителей танцев, Англия «Техника европейских танцев»), - Imperial Society of Teachers of Dancing "The revised technique of Ballroom dancing", England (Имперское общество учителей танцев, Англия «Пересмотренная техника европейских танцев»), -Alex Moore , England "Ballroom dancing" (Алекс Мур, Англия «Европейские танцы»), - Guy Howard "Technique of Ballroom dancing", England - (Гай Говард «Техника европейских танцев», Англия).
2. Учебники ведущих мировых специалистов по латиноамериканским танцам:
- Imperial Society of Teachers of Dancing, England "The revised technique of Latin-American dancing" (Имперское общество учителей танцев, Англия «Пересмотренная техника латиноамериканских танцев»), -Walter Laird "Technique of Latin dancing", England (Уолтер Лэрд «Техника латиноамериканских танцев», Англия).
3. Регламентирующие документы Московской федерации танцевального спорта:
- Положение о присвоении класса спортсменам,
- Положение о рейтинговых конкурсах,
- Правила организации межклубных соревнований,
- Положение о проведении соревнований начинающих спортсменов, - Правила исполнения программы на конкурсах,
- Правила спортивного костюма,
- Правила костюма Международной федерации танцевального спорта. Данный список литературы (1 и 2) рекомендуется Президиумом Московской федерации танцевального спорта (МФТС) в качестве учебников для тренеров по спортивным бальным танцам и для танцоров-спортсменов (класса «В» и выше), желающих пройти аттестацию на присвоение квалификации тренера МФТС.
рекомендуемой обучающимся:
- Гай Говард. Техника европейских танцев. Москва, изд. «АРТИС», 2003.
- Гай Говард. Техника латиноамериканских танцев. Москва, изд. «АРТИС», 2003.
- Ладыгин Л., Школьников Л. Музыкальная хрестоматия современного бального танца.- М., Сов. композ., 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработа: Формы и методы контроля результативности освоения образовательной программы клуба спортивного бального танца
Данный материал предназначен для тренеров и руководителей клубов спортивного танца и позволяет оценить результативность освоения образовательной программы клуба....
Рабочая программа по спортивным бальным танцам
Рабочая программа по спортивным бальным танцам. Возраст обучающихся: 8-16 лет. Срок реализации-8 лет...
Программа по спортивным бальным танцам
Прогроамма по спортивным бальным танцам....
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Бальные танцы "Шанс".
Учебная программа студии бального танца "Шанс"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Обучение спортивному бальному танцу»
Цель программы: - создание условий для раскрытия индивидуальных способностей в бальной хореографии; приобщение к танцевальной культуре и достижение наивысшего уровня исполнительского масте...
Развитие творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования (на примере спортивных бальных танцев)
Спортивные бальные танцы – это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выразительного движения. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставк...