Методическая разработка конкурсного занятия по шахматам
план-конспект
Тактические приёмы. Позиции. Комбинации. Презентация-7 партия Чемпионат мира 1966.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_konkursnogo_uroka-titov_as.docx | 32.97 КБ |
prezentatsiya-7_partiya_chempionat_mira_1966.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 387 имени Н.В Белоусова
Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка конкурсного занятия по шахматам
Тема: «Тактические приёмы. Позиции. Комбинации»
Возраст учащихся: 9-15 лет
Образовательная программа:
«ШКОЛЬНЫЕ ШАХМАТЫ»
2-ой год обучения
Педагог дополнительного образования
Титов Андрей Степанович
Санкт-Петербург
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект.
- Технологическая карта занятия.
- Ход проведения занятия (описание).
- Методическое и техническое оснащение занятия.
- Литература.
- Приложение.
1. Технологическая карта занятия.
Тема: «Тактические приёмы. Позиции. Комбинации»
Дата 09.11.2018
Цель занятия:
Научить основным тактическим приёмам шахматной игры.
Задачи занятия:
Обучающие: Дать навык самостоятельной работы с материалами обучения.
Развивающие: Развить творческую активность и любознательность в области шахмат. Воспитывающие: Побудить стремление к успеху через труд.
Планируемый результат: Учащиеся познакомятся с основными тактическими приёмами, усовершенствуют способности принимать решения в постоянно меняющейся игровой ситуации.
Этап занятия | Хронометраж времени | Содержание занятия Деятельность педагога. | Содержание занятия Деятельность учащихся. | |
I | Организационный. | 15.05 5 м. | Приветствую учащихся. Напоминаю основные правила поведения на шахматном уроке. Задаю вопросы. Слушаю ответы. Быстро оцениваю. Рассказываю различные примеры из жизни и сюжеты из художественных фильмов в сокращённой форме. | Отвечают на приветствие, слушают правила поведения и выборочно отвечают на вопросы. |
II | Основной. | 15.10 30 м. | Рассказываю несколько научных цитат. Объясняю кратко, почему шахматы – это война и жизнь человека. Представляю презентацию на тему: «7-я партия на чемпионате мира в 1966 году». Даю комментарии по каждому слайду. Показываю различные варианты развития на доске, наблюдаю за учениками (расстановкой фигур на доске, ходами). Объясняю смысл различных ходов, позиций, комбинаций. Рассказываю различные примеры из жизни и сюжеты из художественных фильмов в сокращённой форме. Выборочно задаю вопросы аудитории. Быстро оцениваю. | Слушают и записывают (при наличии тетради). Выборочно делают дополнения, приводят примеры. Быстро отвечают на вопросы. Расставляют фигуры на доске, делают ходы. Оценивают разные ситуации. |
III | Заключительный. Рефлексия. | 15.40 10 м. 15.50 | Подвожу итоги. Выборочно делаю опрос аудитории. Слушаю быстрые ответы. Слушаю выборочные вопросы детей и быстро отвечаю. Слежу за временем. Прощаюсь со всеми. Заканчиваю занятие. | Слушают. Быстро отвечают на вопросы, а также быстро задают их. Прощаются с педагогом. |
2. Ход занятия.
I. Организационный
Педагог
Здравствуйте Мои Дорогие Любители Шахмат. Сегодня я вновь приглашаю Вас в удивительный мир шахматной игры. Напоминаю Вам основные правила поведения на шахматном уроке. Первые и самые главные – Дисциплина (Выполнение всех требований педагога). Техника безопасности. Тишина. Дети! А у меня вопрос: Какие, по Вашему мнению, качества развивают шахматы? Пример правильных ответов – терпение, трудолюбие, сосредоточенность. Следующий вопрос: Какие художественные фильмы или мультфильмы вы смотрели, где есть сюжет, посвящённый шахматам. Мои примеры: «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Весёлое сновидение».
Дети
Выборочно отвечают на вопрос. 2-3 быстрых ответа, на каждый не более 20 секунд.
Педагог
Вы должны перед каждым занятием знать для себя чёткую цель, а в конце занятия у Вас должен быть результат.
II. Основной
Педагог
Дорогие ребята! Вы не должны забывать, что шахматы, прежде всего, игра военная. Поэтому отношение такое же, как к войне. Не важно, какие у вас взгляды на жизнь, миролюбивые или конфликтные. Такие же примеры можно привести для любых видов единоборств. Цитата знаменитого военного мыслителя - Карла фон Клаузевица: «Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно». Точно также и научиться играть в шахматы довольно легко и быстро, а вот чтобы действительно хорошо играть, нужно потратить не один десяток лет, а возможно и всю свою жизнь. Шахматы – это игра, которая больше всех других напоминает человеческую жизнь. Мы начнём с Вами изучение самых сложных вещей и посмотрим шахматную партию на чемпионате мира. Вы спросите. Почему? А потому что, только так можно понять, насколько это популярная и сложная игра, и какие великие и творческие люди Чемпионы Мира по Шахматам! Пример цитаты из фильма про бильярд «Классик». В главной роли Алексей Гуськов. «Когда играет Классик – есть на что посмотреть, даже если ничего в бильярде не смыслишь». С большим удовольствием представляю Вам удивительную, красивую и замечательную шахматную партию. Итак, Друзья! Мы переносимся с Вами в далёкий 1966 год. Город Москва. Чемпионат мира. 7-я партия между двумя игроками. Действующий чемпион мира: Тигран Вартанович Петросян (играет чёрными фигурами) и претендент: Борис Васильевич Спасский (играет белыми фигурами).
Слайд № 1. Соперники разыграли дебют ферзевой пешки (Атака Торре).
Слайд № 2. Пока что, всё это дебютная теория.
Слайд № 3. Произошёл размен коней на пункте Е5
Слайд № 4. Дорогие ребята здесь мы сделаем остановку и подробно рассмотрим ситуацию. 1-я ошибка белых (по мнению экспертов!): слон встал на поле F4. Чёрный король ещё не рокировался! Если рокировка – короткая, то плохо для чёрных, пешка Е5-сила! Если рокировка – длинная, то плохо для белых, пешка Е5 – слабость! Какие выводы Вы сделали из данной ситуации?
Слайд № 5. Чёрные намекают на атаку против белого слона и штурм королевского фланга белых. А чёрный король готовит рокировку в длинную сторону.
Слайд № 6. Белые предлагают жертву пешки. Чёрные атакуют белого слона. (Хороший пример из бокса – мастер подставляет лицо новичку, но не мастеру).
Слайд № 7. Размен пешек и ослабление королевского фланга белых. Длинная рокировка чёрных. Позиция белых – плохая! Чёрные продолжают атаку на королевском фланге.
Слайд № 8. 2-я и ещё более серьёзная ошибка белых – пешка А4 без размена на С5! Мощный ответ чёрных С4.
Слайд № 9. Внимание ребята! Здесь мы снова остановимся и подробно посмотрим на ситуацию и попробуйте сделать также на своих досках. А6 – очень сильный ход белых! Пожалуй, самый главный и решающий в партии. Какие выводы Вы сделали после того, как увидели ошибку белых?
Слайд № 10. Чёрные применяют план сдваивания ладей – батарея по вертикали. Белые пытаются вскрыть линию на ферзевом фланге, а чёрные ходом В5 запирают фланг. Всё! Король чёрных в полной безопасности! Вся игра переходит на линию G. Пример из фильма «Старик Хоттабыч». Ворота соперника стали недоступны. Кратко рассказываю сюжет из фильма.
Слайд № 11. Чёрные жертвуют ладью за коня. Пешки Н и G стали опасными. Очень часто Петросян применял этот приём – фишку «Жертва качества».
Слайд № 12. Внимание ребята! Здесь мы снова остановимся и подробно посмотрим на ситуацию, и попробуйте сделать также на своих досках. Размен слонов у белых и чёрных. Белая ладья прицелилась на пешку G4. Мощный (зубодробительный) удар – ответ чёрных Е5. 3-я ошибка белых, пожалуй, самая серьёзная и главная за всю партию! Какие последствия принесла недальновидная игра белых?
Слайд № 13. Белая ладья отступает. Чёрная пешка на F5. Посмотрите! Масса чёрных пешек устремилась вперёд, сметая всё на своём пути. Позиция белых рассыпается.
Слайд № 14. Белый ферзь пытается затормозить пешки чёрных. Чёрный конь просит уйти ферзя.
Слайд № 15. Короткая стычка. Ферзя белых постоянно атакуют. G3 пешка – гвоздь в лагере белых! Простая идея. Провести пешку Н3 и чёрные ладья и ферзь ворвутся в лагерь белых.
Слайд № 16. Чёрные продолжают атаку на белого короля! Размен пешек. Силы белых защитников тают на глазах, а чёрные угрожают ворваться со страшной силой, с матом!
Слайд № 17. Размен слонов. Белый король пытается убежать, но поздно!
Слайд № 18. Чёрные предлагают жертву - коня G4. Белые принимают её.
Слайд № 19. Чем ближе чёрные пешки к белому королю. Тем ему хуже. Простая идея мат ладьёй на горизонтали 8. Посмотрите! У белых – лишняя ладья! Но 3 пешки – сильнее 2-ух ладей! Они пользы и работы сделали больше, создали угрозы и защитили своего короля.
Слайд № 20. Внимание! Вы хотите узнать, как закончилась эта партия? Давайте вместе посмотрим разные варианты окончания. Жертва белой ладьи не помогла. Поэтому белые сдались! Дальше мат неизбежен! Чёрные ферзь и ладья белого короля уничтожат! Это не уровень чемпионской партии – игра на добивание! Ура чёрным пешкам! А белые ладьи ничего за игру не сделали. Были манекенами! Поэтому Друзья! Старайтесь открывать линии, чтобы Ваши ладьи работали!
Вот так Тигран Вартанович Петросян одолел своего соперника Бориса Спасского и защитил свой титул Чемпиона Мира!
Слайд № 21. Обратите внимание на этот слайд! Здесь есть важное правило.
Слайд № 22. Очень печальный и трагический момент для белых ладей.
Слайд № 23. Гимн короля чёрным пешкам!
Слайд № 24. Перед Вами 9-й чемпион мира….
Слайд № 25. Перед Вами 10-й чемпион мира….
III. Заключительный. Рефлексия
Педагог
Дорогие Друзья! Вопрос! Всем понравилась чемпионская партия? Наблюдаю общую реакцию в аудитории. Пауза!
Дети
Выборочно отвечают на вопрос. 3 быстрых ответа, на каждый не более 20 секунд.
Педагог
Дорогие Ребята! Есть ко мне вопросы?
Дети
Выборочно задают вопрос. 2 быстрых вопроса, на каждый не более 20 секунд.
Педагог
Мы с вами, конечно, смотрим кино и играем в компьютерные игры. Очень известный фильм: «Д’Артаньян и три мушкетёра» (СССР, в главной роли Михаил Боярский). Коротко расскажу Вам встречу Кардинала Ришелье и Д’Артаньяна….
А теперь разрешите Вас поблагодарить за участие в сегодняшнем уроке. Играйте в шахматы много, с удовольствием и смыслом. Помните! Не важно, какая у Вас профессия. Шахматы всегда помогут Вам в жизни! До Новых встреч Друзья!
3.Методическое и техническое оснащение занятия
Оборудование:
-Мультимедийный компьютер с подключением к интернету – 1 комплект;
- Видеопроектор, интерактивная доска (экран) и звуковые колонки – 1 комплект;
-Актовый зал с местами для преподавателя, Жюри, учеников и приглашённых гостей;
- Стол и кресло для учителя – 1 набор;
4.Список литературы.
Литература для преподавателей:
Авербах, Бейлин, Путешествие в Шахматное королевство, 1972.
Литература, рекомендуемая детям:
Сухин И., Шахматы-второй год, или играем и выигрываем, 2002.
5.Приложение
Презентация-7-я партия Чемпионат мира 1966
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
4.Кbd2 Сe7 5.e3 Кbd7 6.С d 3 c 5
7. c 3 b 6 8. O - O С b 7 9.К e 5 К: e 5
10. de К d 7 11.С f 4 Ф c 7
12.К f 3 h 6
13. b 4 g 5
14.С g 3 h 5 15. h 4 gh 16.С f 4 O - O - O
17. a 4 c 4
18.С e 2 a 6
19.Кр h 1 Л dg 8 20.Л g 1 Л g 4 21.Ф d 2 Л hg 8 22. a 5 b 5
23.Л ad 1 С f 8 24.К h 2 К: e 5 25.К: g 4 hg
26. e 4 С d 6 27.Ф e 3 К d 7 28.С: d 6 Ф: d 6 29.Л d 4 e 5
30.Л d 2 f 5
31. ed f 4 32.Ф e 4 К f 6
33.Ф f 5+ Кр b 8 34. f 3 С c 8 35.Ф b 1 g 3
36.Л e 1 h 3 37.С f 1 Л h 8 38. gh С: h 3
39.Кр g 1 С: f 1 40.Кр: f 1 e 4
41.Фd1 Кg4
42.fg f3
43.Лg2 fg+, 0:1
ИТОГИ ПАРТИИ: Чёрные ладьи нашли свою игру на вертикали « G »
Самые « слабые» и «жалкие» фигуры -белые ладьи.
Самые сильные и полезные фигуры-Чёрные пешки! УРА!
Кандидат философских наук. Четырёхкратный чемпион СССР (1959, 1961, 1969, 1975). Трёхкратный чемпион Москвы (1951, 1956, 1968 ). Шахматный теоретик и журналист, редактор ежемесячника « Шахматная Москва » (1963—1966), основатель и главный редактор еженедельника «64» (1968—1977). Девятикратный победитель шахматных Олимпиад в составе команды СССР. За своё искусство защиты был прозван «Железным Тиграном». Десять раз подряд играл в претендентских соревнованиях (в том числе как действующий чемпион мира). Некоторые источники называют его самым труднопобедимым игроком в истории шахмат. Тигран Вартанович Петросян 9-й чемпион мира по шахматам с 1963 по 1969 Дата рождения 17 июня 1929 года Место рождения Тифлис Дата смерти 13 августа 1984 года (55 лет) Место смерти Москва Звание Международный гроссмейстер 1952 Заслуженный мастер спорта СССР 1960
Борис Васильевич Спасский 10-й чемпион мира по шахматам с 1969 по 1972 Дата рождения 30 января 1937 года Место рождения Ленинград Звание Международный гроссмейстер 1955 Международный мастер 1952 Заслуженный мастер спорта СССР 1965 В 1972 году он проиграл матч Роберту Фишеру. В 1976 году гроссмейстер эмигрировал во Францию, в 2012 году вернулся в Россию. Он продолжал выступать на высшем уровне до конца 1980-х годов. Сейчас Борис Спасский — старейший среди ныне живущих чемпионов мира по шахматам. На первых порах Спасского отличал атакующий комбинационный стиль игры. Со временем он усовершенствовал дебютный репертуар, позиционное мастерство и эндшпильную технику и в период расцвета был универсальным игроком, исключительно сильным во всех компонентах игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»
Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...
Методическая разработка конкурсной программы "Весёлое путешествие в страну Знаний"
Данная методическая разработка подходит для проведения развлекательных мероприятий во время школьных каникул. Позволяет в игровой форме активизировать познавательный интерес к различным областям позна...
Методическая разработка конкурсного урока. Тема:Грибы. 7кл.
Представляю методическую разработку урока по теме: Грибы. 7кл. УМК Сонина Н.А. Данная разработка принимала участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства по применению ЭОР в образо...
Методическая разработка конкурсного урока: "Многообразие рыб" 7 класс.
Представляю разработку урока "Многообразие рыб". Урок разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Учитель года 2012".Урок сопровождается интерактивной мультимедийной презентацией, с исполь...
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....
Методическая разработка внеурочного занятия по шахматам.
Шахматы. Начальные Шаги.Открытый урок....
Методическая разработка мероприятия "День детских шахмат"
Цель: Формировать интерес к игре в шахматыЗадачи: способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, культуре общения[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22595865","attri...