Методическая разработка конкурсного урока: "Многообразие рыб" 7 класс.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Представляю разработку урока "Многообразие рыб". Урок разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Учитель года 2012".
Урок сопровождается интерактивной мультимедийной презентацией, с использованием триггеров, видеороликов, flash-роликов и
модуля ФЦИОР. На данном сайте разработка представлена только в формате docx., полностью скачать разработку можно
с хостинга Яндекс народ вот по этой ссылке:http://narod.ru/disk/59729553001.6f3df6d1e84c75aed...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_ryby._7kl._2012g..docx | 579.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока, проводимого в рамках муниципального конкурса «Учитель года 2012». Алексеевский муниципальный район, Волгоградской области.
МБОУ Ларинская СОШ.
Пономарёв Андрей Михайлович, учитель биологии.
Тема урока: "Систематика и многообразие надкласса Рыбы".
7-й класс.
По учебнику: Захарова В. Б, Сонина Н. И, Захаровой Е. Т.. Биология. Многообразие живых организмов.
Цель урока:
обучающий аспект:
- выявить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы;
- установить и уметь объяснять взаимосвязь строения со средой обитания;
- формировать умения работать с учебным пособием, печатным материалом (извлекать нужную информацию, систематизировать и структурировать её, пользоваться текстом, рисунками для выполнения самостоятельной работы и работы в малых группах);
- освоить способ систематизации признаков на примере надкласса рыб;
развивающий аспект:
- развивать речь (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологических терминов темы «Систематика и многообразие надкласса Рыбы»);
- развивать мышление: умение сравнивать (внешнее и внутреннее строение разных подклассов Костных и Хрящевых рыб), устанавливать взаимосвязи (связь строения с образом жизни и средой обитания), выделять главное (из перечня признаков выделить главные, существенные), делать выводы, систематизировать и структурировать результаты;
- развивать умение управлять своими действиями (планировать учебные действия, контролировать свои действия, распределять рабочее время);
воспитывающий аспект:
- воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
- воспитывать дисциплинированность (при прослушивании отчетов о проделанной работе учащихся), аккуратность (при проведении самостоятельного оформления результатов).
Формирование компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оснащённость урока: компьютеры, ноутбуки, нетбуки, интерактивноя доска, мультмедийный проектор, дидактический материал, интерактивнвная презентация выполненная в программе Power Point, с гиперссылками на видео и Flash ролики и с применением триггеров.(NEW)
Этапы урока:
- подготовка к активной познавательной деятельности;
- актуализации опорных знаний;
- усвоения новых знаний и способов действий;
- первичная проверка понимания;
- итог на рефлексивной основе.
Граница знания – незнания:
Учащиеся знают и умеют | Учащиеся не знают |
Основные принципы классификации на ТИП ХОРДОВЫЕ – ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ – НАДКЛАСС РЫБ | Способ самостоятельного выделения признаков сходства и различия основных систематических групп НАДКЛАССА РЫБ |
Единица содержания: способ систематизации признаков надкласса рыб.
Ход урока.
Эпиграф к уроку: «Без труда не вынешь рыбку из пруда».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Этап подготовки к активной познавательной деятельности. (до 5 мин) | |||||
Цели: обеспечить мотивацию к принятию цели учебно-познавательной деятельности. Постановка задач урока и их актуализация. Обучающий аспект: осуществить детскую рефлексию понимания и владения опорными знаниями для освоения материала урока; развивающий аспект: развивать умения анализировать, объяснять; | |||||
Формы работы: фронтальная. | |||||
Методы работы: репродуктивные, продуктивные. | |||||
Перед учащимися ставятся вопросы, подводящие их к осознанию необходимости коснуться вопросов о систематике рыб. Исходя из темы урока, какие задачи ставим? (Добиваюсь постановки задач учащимися.) 1. Выявить основные характерные признаки систематических групп рыб. 2. Познакомиться с многообразием представителей классов рыб. 3. Раскрыть роль рыб в природе и жизни человека. Подвести учащихся к целеполаганию урока: способы систематизации и структурирования материала. Фиксация темы на доске.(слайд№1) | 1.В ходе фронтальной беседы восстанавливаются знания признаков типа хордовые. 2.Отвечают на вопрос: «Зачем нам нужно систематизировать материал?» 3.Ответ учащихся должен привести к формулировке целей данного урока. | ||||
Этап актуализации опорных знаний. (10 мин) | |||||
Цель: проверка знаний полученных ранее. | |||||
Форма работы: индивидуальная. | |||||
Методы работы: продуктивные. | |||||
Перед учащимися ставится задание: пройти компьютерное тестирование в программе Тестер 2.0 по теме: «Рыбы». Во время тестирования, проверяю домашнее задание по дидактическим карточкам: «Внутреннее строение рыбы». | 1. Учащиеся проходят игровой компьютерный тест «Рыбы» с альтернативным выбором ответа, состоящий из 15 вопросов. Норма оценивания: 61% - «3»; 85% - «4»; 91% - «5». | ||||
Этап усвоения новых знаний (10-15 мин) | |||||
Цели: преодолеть границу знание-незнание, ответить на вопрос ЕЦ. О: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний о характерных и общих признаках классов Рыб и подкласса Костные рыбы; Р: обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологической терминологии, развивать умение сравнивать, проводить аналогии, анализировать, делать выводы; В: воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность при выполнении работы в малых группах и при представлении материала у доски. | |||||
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная. | |||||
Методы работы: продуктивные, частично-поисковые. | |||||
1.Организация деятельности по достижению первой цели урока.(просмотр Flash-ролика слайда№2) Учащиеся получают задания для поиска информации по материалу учебника и раздаточному материалу: задание группе №1 - Хрящевые рыбы задание группе №2 – Костно -хрящевые и Двоякодышащие. задание группе №3 – Лучеперые (Костистые) и Кистеперые рыбы. (Приложение 1 и 2) | 1.Просматривают Flash-ролик. 2. Выполнение работы в парах - 7минут. | ||||
2. При ответе ОБЯЗАТЕЛЬНО выделить явные признаки отличия систематических групп рыб: По ходу выступлений демонстрируются кадры презентации. Фиксация особенностей на доске. задание группе №1 - Хрящевые рыбы | 2. Выбирают выступающего у доски для представления материала (по 3 минуты). А) выделяют особенности чешуи Б) жаберные щели (нет жаберных крышек) В) отсутствие плавательного пузыря. | ||||
задание группе №2 - Костно-хрящевые и Двоякодышащие. | А) вдоль тела 5 рядов костных пластинок и мелкие пластиночки Б) широкий неравно-лопастной плавник В) рострум | ||||
задание группе №3 – Лучеперые (Костистые) и Кистеперые. | А) Костный скелет Б) тело покрыто мелкой костной чешуей В) Костные жаберные крышки | ||||
Кистеперые рыбы | А) жаберные крышки Б) самая малочисленная группа | ||||
Двоякодышащие. | А) плавники похожи на лопасти Б) тело покрыто массивной чешуей | ||||
Этап первичной проверки понимания (5 мин) | |||||
Цели: О: работать с пониманием полученных теоретических знаний, установить правильность, осознанность усвоения знаний о способе систематизации; Р: усложнение словарного запаса, умение проводить аналогии, установить правильность усвоения нового материала; выявить пробелы, неверные представления, их корректировка. | |||||
Формы работы: индивидуальная, фронтальная. | |||||
Методы работы: продуктивный. | |||||
1. Что новое вы сегодня делали? Чему научились на уроке? Проверяю, как усвоили. 2. Выполнение интерактивных заданий (с функцией Drag and Drop). Предложенных представителей рыб расположить согласно систематическим особенностям. 4. Реализовали мы поставленную задачу? 5. Оцените работу на уроке по рефлексивным карточкам. 6. Работа с дневниками. 7. Домашнее задание: | 1.Отвечают, возвращаясь к цели урока. Провели классификацию Систематизировать 2. Учащиеся не выступавшие у доски, проходят интерактивные тесты по систематике рыб. 3. Выполняют задание Отвечают на вопрос. 5. Самооценка работы на уроке. 6. Выставление оценок в дневник. 7. Записывают дом. задание с доски. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»
Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...
Методическая разработка конкурсной программы "Весёлое путешествие в страну Знаний"
Данная методическая разработка подходит для проведения развлекательных мероприятий во время школьных каникул. Позволяет в игровой форме активизировать познавательный интерес к различным областям позна...
Методическая разработка конкурсного урока. Тема:Грибы. 7кл.
Представляю методическую разработку урока по теме: Грибы. 7кл. УМК Сонина Н.А. Данная разработка принимала участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства по применению ЭОР в образо...
Методическая разработка конкурсной программы "Вместе с бабушкой моей"
Методическая разработка конкурсной программы "Вместе с бабушкой моей", проводится на кануне праздника 8 марта (можно и в другое время). В ней учавствуют бабушка и её вну...
Методическая разработка «Конкурсно-познавательная программа «Берегись автомобиля»
Конкурсно-познавательная программа "берегись автомобиля" проводится с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучащихся...
Методическая разработка конкурсно-игровой программы "Ловцы жемчуга"
Знакомство с праздником « Всемирным днем рыболовства»....