Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся в области музыкального искусства
рабочая программа

Герман Тимофеевич Ким

Программа представляет собой  систему по выявлению индивидуальных способностей, и  развитию  уникальных качеств и навыков  у обучающихся. 

Программа содержит мониторинги, опросники, тестовые задания и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx44.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Десногорская детская музыкальная школа имени М.И.Глинки»

Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

 

Программа по выявлению и развитию  способностей обучающихся в области музыкального искусства

 «Народные инструменты»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(Гитара)

Разработчик:

Преподаватель МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»

Ким Герман Тимофеевич

СОДЕРЖАНИЕ.

1.ПАСПОРТ    ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

1.1.Цели, задачи, принципы.

2.СТРУКТУРА  И    СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

2.1.Пан работы по выявлению и развитию способностей обучающихся.

2.2.Диагностика творческих способностей детей (мониторинги).

1.ПАСПОРТ    ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

В образовательной системе, преподавание классической гитары в настоящее время осуществляется в рамках  отделения народных инструментов всех уровней профессионального музыкального образования (начального, среднего, высшего). Данное положение не соответствует академической сущности классической гитары и требует принципиального изменения взгляда  на ее истинную природу, что предполагает модернизацию существующей образовательной системы. В настоящее время гитара получила огромную популярность во всем мире, в частности и в нашей стране. Чем же можно объяснить столь широкое распространение и популярность данного инструмента? Главным образом тем, что она обладает большим спектром возможностей. На ней можно играть сольно, как полифонию, так и просто мелодию подыгрывая другим инструментам, гитара прекрасно аккомпанирует голосу, скрипке, виолончели, флейте, её можно встретить как в оркестре, так и в ансамбле.

Обучающиеся в музыкальной школе имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и их проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Выявление и развитие способностей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления – это одно из важнейших аспектов деятельности музыкальной школы.  

Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного  процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.

Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.

Перед преподавателем - музыкантом стоит задача: индивидуальный подход, развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения обучающегося.

Эффективность данной программы способствует активному участию детей в концертах, конкурсах, и др. мероприятиях.

Целью программы является выявление, обучение, воспитание, развитие и поддержка обучающихся, повышение социального статуса творческой личности.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает  возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачами данной программы являются:

  • обеспечение условий всестороннего развития личности обучающегося на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, интеллектуальном предоставление возможности для продуктивной самореализации обучающихся через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
  • адаптация обучающихся к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
  •  формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность, стимулирование познавательного интереса;
  • учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
  • разработка системы диагностики одаренных детей.

Основными направлениями реализации программы являются:

  • создание благоприятных условий для работы с обучающимися;
  • внедрение передовых образовательных технологий;
  • укрепление материально-технической базы;
  • методическое обеспечение работы с обучающимися;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагога;
  • мероприятия по работе с одаренными детьми:
  • участие обучающихся в мероприятиях различного уровня -  муниципального,  регионального, всероссийского, международного (конкурсы, фестивали, концерты, выставки).

Реализация цели и задач программы основывается на принципах:

  • дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития обучающегося);
  • максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности обучающегося;
  • свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися;

Предлагаемые формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия, подготовка к фестивалям, конкурсам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • участие в мероприятиях;
  • психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, концерты;
  • использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

Реализация программы по выявлению и развитию  способностей обучающихся рассчитана на четыре года поэтапно:

1 этап - диагностико-организационный включает в себя:

  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  • изучение контингента учащихся класса с целью выявления типов обучающихся;
  • анализ информации об обучающихся и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы;
  • разработка программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

2 этап - организационно-практический, этап реализации – связан с непосредственной работой с обучающимися  на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  • отработка педагогических технологий для индивидуальной работы с обучающимися;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • психологическая, педагогическая и социальная поддержка.

3 этап - рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап. На этом этапе проводится контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов. Предполагается провести:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития обучающихся;
  • мониторинг личных достижений обучающихся;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Ожидаемые результаты программы:

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения об обучающихся с различными способностями.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития обучающихся.
  3. Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, другими учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  4. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания роста способностей.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Прогнозируемые результаты программы:

  1. Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях.
  2. Призовые места или дипломы в муниципальных, региональных, всероссийских фестивалях и конкурсах.
  3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
  4. Развитие творческого и логического мышления учащихся.

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого обучающегося.

То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для обучающегося, шансы вырасти в одаренного взрослого,  для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Способность к рефлексии.

5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

6. Уровень коммуникативной культуры.

  • Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.
  • Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся»
  • Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.
  • Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности,

самому себе и окружающим.

  • Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя», «Лесенка»
  • Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
  • Метод незаконченного предложения.
  • Тест «Исследование школьной мотивации»…

Удовлетворенность учащихся,

педагогов и родителей жизнедеяельностью одаренных детей в школе

1.Удовлетворенность педагога содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы.

2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

  • Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
  • Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.
  • Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность

одаренных  учащихся

1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

2. Участие обучающихся в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

  • Методики статистического анализа

данных, их динамика.

  • Методика «Карта одарённости»

2.СТРУКТУРА  И    СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

2.1.Примерный план работы по выявлению и развитию  способностей обучающихся

Мероприятия

  1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.
  1. Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.
  1. Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей.
  1. Создание банка данных по одарённым детям.
  1. Проведение работы с родителями одарённых детей.
  1. Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.
  1. Подготовка и проведение технических зачетов, академических концертов.
  1. Анализ критических замечаний и предложений по результатам аттестации обучающегося с выработкой рекомендаций.
  1. Подготовка учащихся к городским  конкурсам.
  1. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.
  1. Анализ критических замечаний и предложений по результатам конкурсов.
  1. Контроль и организация сети занятий по интересам.
  1. Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.
  1. Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы.
  1. Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам.

2.2.Диагностика творческих способностей детей

Выявление и развитие творческих способностей обучающихся, поддержка одаренных – одно из главных направлений в деятельности педагога. Обучающиеся в процессе освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы, концертной деятельности, участия в творческих конкурсах и фестивалях демонстрируют свои творческие способности, проявляют одаренность в той или иной области искусства. По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.

А как выявить талант на более ранних этапах, как увидеть творческий потенциал ребенка, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:

1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность.

Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

- предпочитаемые виды занятий, игр;

- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулли, Р. Хартман).

▪ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

▪ Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

▪ Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его;

▪ Склонен к рискованным действиям;

▪ Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

▪ Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

▪ Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

▪ Не боится отличаться от других;

▪ Не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка.

3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:

- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;

- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;

- оценивать не столько результат, сколько процесс;

- педагог может быть участником игрового процесса;

- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период;

- стараться не ограничивать ребенка во времени.

4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.

6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:

Методика Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся)

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития ОПРОСНИК Г. ДЭВИСА

Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет.

Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».

1. Я думаю, что я аккуратен (тна).

2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.

5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.

6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.

9. Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.

13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.

19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ

Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

+

-

2 — беспокойство о других

4 — желание выделиться

6 — недовольство собой

7 — полный любопытства

8 — не популярен

9 — регресс на детство

10 — отбрасывание давления

12 — самодостаточность

16 — чувство предназначенности

17 — чувство красоты

19 — спекулятивность

1 — принятие беспорядка

3 — рискованность

5 — альтруизм

11 — любовь к одиночной работе

13 — независимость

14 — деловые ошибки

15 — никогда не скучает

18 — активность

20 — стремление к риску

21 — потребность в активности

 

 Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.

▪ Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основные показатели креативности:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит». 

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например, изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.

При оценке данного задания используется трёхбалльная система:

высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный;

 средний уровень – переданы только некоторые элементы образа;

показ достаточно выразительный;

низкий уровень – образ не воспринят;

выразительность отсутствует.

▪ Творческое задание «Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и подростков.

Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

 ▪ Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

 ▪ Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.

В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Программа по выявлению и развитию  способностей обучающихся в области музыкального искусства «Народные инструменты»...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...