Упражнения для работы с куклой.
консультация
Упражнения для рук, упражнения с куклой, упражнения на ширме в театре кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел первый.
Гимнастика рук.
Это набор упражнений, которые тренируют мышцы рук. Если в определенных структурах нервной системы не выработаны связи, организующие определенный способ действий, то руки не способны полноценно работать над образными упражнениями.
Эти упражнения вырабатывают подвижность пальцев, запястья, локтевого сустава, плечевого пояса.
Тренировка проводится для обеих рук. Причем особое внимание уделяется не основной руке (правой), а вспомогательной. В работе с куклами задействованы обе руки в равной мере. Упражнения выполняются одно за другим, под музыку, со сменой ритма движения.
Педагог показывает ребятам движение, отслеживая правильность его выполнения детьми. Позже эти упражнения могут выполняться как иллюстрации к рассказу педагога или ученика (по желанию). Такой прием снимает напряжение, будит фантазию, поднимает заинтересованность, создает непринужденную атмосферу.
В занятия надо включить обязательно упражнения на координацию движения тела. Они устраняют однообразность нагрузки на верхнюю часть тела, дают ребятам возможность подвигаться.
Примерные упражнения на координацию:
1. Движение рук в разных рисунках.
2. Шаги с одновременным движением рук.
3. Шаги по кругу с переменой движения по сигналу.
4. Шаги, движение рук, счет.
Все упражнения даются от простых к более сложным и используются на всех годах обучения, т.к. поддерживают пластичность рук и равносильны настройке инструмента.
УПРАЖНЕНИЯ.
РАЗМИНКА.
1. Разминаем и растираем мышцы рук и пальцев.
2. Точечный массаж: у бровей, крыльев носа, ушей, затылочной части;
3. Дыхательная гимнастика: поворот головы в правую и левую стороны с резким вдохом и выдохом; диафрагмальное дыхание. Наклон туловища вперед – «Лыжники», звук «ШШШШ…», «Конькобежцы» с соответствующим произношением «ССС…», плаваем со звуком «Ф».
4. «Насосы» - надуваем шарик, мяч, затем он спускается.
5. Резкий выдох со звуком «Ха!».
6. Расслабление тела: вытянулись вверх, вниз расслабляем.
7. «Кактус – Ива».
8. Шея есть, шеи нет.
9. Перекат головы к правому и левому плечу, по кругу.
10. Грудь вперед и назад.
11. Таз в бок и по кругу.
12. Колени по кругу и в разные стороны.
13. Стопы: с пятки на носок, с носка на пятку, ход на внутренней и внешней стопе.
14. Разминка для рук и пальцев: круговые движения в суставах кулачками вправо и влево по одному и вместе.
15. Руки в стороны: марионетки.
16. Руки вперед перед грудью, разводим не очень резкими движениями в стороны, затем переходим в плавные движения: показываем всем солнышко.
17. Одна рука вверх, другая вниз, маховыми движениями проводим смену рук.
18. «Плывем на веслах», работают плечи поочередно и вместе.
19. В движении красим стены, пол, потолок.
20. Намазываем бутерброд.
21. «Костер» - движение восьмерок.
22. Возможны муз. импровизации: «Осенние листья» М. Глинка «Вальс фантазия»; «Город роботов» С. Прокофьев «Ромео и Джульетта»; «Факир и змеи» «Арабский танец» П. И. Чайковский.
23. Руки в стороны согнуты в локтях и направлены кисти вверх. Движения походки куклы: руки сходятся впереди и расходятся в стороны.
24. Руки остаются в том же положении: пальчиковая гимнастика поочередно сгибаем в кулак и распрямляем.
25. Соскребаем глину со стенки горшочка.
26. Растягиваем пальцы и расслабляем.
27. Винтики разными пальчиками.
28. Петушок, ёжики.
29. Замочки.
30. Мельница – веретено пальцами.
31. Ходим пальчиками по поверхности: хождение под музыку разными пальцами по поверхности и варианты с пальцами на столе и поверхности (корова, лошадь, морские животные, крабы, барракуда), паучки просыпаются.
32. Внешний и внутренний круг.
33. «Веер», закрытие и открытие ладони.
34. «Жизнь хороша и не очень».
35. Ухо – нос.
36. Игра со шмелем.
37. Руки змеи, птицы, рыбы,
38. Руки – цветы.
39. Лепим из пластилина.
40. Расслабляющие или вытягивающие заключительные упражнения.
Второй раздел.
Образные упражнения.
Каково же содержание занятий в подготовительный период? Прежде всего -это работа над правильным положением рук, развитием и «раскрепощением» рук и пальцев. Упражнения проводятся на каждом занятии, причем руководитель сначала сам их показывает перед ширмой и на ширме. Сперва он делает это без куклы, затем с куклой, а за ним повторяет вся группа. В начале обучения упражнения должны быть короткими, после каждого упражнения руки надо опускать для отдыха. Затеи упражнения становятся более продолжительными, чтобы руки привыкли работать в поднятом положении. Заканчивается тренировка комплексом упражнений.
Переходя к образным упражнениям, ребята уже достаточно владеют своими руками. В этом разделе ставится задание – при помощи рук изобразить какое-либо живое существо и придумать о нем историю, наделить его характером, походкой. Все это показывается на ширме. Ребята работают по 2-3 человека.
Эти упражнения развивают воображение, образное мышление, требуют умственной и физической активности, знакомят с законами «уровня», учат логике и правде поведения персонажа на сцене.
В работе используются как придуманные истории, так и сюжеты сказок. Определенный набор образов (от 10-15) показывает педагог, а затем ребята придумывают и фантазируют сами. Атмосфера этих занятий особенно радостная, завораживающая, т.к. фантазия ребят безгранична.
Этот раздел осваивается на первом и втором годах обучения.
Самые удачные этюды показываются на открытом уроке для родителей.
Раздел третий.
Оживление предметов.
Этот раздел вводит ребят в мир куклы. По сути своей кукла – это неживой предмет, который надо оживить. Однако от предмета куклу отличает то, что у неё есть лицо, несущее определенны характер, требующий определенной манеры движения. Предмет свободен от этих рамок. Его характер можно придумать самому.
Задача состоит не в шевелении предмета или его перемещении, а в создании персонажа, наделенного внутренней жизнью. Очень важно, чтобы ребенок понял и осознал, что чем богаче внутренний мир образа, тем интереснее и художественнее результат. Ребята работают по несколько человек (точная передача эмоционального состояния).
Предметы для работы используют самые разнообразные, как бесформенные (тряпочки, платки, шарфы, бусы), так и имеющие определенную форму (валенок, кубик, чайник, ложка, книга и т. д.)
Занятия строятся от простого к сложному:
-придумывание и создание образа,
-озвучивание его,
-придумывание и показ истории (этюдная работа по неск4олько человек)
Работа может показываться как на столе, так и на ширме, в зависимости от замысла ребенка.
В конце этого раздела устраивается просмотр наиболее удачных работ. После просмотра обязательны обсуждения работы: что могло быть лучше, на что обратить внимание. Цель обсуждений - научить ребят анализировать свою работу.
Этот раздел осваивается, начиная со 2 уровня обучения.
Четвертый раздел.
Техника кукловождения.
Научить куклу ходить – это очень важно. Чем точнее персонаж будет двигаться в соответствии с внешним обликом, характером, тем полнее и интереснее будет визуальный образ.
Актер должен четко представлять, как выглядит поза его куклы с точки зрения зрителей. Степень расхождения между задуманным и воспроизведенным движением куклы зависит не только от природных способностей и дарования, но и от технической наработки, т. е. от степени освоения техники кукловождения.
К этому разделу ребенок подходит уже достаточно наработанными, пластичными руками, с умением слушать задания педагога и выполнять их правильно и точно.
Работа в этом разделе также построена от простого к сложному. На первом году обучения ребята работают с головками. Это необходимо для удобства отслеживания правильности положения руки. Когда рука привыкнет к «стойке», ребенок простую петрушечную куклу. Далее осваивается гапитная кукла, планшетная, тростевая и т. д. к более объемным и сложным.
Освоение любой куклы идет по определенной схеме:
-выработка «стойки» относительно ширмы (пола), т.е. вертикальность положения
-работа над походкой (шаги, прыжки, бег).
-отработка взгляда,
-точность работы частей тела куклы (руки, ноги, хвосты) и т.д.
-работа с реквизитом,
- общение с партнером (посыл, отказ, оценка).
Освоив схему техники кукловождения, ребенок может смело работать с любой куклой, у него есть «ключ» подхода к кукле. Даже на последнем уровне обучения ребят, работая над новым спектаклем и беря в руки новую куклу, проходят всю схему техники кукловождения, которую осваивали на 1 и 2 уровнях обучения, с той лишь разницей, что затрачиваются на это гораздо меньше времени.
РАЗМИНКА И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЧАТОЧНЫХ КУКОЛ.
(на ширме)
Руки впереди, чтобы видны были глазу.
1. Пальчик головы: круги пальчиками в разные стороны.
2. Наклон головы.
3. Разведение рук в стороны. Исходное положение: руки куклы сложены вместе. На «раз» - руки разводятся в стороны широко. На «два» - снова складываются вместе. Если это движение делать быстро, то получается, что кукла хлопает в ладоши.
4. Поочередное разведение рук (открывается одна рука, затем другая).
5. Наклоны в сторону, вперед, назад (сгибается за счет сгибания кисти руки).
6. Поворот куклы вправо и влево. На счет «раз» - поворачивается кисть руки вправо. На счет «два» - прямо. На «три» - влево. На «четыре» - прямо.
7. Пальцы выполняют элементы гимнастики и ушу.
8. Упражнения спортивного плана (плавание).
9. Походка. Ноги куклы заменяет локоть человека. Если руки провести вперед совсем ровно, то возникает впечатление, что кукла плывет, катится, а не идет. Поэтому надо, чтобы локоть слегка делал незначительные подскоки, плавно. Для бега эти движения делают резче и чаще. Кукла должна ходить прямо, а не боком и не пятиться спиной.
10. Прыжки (акцент вниз).
11. Разговор в паре (диалог), подходят, шепчутся.
12. Посадка куклы на ширму
13. Села, легла, поднялась, встала, пошла.
14. Встали, потянулись после сна.
15. Берем надувные шары, шарик бросает, ловит, играет.
16. Теннисный шарик взял, отдал другому, передача по кругу.
17. Перебрасываем палочки, шарики друг другу.
18. Отработка персонажами их походки, повадки.
19. Мужская и женская походка, походки зверей: мыши – быстрые, юркие, движения быстры; мишка – переваливающаяся походка; лягушка – прыгает, акцент вниз; заяц – отталкивается, прыжок; ёжик – все время нюхает, движения не очень быстрые, амплитуда меньше чем у мыши; лиса – плавная.
20. Этюды: «Встреча», «Грустный мишка», «Веселый спектакль», «Лисонька – краса», «Две подружки», «Именинница», «Мама-Коза», «Цветы и колючки», «Цветы и зонтик».
РАБОТА С КУКЛОЙ НА ШИРМЕ.
1. Кукла на ширме появляется постепенно, из глубины: сначала появляется голова, затем руки и туловище.
2. Кукла может появиться из-за предмета (дерево, забор, куст), тогда рука поднимается за деревом, и кукла выходит прямо.
3. Кукла может ходить, бегать, скакать, кланяться, поворачиваться, хлопать в ладоши, закрывать лицо руками, брать различные предметы и переносить их с места на место.
4. Когда кукла берет предмет с ширмы, не надо ее всю опускать вниз, а нужно наклонить верхнюю часть туловища. Это достигается сгибанием кисти.
5. На ширме нет пола. Этот пол воображаемый. Вести куклу надо так, чтобы зрительно казалось, что кукла ходит по полу
6. На ширму надо поднять руку с куклой так, чтобы кукла была на ширме до колен (т.е. грядка должна быть в середине руки между локтем и кистью).
7. Надо обратить внимание на то, чтобы приучить руку все время находиться на нужной высоте по отношению к уровню ширмы
8. Работая с куклой на ширме, нельзя давать ей проваливаться, закидывать голову назад, ходить боком и пятиться спиной, Исполнитель должен «чувствовать пол» - удерживать куклу в спектакле на одном уровне.
9. Следует держать куклы на определенном уровне и по отношению к ширме, из-за которой их показывают. Кукла, поставленная в «плотную» к краю ширмы, должна возвышаться над ширмой примерно на две трети своей высоты. Между куклой и ширмой расстояние шириной в два пальца руки. Отводя куклу в глубину, нужно поднимать ее повыше для того, чтобы зрители могли ее видеть, так как, чем дальше кукла отведена от края ширмы, тем хуже она становится видна.
10. Когда кукла не жестикулирует и не совершает каких-либо действий, ее руки должны быть прижаты к туловищу (при этом правая ручка куклы придерживает левую).
11. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув запястье руки, на которую надета кукла, а потом уже, оперев запястье на то место, куда сажается кукла, выпрямит кисть руки. Когда сидевшая ранее кукла встает, она тоже должна сначала наклониться вперед, а потом выпрямиться и одновременно подняться до обычного уровня стоящей куклы.
12. Если у куклы есть ноги, ее можно посадить на край ширмы лицом к зрителям. В этом случае следует усадить куклу, держа ее в профиль, и постепенно поворачивать лицом к зрителям, одновременно перекидывая ее ноги через край ширмы.
13. Если у куклы нет ног, нужно сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен, поставить свободную руку кукловода, прикрыв ее одеждой куклы.
14. Куклу можно уложить спать: для этого ее надо посадить, а затем положить на бок спиной (так как глаза у неё открыты) к зрителю.
15. Кукла не должна делать бесцельных движений; лучше делать их меньше, но четко и осмысленно.
16. Куклу поворачивают в сторону того, с кем она разговаривает, а если на ширме несколько кукол, то «говорящая» кукла двигается сильнее, а остальные «слушают». Говорящая кукла должна подчеркивать важные слова движениями головы или рук, так же как это делает человек в жизни.
17. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны, иначе непонятно, какая из кукол говорит.
18. Движения куклы и текст, произносимый от ее имени, должны быть обращены к определенному предмету – к предмету или персонажу. Это достигается тем, что куклу поворачивают всем корпусом или головой в ту сторону, куда она должна смотреть. Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить ее нос в эту сторону. Это же правило надо соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят.
19. Нужно держать куклы на таком расстоянии, чтобы они не мешали друг другу.
20. Во время работы с куклой надо смотреть на свою куклу и следить за тем, что и как она делает.
21. Если на ширме одновременно находится несколько кукол, то для каждой из них определяется свое место
22. Надо использовать все игровое пространство ширмы, а не группировать персонажи в одном месте.
23. Каждая перемена места и переход куклы должны оговариваться, потому что это связано с переходом самих актеров.
24. Наиболее выгодный ракурс действующего лица -3/4 поворота к залу.
25. «Взгляд» персонажа зритель определяет по направлению носика.
26. Посыл голоса должен быть максимально направлен в зал.
27. Персонажей, участвующих в мизансцене, следует разводить по диагонали: действующие лица, постепенно опускаясь, уходят к заднику.
28. Чтобы дети-актеры запомнили всю мизансцену, необходимо пройти несколько раз свою роль без слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса
Подобранные и разработанные упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...
Арт-терапевтические упражнения в работе с семьей
1. «Семейный портрет». Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи.а. Изобразите членов семьи в виде животных или предметов.б. Изобразите членов семьи и составьте диалоги между...
Комплекс упражнений для работы с видео British food видеокурса “Window on Britain” (Richard Mac Andrew, Oxford University Press)
Основной целью данного комплекса является введение нового лексического материала по теме British food....
Питер Пэн. Сборник упражнений для работы над текстом мультфильма
Сборник упражнений для формирования аудитивных навыков...
Исследовательская работа "Народные куклы когда нас берегут"
Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид д...
«Эмоциональное развитие детей с ОВЗ через работу с куклой»
Сценарий мастер-класса по озданию куклы Кувадки...
Конспект открытого занятия «Особенности детского творчества при работе с куклами настольного театра» (для детей от 4 до 7 лет)
Цель: научить детей показывать простейшие театральные постановки при помощи персонажей настольного кукольного театра, способствовать творческому развитию и мелкой моторики.Задачи:Образовательные &nda...